Дидактическая игра полезная и вредная еда для средней группы
Елена Гузикова
Конспект НОД в средней группе «Полезные и вредные продукты»
Цель.
Формирование представлений о здоровой и вредной пище.
Задачи.
Продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами.
Формировать представления о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, сухой и острой пище.
воспитывать потребность в употреблении свежих фруктов и овощей.
Воспитывать стремление помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Развивать активность детей в играх.
Предварительная работа.
Рассматривание картинок, альбомов о вкусной и здоровой пище.
Наблюдение за ежедневным меню в детском саду.
Экскурсия на пищеблок детского сада, наблюдение за приготовлением блюд для воспитанников детского сада.
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Оборудование и материалы.
Экран
Посылка с продуктами (кола, чипсы, кириешки, леденцы)
Картинки полезных и вредных продуктов.
Клеёнки, кисточки, клей, ножницы, заготовки для витаминов
Методы и приёмы.
Игровая ситуация
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» с использованием ИКТ
Использование мнемодорожек
Музыкальные заставки
Ход развивающей образовательной ситуации.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, сказали им слово «Здравствуйте». Что это значит?
– Правильно, вы пожелали здоровья. Что такое здоровье? (ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, почему я спросила у вас о здоровье?
– Здоровье – это самое дорогое, что есть у нас.
-А вчера я получила смс сообщение от нашего друга Незнайки, в котором он пишет, что в его Цветочной стране многие человечки заболели, жалуются на боли в животе. Как вы думаете почему у них болят животы? Что случилось?
-Да, они ели вредные продукты. Я попросила Незнайку выслать нам в детский сад посылку с теми продуктами, которые они очень часто едят. И эту посылку мы ждём с минуты на минуту.
(Раздаётся стук в дверь, почтальон приносить посылку, воспитатель и дети смотрят,что там находится: чипсы, кола, кириешки, конфеты-леденцы и т. д.)
-Ребята, вы видите, какую еду чаще всего едят цветочные человечки. Как можно её назвать? Правильно, это вредная пища.
-Ребята, а почему эта пища вредная?
-Правильно, в данных продуктах много вредных добавок: соль, перец, консерванты и другие вредные вещества, которые раздражают желудок и вызывают боль. Поэтому и заболели наши друзья.
-А как вы думаете, как мы можем помочь человечкам? (ответы детей)
-Да, мы можем им помочь- отправить посылку с полезными продуктами.
А какие полезные продукты вы знаете? (каша, суп, молоко, кефир, сыр, рыба, сухофрукты, орешки, мёд)
-Ребята, а вы знаете, что раньше люди кушали только здоровую полезную пищу и сочинили пословицы и поговорки о полезных продуктах.
-Щи да каша пища наша (воспитатель показывает мнемодорожку)
-Хорош пирожок – внутри творожок
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Полезные и вредные продукты» -если на экране полезный продукт – мы встаём и хлопаем в ладоши, если вредный, мы садимся на корточки и держимся за животики, как будто они у нас болят)
На экране появляются картинки, проводится игра.
(Воспитатель и дети подходят к стенду, где находятся картинки с полезными и вредными продуктами, дети собирают посылку с полезными продуктами.
Воспитатель. Ребята, а я предлагаю послать человечкам ещё и гостинцы-витамины. Что такое витамины? (ответы детей, витамины это такие полезные вещества, которые необходимы для здоровья человека. Наполним пустую бутылочку витаминами и пошлём человечкам.
Проводится коллективная аппликация. Бутылочку с витаминами ребята кладут в коробку.
Воспитатель. Итак, ребята, наша посылка готова мы отнесём её на почту и отправим в Цветочную страну, чтобы друзья Незнайки больше не болели.
Воспитатель.
Что вам больше всего понравилось сегодня?
Какие новые пословицы и поговорки узнали сегодня?
Как мы помогали человечкам?
Дидактическая игра
«Вредно и полезно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Предварительная работа: В ООД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т.п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни.
