Дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 361 НК РФ |
– Налогоплательщик требует пересчитать транспортный налог, ссылаясь на неправильное определение налоговым органом категории (типа) ТС
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) | 20 |
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) | |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ)
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ)
Открыть полный текст документа
О транспортном налоге
Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1. Общие положения
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” с 1 января 2003 года введена в действие глава 28 “Транспортный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом транспортный налог вводится законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге.
Исходя из мощности двигателя транспортного средства (валовой вместимости, единицы транспортного средства) организации самостоятельно определяют сумму налога по данным технических паспортов, а также свидетельства о государственной регистрации транспортного средства. Они должны уплатить транспортный налог согласно срокам, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, по месту нахождения транспортных средств.
Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления на уплату транспортного налога. Такой порядок уплаты применяется в настоящее время и по налогу на имущество физических лиц, и по земельному налогу.
Причем налоговые органы исчисляют транспортный налог согласно сведениям, представленным регистрирующими транспортные средства органами.
В данных, касающихся транспортных средств, могут допускаться ошибки, например неуказание (неправильное указание) мощности двигателя, неправильные сведения о самом налогоплательщике. Кроме того, в данных, представленных регистрирующими органами, могут ошибочно приводиться физические лица, которые не владеют транспортными средствами.
Если в налоговом уведомлении неверно отражены какие-либо характеристики транспортного средства, которые влияют на исчисленную и приведенную в налоговом уведомлении сумму транспортного налога, налогоплательщик имеет право обратиться в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств для уточнения этих характеристик и перерасчета транспортного налога. При этом физическое лицо должно представить технический паспорт на транспортное средство.
Если гражданин продал транспортное средство в течение налогового периода, то он имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что обязанность по уплате транспортного налога физическим лицом в установленные законами о транспортном налоге субъектов Российской Федерации сроки возникает при получении налогового уведомления.
2. Элементы налогообложения, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации
Законодательные органы субъектов Российской Федерации устанавливают следующие элементы обложения транспортным налогом:
– налоговые ставки в пределах, определенных ст. 361 НК РФ;
– порядок и сроки уплаты налога в соответствии со ст. 360 и 363 НК РФ.
При установлении сроков уплаты налога учитываются требования, предъявляемые ст. 57 и 58 НК РФ, на основании которых законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут согласно п. 1 ст. 58 настоящего Кодекса устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога (по окончании налогового периода разовая уплата всей суммы налога) либо определять несколько сроков внесения платежей по транспортному налогу в течение налогового периода.
3. Льготы по уплате транспортного налога, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации
Глава 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу. Закон субъекта Российской Федерации может устанавливать и не устанавливать налоговые льготы.
При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория налогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств.
Льготы по налогам, в том числе по транспортному налогу, должны иметь социальную направленность, а также носить стимулирующий характер.
Как показывает практика, льготы по транспорт-ному налогу установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами (например, орденом Мужества, орденом Славы), для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т.д.
О конкретных сроках уплаты и льготах по транспортному налогу можно узнать, ознакомившись с законом о транспортном налоге соответствующего субъекта Российской Федерации. Можно также обратиться и в налоговый орган за получением консультации. Разъяснения о льготах по налогу, а также порядке их предоставления можно получить в органах государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Уплата транспортного налога по месту нахождения транспортного средства
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Уплата транспортного налога в отношении транспортных средств, прошедших государственную регистрацию по месту нахождения обособленного подразделения организации, может производиться уполномоченным представителем организации в порядке, установленном ст. 26 НК РФ.
5. Расчет коэффициента при регистрации и снятии с регистрации транспортного средства
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ при расчете суммы транспортного налога указывается количество полных месяцев владения транспортным средством, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц учитывается как один полный месяц.
Коэффициент определяется как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем периоде, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
6. Дифференциация налоговых ставок с учетом сроков полезного использования транспортных средств
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) против ставок по налогу, предусмотренных в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата транспортного налога производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 361 НК РФ.
Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категории и срока полезного использования транспортных средств на конец налогового периода.
Например, для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно законом субъекта Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка от 1 до 25 руб. с каждой лошадиной силы. При этом ставка может быть дифференцирована:
– по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);
– по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более семи лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее семи лет).
Таким образом, порядок дифференциации ставок транспортного налога устанавливается законодательными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно и может зависеть от многих факторов.
Следует отметить, что немногие законодательные органы субъектов Российской Федерации воспользовались правом дифференциации налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортных средств.
