Чувства полезные и вредные урок по психологии
Деятельность психолога
Деятельность участников
- Вводная часть.
– Здравствуйте! Мы с вами встретились сегодня на тренинговом занятии, которое посвящено нашим чувствам и эмоциям.
1) Сбор ожиданий участников.
– Что вам было бы важно, интересно узнать в рамках этой темы?
2) Разминка «Найди плюсы и минусы».
– Я сейчас предложу вам ситуацию, а ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
- Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
- Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.
– Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения?
– Удалось ли вам посмотреть на ситуацию, которая вас расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
– Я хотела поделиться с вами одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус)
- Основная часть.
3) Упражнение «Клубок чувств».
– А сейчас я предлагаю вам встать. У меня есть 2 клубка. Я сейчас держу в руках розовый клубок, часть ниточки наматываю себе на палец, называю какое-то очень приятное для меня чувство, которое мне очень нравится испытывать, и кидаю клубочек кому-то из вас. Тот, у кого, черный клубок, должен назвать какое-то самое негативное, неприятное для вас чувство, которое бы вы никогда не хотели испытывать, и тоже передать клубок следующему участнику и так до тех пор, пока у каждого не побывают оба клубочка.
– А теперь давайте положим то, что у нас получилось, на пол. На что это похоже?
4) Упражнение «Польза и вред эмоций»
– Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение и для этого разделиться на группы. У нас будет 3 группы по 4 человека. Постарайтесь выбрать себе в партнеры тех людей, с которыми вы общались меньше, чем с остальными. Найдите себе партнеров и организуйте свое пространство для обсуждений, а потом я расскажу, что мы будем делать дальше.
– Сейчас каждой команде я предложу по 3 эмоции. Ваша задача сформулировать пользу и вред каждой. Свои выводы оформите, пожалуйста, на отдельных листах в виде таблички.
Название эмоции | |
Ее польза | Ее вред |
– Давайте развесим то, что вы наработали в своих группах и обсудим, что же у нас получилось.
– Какие сложности были у вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли вам поменять привычный угол зрения и увидеть в отрицательной эмоции ее пользу и наоборот?
– Посмотрите на наш ковер, который мы сделали в начале занятия. Там как будто все тесно переплетено – положительные, отрицательные чувства. Так же и в жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с вами сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представьте себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
- Подведение итогов.
– Что для вас сегодня было самым важным, что вы положите в свою копилочку опыта и как вы это сможете использовать в жизни?
Формулируют свои ожидания
Записывают «плюсы» и «минусы»
Обсуждают
Называют одно позитивное чувство и одно негативное
Делятся на малые группы
Работают в группах и оформляют выводы
Обсуждают
Обсуждают
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для осознания подростками амбивалентности эмоций.
Необходимые материалы:
q Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций» – см. прило-жение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺
? Обсуждение.На прошлом уроке мы выяснили,что некоторые эмоции нам
не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувст-ва, не приносящие никакого вреда?
В качестве иллюстрации можно привести распространенные представле-ния о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. Качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защи-ту страха», составленную Г.Цукерман (1995).
В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от получен-ной «пятерки» иногда не позволят заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».
!!! Упражнение «Польза и вред эмоций».
Ребята работают в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия 4 эмоций. На основе этого задания нужно за-полнить таблицу, приведенную в тетради:
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и тре-тий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции». Ребятам, заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рас-суждения примерами из жизни, соблюдая правила работы на уроках психоло-гии (в частности, не называя имен).
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | Весело, приятно | Нельзя радоваться, ко- |
гда другим не весело, а | ||
горе | ||
Злость | После нее отдыхаешь | Можно поссориться |
Печаль | Спокойно сидишь и раз- | Грустных не любят с |
мышляешь о жизни | ними общаться | |
Стыд | Знаешь, чего нельзя де- | Неприятно, уши красне- |
лать | ют, всем видно |
Лена М., Лена М., Вика С., Женя Н.
По завершении работы выводы каждой малой группы обсуждаются. По-
лучается, что каждая эмоция нам зачем-то нужна (она нам что-то говорит!).
. Индивидуальная работа в тетради:
q Ситуация, в которой положительная эмоция принесла мне вред.
q Один раз я досмеялся на биологии до «двойки», но только в дневник. Леша К.
q Ситуация, в которой отрицательная эмоция принесла мне пользу.
q Меня напугала на улице собака, и теперь я их не глажу
и лишай не подцеплю. Оксана З.
☺ Завершение занятия.
УРОК 7. СКАЗКА «СТРАНА ЧУВСТВ»
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для «нормализации» переживания социально неодобряе-мых эмоций.