Перед началом игры в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.
1 вариант- для средней группы
Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном – ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.
Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .
2 вариант- для старшей группы
а) Условия те же, что и в младшей группе, но педагог не показывает картинки ,а называет продукт или действие.
б) Дети свободно располагаются в игровой (или на площадке). Когда воспитатель называет полезный продукт (или действие ) дети шагают, хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А когда вредный – останавливаются, отрицательно качают головой и говорят «Нет, нет, нет!». Игра заканчивается положительным примером.
3 вариант – для подготовительной группы
а) Условия, как и в предыдущих группах, но в руках у детей карточки красного и зеленого цвета (форма карточки – любая). Воспитатель показывает картинку (или называет продукт, действие). Положительный вариант- дети поднимают зеленые карточки, отрицательный- красные.
б) Дети располагаются в игровой на ковре (или на площадке) . В руках у них карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться – ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и показывает картинку с изображением продукта или действия. С окончанием музыки дети останавливаются и, в зависимости от варианта картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!» или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!».Более сложный вариант –когда воспитатель не показывает картинки, а называет продукт или действие человека. В игре используется 5-7 пар вариантов карточек или названий.
МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»
Дидактическое пособие
«Полезные и вредные продукты»
Воспитатель Черненькая Е.Э.
МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»
2015 год
Введение
«Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
(В.А.Сухомлинский)
Одним из направлений развития детей в ДОУ является образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста включает в себя становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В том числе представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.
В результате наблюдения за детьми выявлено, что у детей недостаточно сформированы представления об опасности вредных привычек, об опасных ситуациях, о вредных и полезных продуктах, которые влияют на здоровье, а также о сохранении здоровья, как ценности каждого человека. Дошкольники не могут аргументировать «Почему нельзя, а почему можно?» (45% – низкий уровень представлений, 45% – средний,10% – высокий).
Поэтому возникла проблема – как формировать понятие у детей о здоровом образе жизни. Одним из методов решения проблемы может стать игровое дидактическое пособие, которое обеспечит формирование у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище, как одной из составляющих ЗОЖ. Это игровое дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты». Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Цель которого: Формирование у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище.
Это дидактическое пособие способствует развитию познавательного интереса детей, формированию представлений о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, чипсов, конфет для здоровья человека, воспитанию потребности в употреблении свежих фруктов и овощей, закреплению классификации овощей и фруктов, развитию связной речи и мышления дошкольников, обучению детей отвечать полным предложением, обосновывая свой ответ.
Критерии оценки эффективности дидактического пособия «Полезные и вредные продукты»:
1. Повышение интереса детей к окружающему миру.
2. Становление у детей ценностей здорового образа жизни (представления о пользе и вреде продуктов), в том числе стремление к здоровой пище.
3. Сформированность причинно-следственных связей о потреблении вредной пищи.
4. Развитие связной речи детей.
Методика использования дидактического пособия «Полезные и вредные продукты»
Использование пособия «Полезные и вредные продукты» возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:
1. Продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами.
2. Формировать представления о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, чипсов, конфет для здоровья человека.
3. Воспитывать потребность в употреблении свежих фруктов и овощей.
4. Закреплять классификацию овощей и фруктов.
5. Развивать речь и мышление дошкольников, учить отвечать полным предложением, обосновывать свой ответ.
Развитие детей происходит успешно при условии постоянного общения и корректирования недостатков, используя дидактические игры, которые решают определенные задачи по становлению у детей ценностей здорового образа жизни. Постепенно дети усваивают правила использования дидактического пособия в совместной деятельности. Работа по проблеме формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста основывается на взаимодействии взрослого и детей.
Пособие предназначено для детей 4-6 лет.
Пособием может пользоваться воспитатель, родитель.
Дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты» представляет собой пластмассовую коробку в виде корзинки с двумя отсеками для расположения предметных картинок – изображения полезных и вредных продуктов питания. Дизайнерское оформление делает пособие привлекательным для детей. Пособие является безопасным для использования, а также хорошо транспортабельным, так как при перемещении коробка закрывается и ничего не теряется.
Пособие включает в себя:
1. Корзинка.
2. Предметные картинки – изображения полезных и вредных продуктов питания.
3. Картотека игр.
Пособие может использоваться:
· В совместной деятельности детей
· В ходе режимных моментов
· Индивидуально и подгруппами
· Включение в НОД
· Игровое пособие может быть использовано в занятиях по здоровьюсбережению, в занятиях по развитию речи, в занятиях познавательного цикла при изучении темы «Овощи и фрукты».
Описание работы по предложенному материалу:
Варианты заданий:
1. «Найди вредный продукт». Воспитатель предлагает детям найти вредный продукт и обобщить оставшиеся продукты (полезные потому, что…).
Цель: Формировать представление о полезности натуральных продуктов. Развивать связную речь детей.
2. «Найди полезный продукт». Воспитатель предлагает детям найти полезный продукт и обобщить оставшиеся продукты (вредные потому, что…).
Цель: Формировать представление о вреде чипсов, сладостях, газированных напитков. Развивать связную речь детей.
3. «Загадки». Воспитатель загадывает детям загадки в заданной последовательности.
Цель: развивать логическое мышление, память. Формировать представление о полезных овощах и фруктах для здоровья человека.
1.Он совсем-совсем зеленый И овальный, удлиненный. Помидора верный брат, Тоже просится в салат. Догадался? Молодец! Ну, конечно … (огурец) | 2. Красна девица Росла в темнице, Люди в руки брали, Косы срывали. (морковь) |
3. Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа … (груша) | 4. Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (горох) |
5. Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (помидор) | 6. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки – Собираем огоньки.(земляника) |
7. Он зеленый и большой Я полью его водой Как огромный карапуз Скоро вырастет ……… (арбуз) | 8. Этот вкусный жёлтый плод К нам из Африки плывёт, Обезьянам в зоопарке Пищу круглый год даёт. (банан) |
9. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (лук) | |
11. Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (капуста) | 10. Он оранжевого цвета И зимой, и тёплым летом. Очень много витаминов В этом круглом… (апельсин) |
4. «Собери фрукты в корзинку». Воспитатель предлагает детям сложить все фрукты в корзинку. Ребенок складывает все фрукты в корзинку.
5. «Собери в свою корзинку». Играет один ребенок или трое детей, по очереди перемещая по 1 предмету в нужную корзинку. В каждую корзинку собираются продукты одного вида. Тематику корзинок (овощи, фрукты, молочные и мясные продукты) может задать воспитатель, а могут сами дети. После разбора продуктов дети называют обобщающие слова и мотивируют свой выбор. Остальные участники (при групповой форме игры) проверяют и помогают игрокам.
Трудности в использовании игрового дидактического пособия могут быть:
– Низкая мотивация детей
– Ребенок затрудняется в ответе на вопрос воспитателя, потому что недостаточно развита речь
Заключение.
Дидактическое пособие «Полезные и вредные продукты» помогает ребенку не только в физическом, познавательном развитии, но и в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит понимание полезности и вредности продуктов питания, развиваются память, логическое мышление. Дети совершенствуют навыки обоснования своего ответа.
В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к потребляемой пищи, предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах.
В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить другим воспитателем для организации образовательной деятельности.
Также возможно пополнение дидактического пособия предметными картинками на определенную тему («вредные привычки») в старшем дошкольном возрасте.
Список используемой литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты к ООП ДОУ.
2. Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика-синтез», 2006
3. https://mirsovetov.ru/a/medicine/nutrition/useful-produce.html
Дидактическая игра «Полезно-вредно», предназначенная для занятий в детском саду, пропагандирует здоровый образ жизни, правильное питание. Дети узнают, какие продукты приносят пользу и вред организму, учатся их различать. Существует несколько вариантов игры для разных возрастных групп дошкольников.