7. Применяемые ставки транспортного налога в случае, если они не установлены законом субъекта Российской Федерации
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Таким образом, ставка налога, например по яхтам с мощностью двигателя до 100 л.с., должна быть установлена обязательно в соответствии с требованиями НК РФ и не может быть меньше 4 руб. с 1 л.с. Если законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге ставка налога для данной категории транспортных средств не установлена, что входит в противоречие со ст. 361 НК РФ, применяется средняя ставка, установленная главой 28 настоящего Кодекса, то есть 20 руб. с 1 л.с.
8. Отличие транспортного налога от налога с владельцев транспортных средств
Транспортный налог является, по своей сути, аналогом налога с владельцев транспортных средств, и порядок его исчисления практически не отличается от порядка расчета налога с владельцев транспортных средств.
Однако транспортный налог все же имеет ряд особенностей.
Физические лица самостоятельно не исчисляют транспортный налог и не уплачивают его при прохождении техосмотра. Транспортный налог исчисляется для физических лиц налоговым органом с направлением налогового уведомления об уплате транспортного налога. Физическим лицам остается только уплатить исчисленную налоговыми органами сумму налога по банковским реквизитам и в сроки, приведенные в налоговом уведомлении.
При этом налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику – физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В частности, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При неуплате плательщиком транспортного налога согласно налоговому уведомлению налоговые органы должны обращаться в суд с иском о принудительном взыскании этого налога.
Что касается объекта налогообложения, то кроме автомототранспортных средств и иной самоходной техники, являвшихся объектом обложения налогом с владельцев транспортных средств, в объект обложения транспортным налогом (из объекта обложения налогом на имущество физических лиц) перенесены водные и воздушные транспортные средства.
При этом налоговая база по транспортному налогу в отношении автомототранспортных средств определяется так же, как и по налогу с владельцев транспортных средств, то есть как мощность двигателя транспортного средства, выраженная в лошадиных силах.
9. Уплата транспортного налога в случае, если автомобиль продан по генеральной доверенности
Продажа автомобиля по доверенности не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Если автомобиль продается, то данная сделка подлежит оформлению договором купли-продажи. Если же автомобиль передан по доверенности на право владения и распоряжения, то его передача оформляется документом установленной формы.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиком является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Налогоплательщиком будет признаваться также лицо, которому транспортное средство передано по доверенности, выданной до 30 июля 2002 года. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что регистрирующие транспортные средства органы не представляют сведения о лицах, которые владеют и распоряжаются транспортными средствами по доверенности; следовательно, у налоговых органов надлежащих сведений не имеется.
Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно известить налоговые органы о передаче транспортного средства по доверенности. Конечно, в уведомлении, подаваемом в налоговый орган, должны быть точно указаны транспортное средство, о котором идет речь, а также лицо, которому оно передано.
Если факт передачи автомобиля по доверенности третьему лицу подтвердится, то это лицо и будет признано плательщиком транспортного налога.
Если от физического лица в налоговые органы не поступило уведомление о передаче транспортного средства на основании доверенности, то именно это физическое лицо признается плательщиком транспортного налога.
10. Уплата транспортного налога в случае, если срок доверенности истек или автотранспортное средство вновь передоверено третьему лицу
Согласно ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет, а при отсутствии указания о сроке доверенности она действует в течение года со дня совершения.
Поэтому плательщиком транспортного налога в случае, если срок доверенности истек и транспортное средство продолжает числиться в органах ГАИ – ГИБДД за собственником автомототранспортного средства, является этот собственник.
В соответствии со ст. 187 ГК РФ правомочия, передаваемые по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, могут передоверяться в полном объеме или частично в пределах срока действия первоначальной доверенности.
Поэтому в случае, если срок действия доверенности истек, налогоплательщиком будет являться собственник автомототранспортного средства.
11. Уплата транспортного налога в случае, если автомобиль эксплуатируется несколько месяцев или фактически не эксплуатируется по причине износа
В течение периода, пока транспортное средство включено в государственный реестр о регистрации транспортных средств, оно является объектом обложения транспортным налогом.
Если зарегистрированный в органах ГАИ – ГИБДД автомобиль эксплуатируется несколько месяцев, транспортный налог исчисляется в общеустановленном порядке за весь налоговый период.
Если автомобиль не эксплуатируется (не участвует в дорожном движении) по причине износа или нахождения в ремонте либо по другим причинам, то гражданин может его утилизировать и, следовательно, снять с государственной регистрации.