Дидактические игры чем полезно а чем нет описание
Подготовила старший воспитатель МДОУ №15
Романычева Татьяна Владимировна
Общеизвестен факт, что игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, растения, животных. В игре малыш также развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Вся система дошкольного воспитания предъявляет к дидактическим играм большие требования. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Именно оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено, прежде всего, на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению детьми необходимыми компетенциями.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки являются результатом игры и воспринимаются детьми как достижение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.
Игровой замысел, содержание игры, действия, правила – взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делают игру невозможной.
Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.
Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные во время организованной образовательной деятельности.
В настоящее время, когда игра официально, на государственном уровне, признана ведущим видом деятельности ребёнка – дошкольника, перед нами стоит задача организации всего образовательного процесса через игровую деятельность. В этой связи вопрос о дидактической игре становится очень актуальным.
Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети имеют дело со знакомыми игрушками, но игра обязывает дать описание игрушки, а для этого ребёнок должен внимательно её рассмотреть. Или: детям уже известны признаки разных времён года, но в дидактической игре «Когда это бывает?» от детей требуется умение классифицировать те или иные явления по временам года, то есть обобщить конкретные явления и определить обобщающим понятием – «весна», «лето», «зима», «осень».
В процессе дидактических игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создаёт благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.
Дидактические игры также способствуют формированию у детей психических качеств, таких как внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Они приучают детей применять имеющиеся у них знания в различных игровых и жизненных ситуациях, активизируют разнообразные умственные процессы. Ну и, кроме всего прочего, доставляют большую эмоциональную радость детям.
Игра вообще и, в частности, дидактическая игра незаменима как средство правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок учится проявлять чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Поэтому игра является прекрасным средством коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребёнок. А это даёт возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями остальных участников игры, помогать товарищу в его затруднениях. В ходе игры всегда имеется возможность добиваться проявления инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Однако, эти качества личности не воспитываются в ребёнке сами по себе. Их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая чётко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребёнка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того, чтобы игра действительно служила воспитательным целям. Дети должны хорошо знать правила игры и точно им следовать. А научить их этому должен, конечно, воспитатель. Особенно важно делать это с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети научатся действовать в соответствии с правилами и у них сформируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Из опыта руководства дидактической игрой
Руководство игрой требует большого педагогического мастерства и такта, потому что, решая в игре и через игру ряд задач, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их. В руководстве дидактическими играми центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель.
Планируя работу с детьми, воспитатель должен предусмотреть и те дидактические игры, которые он применит в образовательной деятельности, и те игры, которые проводятся в часы досуга. Важно также продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занимательных дел, другими приёмами воспитания и обучения детей.
Отобрав игры, соответствующие программному содержанию, воспитатель должен чётко представить себе, каких результатов он хочет добиться средствами дидактической игры, потому что от этого зачастую зависит оформление замысла игры, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. Например, в игре для малышей «Кто как кричит» может стоять задача выяснить, знают ли дети голоса животных. Её содержание является интересным поводом узнать больше о животных. Игра в этом случае используется воспитателем в целях возбуждения интереса детей. Но воспитатель может поставить и другую задачу – проверить, как дети усвоили голоса животных и различают ли они животных по голосу. Эта же игра, но новая задача придаёт ей новый смысл, делает игру новой и интересной для детей. Таким образом, можно проводить одну и ту же игру в разных вариантах.
Определив основные задачи и программное содержание, воспитатель придаёт игре игровой замысел, намечает игровые действия, то есть делает игру игрой. Через игровой замысел вызывается активный интерес детей к игре, личное отношение к ней каждого ребёнка. Как только у детей возникает личная заинтересованность, появляется и активность, и творческие мысли, и действия, и переживания – все те проявления, без которых невозможна игра, как специфическая деятельность.
Маленьких детей влечёт само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слова, и, поэтому, целесообразнее объяснение правил объединять с показом действия – «пробным ходом». Правила игры не сообщаются малышам все сразу, они чередуются с действиями детей, и воспитатель продумывает их последовательность.
Правила игры для старших детей будут носить уже более обобщённый характер, но и они должны быть чётко сформулированы, и ясно раскрывать заключённое в них содержание.
Если в младшей группе правило непосредственно связано с показом действия, то для старших детей это необязательно, потому что дети уже способны запомнить правило и перспективно представить его роль в игре. Дети старшего возраста способны к торможению непосредственного интереса, поэтому им можно одновременно сообщать ряд взаимно связанных правил. Если в младшей группе одно правило регулирует поведение и способ действия всех детей, то в старших группах в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Например, в играх типа «загадок», одни правила для детей, загадывающих загадки, и другие – для детей, отгадывающих их, но и то, и другое, вместе взятое, организует поведение всех детей в игре.
По содержанию наиболее частыми в дидактических играх являются правила, обязывающие детей:
- Действовать по очереди;
- Отвечать, когда спрашивают;
- Слушать товарища;
- Не мешать другим в игре;
- Выполнять правила;
- Честно признавать ошибки и др.
При проведении дидактических игр педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую; застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению и т.д., тем самым развивая его речь.
Чтобы выполнять это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других. В ходе игры, которая разворачивается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а, между тем, он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре.
Руководство в ходе игры должно быть направляющим. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания игры, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими.
Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть.
Уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры, очень важны образность и краткость речи воспитателя, не скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.
Сообщая правила игры, он формулирует их кратко, отчётливо и живо. Воспитатель проводит «пробный ход», то есть показывает, как играть. В играх со старшими детьми, когда они имеют элемент соревнования, можно предложить кому-нибудь из детей повторить правила, чтобы недостаточная чёткость их усвоения не повлияла на ход и результат игры.
Итак, абсолютно очевидно, что дидактическая игра очень значима:
- Выполняет важную роль в умственном воспитании ребёнка – дошкольника;
- Формирование знаний в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого;
- В дидактической игре есть возможность использования различных методов и приёмов:
- игровых – сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования и т.д.;
- словесных – беседы для уточнения знаний, объяснение правил игры, анализ деятельности ит.д.;
- наглядных – использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного окружения, показ игровых действий и т.д.
Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использование игр различной вариативности.
Оксана Мелина
Дидактические игры и их значение в жизни детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42 «Чайка»
«Дидактические игры и их значение в жизни детей»
Подготовил: воспитатель
гр. № 1 Мелина. О. Г
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача воспитателя построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
.
В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Участие детей дошкольного возраста в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы.
Понятие дидактической игры
Игра- это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
Обязательным компонентом игры являются и ее правила. благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача.
Список использованных источников:
1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по ИЗО: 1-4 классах / М. А. Абрамова. – М.: Гуманистическое издательство центр ВЛАДОС, 2003.-128с.
2. Адарченко, Л. Н. Дидактика в схемах и понятиях / Л. Н. Адарченко, Л. Н. Городецкая.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005— 2-е изд. – 49 с.
3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / – А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1979.
Доклад
«Польза дидактических игр в дошкольных учреждениях»
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников?(структура дидактической игры).
Структура дидактических игр содержит тризадачи. Первая задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Третья задача игровые действия – методы проявления активности ребёнка.
Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Это структура дидактической игры.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр.
Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда и т.д.).
Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» — дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и
обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активизация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо соблюдать структуру дидактической игры.
На основании всего изложенного, хочу пояснить, как можно из созданных вами дидактических игр, изменять задачу и цель игры, а значит и обучение можно использовать по 5 областям.
На примере 3 дидактических игр, как это можно сделать.
Теперь понятно, что дидактическая игра – это не подвижная игра и не пальчиковая гимнастика. Важно понять, что иллюстрации, которые есть в каждой группе это ещё не дидактика. Я предлагаю рассмотреть игры , где используются карточки. В играх с карточками, обращайте внимание на то, что бы карточки были одного формата, для того, чтобы не рассеивать внимание детей. Прочитав детям сказку В.П.Катаева «Светик- семицветик», можно создать дидактическую игру, которая так и будет называться «Светик – семицветик». Вырезайте из цветного картона все 7 листков и отдельно серединку. Вложите вашу игру в конверт и обязательно укажите её название, цель игры и ход игры. Начинай те играть в эту игру с младшего возраста, постепенно усложняя игру. В эту игру могут быть задействованы все дети например, на занятии, когда вы изучаете цвета, счёт, счёт на разных языках, запоминаете с помощью игры цвета, дни недели ( например: красный – понедельник, жёлтый – вторник и.т.д). Затем учите детей фантазировать, используя слова: «Лети, лети лепесток ….». Можно эту игру использовать, как сюрпризный момент. В этой игре закрепляется сразу несколько областей –познание, коммуникация, творчество, социум. Развивая свою фантазию и детей, в эту игру можно играть до бесконечности.
Точно также создайте игру «Кто, как кричит?». Подберите цветные иллюстрации одного формата. Важно понять, что игра называется «Кто, как кричит» – не мычит, не рычит, не квакает. Значит нужно подобрать соответственно карточки.
Сложили их в конверт и указали также цель, ход, действия игры. Ваша игра готова теперь с каждым возрастом её усложняйте. Кто изображён, как кричит, строение тела, сколько всего? Ребенок смотрит на карточку и узнает, что изображено и издаёт звук, другие дети отгадывают.
В старшем возрасте дети сами описывают, что изображено, другие по описанию узнают изображенное, если дети затрудняются ответить, то ребёнок голосом даёт подсказку ( например – изображён петух ку-ка-ри-ку).
Эта игра тоже может стать многогранной. Используйте ее на развитии речи, на художественной литературе, на ознакомлении с окружающим мире.
Третья игра для детей от 4-6 лет. Сделайте карточки на пол листа А4, Нанесите трафарет цифр от 1-10, не повторяясь в разбросанном виде по карточке. Дети быстро в играх запоминают цифры и счет. Всегда эту игру можно создать в наших условиях. Так же эту игру можно использовать не только по математике. В свободное время закрепляя те счет, просто просите найти нужную цифру. Развивая моторику рук, зарисовывай те нужную цифру, развивая внимание, закрепляя цвет. Создайте такие карточки в цветном виде, а для закрепления их можно отксерить и заинтересовать детей. Например – найди и закрась цифру 5 синим цветом. Вопрос – сколько цифр на твоей карточке? И т.д.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.
Спасибо за внимание, буду рада, если эта информация кому-то стала интересной и полезной. Создавайте дидактические игры, они помогают детям быстрей развиваться.