Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы thumbnail

Методические зарисовки

Разработка заданий базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.

Раздел «Синтаксис и пунктуация».

Упражнение № 1.

В начальных классах обучающиеся уже знакомятся с такими понятиями как «Единицы языка», «Синтаксис», «Предложение» и «Словосочетание», поэтому при изучении темы «Синтаксис и пунктуация» на этапе актуализации детям можно задать такие вопросы:

У: – Ребята, назовите единицы языка.

Д: – Фонема, морфема, слово, предложение и текст.

У: – Какие единицы изучает синтаксис?

Д: – Словосочетание и предложение.

У: – ДОКАЖИТЕ, что знание синтаксиса необходимо для речевого общения.

Д: – Знание синтаксиса необходимо для речевого общения, чтобы правильно строить предложения, правильно и грамотно говорить писать.

На уроке «открытия» новых знаний ученикам 5 класса данной теме можно предложить такое упражнение. Текст написан на мультимедийном экране и распечатан на рабочих листах для каждого ребенка.

Задания к тексту.

1. – Прочитайте стихотворение Б.Заходера.

– Возможно ли то, о чем рассказывает автор?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая!

2. – Автор назвал стихотворение «Где поставить запятую?».

– А где поставите нужные точки и запятые?

– Спишите текст так, чтобы стихотворение стало понятным.

Дети работают над коррекцией текста – расставляют знаки препинания, чтобы упражнение стало понятным.

Учитель дает на это задание 1-2 минуты, в зависимости от уровня класса. Затем детям предлагается проверить правильность выполнения задания. Они обмениваются листами и проверяют правильность расстановки знаков препинания, обозначая маркером запятые, пропущенные партнером. После проверки учитель на экран выводит эталон задания и подводится итог работы на данном этапе. Дети делают выводы. А учитель подводит итог, говорит о значимости знаков препинания в русском языке.

Эталон упражнения.

Где поставить запятую?

Очень- очень странный вид:

Речка за окном, горит

Чей-то дом, хвостом виляет

Песик, из ружья стреляет

Мальчик, чуть не слопал мышку

Кот, в очках читает книжку

Старый дед, влетел в окно

Воробей , схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая!

3. У: – Прочитайте полученный текст.

– Осталась ли речь стихотворной?

– Почему автор так построил свое стихотворение?

4. У: – Посчитайте сколько предложений в этом тексте.

Д: – Одно.

У: – Посчитайте сколько в данном предложение грамматических основ.

Д: – Восемь.

5. У: – Чем для нас еще интересно это предложение?

Д: – Это предложение осложнено прямой речью.

У: – Постройте схему этого предложения.

Д: А: «П!».

Задания повышенного уровня.

Такие упражнения нужно проводить из урока в урок ,

постепенно начиная подготавливать учеников к ОГЭ.

6.У: – Выпишите из текста 2 имени существительных.

– Определи у каждого существительного род, склонение, число и падеж.

Д: Речка- жен.род, 1 скл., ед.число, И.п.

Вид- муж.род, 2 скл., ед.число, И.п.

7.У: – Выпишите из текста 2 глагола.

Определите вид, спряжение, время глагола.

Д: Крикнет – соверш.вид, 1 спр., настоящ.время.

Схватил – соверш.вид, 2 спр., прош.время.

Упражнение № 2.

Учитель дает на рабочих листах распечатанный текст и задание к нему.

1. – Спиши текст, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.

2. – Найди предложение, осложненное рядом однородных подлежащих.

3. – Нарисуй его схему.

Дер…во одно из прекр…снейших и полезных созданий пр…роды.

Дер…во дает нам бревна доски для постройки жилищ… . Ст…лы стул…я скамейки кр…вати лодки к…рабли делают из дерева. На дерев…ях выр…стают яблоки груши сливы вишни.

Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, самостоятельно.

Дерево – одно из прекраснейших и полезных созданий природы.

Дерево дает нам бревна, доски для постройки жилища. Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки, корабли делают из дерева.

На деревьях вырастают яблоки, груши, сливы, вишни.

Указывают предложение с рядом однородных подлежащих.

И строят схему этого предложения.

4.У: – Выпишите из текста словосочетания, соответствующие схемам.

*

Сущ.+прилаг. (полезные создания);

*

Глаг.+сущ. (дает доски);

*

Сущ.+сущ. (для постройки жилища).

(Возможны и другие варианты)

5.У: – Выпишите из текста имена прилагательные и укажите их разряд.

Д: Прекраснейших (качественное).

Полезных (качественное).

Задание повышенного уровня.

6. Выпишите из текста слово, которого соответствует орфограмме «Правописание чередующихся гласных в корне слова». (вырастают)

7.Выпишите из текста слово, которое соответствует орфограмме «Правописание приставок со значением приставки «очень»». (прекраснейших).

Упражнения проверяются учителем.

Упражнение № 3.

Задание.

У: – Спиши предложения.

– Подчеркни в них главные и второстепенные члены предложения.

– Дай характеристику 1 предложению под буквой А и 1 предложение под буквой Б.

– Проанализируйте, что общего у этих предложений и чем они отличаются друг от друга.

Д: Рассмотрим предложения.

Утро наступило.

Под елкой лежит снег.

Оба этих предложения полные, повествовательные.

Отличаются друг от друга тем, что 1А нераспространенное, а предложение 1Б – распространенное.

А)1) Утро наступило. Лизавета Ивановна встала ,вынула из комода ключ, вручила его Герману и дала ему подробное наставление.

2) Он спустился вниз по витой лестнице и вошел опять в комнату графини.

3) Лизавета Ивановна погасила свечу.

Б) 1)Под елкой лежит снег.

2) Целый сугроб!

3) В лесу холод.

4) На нижних ветках ели сидит зяблик.

5) Он в голубой шапочке.

6)У него оранжевые щечки.

Упражнение № 4.

Запишите предложения так, чтобы они из повествовательных превратились в побудительные.

Образец: Мы принесли лодки. – Принесите лодки, пожалуйста!

Сын растет смелым и сильным. (Сын, расти смелым и сильным!)

Ученики совершают благородные поступки.(Ученики, совершайте благородные поступки!)

Лошадке надо поесть. (Дайте лошадке поесть!)

Брат купил булочку и поделился со мной. (Брат, поделись булочкой со мной!)

Спортсмен отжался десять раз. (Спортсмен, отожмитесь десять раз!)

Упражнение № 5.

Изучая тему «Словосочетание» можно использовать такие задания.

Игра «Назови одним словом».

Зайчик лепил из пластилина самолетик.

– Какой красивый самолетик. Из чего ты его лепишь?- поинтересовался дедушка Заяц.

– Из пластилина.

Дедушка ответил:

– Значит он пластилиновый.

Зайчик задумался: про самолет можно сказать «сделан из пластилина и пластилиновый».

И он стал придумывать новые слова.

Образец:

Стена из камня – каменная стена.

1.Дорога из песка – песчаная дорога

Шляпа из соломы – соломенная шляпа

Ваза из стекла – стеклянная ваза

Халат бабушки – бабушкин халат

Ложка из металла – металлическая ложка

Солдатик из олова – оловянный солдатик

Салфетка из бумаги – бумажная салфетка

Люстра из хрусталя – хрустальная люстра

Чаша из серебра – серебряная чаша

Солонка из дерева – деревянная солонка.

2.У: – Составите схемы данных и новых словосочетаний.

Д: – сущ.+сущ. и сущ.+ прил.

У: – Назовите прилагательные, которые противоречат правилу правописания суффиксов ин, ан, ян в именах существительных.

Д: – Стеклянный, деревянный, оловянный.

3.У: – Распределите имена прилагательные в три столбика:

1) качественные;

2) относительные;

3) притяжательные.

4. Составь с двумя словосочетаниями предложения.

5. Придумай свои примеры.

Упражнение № 6.

Задание повышенного уровня.

У: – Запиши предложения, меняя синтаксическую конструкцию в соответствии со схемой.

«Ты восхищаешься красотой и величием Волги», – проговорил Семен Николаевич.

(«П», а.)

