Что улью не полезно то пчеле

Вроде уже так много изучено про пчёл, а до сих пор многие пчеловоды сталкиваются с неожиданным и непредсказуемым поведением пчёл.
Что это ?
_______________________________________________
– Отсутствие знаний ?
– Невнимательность ?
– Непонимание ?
– Глупость ?
– Неумение складывать пазлы в единое целое ?
– Замыленность суждений ? – видят то чего нет, а то что есть не замечают ?
____________________________________________
Видимо всё перечисленное вместе взятое.

И так рассмотрим динамику развития пчелиной семьи после весеннего старта.
Матка активизируется и сеет со скоростью 1 рамка Дадана за 3 дня, хорошие Матки могут сеять со скоростью 1 рамка Дадана за два дня.
Вскоре эти яйца превратятся в куколки, а через 20-22 дня из них выйдут молодые пчёлы.
За 10 дней в улье, в общей сложности, Маткой будет засеяно 3-4 рамки, за 20 дней 6-8 рамок, за 30 дней 9-12 рамок, за 40 дней 12-16 рамок.
Известно, что в районе 45-55 суток после первого облёта пчёл, сильные семьи уже могут заложить Маточники и если своевременно не предпринять никаких противороевых мер, ПС может войти в Ройку, выпустить 1-й потом 2-й, а затем и 3-й рой и полностью изроится.
Многие пчеловоды пытаются бороться в Роением при помощи выламывания Маточников, но опытные пчеловоды знают, что этот способ уже не выводит ПС из роевого настроения и практически бесполезен.
Многие пчеловоды борются с роением при помощи активного расширения гнезда дополнительными рамками с вощиной или сушью.
Но как показывает практика, этот приём также не всегда спасает пчеловода от Ройки в ПС.

_______________________________________________
Что же такое происходит в этот период – в первые два месяца весны в улье,
что никакие противороевые приёмы не спасают пчеловодов от роения на пасеке?
Чего не замечают пчеловоды?
Чего они не просчитывают?
К чему оказываются не готовы?
Что знают пчёлы, но чего не знает пчеловод?
_______________________________________________
Получается, что противороевые приёмы следует проводить раньше чем в ПС начинается закладка Маточников, так как иначе они не срабатывают и ПС вошедшая в роевое не стабилизируется пока не отроится.

Но дело в том, что пчеловод не может предугадать настроение в ПС, пока не увидит те самые маточники или мисочки с личинками и тем самым не заметит того, что пчелиная семья уже вошла в роевое настроение, а маточники это уже следствие этого настроения и в принципе применять противороевые приёмы поздно.

Вот и получается, что пчёлы знают и понимают то, что пчеловод не замечает, не может предугадать.

_______________________________________________
Что же делать?
Как пчеловоду увидеть настроение пчёл?
Как избежать наступления роевого настроения?
_______________________________________________
Предлагаю на данный аспект, взглянуть немного с другой стороны, а так же немного позаниматься расчётами и рисованием графиков.

Рассмотрим график развития сильной ПС, так как он более близок к классической модели пчелиной семьи.

График развития сильной ПС от начала засева

На графике изображено схематически, как развивается сильная ПС после выхода из зимовки силой в 50 тысяч пчёл, точками отмечена ежедневная яйцекладка Матки, жирными точками отмечена реальная яйцекладка Матки в реальных условиях, с учётом незначительного весеннего проседания ПС.
Так же схематически в динамике отражено, как происходит постепенный отход зимней пчелы и как сила ПС начинает возрастать, начиная с 21 дня после начала выхода первых молодых пчёл.
Горизонтальная ось отражает время в сутках, на ней также отмечено количество засеянных рамок с расплодом в динамике.
Вертикальна ось отражает рост и падение количества яиц-(точки) и пчёл-(линии) в ПС.

Что такое одна рамка Дадана с расплодом, это от 6 до 8 тысяч будущих пчёл.
Известно, что в улье между двумя рамками, в так называемой улочке располагается 250-300 грамм пчёл, это примерно 2500-3000 пчёл, следовательно, после выхода молодых пчёл из одной рамки расплода им всем понадобится 2 – 2,5 улочки для размещения, а для этого нужно 2-3 рамки.
По правилам Деда Ефима, 1 рамка расплода равно 3 рамкам пчелы, исходя из практики, можно для расчёта принять, что 1 рамка расплода равна 2,5 рамкам пчелы.

Тогда получается, что уже 3-4 рамки расплода предполагает, что пчёлам нужно будет дополнительно 8-12 рамок для обсиживания.