Необходимые материалы:
q Цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? !!! Сказка «Страна Чувств» (Т.Зинкевич-Евстигнеева)
Ребятам предлагается послушать сказку. Хотя это и «детское» по их мне-нию занятие, первая волна удивленного возмущения проходит, и оказывается, что сказки бывают интересными!
Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Ин-терес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами зна-ем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприят-но? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем де-лать быстрее: хорошие или плохие? Многие люди, когда о них плохо гово-рят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной Стране Чувств…
Темной ночью, на краю леса встретились слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу.
Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрал их в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Страх. Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной, и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.
Конспект коррекционно-развивающего занятие «Чувства полезные и вредные»
Класс: 7-8
Оборудование: листы А4/ цветные карандаши, Карточка с заданием для упражнения «Польза и вред эмоций»
Методы: словесные (рассказ, объяснение), сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения, концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Цель: расширение знаний обучающегося об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций и чувств.
Задачи:
• Изучение и обсуждение понятия чувства
• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;
• создание условий для развития способности ребенка понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях
Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик)
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные:.
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Планируемые результаты:
-снижение уровня тревожности ребенка
-расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций.
– установление доброжелательных отношений
Ход занятия.
Организационный момент
© Приветствие.
? Обсуждение. На прошлом уроке мы выяснили, что некоторые эмоции нам не нравятся. Но бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
В качестве иллюстрации можно привести распространенные представления о филогенетическом значении страха, злости и др. В итоге получается, что чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. В качестве иллюстрации можно процитировать «речь в защиту страха», составленную Г. Цукер- ман (1995). (Страх тоже полезен. Полезен тем, что останавливает нас от глупых, ненужных и опасных поступков. Представьте на минуту, что у человека пропал любой страх. Он не боится высоты, смерти, воды – ничего. В следствии он лезет на огромную высоту, откуда падает и разбивается насмерть. Или лезет в трансформаторную будку, на которой написано “опасно для жизни”, и его убивает высокое напряжение. Страх призван защищать нас от нас самих. Главное, чтобы страх не перерос в фобию.)
В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от полученной «пятерки» иногда не позволит заметить, что за ту же самую контрольную сосед получил «два».
Разминка «Найди плюсы и минусы».
– Я сейчас предложу тебе ситуацию, а твоя задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось.
Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее.
– Какие сложности были у тебя вас при выполнении этого упражнения?
– Удалось ли тебе посмотреть на ситуацию, которая тебя расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
– Я хотела поделиться с тобой одним высказыванием, которое мне очень нравится. «Все и вся стоят на вашей стороне, если вы решите так смотреть на вещи» (Х.Корнелиус) (обсуждение высказывания)
Основная часть
!!! Упражнение «Польза и вред эмоций»
Ребенок получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого задания нужно заполнить таблицу, приведенную в тетради.
В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции»
Ее польза
Ее вред
заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни.
Ее польза
Ее вред
Радость
Весело, приятно
Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько
Злость
После нее отдыхаешь
Можно поссориться
Печаль
Спокойно сидишь и размышляешь о жизни
Грустных не любят с ними общаться
Стыд
Знаешь, чего нельзя делать
Неприятно, уши краснеют, всем видно
В жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с тобой сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представь себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
Реласкация
«Сядь в удобное положение. Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши медленно и легко. Представь себе, что ты находишься в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе ты видишь птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотри его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Ты слышишь звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь вообрази, что ты — птица. Представь, что это твои крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представь, что это ты медленно паришь, плывешь в воздухе и твои крылья распростерты в стороны. Твои крылья рассекают воздух, упираясь в его пллотные массы. Насладись свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Ты чувствуешь себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
& Индивидуальная работа:
Ситуация, в которой положительная эмоция принесла мне вред.
Один раз я досмеялся на биологии до «двойки», но только в дневник.
Леша К.
Ситуация, в которой отрицательная эмоция принесла мне пользу.
Меня напугала на улице собака, и теперь я их не глажу и лишай не подцеплю.
Подведение итогов.
– Что для тебя сегодня было самым важным, что ты положишь в свою копилочку опыта и как ты это сможешь использовать в жизни?
Ее польза
Ее вред
Цели:
- Способствовать оптимизации взаимодействия
воспитательной и психологической службы в
гимназии; - Создать условия для формирования умения
анализировать собственное эмоциональное
состояние, как средство для достижения личных
жизненных целей.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о значении
эмоций в жизни. - Актуализировать представление о факторах,
влияющих на проявление тех или иных эмоций. - Развить навыки анализировать и изменять свое
эмоциональное состояние. - Развить навыки произвольного влияния на
собственное эмоциональное состояние.
Необходимые материалы:
- бумага для записей,
- бланки для теста “Ваши эмоции”,
- карточки с заданием для упражнения “Польза и
вред эмоций”, - бланки для упражнения “Эмоциональный
градусник”, - карандаши.
Ход занятия
Приветствие.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы
поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе
и вреде, научимся распознавать свои эмоции и
управлять своим настроением.
1. Введение.
Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями,
чтобы мотивировать нас к заботе о себе и
стремлению понимать людей, которых мы любим.
ЭМОЦИИ – это опыт всего тела, включающий
чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ,
ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако,
как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в
которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы
родом из детства и многие наши действия и
поступки обусловлены чувствами и эмоциями,
уходящими корнями в наше прошлое.
Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего
возраста, полового созревания, не могут
правильно управлять своими эмоциями. Находясь в
эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений
отношений, они нуждаются в нашей помощи и
поддержке, в индивидуальном подходе или в работе
с классом.
Чтобы лучше понять подростков, иногда
необходимо представить себя в этом возрасте.
В процессе подготовке к занятию, вы ответили на
вопросы анкеты:
“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”
Анализ ответов:
1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было
никаких эмоций?
Ответ: “ДА” – нет ответов, “Нет” – 10 человек.
2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши
эмоции вам мешали?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали
эмоции других людей?
Ответ: “ДА” – 10 человек, “Нет” – нет ответов.
4. Случалось ли, что другие люди не понимали
ваших чувств?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других
людей?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо
скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем
случае не выражать?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
Вывод: По первым пяти вопросам можно
присоединиться к большинству, т. к. полагаю, что
взаимное непонимание в области чувств – явление
чрезвычайно распространенное. Правда, есть
исключения. Среди людей встречаются гении
понимания, встречаются также и те, кто очень
хорошо научился понимать чувства других людей.
Есть такое понятие – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
– это способность осознавать свои чувства и
чувства других- людей, и умение следовать логике
этих чувств.
2. Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном
тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее,
четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт.
Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и
губы этим лицам, но и выполнить конкретное
задание. Первое лицо должно быть радостным,
второе – грустным, третье – злым и четвертое –
обиженным. То есть задача проста: четыре лица
должны выражать четыре разных человеческих
эмоции.
Ключ к тесту.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ
ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ
– обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы
постарались передать ту или иную эмоцию на лицах,
это очень важный момент. Те черты лица, на которые
вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем
характере и ваших чувствах.
- ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной
упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то
это значит, что вы веселый и жизнерадостный
человек, с удовольствием делитесь своей радостью
с окружающими. - ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались
передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ
УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и
ранимый человек, вас легко обидеть, вы
сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в
этом нуждается. - ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной
упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит,
что вы прямой человек, последовательный в своих
словах и поступках. Вы цените откровенность и
предпочитаете действовать прямолинейно и
открыто, презираете трусость и подлость. - ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались
передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И
БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей
впечатлительности и непосредственности, вы
верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра.
Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в
людях и в жизни. - Вообще, при расшифровке этого теста следует
учитывать следующее. ГЛАЗА – это ваша готовность
получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ
– склонность к демонстративности, вызывающее
поведение. БРОВИ – это способность к
самостоятельному анализу ситуации и принятию
решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ – склонность
к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ –
нерешительность, нежелание идти на риск. НОС –
умение строить догадки и предположения,
интуиция. РОТ – контакт с окружающим миром,
средство выражения собственных мыслей и желаний.
ПОДБОРОДОК – упрямство, неспособность признать
свою ошибку и с достоинством принять свое
поражение. УШИ – умение выслушать доводы других
людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ
РТА – вечное недовольство, нежелание идти па
компромисс, несогласие.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность
увидеть, насколько правильно вы передаете свое
эмоциональное состояние, и показал основные
черты вашего характера.
– По вашим ответам анкеты получается, что есть
чувства, которые хотят испытывать практически
все, но есть чувства, которых лучше бы не было.
Особым нерасположением пользуются все
негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т.
е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или
другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства?
Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование
вреда и пользы эмоций на примере собственного
опыта. Для исследования в группах я хочу
предложить две эмоции: “ЛЮБОВЬ” и “ЛЕНЬ”, а
наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с
такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
3. Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”.
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы.
Каждая группа получает карточку, на которой
записана эмоция. Вам необходимо записать, что
хорошего и что плохого связано с заданной
эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и
вред эмоции “ЛЮБОВИ”. Вторая группа
рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция | Её польза | Её вред |
ЛЮБОВЬ ЛЕНЬ | – Испытываешь приятные чувства. – Если -Любовь помогает понимать чувства другого – Из этого чувства можно испытывать много – Влюбленный не очень много думает о | – Насмешливость других. – ревность и – чувство неразделенной любви. – Из–за любви к одному человеку можно забыть – Любовь легко перерастает в ненависть. |
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные высказывания
свидетельствуют о том, что подобный анализ дался
вам легко, так как имеется и субъективный опыт
переживаний, и способы выражения этого чувства и
последствия выражения чувства. Если мы
рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что
каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то
говорит).
Например: Страх упасть – быть осторожным в
гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине,
сэкономил время.
На 6 вопрос анкеты почти все вы ответили, что
чувства наши нужно уметь скрывать, подавлять и
внешне не выражать. В современной культуре, СМИ
также существуют запреты на чувства и их внешнее
проявление. Эти запреты предполагают, что
человек избегает определенных эмоциональных
состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из
своего сознания, потому что не хочет показаться
слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.
Люди, запрещающие себе чувствовать, как
правило, находят запретам различные,
рациональные обоснования.
Например:
“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);
“Страх – признак слабости” (запрет на страх);
“Злиться на близких недопустимо” (запрет на
злость);
“У меня никогда не получиться быть успешным и
радостным” (запрет на радость).
Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство
нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек
сдерживает свои чувства?
В качестве иллюстрации можно привести аналогию
с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да
ещё носик закупорить, он в конце концов
взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и
самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а
потом “взрывается” и вредит тем самым и
окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты
вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску,
депрессию или подверженность резким агрессивным
вспышкам.
Как поступить?
Если вы хотите научиться изменять свои
эмоциональные состояния, то вам необходимо
выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны
на себя, испытывающего эмоции, с иной точки
зрения, глазами другого. Это не единственное,
но исходное и необходимое условие изменения
эмоционального состояния. Существуют много
способов посмотреть со стороны на свои эмоции.
Один из самых доступных способов –
4. Игра “ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР”. (рис. в приложении)
Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно
играть всем вместе.
Правила игры: На игровом бланке попробуйте
составить эмоциональный портрет своего
вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента
вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в
зону, соответствующему вашему самочувствию
УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ
Например, УТРОМ:
– Когда вы проснулись, ваше настроение было…
– Когда вы завтракали или одевались на работу,
вы чувствовали …
– В школе ваше настроение….
Продолжите анализ вашего эмоционального
самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.
Время работы 2-3 мин.
Обсуждение.
Проанализируйте свои эмоциональные графики:
– Посмотрите на свои эмоциональные портреты.
Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот
оно было устойчиво и менялось редко?
– Посмотрите все эмоциональные события дня и
обведите в кружок те настроения, которые были
вызваны ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё
эмоциональное самочувствие выразить в %,
то сколько % настроений оказалось зависимыми от
других людей? Как вы думаете, почему? Какое
преимущество вы имеете, если ваше настроение
зависит или не зависит от настроения другого
человека?
– “Крайние” настроения – очень плохое и очень
хорошее, также больше зависят от других людей,
чем среднее настроение. Склонны ли вы к
“крайним” настроениям?
– Посмотрите, отличается ли по настроению
начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что
можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?
Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости
настроений, по зависимости настроений от
поведения других людей. Чтобы ладить с людьми,
надо учитывать особенности их эмоциональной
жизни. Чтобы владеть и управлять своими
чувствами, надо очень хорошо знать собственное
эмоциональное устройство.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным
состоянием является его осознание. Затем
вспомнить способы, которые помогут вам
избавиться от неприятного настроения, перейти в
активное рабочее состояние.
– заняться эмоциональной приятной
деятельностью;
– заняться аутотренингом;
– заняться спортом;
– пойти в гости, в лес.
5. Упражнение “ЗАТО”
Это эффективное упражнение поможет избавиться
вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей
жизни.
Стандартная школьная ситуация:
Какие чувства вы испытываете, когда, придя в
школу, вы обнаруживаете в своём расписании
незапланированных 2 “окна”?
Наша задача – перевести негативные эмоции,
используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем
по кругу)
– зато у меня есть время проверить тетради;
– зато я могу сходить в столовую;
– зато я могу отдохнуть;
– зато я могу выпить кофе;
– зато я могу сходить в свой класс;
– зато я могу подготовиться к другому уроку, и т.
д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие
негативной ситуации?
6. Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
- Что нового вы узнали о себе?
- Ваши впечатления о занятии?