А) «П!» – а.

«Ты восхищаешься красотой и величием Волги!» – проговорил Семен Николаевич.

Б) А: «П.»

Семен Николаевич проговорил: «Ты восхищаешься красотой и величием Волги.»

В) А: «П?»

Семен Николаевич спросил: «Ты восхищаешься красотой и величием Волги?»

У: – Приведите свои примеры, соответствующие схемам предложений с прямой речью.

У: – Замените прямую речь косвенной речью.

Объясните постановку знаков препинания.

Упражнение № 7.

Задание повышенного уровня, содержащее вопросы ОГЭ по русскому языку.

Работа с текстом.

В лесу притаилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с

тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли будто объятые

пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как

огненные язычки. Горький запах сопревшей дубовой коры

заполнял лес. Ежевичник опутывал землю. Под сплетением

ползучих ветвей его искусно прятались от солнца зрелые кисти

ежевики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса.

Блестела посеребренная паутина. Только деловое постукивание

дятла да еще щебетание дроздов нарушало тишину.

Несказанно нарядный, весь сиял под холодным осенним солнцем

куст черноклена. Раскидистые ветки его с пурпурной листвой были

распахнуты, как крылья сказочной птицы. (По М.Шолохову.)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.

( Осень в лесу)

  1. Укажите стиль и тип речи.

(Стиль художественный, тип речи описание)

3.Обозначьте в первом предложении все орфограммы и надпишите над каждым словом часть речи.

4.Назовите слово с разделительным твердым знаком.

(объятые)

5.Назовите слово с удвоенной Н.

(огненные)

6. Назовите из текста имена существительные 2 и 3 склонения.

(ежевичник, осень)

7. Назовите имя существительное непроизносимой гласной в корне.

(солнце)

8. Назовите слово с чередующейся гласной в корне слова.

( блестела)

9. Назовите сложное существительное.

(черноклен)

10. Назовите слово, которое соответствует правилу «Правописание приставок по глухости-звонкости».

(распахнуты)

Все эти задания разработаны для учащихся 5 класса.

Я считаю, что сейчас, работая в современных условиях внедрения ФГОС, и проводя Общий Государственный Экзамен по русскому языку по итогам девяти лет обучения, подготовку к ОГЭ нужно начинать с 5 класса. И ежедневно на каждом уроке русского языка уделять 5-7 минут подготовке к ОГЭ.

Предлагать ребятам задания с той же формулировкой, которая применяется и в контрольно-измерительных материалах в 9 классе.

Лишь ежедневная кропотливая работа поможет ребятам успешно сдать экзамен.

Источник

А1-3

А2-2

А3-3

А4-2

А5-2

А6-4

А7-4

А8-4

А9-1

А10-3

А11-1

А12-4

А13-3

А14-1

А15-4

В1- преданный друг

В2- жалость, пожалел, жалкий, жалоба, сжалься

В3

Яблоки, груши и сливы

В4

Приложение 1

Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах.»

1. Расставить ударение в словах:

Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.

2. Найти однокоренные слова. Обозначить в них корень.

Косилка, коса, косьба, кость.

Водить, провод, водяной.

3. Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.

З..болел, н..кормил, п..кормил, пер..тащил, о..дал, по..держал, по..бил, о..правил, (с/з)гореть.

4. Раскрыть скобки. Обозначить предлоги и приставки.

Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью.

5. Какое слово неправильно разобрано по составу? Выделить, исправить.

а) осен-н-ий;

б) объ-един-ит;

в) лип-ов-ый;

г) пере-ход;

д) ус-меш-к-а.

6. Вставить там, где это необходимо, разделительные ъ и ь.

От..ход, при..ход, об..явление, за..явление, в..езд, раз..езд, л..ет, коп..е, об..ем.

7. В каком слове гласная проверяется? Вставить все, привести проверочное слово к проверяемой гласной.

К..мбайн, т..варищ, упр..влять, п..мидор, ..гроном.

8. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Погл..дел, посм..трел, отцв..тает, ни..кий, Бере..ка, сколь..кий, чес..ный, радос..ный, интерес..ный.