А помимо этого в улье должны быть кроющие рамки – 2 штуки, где-то размещены запасы нектара – обычно над расплодом, да и следующий расплод, который так же будет присутствовать на момент выхода этих молодых пчёл из первых 3-4 рамок засеянных Маткой рамок.
А 3-4 рамки Матка засеет уже в первые 10 дней от начала засева Маткой, когда ещё далеко даже до выхода первой молодой пчелы и далеко не все рамки освоены пчелами, некоторые пчеловоды даже делают весной сокращение гнездового сектора, чтобы создать более комфортные условия пчёлам для обогрева расплода.
Но в отличие от пчеловода пчёлы очень хорошо чувствуют пространство в улье, его перспективу, также они хорошо чувствуют, свои потребности по отстройке сот и по развитию гнездового сектора.
Для них засеянные Маткой 3-4 рамки даже в несокращённом корпусе, означают не хватку места для отстройки необходимых сот и пчёлы уже чувствуют приближающуюся тесноту в улье, а это всего лишь 10 дней после первого облёта и ещё не один пчеловод ничего не подозревает.

У пчёл же данная ситуация с наступающей теснотой и отсутствием перспективы уже начинает формировать, как это не странно звучит, роевое настроение в семье.

Читайте также:  Шиповник сушеный полезные свойства и противопоказания

Поэтому для пчеловода очень важно своевременно расширять гнездовую часть, а к 10 дню корпус должен быть полностью заставлен подготовленной сушью и вощиной, а на подходе должен быть готов следующий корпус с сушью и вощиной, который вскоре следует поставить в качестве корпуса для дальнейшего развития ПС.

Но так рано мало кто практикует активное расширение, смотрят обычно на то, висят ли пчёлы под рамками или нет, перешли ли они на стенку улья или нет, выкучиваются на прилётку или нет и совершенно не считают перспективу имеющегося в ПС семье расплода,практически не замечая на данном этапе избыточности расплода, наличие которого похоже на бомбу замедленного действия, так как без учёта этой перспективы, очень просто запустить в пчелиной семье инстинкт роения, который впоследствии уже сложно будет остановить и исправить возникшую ситуацию.

А ведь многие пчеловоды практикуют расширение семей дней через 20 после облёта, когда в улье уже 8-10 рамок расплода и это уже настолько запущенная ситуация с точки зрения пчёл, что гарантирована практически 100% ройка, возможно кто-то этого добивается целенаправленно, кто практикует расширение пасеки за счёт роения пчёл, но для медосбора это приём мало популярен, так как носит неуправляемый характер, беспокоит самих пчёл, соседних пчёл, людей проживающих по соседству, практически срывает медосбор, ослабляет семьи и множество других побочных проявлений.
Часто – именно нерадивость пчеловода приводит его пасеку в роевое состояние, всё же не буду утверждать, что подобная замыленность глаз пчеловодов и является главной причиной начала ройки в семье пчёл, но она точно является одним из факторов влияющих на роевое настроение в улье.

ps: о других факторах, о которых знают пчёлы, но не знает пчеловод,
я расскажу в следующих статьях «Что знают пчёлы – чего не знает пчеловод» – 2, 3 …

Николай Гурышев © (gnick@bk.ru) – (Nick_G) ▒

Источник

Bernard Mandeville (1670-1733)

ÂÎÇÐÎÏÒÀÂØÈÉ ÓËÅÉ, ÈËÈ ÌÎØÅÍÍÈÊÈ, ÑÒÀÂØÈÅ ×ÅÑÒÍÛÌÈ
Áåðíàðä Ìàíäåâèëü,

ïåðåâîä À. Ë. Ñóááîòèíà. (ãîä íàïèñàíèå ñòèõîòâîðåíèÿ – 1705)

