Делание добра помощь нуждающимся полезная общему благу деятельность

Школьный этап олимпиады по обществознанию. 7 класс

(РАБОТА РАССЧИТАНА НА 1 ЧАС 20 МИНУТ )

Ф.И.О. учащегося (полностью)_________________________________________

Задания части А ( 1 балл за каждый правильный ответ)

1. К отличиям человека от животных не относится:

А) способность к целеполаганию (постановке целей)

Б) членораздельная речь

В) целесообразный характер деятельности

Г) систематическое осуществление трудовой деятельности с применением специально изготовленных орудий труда

2. Нормы права регулируют:

А) мысли человека

Б) совесть человека

В) действия человека

Г) все варианты верны

3. К какой из сфер общественной жизни относится семья?

А) экономической

Б) социальной

В) политико-правовой

Г) духовной

Д) ни к одной из выше перечисленных

4. Государственный суверенитет – это:

А) право народа на выбор социального и политического строя

Б) принцип, характеризующий господство государства над обществом

В) наличие в государстве избирательной системы

Г) самостоятельность государства в проведении внешней и внутренней политики

5. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

А) как мотив

Б) как средство

В) как объект

Г) как субъект

6. В Российской Федерации государственной религией является (являются):

А) христианство

Б) православие

В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм

Г) ни один из ответов не верен

7. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:

А) авторитетом президента

Б) принуждением власти

В) совестью человека

Г) традициями общества

8. Какому из приведенных понятий соответствует следующее определение: «Строго соблюдаемый порядок выполнений действий, совершаемых в определенных особо значимых случаях»?

А) обычай

Б) ритуал

В) этикет

Г) традиция

9. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?

А) уплата налогов государству

Б) соблюдение законов

В) забота о сохранении исторического и культурного наследия

Г) участие в выборах

10. Первым в европейской истории документом, закрепившим права человека на защиту от произвола государственной власти, считается:

А) «Великая хартия вольностей»

Б) Всеобщая декларация прав человека

В) Декларация прав человека и гражданина

Г) Билль о правах

Часть В

1. Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение.

1) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

2) Федеральная налоговая служба

3) Управление образования и науки Тамбовской области

4) Глава Администрации Тамбовской области

5) Тамбовская Городская дума

6) Мэр Москвы

7) Законодательное собрание Красноярского края

8) Генеральный прокурор Российской Федерации

2. Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:

А) речь, жесты, мимика, взгляд

Обобщающее понятие: __________________________

Б) игра, труд, учение

Обобщающее понятие: ____________________________________

В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление

Обобщающее понятие: _________________________________________________

3. Одним из главных международных документов о правах человека является Всеобщая декларация прав человека. Укажите точную дату ее принятия (день, месяц, год). Объясните, какие события стали побудительной причиной принятия данного международного документа именно в это время._______________________________________________

4. 17-летний А. является студентом одного из вузов. Получив первую стипендию, он решил «отметить» это событие. Домой после этого А. пришел в нетрезвом состоянии. Родители заявили сыну, что вынуждены будут в случае повторения подобного поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. Правы ли родители А. с точки зрения законодательства? Ответ обоснуйте.

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по

общению отстоять противоположные взгляды.

2. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности. 3.

Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет

Президент РФ.

4. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои

функции без вмешательства других государств.

5. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.

6. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

А экономическая

1.Представитель партии принял участие в теледебатах

Б политическая

В социальная

2. В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова

Г духовная

3. Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями

4. На химическом предприятии открыт новый цех

5. В школе состоялся литературный вечер.

6. Государственная дума приняла новый Закон об образовании

7. Фермер собрал большой урожай пшеницы

Максимальный бал – 7

7. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ ( по 2 балла)

  1. край, область, автономный округ, республика – это ________субъекты РФ__

  2. .Мораль, обычай, право – это социальные нормы____________________

  3. . Герб, гимн, флаг – это __символы государств

8. Решите правовую задачу. ( по 2 балла)

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

  1. Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери? ______

____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Куда ему следует обратиться с такой просьбой?________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

9. Решите обществоведческий кроссворд

По горизонтали:

1. Совокупность традиционных действий, сопровождающих важные

моменты жизни человека, установленные обычаем или ритуалом

2. «Делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу

деятельность

4. Ручательство; условие, обеспечивающее что-либо

7. Социально и духовно развитый человек

10. Ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале

выпустившего ее предприятия и дающая ему право на получение части

прибыли этого предприятия

По вертикали:

2. Обмен одного товара на другой без помощи денег

3. Процесс приобретения человеком знаний

5. Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо

6. Денежная единица страны

8. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития личности

9. Представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе

11. Союзное государство, составными частями которого являются

относительно самостоятельные государственные образования

Ответ

По горизонтали:

1. Обряд

2. Благотворительность

4. Гарантия

7. Личность

10. Акция

По вертикали:

2. Бартер

3. Познание

5. Стереотип

6. Валюта

8. Потребность

9. Мораль

11. Федерация

По 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум за задание 12 баллов.

Ответы

__________________________________________________________________

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

В

Б

Г

В

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Г

Б

Б

Г

А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1: (1 балл)

В систему органов государственной власти не входит Тамбовская Городская дума (5). Она является органом местного самоуправления, а согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Ответ на вопрос 2: (3 балла)

А) средства общения

Б) виды деятельности

В) способы поведения в конфликте

Ответ на вопрос 3: (3 балла)

10 декабря 1948 г.

Побудительной причиной стали массовые зверства и нарушения прав человека нацистской Германией и ее союзниками в годы Второй мировой войны и стремление создать условия, которые исключили бы их повторение.

Ответ на вопрос 4: (3 балла)

Родители вправе поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. По действующему законодательству, при наличии достаточных оснований (напр., когда несовершеннолетний тратит эти деньги на покупку алкогольных напитков) суд по ходатайству родителей может принять такое решение.

Общий балл -60

Источник

Авторитет — общее признание значимости человека, основанное на его знаниях, опыте, нравственных достоинствах; лицо, пользующееся влиянием или признанием.

Благотворительность — делание добра, помощь нуждающимся, полезная для общего блага деятельность.

Выборы — процедура избрания кого-либо путём голосования.

Герб — официальная эмблема государства, города, семейного рода. Изображается на флагах, монетах, печатях, государственных документах.

Гимн — торжественная песнь.

Государство — особая форма организации общества с определёнными признаками — границами, интересами, экономикой, системой управления и органов власти.

Гражданин — человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

Деятельность — действия человека по изменению мира, общества и самого себя

Добро — всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.

Добродетель — свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения.

Духовный мир — внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Инстинкт — совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражители.

Конституция — Основной закон государства.

Кризис — состояние в природе и обществе, когда происходит резкий перелом чего-либо; часто связан с развалом, упадком в экономике, промышленности, власти (например, экологический кризис, экономический кризис, кризис власти). Кризисом называют также состояние больного в самый разгар болезни (кризис болезни).

Личность — социально и духовно развитый человек.

Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Наследственность — передача биологических признаков от родителей детям (цвет глаз, черты лица и так далее)

Национальность — принадлежность человека к той или иной нации.

Нация:

1) сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика;

2) всё население страны, согражданство, народ.

Нравственность — совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми; добрые поступки людей.

Образование — приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков.

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Общество:

1) в широком смысле — всё человечество в прошлом, на-стоящем и будущем; всё население Земли; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира;

2) в узком смысле:

а) совокупность людей, объединённых для общения, совместной деятельности;

б) определённый этап исторического развития.

Патриот — человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм — любовь к Родине, своему народу.

Познание — процесс приобретения человеком знаний.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Разум — способность к интеллектуальной деятельности.

Рачительность — старательность, усердие в исполнении чего-либо, разумная бережливость.

Ресурсы — средства, ценности, запасы, возможности.

Референдум — всенародный опрос, выяснение мнения народа по какому-либо важному государственному вопросу (например, о названии города, целесообразности введения новой государственной должности и др.).

Речь — форма общения людей посредством языка.

Самообразование — самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Они ведут общее хозяйство, владеют общим имуществом.

Способности — индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности.

Субъект Российской Федерации — государственное образование в составе Федерации.

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Творчество — деятельность человека по созданию чего-либо нового, ранее не существовавшего

Товар — продукт труда, который сделан на продажу.

Труд — деятельность человека, в процессе которой он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

Услуга:

1) действие, приносящее пользу, помощь другому (предложить свои услуги); 2) бытовые полезные удобства, предоставляемые кому-либо (прачечная предлагает следующие услуги…).

Учёба — деятельность человека по овладению знаниями, умениями, навыками.

Федерация — государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России — области, края, республики).

Флаг — прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы.