9. В каком слове есть непроизносимая согласная?

а) коллекти..;

б) поз..ний;

в) опас..ный;

г) интерес..ный.

10. Какая из перечисленных частей речи является служебной?

а) глагол;

б) союз;

в) местоимение;

г) наречие;

д) прилагательное.

11. Какая из перечисленных частей речи является самостоятельной?

а) Местоимение;

б) предлог;

в) союз;

г) частица.

12. Как изменяется имя существительное? Выбрать правильный(ые) ответ(ы).

а) по лицам;

б) по падежам;

в) по временам;

г) по числам.

13. В каком падеже существительные 1-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном;

б) в дательном;

в) в винительном;

г) в предложном.

14. Вставить пропущенные окончания. В скобках указать склонение и падеж имен существительных.

На сирен.. распустились душистые цветы. Цветы сирен.. хорошо пахнут. К ел.. подошли дети. По дорог.. мчатся машины. По площад.. идут люди.

15. В каком падеже существительные 3-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном;

б) в дательном;

в) в винительном;

г) в предложном.

16. Найти существительные 2-го склонения:

а) шалаш;

б) наш;

в) ключ;

г) ночь;

д) луч;

е) могуч.

17. Найти существительные 3-го склонения:

а) брош..;

б) ваш..;

в) реч..;

г) полноч..;

д) товарищ.. .

18. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак действия;

в) признак предмета;

г) действие.

19. Вставить пропущенные окончания, графически объяснить свой выбор.

Со старш.. братом; зимн.. вечером; в соснов.. лесу; стар.. дуба; на обратн.. пути.

20. Какой из перечисленных глаголов относится к I спряжению?

а) стро..ть;

б) обид..ть;

в) дежур..ть;

г) бр..ть;

д) завис..ть.

21. С каким глаголом не пишется слитно?

а) (Не)пишет;

б) (не)навидит;

в) (не)боится;

г) (не)спорит;

д) (не)возражает.

22. В каком глаголе пишется –ться?

а) Мальчик учит..ся.

б) Спортсмены соревнуют..ся.

в) Самолет начинает снижат..ся.

г) Девочка красиво одевает..ся.

23. От данных глаголов образовать формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени по образцу (стоить – строю, строишь, строит).

Кормить, чинить, видеть.

24. Найти ложное утверждение:

а) подлежащее – главный член предложения;

б) подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу;

в) предложение может не иметь второстепенных членов;

г) наличие главных членов – признак распространенного предложения.

25. В каком предложении неверно выделено подлежащее?

а) Малина растет в саду.

б) Город украшает бульвар.

в) Мальчик нашел гриб.

26. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Солист напевал мелодию.

б) Весело лилась музыка.

в) Начинает играть оркестр.

г) Музыкант играл на трубе.

27. Вставить недостающие знаки препинания. Найти предложение с однородными членами, выделить их графически.

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки

кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни.

(По Д. Кайгородову)

Критерии оценки:

«5» -баллов

«4» -балла

«3» -баллов

«2» – 0 – 14 баллов

Ответы

1. Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.

2. Косилка, коса, косьба, кость.

Водить, провод, водяной

3. Заболел, накормил, покормил, перетащил, отдал, поддержал, подбил, отправил, сгореть.

4. Сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружил по степи. За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью.

5. у-смеш-к-а

6. Отход, приход, объявление, заявление, въезд, разъезд, льет, копье, объем.

7. управлять – править, правка

8. Поглядел, посмотрел, отцветает, низкий, березка, скользкий, честный, радостный, интересный.

9. б) поздний

10. б) союз

11. а) местоимение

12. а, г

13. а

14. На сирени (3 скл., П. п.) распустились душистые цветы. Цветы сирени (3 скл., Р. п.) хорошо пахнут. К ели (з скл., Д. п.) подошли дети. По дороге (1 скл., П. п.) мчатся машины. По площади (3 скл., П. п.) идут люди.

15. а, б

16. а, в, д

17. а, в, г

18. в

19. Со старшим братом; зимним вечером; в сосновом лесу; старого дуба; на обратном пути.