 ïðîñòîðíîì óëüå ï÷åëû æèëè,
Òàì âñå èìåëîñü â èçîáèëüå;
È ìíîæèëèñü íàóêè â íåì,
È øåë ïðîìûøëåííûé ïîäúåì;
Çàêîíà è îðóæüÿ ñèëà
Åãî âåëè÷èå õðàíèëà;
È êàæäîé íîâîþ âåñíîé
Îí ïîðîæäàë çà ðîåì ðîé.
Íè äåñïîòà íå çíàë îí âëàñòè,
Íè äåìîêðàòèè íàïàñòè;
Èì óïðàâëÿë êîðîëü, ÷åé òðîí
Çàêîíîì áûë äàâíî ñòåñíåí.
Òàì æèëè ï÷åëû æèçíüþ âîëüíîé,
Íî áûëè âå÷íî íåäîâîëüíû.
Íó, ñëîâîì, áûë ï÷åëèíûé ðîé
Âî âñåì ïîõîæ íà ðîä ëþäñêîé,
Ïðîèçâîäèëè òî æå ï÷åëû,
×òî íàøè ãîðîäà è ñåëà:
Âñå òå ïðåäìåòû, ÷òî íóæíû
Äëÿ ìèðíîé æèçíè è âîéíû.
È íåò ó íàñ òàêèõ ñòðîåíèé,
Ìàøèí, ñóäîâ, èçîáðåòåíèé,
Íàóê, èñêóññòâ è ìàñòåðñêèõ,
Êàêèõ áû íå áûëî ó íèõ.
Ïîñðåäñòâîì êðîõîòíûõ îðóäèé
Îíè âñå äåëàëè, êàê ëþäè;
È íàì õâàòàåò íàøèõ ñëîâ
Äëÿ îïèñàíüÿ èõ òðóäîâ.
Èç ÷åëîâå÷üèõ äåë åäâà ëè
Îíè ÷åãî-íèáóäü íå çíàëè,
Íó ðàçâå ÷òî èíûõ çàòåé —
Èãðàëüíûõ, íàïðèìåð, êîñòåé.
È òî åäâà ëè; â ñàìîì äåëå,
Âåäü êîðîëè ñîëäàò èìåëè —
À ðàçâå áûë íà ñâåòå ïîëê,
Ãäå â èãðàõ áû íå çíàëè òîëê?
Èòàê, öâåë óëåé ïëîäîâèòûé,
Äî êðûøêè ï÷åëàìè íàáèòûé;
È â íåì, êàê â îáùåñòâå ëþäåé,
Êèïåëè òûñÿ÷è ñòðàñòåé,
Äîñòèãíóâ ïî÷åñòåé è âëàñòè;
Äðóãèå â êîïÿõ, â ìàñòåðñêèõ
Âñþ æèçíü ðàáîòàëè íà íèõ,
Ïîëìèðà, ïî÷èòàé, êîðìèëè,
À ñàìè êàê èëîòû æèëè.
Òîò, êòî èìåë ñâîé êàïèòàë,
Ñåáÿ íè÷åì íå óòðóæäàë
È òîëüêî ïðèáûëè ñ÷èòàë;
Äðóãèå çíàëè ëèøü ðàáîòó,
Ðàáîòó äî ñåäüìîãî ïîòó,
È ñïèíó ãíóëè äåíü-äåíüñêîé,
Ïèòàÿñü õëåáîì è âîäîé.
Íî áûëî è íåìàëî ñáðîäà
Ñðåäè ï÷åëèíîãî íàðîäà,
Òåõ ï÷åë, êòî ðàäè òåìíûõ äåë
Îáùåïîëåçíûé òðóä ïðåçðåë;
Ïëóòû, õàïóãè, ñóòåíåðû,
Ãàäàëêè, øàðëàòàíû, âîðû —
Âñå øëè íà õèòðîñòü è îáìàí,
Äàáû íàáèòü ñåáå êàðìàí.
È îñòàëüíûå, âïðî÷åì, òîæå
Âåëè ñåáÿ, óâû, ïîõîæå:
Âåñüìà ñîëèäíûå ìóæè
Îòíþäü íå èçáåãàëè ëæè,
È áûëè â óëüå òîì åäâà ëè
Çàíÿòüÿ,ãäå á íå ïëóòîâàëè.
Çäåñü êàæäûé àäâîêàò âëàäåë
Èñêóññòâîì ðàçäóâàíüÿ äåë
È, ëîâêî ðàçæèãàÿ ñïîðû,
Êëèåíòîâ ãðàáèë õóæå âîðà.
Ñóäû âåäåíüå òÿæá âñåãäà
Ðàñòÿãèâàëè íà ãîäà,
Îäíàêî áûëî âñå â ïîðÿäêå,
Êîãäà ñóäüå äàâàëè âçÿòêè;
Çà ýòè âîçäàÿíüÿ îí
Òàê ðüÿíî èçó÷àë çàêîí,
Êàê âçëîìùèê èçó÷àåò ëàâêè,
×òîá ëó÷øå îáîáðàòü ïðèëàâêè.
Âðà÷è çàáîòèëèñü ñêîðåé
Î ðåïóòàöèè ñâîåé,
À íå î òîì, ÷òîáû ëå÷åíüå
Íåñëî áîëüíîìó îáëåã÷åíüå;
Ñòðåìÿñü äîâåðüå çàñëóæèòü,
Ñòàðàëèñü ÷óòêèìè ïðîñëûòü:
Âîéòè ñ óëûáêîé â äîì áîëüíîãî,
Ïðèâåòëèâîå ìîëâèòü ñëîâî
È óãîäèòü åãî ðîäíå,
Ëþáîé âíèìàÿ áîëòîâíå.
Ìóæè äóõîâíîãî ñîñëîâüÿ
Íå ÷óæäû áûëè ñóåñëîâüÿ
È, õîòü ñëóæèëè ïðè áîãàõ,