Хобби — постоянное, длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя (например, собирание марок, монет, игра на музыкальном инструменте и пр.).

Чувство:

1) способность живого существа ощущать, воспринимать внешние воздействия;

2) внутреннее состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо, чему-либо, связанное с тем, что он чувствует.

Экология — наука об отношениях между природой, обществом, человеком и окружающей природной средой. Экологический кризис связан с неразумным отношением человека к природе, её загрязнением и уничтожением.

Экономика — хозяйство страны в целом или его часть.

Эмоция — внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент.

Источник

Благотворительность как феномен, на мой взгляд, является полезной не только тем, кому через благотворительность оказывается помощь, но также (а может и в большей степени) тем, кто эту помощь оказывает. Ведь не случайно, что история знает огромное количество примеров того, как успешные люди, занявшись благотворительностью, становились еще более успешными или (как минимум) не оказывались в ущербе. Ведь наша жизнь представляет собой весы, которые создают равновесие.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Как правило, если человек в своей жизни очень многое получает, то велика вероятность, что в каких-то вещах он может и потерять. Невозможно всегда только получать, потреблять и жить только ради своего блага. Поэтому нам необходимо учиться жертвовать своим временем, имуществом, вниманием, своими силами, чтобы создавать равновесие в своей жизни. И каждый человек сам выбирает, каким образом быть полезным обществу. Но особенно важно, чтобы это происходило искренне. Это должно идти от сердца совершенно честно, осознанно и с любовью.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Существует известная формула, смысл которой заключается в идее, что чем больше Вы отдаете, тем больше получаете. Поэтому важно помогать тем, кто нуждается в этой помощи, так как они осознают, что нуждаются, и потому будут благодарны за нее. Постарайтесь сделать для себя правилом каждый месяц делать минимум одно большое доброе дело. И вы почувствуете, как это изменит вас самих. Ведь не случайно, что благотворительность состоит из двух слов: «благо» и «творить». Соответственно, это означает, что человек, который занимается благотворительностью, делает благо как себе, так и окружающим. Более того, на мой взгляд, благотворительность — это благо в первую очередь для дающего. К слову, видов благотворительности может быть множество. Она может включать в себя волонтерство, бесплатную работу в бесплатных столовых, приютах для животных, передачу еды или одежды в дома для бездомных. Также это может выражаться в финансовой поддержке благотворительных фондов. Способов поддержки может быть множество.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Исследователи выделяют несколько видов благотворительности: корпоративная благотворительность, частная благотворительность, филантропия, меценатство, спонсорство, социальная ответственность бизнеса. Кажется, что многие из этих слов являются словами-синонимами друг к другу, однако это не так. Поэтому расскажу немного о них.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Самый распространенный вид благотворительности — это частная благотворительность, которая выражается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, одним словом, самых разных ресурсов. Как правило, для благотворительных фондов именно такие частные взносы и являются источником основных поступлений. Помимо частной помощи реализуются коллективные или корпоративные благотворительные проекты. Это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов — собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

Также есть такой вид благотворительности, как филантропия. Это слово греческого происхождения (philanthropia), которое означает любовь к людям. Вроде бы, филантропия — это почти синоним благотворительности, но вернее говорить, что филантропия — это разновидность благотворительности. Любое проявление филантропии является благотворительностью, однако не любая благотворительность — это филантропия. Например, помощь животным или сохранение редких видов растений — это благотворительность, но не филантропия, ведь она связана с помощью людям.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Однако существует мнение, что помощь животным или науке, хотя и не является помощью напрямую человеку, тем не менее положительно влияет на общество и человека. В этом отношении меценатство, которое тоже является видом благотворительности, отличается от филантропии именно тем, что основной акцент делает на поддержке различных направлений культурной деятельности, а не на помощи непосредственно человеку. Например, меценаты поддерживают науки, искусства и прочие разновидности культурной деятельности. И даже если меценат помогает какому-то молодому ученому или гениальному поэту, то именно из-за той социально-культурной роли, которую эти ученые и поэты выполняют. Получается, что главной мотивацией мецената является не просто помощь нуждающемуся человеку, а развитие социально полезных видов культурной деятельности.

Источник фото: Яндекс. Картинки

Статья из книги “Благотворительность- ключ к счастью” Автор статьи Илдар Баязитов – Председатель Совета благотворительного фонда “Ярдэм”

Илдар Баязитов – Председатель Совета благотворительного фонда “Ярдэм”

Источник