Диалог на тему что полезного можно почерпнуть на уроках русского языка

Диалог на тему что полезного можно почерпнуть на уроках русского языка thumbnail

Мастер-класс

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

Статья

 «Технология проблемного диалога на уроках русского языка и литературы»

Подготовила

Кутырева А.И.,

учитель русского языка и литературы

Введение

                                                                        Только в диалоге развивается способность

                                                                      мыслить. В беседе, спрашивании создаются

                                                                    условия для взаимодействия понимающих  сознаний.

                                                                                                                      М. М. Бахтин

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами, так как конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном, разностороннем раскрытии его возможностей.

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

  • мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
  • создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для                                возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
  • создавать среду для развития мыслительных способностей;
  • строить процесс обучения на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
  • обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
  • проектируется  с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется  перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. 

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.

                   В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог  – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

Читайте также:  Журнал мурзилка полезное лакомство 4 автор а семенова 2001 год

3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.  

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

  • ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
  • учебный диалог ограничен во времени;
  • если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
  • учебный диалог требует полных ответов;
  • учебный диалог требует предварительной подготовки, определенной базы знаний.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. 

На этапе введения знаний ученики должны поставить проблему и наметить пути ее решения, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать, обобщить финальную концепцию, к которой подводил диалог с учителем, и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему, таблицу или сочинить небольшое стихотворение).

Формы продуктивного задания при этом могут быть различными.

  1. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

● Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

● Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

● Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

● Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

  1. Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно
  1. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

  1. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

Результаты применения технологии

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия, которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад.

Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи. Что касается традиционной методики обучения, то познавательные умения здесь формируются существенно хуже, коммуникативные – слабо, а регулятивные не развиваются вообще.

Читайте также:  Чем полезна массажная щетка для волос

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,

ценностей. Позиция активного деятеля, а не стороннего созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Литература для подготовки:

  1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.
  2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.
  3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283.
  4. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач. школе (3–4-й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.
  5. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева // Методист. – 2010. – № 4. – С. 61-67.

Источник

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №25 Гвозденко Ирина Владимировна

Проблемный диалог на уроках русского языка.

Проблемно-диалогическая технология на уроках русского языка позволяет организовать продуктивную деятельность учащихся, близкую к творческой деятельности, даже исследовательской. Ведь, по сути, она направлена на поиск решения проблемы, возникшей на уроке.

Слайд 2.

Цель проблемно-диалогической технологии: научить самостоятельно решать проблемы, открывать знания вместе с детьми. Проблемно-диалогический урок в отличии от традиционного начинается с постановки проблемы, далее с поиска и нахождения решения, в результате создание продукта.

Проблемный диалог очень эффективен. Прежде всего, он обеспечивает высокую активность детей на уроке. Ведь ставя проблемный вопрос, мы побуждаем детей думать, высказывать собственное мнение. Проблемный диалог на уроке складывается из проблемных ситуаций.

Слайд 3.Приемы создания проблемной ситуации.

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

с затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание , не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание ученика не выполнено.

Приемы создания проблемной ситуации хорошо видны в таблице, раскрываемой автором технологии проблемного диалога Е. Л. Мельниковой.

По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Эмоциональное переживание возникает у учеников при столкновении с противоречием. Во второй колонке показывается, какие противоречия вызывают чувства удивления, а какие – затруднения учеников. В третьей колонке расписаны приемы создания проблемной ситуации.

Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1 и 4 идут в ход несколько реже.

Проблемная ситуация создалась. Затем находим выход из нее с помощью побуждающего диалога.

Слайд 4. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

На шаге формулирования учебной проблемы учитель выбирает ту стимулирующую фразу, которая больше подходит.

Посмотрим, как учитель использует побуждающий диалог на уроке русского языка по теме «Сложные слова».

Слайд 5 – 14.Урок русского языка по теме: «Сложные слова»

– Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

– Два разных мнения (осознание противоречия).

– Кто прав? Сколько корней в слове «снегопад». (Учебная проблема как вопрос)

Читайте также:  Хурма для полезные свойства и противопоказания

– Давайте попробуем найти ответ на вопрос. Что обозначает это слово?

– Падает снег.

– Запишите «снег падает».

(Записывают)

– Подберите и запишите однокоренные слова к слову «снег». Выделите корень.

(Подбирают, выделяют).

– Подберите однокоренные слова к слову «падает». Выделите в них корень.

(Подбирают, выделяют).

– Если корни снег- и пад – в слове «снегопад»?

– Да, есть.

– Так сколько же корней в слове «снегопад»?

– Два корня.

– Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

– Сложными называются слова с двумя корнями. (Открытие нового знания)

– Значит, какую новую тему мы изучили?

– Сложные слова. (Формулировка темы)

– А теперь придумайте схему сложного слова (задание на опорный сигнал).

(Ученик фиксирует на доске схему)

  • Хочу прочитать стихотворение, которое поможет вам запомнить, что такое сложные слова:

Если сложишь корня два,

Будут сложные слова.

А теперь посмотрим, как учитель использует подводящий диалог на уроках русского языка.

Слайд 15. Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных».

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученики

Подводящий к теме диалог

– Посмотрите на два столбика слов на доске.

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

– Что заметили общего?

– В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

– В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

– Значит, какая сегодня будет тема урока

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Сказка. (Слайд 16)

Заспорили как – то слова «ночь» и «ключ», какое из них написано правильно. Слово «ночь» кричит: «Я! После шипящих на конце существительных нужен мягкий знак!». Слово «ключ» кипятится: «Нет, я! После шипящих на конце существительных не нужен мягкий знак!»

– Ребята! Давайте разрешим спор и разберем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формирование темы урока учениками.

Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»).

Слайд 17.Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученик

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

Слайд 18.Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация изученного материала.

– Прочитайте слова на доске?

– Соль, Анна, майка, объявил

– Объясните орфограммы

Объясняют

– Что это? (читает загадку о березе)

– Это береза!

– Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись)

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

– Что же мне делать, ребята?

– Надо перенести.

– А что значит перенести?

– Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

– Какой знак нам нужен?

– Знак переноса.

Задание на новый материал

– Помоги мне перенести слово «береза». (Работаем в парах)

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания

– Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне)

Видят варианты:

бер-еза бере-за

бе – реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

– Задание было одно?

– Да.

-А выполнили его как?

– Мы выполнили по – разному. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?

Как переносятся слова.

Тема

– Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

Слайд 19. Урок русского языка по теме: «Безударные гласные в приставках»

запись записал

досыта доделал

надпись надписал

повесть повествование

– Что общего между приставками под ударением и без ударения?

– Гласные в приставках под ударением и без ударения одни и те же.

– В каких приставках пишется гласная О?

– До -, по-.

– В каких приставках пишется гласная А?

– За-, над-.

– Сделайте вывод о правописании безударных гласных в приставках.

Формулирует правило (открытие нового знания)

– Сверьте ваш вывод с учебником.

– Все верно. Но в правиле перечислено больше приставок.

Проблемное обучение:

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

  • способствует развитию познавательной активности;

  • осознанности знаний;

  • предупреждает появление формализма, бездумности;

  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;

  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru.

Источник