Ïîãðÿçëè â íèçìåííûõ ãðåõàõ.
Âñåì äîñàæäàëè èõ ÷âàíëèâîñòü,
Êîðûñòîëþáüå, ïîõîòëèâîñòü —
Ïîðîêè, ñâîéñòâåííûå èì,
Êàê êðàæè ìåëêèå — ïîðòíûì.
Îíè, âïåðÿÿ âçîðû â íåáî,
Ïîñëàòü ìîëèëè êîðêó õëåáà,
À ñàìè æàæäàëè ïðèòîì
Çàïîëó÷èòü àìáàð ñ çåðíîì.
Ïîêà æðåöû âîâñþ ðàäåëè,
Òå, êòî èõ íàíÿë, áîãàòåëè,
Áëàãîïîëó÷èåì ñâîèì
Âåñüìà îáÿçàííûå èì.
Áîè âåäóùèå ñîëäàòû
Íå îñòàâàëèñü áåç îïëàòû,
À òåõ, êòî áîéíè èçáåãàë,
Ñóäèë âîåííûé òðèáóíàë;
Ïðè÷åì óêàç áûë î÷åíü ñòðîãèé
Èì ïðîñòî îòðóáàëè íîãè.
Îòíþäü íå âñÿêèé ãåíåðàë
Ñ âðàãàìè ÷åñòíî âîåâàë;
Èíîé, íà äåíüãè øèáêî ïàäêèé,
Ùàäèë ïðîòèâíèêà çà âçÿòêè.
Òå, êòî áûë â áèòâàõ ñìåë è ðüÿí,
Ñ÷èòàòü íå óñïåâàëè ðàí;
À òðóñû ïî äîìàì ñèäåëè,
Çàòî äâîéíîé îêëàä èìåëè.
Ëèøü íà îêëàä íèêòî íå æèë
Èç òåõ, êòî ïðè äâîðå ñëóæèë;
Ðåâíèòåëè ñëóæåíüÿ òðîíó
Áåññòûäíî ãðàáèëè êîðîíó
È, îáèðàÿ êîðîëåé,
Õâàëèëèñü ÷åñòíîñòüþ ñâîåé.
Âåçäå ÷èíóøè ïëóòîâàëè;
Íî ÷òîá î òîì íå òîëêîâàëè,
Îíè ìîøåííè÷åñòâà ïëîä
Óìåëè âûäàòü çà äîõîä
È íàçûâàëè ÷åñòíîé ñäåëêîé
Ëþáóþ ãðÿçíóþ ïðîäåëêó.
Íó, ñëîâîì, êàæäàÿ ï÷åëà
Îáîãàùàëàñü êàê ìîãëà,
Äîõîäû áîëüøèå èìåÿ,
×åì äóìàë òîò, êòî çíàëñÿ ñ íåþ;
Òàê âûèãðûø ñêðûâàåò ñâîé
Îò îñòàëüíûõ èãðîê ëþáîé.
Íå ïåðå÷åñòü âñå èõ ïðîäåëêè,
Íàâîç — è òîò áûâàë ïîääåëêîé,
È óäîáðåíüå äëÿ ïîëåé
Ñïëîøü ñîñòîÿëî èç êàìíåé.
 ñâîåì ñòðåìëåíüå æèòü áîãàòî
Âñÿê íîðîâèë íàäóòü ñîáðàòà
Èëü âûìåùàë íà íåì ñâîé ñðàì,
Êîãäà áûâàë îáìàíóò ñàì.
Õîòÿ è áûëè ó Ôåìèäû
Ãëàçà ïîâÿçêîþ çàêðûòû,
Åå êàðàþùàÿ äëàíü
Îõîòíî ïðèíèìàëà äàíü.
È âñåì, êîíå÷íî, áûëî ÿñíî:
Åå ðåøåíèå ïðèñòðàñòíî,
Áîãèíÿ äåëàåò ëèøü âèä,
×òî ñóäèò òàê, êàê äîëã âåëèò.
Îíà ñóäîì ãðîçèëà ñòðîãèì
Ëèøü íåèìóùèì è óáîãèì,
Òåì, êòî íóæäîé áûë ïðèíóæäåí
Íåìíîãî ïðåñòóïèòü çàêîí.
Çàòî áîãàòûé, èìåíèòûé
Áûë çàùèùåí ìå÷îì Ôåìèäû,
Âñåãäà ãîòîâûì ÷åðíü êàðàòü,
Äàáû îáåçîïàñèòü çíàòü.
Ïîðîêîì óëåé áûë ñíåäàåì,
Íî â öåëîì îí ÿâëÿëñÿ ðàåì,
Îí æèçíåñòîéêîñòüþ ñâîåé
Ñòðàøèë âðàãîâ, äèâèë äðóçåé;
È íå áûëî ñðåäü óëüåâ ðàâíûõ
Åìó â åãî äåÿíüÿõ ñëàâíûõ.
Òàêîé óæ áûë ãðàæäàíñêèé ñòðîé,
×òî áëàãî íåñ ïîðîê ëþáîé,
×òî âñå áëàãèå óñòðåìëåíüÿ
Ïðåäïîëàãàëè ïðåñòóïëåíüÿ;
È äàæå õóäøàÿ ï÷åëà
Äëÿ ïîëüçû îáùåñòâà æèëà.
Âåñüìà èñêóñíîå ïðàâëåíüå
Âñåõ ï÷åë õðàíèëî åäèíåíüå.
Õîòü ï÷åëû è ðîïòàëè, ðîé
Ñîãëàñíî æèë ñåìüåé áîëüøîé;
Îêàçûâàëè âñå äðóã äðóãó
Êàê áû íåâîëüíóþ óñëóãó;
È äîáðîäåòåëè îäíèõ
Ïèòàëè ñëàáîñòè äðóãèõ.
Çäåñü ñêóïîñòü ìîòîâñòâó ñëóæèëà,
