Дети сочиняют сказки для детей полезно

Наталья Ивановна Суханова
Сказки сочиняют дети

Сказки – прекрасное средство воспитания детей. Мудрость народных сказок и художественное слово писателей глубоко проникают в нежную душу ребенка и дают там великолепные ростки любви, добра, красоты. Сказки не учат плохому. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

В старшем дошкольном возрасте многие ребята проявляют интерес к сочинительству сказок. Это прекрасное упражнение для развития фантазии и творческого воображения, которые столь важны для общего развития ребенка. Основой для собственных волшебных историй являются народные и литературные сказки.

Когда ребенок сочиняет сказку, это должно быть осмысленно, он должен понимать, для чего и зачем ее рассказывает. Ведь правильная детская сказка должна не только развлекать, но и учить ребенка чему-то доброму и хорошему.

Эти сказки придумали дети подготовительной к школе группы.

Осенний единорог

(сказка)

Жил-был единорог. Он был золотистого цвета и жил в осеннем лесу. Единорог очень любил поваляться в разноцветных листьях и обожал есть грибы. Однажды в лесу случился пожар, единорогу пришлось покинуть родной лес и искать новый. Долго он блуждал по земле. Наконец-то он услышал от ласточки, что есть добрый, волшебный лес сказок и там живет лесник, который очень любит животных, цветы, деревья. Единорог побрел в поисках этого чудесного леса. И вот, в один прекрасный день единорог вошел в этот лес и увидел маленькую избушку. Из нее вышел лесник со своими друзьями – лесными жителями.

– Откуда ты взялся и кто ты такой? – спросил лесник.

Единорог все объяснил: кто он такой и что с ним случилось.

– Я, наверное, не смогу жить в вашем лесу, он весь зеленый. А мой лес – разноцветный, осенний, – сказал печально единорог.

– Не беспокойся. Ты сможешь жить в нашем лесу. Посмотри сколько вокруг тебя друзей. Ты знаешь, ведь наш лес бывает и белый, и зеленый, и желтый. Он разноцветный, потому что к нам приходят в гости все времена года. Ты родился осенью и привык жить только в осеннем лесу. А лес красивый во все времена года. Скоро наступит осень, и ты увидишь наш лес в разных красках, – объяснил лесник.

– Спасибо, что вы мне все рассказали и помогли, вы такие добрые,- радостно воскликнул единорог.

И наш осенний единорог остался жить навсегда в этом волшебном лесу.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Придумали эту сказку: Семен О.,

Тимоша К., Степа С.,

Полина Г. и Владик Г.

Волшебные листья

(сказка)

Жили-были три брата в маленькой деревне. У них очень болела мама. Они не знали, как ей помочь. Однажды мимо их деревни проходил старичок. Он узнал об их горе и сказал, что надо собрать по одному осеннему листочку от всех деревьев на земле и сделать отвар.

И пошли братья в поисках листьев. Мама их ждала с надеждой и очень волновалась.

Старший брат пошел в березовую рощу, потому что она была рядом. Средний – в дубовый лес, он был возле соседней деревни. А младший брат пошел по свету искать такой лес, где росли бы разные деревья.

Старший сын вернулся к вечеру и принес только березовые листья. Средний сын вернулся ночью, в руках он держал только дубовые листья. А младшего сына не было очень долго.

Он шел несколько дней и ночей, пока ему на пути не встретилась старушка. Это была фея Осени. На плече у нее сидела маленькая птичка. Младший брат поклонился ей и рассказал о своем горе. Фея Осени его сразу узнала, потому что видела его на огороде, как он работал и помогал маме. А старшие братья в это время играли и веселились.

Фея Осени решила ему помочь и попросила птичку отвести мальчика в осенний лес, где растут разные деревья: клены, ели, тополя, березы, осины и другие.

Младший брат собрал много – много разных осенних листьев и принес их домой. Он сделал отвар и напоил маму. Она сразу же стала здоровой и поблагодарила младшего сына. А старший и средний брат стояли в стороне с опущенными головами.

Придумали эту сказку: Руслан Ч,

Диана В., Катя К., Никита Б.,

Алена К. и Света Л.

МЕДОВАЯ МЫШКА

(сказка)

Жили – были Лиса и Мышь. Они жили очень дружно и обожали играть (в свободное время) в жмурки. Они играли и вдвоем, и когда к ним приходили гости.

Однажды к ним пришел Медведь и принес в подарок бочонок меда. И вот когда они напились чая, Мышка предложила поиграть. Ее выбрали водящей и завязали глаза. Лиса и Медведь по очереди звонили в колокольчик. И вот, когда Лиса позвонила недалеко от бочонка с медом, Мышка кинулась к колокольчику, споткнулась и упала прямо в бочонок с медом.

Лиса вытащила свою подружку за хвост. Кое – как Лиса с Медведем отмыли Мышку от меда.

И с тех самых пор все стали звать ее не просто Мышкой, а Медовой Мышкой. Все лето вокруг нее летали пчелы и бабочки.

Придумали эту сказку: Полина Г.,

Диана В., Алена К.,

Руслан Ч., Степа С.

и Семен О.

Чему учат сказки?

Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.

Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.

Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.

Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.

Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент.

Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.

Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.

Главное, чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.