20. г

21. б

22. в

23. Кормить – кормлю, кормишь, кормит

Чинить – чиню, чинишь, чинит

Видеть – вижу, видишь, видит

24. г

25. б

26. в

27. Дерево – одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна, доски для постройки жилищ. Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки, корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки, груши, сливы, вишни.

Приложение 2

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(100 слов)

(По В. Астафьеву)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.

2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).

Приложение 3

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

(97 слов)

Грамматическое задание

Выписать слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв;

2) букв больше, чем звуков.

Приложение 4

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(98 слов)

(По В. Арсеньеву)

Приложение 5

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

(92 слова)

Приложение 6

Контрольный диктант по теме «Глагол»

В лесу

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

(99 слов)

(По Г. Скребицкому)

Приложение 7

Контрольное тестирование за курс 5 класса

1. Укажите звонкие согласные:

а) к; б) д; в) т; г) с.

2. Какая часть слова образует форму слова:

а) корень

б) суффикс

в) приставка

г) окончание

3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

а) –ал

б) –л

в) –ну

г) –и-.

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩ ^ ^ .

а) местность;

б) исписала;

в) безбрежный;

г) разговор.

5. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природыа) расст..яние;

б) распол..гаться;

в) уд..вительный;

г) разл..жить.

6. Найдите верный ответ:

а) скрипач – имя сущ., ж. р.;

б) написала – глагол прош. вр., ж. р.;

в) пахуч – глагол наст. вр.;

г) написать – глагол несов. в.

7. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:

а) дышиш..;

б) тиш..;

в) жгуч..;

г) испеч.. .

8. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природыДерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

б) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

в) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

г) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

9. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы

, и. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Когда я вернулся домой мама уже спала.

б) Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.

в) Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.

г) Трава появилась там где сильнее припекало солнце.

10. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы(Знаки препинания не расставлены.)

а) Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.

б) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет.

в) Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь.

г) Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Сергей закричал: «Ребята лес горит!»

б) Мы знали, что скоро прилетят скворцы.

в) Тундра – родина птиц.

г) Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.

12. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:

а) боюсь;

б) сиять;

в) вернешься;

г) польет.

13. Найдите слово с ударением на втором слоге:

а) алфавит;

б) документ;

в) красивее;

г) средства.

14. Какие из указанных морфем участвуют в словопроизводстве:

а) корень;

б) приставка;

в) суффикс;

г) окончание.

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы15. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^ ^ .

а) вскипятила;

б) встретился;

в) встряхнула;

г) встрепенуться.

16. Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением:

а) бл..снуть;

б) р..стительность;

в) р..скошный;

г) зам..реть.

17. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков слова:

а) прочитать – гл. несов. в.;

б) дышать – гл. I спр.;

в) жгуч (ветер) – гл. прош. вр., м. р.;

г) построила – гл. прош. вр., ж. р.

18. Укажите окончания глагола II спряжения:

а) –ат;

б) –ишь;

в) –ет;

г) –ем.

19. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы(Знаки препинания не расставлены.)

а) За грачами скоро прилетят скворцы покажутся на весенних проталинках первые жаворонки.

б) Лишь некоторые наблюдательные люди знают что красногрудые клесты всю зиму проводят в хвойных лесах.

в) Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью.

г) На колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег и под тяжестью снега согнулись молодые березки.

20. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Сова по-прежнему сидела на жердочке, и смотрела на меня своими круглыми глазами.

Б) Опытные охотники говорят, что медведица с осени берет в берлогу только одного медвежонка, а другого выгоняет из своей берлоги.

В) Ежи – смирные и кроткие животные.

Г) «Дедушка, выходи скорее!» – крикнул в открытое окно внук.

Критерии оценки:

«5» – 18 – 20 баллов

«4» – 15 – 19 баллов

«3» – 12 – 14 баллов

«2» – 0 – 11 баллов

Ответы

1. б

2. г

3. б

4. б

5. в

6. б

7. в

8. б

9. в

10. б

11. а

12. г

13. в

14. б, в

15. б

16. в

17. г

18. а, б

19. б

20. а

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3

Источник