À ðîñêîøü áåäíÿêîâ êîðìèëà;
Áóäèëè òðóäîëþáüå çäåñü
Òùåñëàâüå, çàâèñòü, àë÷íîñòü, ñïåñü.
Ê òîìó æ ó ýòîãî íàðîäà
Íà âñå ìåíÿëàñü áûñòðî ìîäà;
Ñåé ñòðàííûé ê ïåðåìåíàì ïûë
Òîðãîâëè äâèãàòåëåì áûë.
 åäå, â îäåæäå, â ðàçâëå÷åíüå—
Âî âñåì ñòðåìèëèñü ê ïåðåìåíå;
È îáðàçöû íîâåéøèõ ìîä
Óæ çàáûâàëè ÷åðåç ãîä.
Ñìåíÿÿ â îáùåñòâå ïîðÿäêè,
 íåì óñòðàíÿëè íåäîñòàòêè;
 èòîãå ñëàâíûì ï÷åëàì çëî
Áëàãîïîëó÷èå íåñëî.
Ïëîäû ïîðîêîâ ïîæèíàÿ.
Öâåëà äåðæàâà âîñêîâàÿ.
Èçîáðåòàòåëüíîñòü è òðóä
Âïðÿìü ÷óäåñà òâîðèëè òóò;
Èç ïîêîëåíüÿ â ïîêîëåíüå
Ðîñëè äîñòàòêè íàñåëåíüÿ;
È æèë òåïåðü áåäíÿê ïðîñòîé
Ïîëó÷øå, ÷åì áîãà÷ áûëîé.
Íî êàê îáìàí÷èâî áëàæåíñòâî!
Êîãäà áû çíàòü, ÷òî ñîâåðøåíñòâî
È áîãà íàì íå â ñèëàõ äàòü,
Íå ñòàëè òâàðè áû ðîïòàòü;
Îíè æ, ÷óòü ÷òî, âîâñþ âîïèëè:
«Ìîøåííèêè íàñ ïîãóáèëè!
×òî âëàñòü, ÷òî àðìèÿ, ÷òî ñóä —
Íà âîðå âîð, íà ïëóòå ïëóò!»
È òå, ÷òî ñàìè ïëóòîâàëè,
Äðóãèõ çà ïëóòíè áè÷åâàëè.
Îäèí áîãà÷ — êàê ðàç èç òåõ,
Êòî æèë, îáìàíûâàÿ âñåõ, —
Îðàë, ÷òî ê ñâåòîïðåñòàâëåíüþ
Âåäóò âñå ýòè ïðåñòóïëåíüÿ.
È êòî æå òîò ðàçáîéíèê áûë,
Êîãî òàê ëþòî îí áðàíèë?
Ïðîõâîñò-ïåð÷àòî÷íèê, ïðîäàâøèé
Åìó îâ÷èíó âìåñòî çàìøè.
Ïðåêðàñíî øëè ó ï÷åë äåëà,
È ïîëüçà âñåì îò íèõ áûëà,
È âñå æå âñå êðè÷àëè: «Áîãè,
Õîòèì æèòü ÷åñòíî! Áóäüòå ñòðîãè!»
Óñëûøàâ èõ ìîëüáû, Ãåðìåñ
Ëèøü óñìåõíóëñÿ; íó à Çåâñ
Ñêàçàë, ñâåðêíóâøè ãíåâíûì îêîì:
«×òî æ, ýòî áóäåò èì óðîêîì».
È âîò — î ÷óäî èç ÷óäåñ!
Èç æèçíè ï÷åë îáìàí èñ÷åç;
Çàáûòû õèòðîñòè è ïëóòíè,
Âñå ñòàëè ÷åñòíû, äàæå òðóòíè;
È âûçûâàåò òîëüêî ñòûä
Ó òðåçâûõ ï÷åë èõ ïðåæíèé áûò.
Î ñëàâíûé óëåé! Äàæå æóòêî,
Êàêóþ ñ íèì ñûãðàëè øóòêó!
Çà ïîë÷àñà ïî âñåé ñòðàíå
Ïðîäóêòû ñíèçèëèñü â öåíå;
Âñå ñíÿëè ìàñêó ëèöåìåðüÿ
È æàæäóò ïîëíîãî äîâåðüÿ;
Ïðåçðåëà ðîñêîøü äàæå çíàòü;
Íó ïðÿìî óëåé íå óçíàòü.
Çàèìîäàâöàì íåò çàáîòû,
È àäâîêàòû áåç ðàáîòû,
Ïîñêîëüêó ñðàçó äîëæíèêè
Âåðíóëè ñ ðàäîñòüþ äîëãè,
À êîè âîçâðàòèòü çàáûëè,
Òåì êðåäèòîðû äîëã ïðîñòèëè.
Çà ïðåêðàùåíüåì ìíîãèõ äåë
È ðîä ñóäåéñêèõ ïîðåäåë;
Ïîñëåäíèì òóãî, êàê èçâåñòíî,
Êîãäà äåëà âåäóòñÿ ÷åñòíî:
Äîõîäîâ íå ïðèíîñèò ñóä,
È èç ñóäîâ îíè áåãóò.
Îäíèõ ïðåñòóïíèêîâ êàçíèëè,
Äðóãèõ íà âîëþ îòïóñòèëè.
Åäâà çàñòåíîê îïóñòåë,
Îñòàâøèñü âîâñå íå ó äåë,
Èç óëüÿ îòáûëà Ôåìèäà,
À ñ íåé — åå áîëüøàÿ ñâèòà.
Òîëïîé øëè ÷èííî êóçíåöû —
Òþðåìíîé óòâàðè òâîðöû —
Ñ æåëåçíûìè äâåðüìè, çàìêàìè,
Ðåøåòêàìè è êàíäàëàìè;
Øåë âåñü òþðåìíûé ïåðñîíàë,
×òî çàêëþ÷åííûõ îõðàíÿë;
Îò íèõ íà äîëæíîì ðàññòîÿíüå —