Творите, выдумывайте, пробуйте!

Источник

Мир ребенка наполнен сказками и фантазиями, как мир первобытного человека. В сказках ребенок ищет объяснение, через них понимает мир.

Сказкотерапия – мягкая, но очень действенная методика воспитания, и работы над психологическими и даже физиологическими проблемами.

Зачем детям сказки?

У сказки практически безграничные возможности! С её помощью можно сформировать правильный образ врача, воспитателя, учителя и т.д. Сюжет поможет скорректировать поведение, объяснить эмоции, дать алгоритм действий для решения проблемы. Есть сказки прорабатывающие проблемы касающиеся дружбы, ночных страхов, плохого аппетита и даже болезней (сказки, где по сюжету нужно делать различные упражнения).

Любим сказки с самого раннего детства, как наверно и все.

Почему именно сказки?

Детям проще воспринять информацию из отвлеченной истории, где мораль обращена не к нему, а к герою сюжета, пусть даже сильно на него похожему. Сказка добра, она не поучает, не читает нотаций, не ругает. Это история об ошибках и трудностях кого-то другого и именно это помогает посмотреть на себя и свою проблему со стороны. А позитивный опыт героя подталкивает поступить также.

Когда рассказывать?

Что бы добиться результата а не вещать в пустоту важен настоящий контакт и время, когда ребенок расположен к общению. Рассказывайте историю в дороге, когда у вас есть время хорошенько её обсудить, перед сном или за совместным занятием.

О чем рассказывать?

Интернет пестрит готовыми сказками, но подбирать их нужно с умом. Сюжет должен содержать проблему и решение. Если рассказ о мальчике, который боится привидений, то сказка, в которой говорится “он понял, что привидений нет и перестал бояться” – плохая сказка. В хорошей расскажут, например, о “волшебной песенке”, которую поешь и страх убегает. Можно сочинить сказку самим.

В конце статьи я дам универсальный план терапевтической сказки для самостоятельного сочинения.

Об окружающем мире сыну тоже интереснее слушать в сказках.

Как рассказывать?

Можно просто рассказывать сказку и обсуждать её. А можно сопроводить рассказ творческой деятельностью – это подогреет интерес юного слушателя, будет способствовать развитию фантазии и других навыков. Например, можно слепить героев из пластилина или соленого теста, показывать спектакль или разыгрывать сценки. Можно проводить рефлексию с помощью рисование карандашами, мелками, песком.

Кому рассказывать?

Сказкотерапия хорошо работает с самого раннего возраста и вплоть до средней школы. Сюжеты и герои меняются с взрослением ребенка. Принцип повествования также меняется: сначала вы рассказываете сказку сами, затем больше практикуете совместное сочинительство, а в старшем возрасте можно просить ребенка завершить сказку самостоятельно – это позволит ребенку раскрыться, а вам больше узнать о его внутреннем мире. Здесь подробнее интересно о сказках для подростков.

Для подростков очень подходят психотерапевтические сказки, где в форме повести или рассказа говорится о чувствах, морали, вопросах жизни и смерти, любви и других. Они могут быть неоднозначными, не всегда со счастливым концом, часто содержат риторический вопрос и заставляющие подумать. Эти глубокие сюжеты стимулируют личностный рост ребенка.

Как самому сочинить сказку?

Четко следуйте плану и используйте слова-маркеры (это сконцентрирует внимание):

жила-была…(представление героев);

– и вот однажды…(описание проблемы);

– из-за этого…(почему это проблема);

– и тогда… (решение);

– теперь… (как изменилась жизнь);

– стали они жить-поживать (мораль).

Алгоритм терапевтической сказки:

– Продумывайте сказку заранее, не стоит сочинять на ходу.

– Сделайте описание героя, его жизнь и проблему близкими ребенку, но не копируйте (пусть будет не ребенок, а тигренок, и он не бьет друзей лопаткой по голове, а царапает коготками).

– Говоря о проблеме опишите подробно чувства всех героев.

– Предложите варианты решения. Главный герой может подсмотреть их у второстепенных, ему могут подсказать друзья: добрый волшебник, мудрая сова и тд. Решений может быть несколько – пусть ребенок обдумает их и выберет что-то для себя сам. Смысл не в том чтобы дать готовое решение, но чтобы предложить варианты и дать решать самому. Такие “уроки” запоминаются и усваиваются лучше наставлений.

Как часто вы рассказываете или читаете сказки детям? Считаете ли это полезным? Пробовали ли сочинять сами?

Я со сказками на “ты”, всегда любила литературу и сочинения в школе. ????

Спасибо за ваше внимание!❤

Знайте, лучший комплимент автору – Ваш лайк и подписка!????

До свидания!????

Источник

Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.

С чего начать?

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять, о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого – дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).

«Закончи сказку»

Надо дать ребенку задание – придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например, «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку – та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах – испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил, да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ».

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.) развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Цель данного задания – помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов, формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия – это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой – самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания – активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее – в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план. Нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.), определить его характер, мотивы и цели поступков, решить в какую ситуацию его поместить (выбор места действия), описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).

Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки – все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка»

Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.»

Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы, например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить кошку, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Сказка на свободную тему

Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы – создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!

Источник