Цели и задачи
Цель дидактической игры «Полезно-вредно» – привитие здорового образа жизни, стремления правильно питаться.
Задачи:
- пропаганда ЗОЖ;
- воспитание стремления питаться здоровой пищей;
- формирование интереса к собственному здоровью;
- расширение знаний и обогащение индивидуального словаря по теме «Полезное и вредное питание»;
- расширение кругозора, воспитание любознательности, коммуникабельности;
- улучшение памяти, концентрации внимания, слухового и зрительного восприятия информации, физической реакции.
Варианты игры
В детских садах педагоги беседуют с воспитанниками о здоровье человека, полезной и вредной еде, правилах здорового питания. Воспитатель задает вопрос: «Что такое здоровье?». Дети отвечают.
В процессе беседы о здоровом образе жизни рекомендуется использовать иллюстративный материал, показывать диафильмы.
Педагог рассказывает о трех правилах здоровья: правильном рационе, поддержании чистоты, соблюдении режима дня. Дети беседуют о вредных и полезных привычках. Выясняют, что необходимо соблюдать гигиену: мыть лицо, руки и тело, очищать и обрезать ногти, дважды в день чистить зубы. А также заниматься физкультурой, закаляться, кушать больше каш, овощей и фруктов, улыбаться, делиться с окружающими хорошим настроением.
Вариант 1
Игра предназначена для средней группы детсадовцев. Подготовьте 5-6 картинок, изображающих полезные действия и продукты (например, «Мальчик моет руки», «Овощной салат», «Дети играют в футбол во дворе»), и столько же карточек с изображением вредного (к примеру, «Девочка с грязным лицом», «Сладкая газировка», «Мальчик сидит за компьютером допоздна»).
Дети садятся в ряд. Покажите карточку, при необходимости объясните, что на ней нарисовано. Если на картинке нечто полезное, воспитанники, хлопнув в ладошки, говорят: «Да!». Если вредное, то, топнув ногой, произносят: «Нет!».
Сначала чередуйте положительные и отрицательные изображения, затем усложните, начните показывать картинки вразнобой.
Последней показанной картинкой обязательно должна быть положительная.
Вариант 2
Игра предназначена для воспитанников старшей группы.
Задание аналогичное предыдущему, только не используется иллюстративный материал. Не показывайте картинки, а рассказывайте о продукте либо действии. А дети должны в ответ крикнуть «Да!» или «Нет!». Они могут не сидеть на стульчиках, а, например, водить хоровод, попутно пытаясь воспринять и проанализировать информацию на слух.
Игру, как в предыдущем случае, непременно завершите положительным примером.
Вариант 3
Игра подходит для подготовительной группы детсадовцев. Задание такое же, как в предыдущих случаях, но детям необходимо раздать по красному (отрицательному) и зеленому (положительному) кружочку.
Воспитанники становятся на площадке, держа в руках сигнальные кружочки. Под музыку начинают совершать любые движения: шагать, танцевать, подпрыгивать. Когда музыка закончится, поднимите картинку (либо при более сложном варианте расскажите о продукте или действии). Дети должны показать соответствующий кружок, сказав «это полезно» или «это вредно».
Вариант 4
Для дидактической игры «Полезные и вредные продукты» необходимо сделать два игровых сектора с ячейками для карточек: один изображает крепкий и чистый зуб, второй – больной, с дырками. Также нужно изготовить карточки, изображающие пищу, которую можно и нельзя включать в рацион, чтобы зубы были здоровыми.
Чтобы привить стремление заботиться о зубах, научить правильно их чистить, также можно использовать дидактическую игру «Зубы».
Разложите на столе игровой материал. Воспитанники должны правильно распределить карточки по ячейкам: полезные продукты положить в сектор здорового зуба, вредные – в сектор больного. При этом объяснить свое решение.