Ïàëà÷ â áàãðÿíîì îäåÿíüå,
Íî íå ñ ìèôè÷åñêèì ìå÷îì —
Ñ âåðåâêîé øåë è òîïîðîì;
Çà íèì, â êðóãó øåðèôîâ, ñóäåé,
Âåçëè áîãèíþ ïðàâîñóäüÿ.
Òåïåðü ëå÷èòü íåíóæíûõ ñìåë
Ëèøü òîò, êòî âðà÷åâàòü óìåë,
È äàæå â ñåëàõ çàõîëóñòíûõ
Õâàòàëî ëåêàðåé èñêóñíûõ.
Áîëüíûõ ñòàðàëèñü òàê ëå÷èòü,
×òîá èõ ñòðàäàíüÿ îáëåã÷èòü,
Ïðè÷åì áåç âñÿêèõ âûãîä ëè÷íûõ
È áåç òàáëåòîê çàãðàíè÷íûõ;
Çíàë ëåêàðü: è â ñâîåé ñòðàíå
Çàìåíó èì íàéäåò âïîëíå.
Æðåöû îòíûíå íå ëåíèëèñü,
Ñî âñåì óñåðäèåì ìîëèëèñü
È ñëàâîñëîâèëè áîãîâ,
Íå ïîëàãàÿñü íà äüÿ÷êîâ:
À òå, ÷òî áàðñòâîâàòü õîòåëè,—
Âñå îêàçàëèñü íå ïðè äåëå
(Êîòîðîå äëÿ ÷åñòíûõ ï÷åë
Èíîé áû è íåíóæíûì ñ÷åë).
Âåðõîâíûé æðåö òåïåðü âñåöåëî
Îòäàë ñåáÿ ñâÿòîìó äåëó
È ãîëîñ ñâîé ïîäàòü íå ñìåë
Ïðè ðàçðåøåíüå ñâåòñêèõ äåë.
Çàòî ëþáîé áåäíÿê è íèùèé
Ìîãëè íàéòè â åãî æèëèùå
×åì ïîäêðåïèòüñÿ: õëåá è ýëü,
À ïóòíèê — òåïëóþ ïîñòåëü.
Ìèíèñòðû ïîíÿëè, ÷òî íàäî
Æèòü òîëüêî íà ñâîè îêëàäû;
È íåòåðïèì ñòàë ñ ýòèõ ïîð
Ê ëþáîìó æóëüíè÷åñòâó äâîð.
È åñëè ñóòêàìè â ïðèåìíîé
Æäàëà ñâîåé íàãðàäû ñêðîìíîé
Èíàÿ áåäíàÿ ï÷åëà
È ïîëó÷èòü åå ìîãëà,
Ëèøü ñóíóâ êëåðêó â ðóêó êðîíó,
Òîãî êàðàëè ïî çàêîíó;
Õîòÿ â áûëûå âðåìåíà
Ïðîùàëàñü áîëüøàÿ âèíà.
Äîñåëü íà êàæäîì çëà÷íîì ìåñòå
Ñèäåëî ïî òðè ÷èíà âìåñòå;
Äàáû äðóã äðóãó íå äàâàòü
×ðåçìåðíî ìíîãî âîðîâàòü;
Îíè äðóã äðóãà íàáëþäàëè
È âñêîðå âìåñòå ïëóòîâàëè,
À íûíå ëèøü îäèí ñèäåë,
Äðóãèå áûëè íå ó äåë
Âñå ï÷åëû äëÿ óïëàòû äîëãà
Ðàñïðîäàþò: îòðåçû øåëêà,
Ôàðôîð, êàðåòû, ñêàêóíû
Èäóò ñ òîðãîâ çà ïîëöåíû.
Îíè ãîòîâû:áåäíÿêàìè
Ñêîðåå áûòü, ÷åì äîëæíèêàìè.
Îíè áåãóò íåíóæíûõ òðàò,
Íå øëþò çà ðóáåæè ñîëäàò,
Íå öåíÿò âîèíñêóþ ñëàâó,
Îäíàêî çà ñâîþ äåðæàâó,
Çà ïðàâî ìèðíî, âîëüíî æèòü
Ãîòîâû ãîëîâû ñëîæèòü.
Êóäà íè ãëÿíü — íå òî, ÷òî áûëî:
Òîðãîâëþ ÷åñòíîñòü ïîãóáèëà,
Îñòàëàñü óéìà ï÷åë áåç äåë,
È óëåé áûñòðî îïóñòåë.
Ïðîïàëè áîãà÷è è ìîòû,
×òî äåíüãè òðàòèëè áåç ñ÷åòà;
Çàíÿòüÿ ãäå òåïåðü íàéäóò
Âñå òå, êòî ïðîäàâàë ñâîé òðóä?
Êîíåö çàêóïêàì è çàêàçàì —
È ïðîèçâîäñòâî ãèáíåò ðàçîì;
Âåçäå òåïåðü îäèí îòâåò:
«Íåò ñáûòà — è ðàáîòû íåò».
Íà çåìëþ äàæå ïàëè öåíû;
Ñäàþò âíàåì äâîðöû, ÷üè ñòåíû
Ñàìî èñêóññòâî âîçâåëî;
È, óäèâëåííûå çåëî,
Ïå÷àëüíî çðÿò ñåé ñòðîé óáîãèé
Èõ îõðàíÿþùèå áîãè.
Áåç äåëà ïëîòíèê, êàìíåðåç,
Íà èõ ðàáîòó ñïðîñ èñ÷åç;
Ïðèøëî â óïàäîê, çàõèðåëî
Ãðàäîñòðîèòåëüíîå äåëî,
È æèâîïèñöà äèâíûé òðóä
Óæ íèêîìó íå íóæåí òóò.
Ó ï÷åë ìèçåðíûå îêëàäû,
Íà äåíü õâàòàåò — íó è ðàäû,
È áîëüøèõ íåò ó íèõ çàáîò,
×åì îïëàòèòü â òàâåðíå ñ÷åò.
Òåïåðü êîêåòêè çàïèñíûå
Íå íîñÿò ïëàòüÿ çîëîòûå;
Íå çàêóïàåò êðóïíûé ÷èí
Íè äè÷è, íè ôðàíöóçñêèõ âèí;
Äà è ïðèäâîðíûé ðàâíîäóøåí
Ê òîìó, ÷òî ïîäàþò íà óæèí,
Êîòîðîìó òåïåðü öåíà
Íå òà, ÷òî â îíû âðåìåíà.
Åùå ñîâñåì íåäàâíî Õëîÿ
Áîãàòñòâà ðàäè è ïîêîÿ
Òîëêàëà ìóæà ñâîåãî
Íà ïëóòîâñòâî è âîðîâñòâî,
Òåïåðü ïóñêàåò â ðàñïðîäàæó
Çëàòóþ óòâàðü, ìåáåëü äàæå —
Òå âåùè, ðàäè êîèõ ðîé
Òâîðèë â Âåñò-Èíäèè ðàçáîé.
Ïðèøëè èíûå â óëåé íðàâû;
Çàáûòû ìîäû è çàáàâû;
Íåò øåëêà, áàðõàòà, ïàð÷è —
Íå òêóò èõ áîëåå òêà÷è.
Áåäíåå ñòàëè âñå ðàç âî ñòî,
Çàòî âñå äåøåâî è ïðîñòî,
Çàòî îáðåë ï÷åëèíûé ðîé
È ìèð, è ñ÷àñòüå, è ïîêîé.
Áåðóò ëèøü òî, ÷òî äàñò ïðèðîäà;
Ñàäû ðàñòóò áåç ñàäîâîäà
È ãëàç íå ðàäóþò ïëîäîì,
Âçðàùåííûì çíàíüåì è òðóäîì.
Óæ íå ïëûâóò â ÷óæèå ñòðàíû
Ñóäîâ òîðãîâûõ êàðàâàíû;
Íèãäå íå âèäíî íè êóïöîâ,
Íè ôèíàíñèñòîâ, íè äåëüöîâ;
Âñå ðåìåñëî ïðèøëî â ðàññòðîéñòâî;
Áè÷ òðóäîëþáèÿ, äîâîëüñòâî,
Ìåøàåò âûãîäó èñêàòü
È áîëüøåãî, ÷åì åñòü, æåëàòü.
È òóò íà óëåé îïóñòåëûé
Êîâàðíûå ñîñåäè ñìåëî
Ñî âñåõ ñòîðîí ïîøëè âîéíîé;
È çàêèïåë êðîâàâûé áîé!
È ãîä, è äâà — âðàãè âñå ðâóòñÿ;
Îòâàæíî, õðàáðî ï÷åëû áüþòñÿ;
Èõ ìóæåñòâî â êîíöå êîíöîâ
Ñïàñàåò óëåé îò âðàãîâ.
Ïîáåäà! íî ïîáåäà ðîþ
Äîñòàëàñü äîðîãîé öåíîþ.
Ìèëüîíû ïàëè, è ñòðàíà
Áûëà âêîíåö ðàçîðåíà.
Ôèíàë ïîñëóæèò âñåì óðîêîì:
Ïîêîé — è òîò ñî÷òÿ ïîðîêîì,
Ïðîíèêøèñü äóõîì ïðîñòîòû
È ïåðâîðîäíîé ÷èñòîòû,
Íàñòîëüêî ï÷åëû îïðîñòåëè,
×òî âñå â äóïëî ïåðåëåòåëè,
Ãäå, ÷åñòíîé áåäíîñòüþ ñâîåé
Ãîðäÿñü, æèâóò äî íàøèõ äíåé.
Ìîðàëü
Äà áóäåò âñåì ãëóïöàì èçâåñòíî,
×òî óëåé æèòü íå ìîæåò ÷åñòíî.
Áîãàòñòâî, ñëàâó óìíîæàòü,
Ïðèòîì ïîðîêîâ èçáåæàòü
Íåëüçÿ; òàêîå ïîëîæåíüå
Âîçìîæíî ëèøü â âîîáðàæåíüå.
Íàì — ýòî âñå ïîíÿòü äîëæíû —
Òùåñëàâüå, ðîñêîøü, ëîæü íóæíû;
 äåëàõ íàì áóäó÷è ïîäìîãîé,
Îíè ïðèíîñÿò âûãîä ìíîãî.
Êîíå÷íî, ãîëîä — ýòî çëî,
Íî áåç íåãî áû íå ìîãëî.
Ðàçäîáûâàòü ñåáå ñúåñòíîå,
Ðàñòè è êðåïíóòü âñå æèâîå.
Ëîçà ïëîäîâ íå ïðèíåñåò,
Ïîêà äèêàðêîþ ðàñòåò;
×òîá çðåëè ãðîçäè âèíîãðàäà,
Ëîçó íå ðàç ïîäðåçàòü íàäî;
Íî âîò ïîäâÿçàíà îíà,
Âñÿ ññîõëàñü, âñÿ èñêðèâëåíà,
À ñêîëüêî íàì äàåò âèíà!
Òàê è ïîðîê ïîëåçåí ëþäÿì,
Êîãäà îí ñâÿçàí ïðàâîñóäüåì.
×òîá ñòàòü íàðîä âåëèêèì ìîã,
 íåì äîëæåí ñâèòü ãíåçäî ïîðîê;
Äîñòàòêà — âñå òåìó ñâèäåòåëü —
Íå äàñò åìó ëèøü äîáðîäåòåëü.
È òå, êòî âåê âåðíåò èíîé,
Ïðåêðàñíîäóøíûé, çîëîòîé,
Âåðøà âñå ÷åñòíûìè ðóêàìè,
Ïèòàòüñÿ áóäóò æåëóäÿìè.

Читайте также:  Полезно ли сушить овощи в сушилке

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 31.03.2019. Ïîìíèòå, ó ÷åëîâåêà íåò âûáîðà…
  • 29.03.2019. Ïðèò÷à î ïóñòûíå
  • 28.03.2019. Íèêòî íå çíàåò Âÿ÷åñëàâ Óðþïèí
  • 24.03.2019. Áèáëèÿ îá îòíîøåíèè ê ëþäÿì
  • 23.03.2019. Äåðæàòü óì âî àäå
  • 22.03.2019. Îò Ìàòôåÿ 5
  • 18.03.2019. ×òîáû îñòàòüñÿ ÷åëîâåêîì?
  • 14.03.2019. Ìû íèêîãäà íå çíàåì òî÷íî
  • 13.03.2019. Äèàëîãè ò. þ. ïëàòîíîâà.
  • 12.03.2019. Æåëàíèå è ñòðàõ ýãîöåíòðè÷íûå ñîñòîÿíèÿ
  • 11.03.2019. Áðèëëèàíòû ìûñëåé
  • 10.03.2019. Áåçóìèå áûâàåò äâóõ âèäîâ Ò. Þ Ïëàòîíîâà
  • 09.03.2019. Ïðèò÷à î âðåäå ïüÿíñòâà
  • 05.03.2019. Âîçðîïòàâøèé óëåé, èëè ìîøåííèê
  • 04.03.2019. ÎØÎ. Îá îñîçíàííîñòè.
  • 03.03.2019. Ìóäðîñòü

Источник