Деятельность которая полезна людям 6 класс

Деятельность которая полезна людям 6 класс thumbnail

Понятие деятельности человека

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игрыявляется сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учениемТруд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические – в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные – стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные – основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные – ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.
Читайте также:  Лавровый лист полезна ли для сахарны диабет

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив – основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель – это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства – это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Читайте также:  Зеленый перец болгарский полезные свойства и противопоказания

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие – элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные – действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные – действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются: поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Источник

Инфоурок

Обществознание
›Презентации›Презентация по обществознанию 6 класс “Деятельность человека”

Обществознание, 6 класс Урок № 6-7 Д.З.: § 3, ?? (с.31), задания (с.31-33) Че...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Обществознание, 6 класс Урок № 6-7 Д.З.: § 3, ?? (с.31), задания (с.31-33) Че

Описание слайда:

Обществознание, 6 класс Урок № 6-7 Д.З.: § 3, ?? (с.31), задания (с.31-33) Человек и его деятельность

2 слайд

Цели урока 1. Содействовать формированию представления учащихся о деятельност

Описание слайда:

Цели урока 1. Содействовать формированию представления учащихся о деятельности человека, её основных видах. 2. Раскрыть связь между деятельностью и формированием личности. 3. Совершенствовать умения описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт. 4. Воспитывать осознанную мотивацию и самооенку собственной деятельности.

3 слайд

Знать и уметь Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описы

Описание слайда:

Знать и уметь Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности

4 слайд

Понятия, термины биологическое в человеке; социальное в человеке; личность; в

Описание слайда:

Понятия, термины биологическое в человеке; социальное в человеке; личность; виды деятельности (игра, учение, труд); общение; индивид; индивидуальность; карьера

5 слайд

Изучение нового материала Деятельность человека, её основные формы (труд, игр

Описание слайда:

Изучение нового материала Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия успешной деятельности.

6 слайд

Актуализация проблемы Вспомни!  Что такое труд? Чем труд человека отличается

Описание слайда:

Актуализация проблемы Вспомни!  Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчёл или муравьёв? Как в труде проявляются способности человека? Обсудим вместе! Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?

7 слайд

Читайте также:  Что вредно и полезно при сахарном диабете 2 типа

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Деятельность –

Описание слайда:

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того чего нет в природе. Чтобы добиться результата человек должен проявить: Разум; Волю Целеустремленность Организованность Умение преодолевать трудности

8 слайд

Сравни картинки и сделай вывод: в чём отличие занятий насекомых, животных и ч

Описание слайда:

Сравни картинки и сделай вывод: в чём отличие занятий насекомых, животных и человека? Какие качества присущи только человеку? Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение).

9 слайд

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). «Посеешь посту

Описание слайда:

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». (китайская поговорка) «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». (Демоктрит, древнегреческий философ)

10 слайд

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Определи: каки

Описание слайда:

Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Определи: какие цели необходимо ставить в каждом виде деятельности? Объясни, почему? труд учение игра общение

11 слайд

Мотивы деятельности -Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Али

Описание слайда:

Мотивы деятельности -Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- спросила Алиса -А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. -Мне все равно… – сказала Алиса. -Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот. Л. Кэрролл Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности деятельность Цели –то, на что направлена непосредственно деятельность

12 слайд

Связь между деятельностью и формированием личности

Описание слайда:

Связь между деятельностью и формированием личности

13 слайд

Путешествие в прошлое, с. 29 ? Пётр Iстал царём в 10 лет. Сначала ему было не

Описание слайда:

Путешествие в прошлое, с. 29 ? Пётр Iстал царём в 10 лет. Сначала ему было не до великих дел: играл в кораблики, солдатиков, постепенно переходя от оловянных к настоящим. (военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово представил в своей работе художник ХIХ века А.Д. Кившенко). Со временем из так называемых потешных были созданы Преображенский и Семёновский полки, военные потехи стали началом военных учений. Увлечение корабликами на Плещеевском озере привело к началу кораблестроения. От игры Пётр I шёл к великим делам.

14 слайд

Картинная галерея (учебник, с.30) ? Перов В. Г. (1833/34-1982). Тройка. Учени

Описание слайда:

Картинная галерея (учебник, с.30) ? Перов В. Г. (1833/34-1982). Тройка. Ученики мастеровых везут воду. 1866 г. ГТГ

15 слайд

Знания и умения как условия успешной деятельности

Описание слайда:

Знания и умения как условия успешной деятельности

16 слайд

Проверь себя Объясни значение слова «деятельность»? Почему считают, что тольк

Описание слайда:

Проверь себя Объясни значение слова «деятельность»? Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью? Какие виды деятельности называют основными? Почему? Какова связь между деятельностью и качествами человека? Что является условиями успешной деятельности? 6.* Выполни проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

17 слайд

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудно

Описание слайда:

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

18 слайд

Примени знания! 2 3 1

Описание слайда:

Примени знания! 2 3 1

19 слайд

Примени знания! Разгадай кроссворд! 2

Описание слайда:

Примени знания! Разгадай кроссворд! 2

20 слайд

Примени знания! Укажи в пределах 3-4 других вариантов пословиц о труде. 3

Описание слайда:

Примени знания! Укажи в пределах 3-4 других вариантов пословиц о труде. 3

21 слайд

Примени знания! 4

Описание слайда:

Примени знания! 4

22 слайд

Примени знания! 5

Описание слайда:

Примени знания! 5

23 слайд

Примени знания! 6 7

Описание слайда:

Примени знания! 6 7

24 слайд

Примени знания! Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли п

Описание слайда:

Примени знания! Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с §3? Чему научился? Что помогло достичь результата? Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда? Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?

Выберите книгу со скидкой:

Деятельность которая полезна людям 6 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Деятельность которая полезна людям 6 класс

Курс повышения квалификации

Деятельность которая полезна людям 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Деятельность которая полезна людям 6 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-829221

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник