Что такое застройка площадей залегания полезных ископаемых

Что такое застройка площадей залегания полезных ископаемых thumbnail
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к статье.

1. Под термином «площадь залегания полезных ископаемых» в рамках комментируемой статьи следует понимать территорию, непосредственно под которой располагаются залежи полезных ископаемых, и прилегающие к ней участки земной поверхности, попадающие в зону негативного воздействия результатов горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения, а также акватории внутренних морей, озер и других водоемов в случаях, если они являются полезными ископаемыми или служат источником их получения, горные территории месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, разрешение на застройку и размещение подземных сооружений на территориях залегания подземных ископаемых выдается указанным Федеральным агентством. При этом следует учитывать, что передача такого разрешения другим лицам без соблюдения соответствующей процедуры переоформления не допускается.

2. В рассматриваемой статье объективная сторона административного правонарушения может быть выражена застройкой территории залегания полезных ископаемых без наличия соответствующей лицензии либо при непринятии мер по обеспечению сохранности зданий и сооружений при недропользовании.

Незаконность застройки площади залегания полезных ископаемых может быть установлена при осуществлении строительства без получения специального разрешения, при нарушении порядка получения лицензии или ее переоформления, при несоблюдении условий, установленных специальным разрешением.

2. Осуществление застройки мест залегания полезных ископаемых без оформления лицензии влечет административную ответственность только при умышленной форме вины, тогда как ответственность за необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при недропользовании наступает и при неосторожной форме вины.

При наступлении в результате застройки мест залегания полезных ископаемых негативных последствий в виде причинения значительного ущерба деяния виновного лица будут квалифицироваться по ст. 255 УК РФ.

3. Рассмотрение дел указанной категории входит в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых.

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря

Комментарий к статье 7.5

1. В качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения по защите государственной собственности на недра в границах территории страны, в том числе подземные пространства, содержащиеся в них полезные ископаемые и другие ресурсы.

Предметом изучаемого административного правонарушения является янтарь — ископаемая природная смола минерального происхождения, относящаяся к классу органических соединений, от светло-желтого до коричнево-красного цвета, используемая для изготовления лекарственных средств и ювелирных изделий, предметов прикладного искусства.

Несмотря на то что янтарь по своему составу и процессу образования не относится к драгоценным камням, Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 был утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, в связи с чем на такие образования распространяется действие Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

2. В качестве объективной стороны рассматриваемого правонарушения рассматриваются два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:

— добыча янтаря без получения соответствующего разрешения;

— сбыт янтаря, добытого незаконным способом.

Незаконной добычей янтаря признается не только его извлечение из недр без наличия специальной лицензии, но и осуществление этой деятельности за пределами отведенного участка, на котором разрешена его добыча. При этом состав административного правонарушения будет усматриваться только в действиях лица, осуществляющего добычу янтаря в местах его месторождений или в местах промышленной разработки.

За сбыт янтаря ответственность наступает только в случаях, если этот янтарь является незаконно добытым, т.е. полученным без наличия специальной лицензии или с нарушением установленных в ней условий. Под сбытом понимаются любые действия, направленные на отчуждение в целях извлечения выгоды такого янтаря в натуральном виде или в форме ювелирных украшений или предметов прикладного искусства после его переработки.

Читайте также:  Полезные ископаемые и их использование людьми

Совершение рассматриваемых правонарушений возможно только в форме умысла физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, или должностными лицами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, переработке или сбыту янтаря. При этом незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.

Источник

Вступившим в силу 04.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” внесены изменения в статью 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон “О недрах”), предусматривающие при строительстве объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, исключение необходимости получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки, а также исключение необходимости получения разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

В целях обеспечения единства применения законодательства Российской Федерации о недрах в сфере застройки площадей залегания полезных ископаемых сообщаем следующее.

1. Указанными поправками изменено наименование разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, которое переименовано на разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений.

В связи с этим Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Минприроды России от 13.02.2013 N 53 (далее – Административный регламент), подлежит применению в части не противоречащей ст. 25 Закона “О недрах”.

2. Предоставление государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в соответствии с Законом “О недрах” Административным регламентом при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства не предусмотрено.

3. Нормы, предусмотренные ст. 25 Закона “О недрах”, не отменяют иных обязательных требований к осуществлению строительства или хозяйственной деятельности в границах территорий с особым режимом – лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (далее – Закон “О природных лечебных ресурсах”) лечебно-оздоровительная местность и курорт относятся к используемым в лечебно-профилактических целях особо охраняемым территориям. В частности, Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.

В ч. 3 ст. 16 Закона “О природных лечебных ресурсах” для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны с ограничением или запрещением осуществления различных видов хозяйственной деятельности исходя из установленных зон охраны.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В связи с этим, независимо от нахождения территории с особым правовым режимом, в том числе лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах населенного пункта, осуществление на ней строительства и иной хозяйственной деятельности должно осуществляться с учетом установленных Законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” ограничений и запретов.

Читайте также:  Тыква полезные свойства и противопоказания для ребенка

4. Необходимо учитывать особенности законодательства Российской Федерации в части застройки площадей залегания полезных ископаемых на земельных участках, предоставленных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Учитывая, что в соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказами Минприроды России от 25.06.2010 N 218, от 08.07.2010 N 254 и от 27.10.2010 N 463 при подготовке и согласовании технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых рассматриваются, в том числе, вопросы размещения объектов обустройства месторождений.

Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии у пользователя недр согласованного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения полезных ископаемых, самостоятельное обращение пользователя недр за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых, не требуется.

5. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и п. 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее – Положение о Роснедрах), разрешение на строительство объекта капитального строительства выдается Роснедрами или его территориальным органом в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса и п. 5.3.15 Положения о Роснедрах, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выдается Роснедрами, в случае, если разрешение на строительство, реконструкцию указанного объекта капитального строительства было выдано Роснедрами.

Таким образом, разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых и разрешение на строительство объекта капитального строительства и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации являются самостоятельными документами и, следовательно, в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на участке недр, предоставленном пользователю для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) необходимо получение разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства.

Порядок получения указанных разрешений установлен Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), утвержденным приказом Минприроды России от 25.06.2012 N 162, и Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Федеральным агентством по недропользованию, утвержденным приказом Минприроды России от 26.06.2012 N 167, соответственно.

4 августа 2018 г. вступили в силу поправки к ГрК РФ. Для строительства в границах населенных пунктов теперь не нужно получать заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Также не требуется разрешение на застройку участков залегания полезных ископаемых.

В отношении объектов, которые возводятся (реконструируются) на участке, предоставленном для ведения работ, связанных с пользованием недрами (кроме недр местного значения), необходимо получить разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Если у пользователя недр есть согласованный технический проект на разработку месторождения полезных ископаемых, то ему не нужно обращаться за получением разрешения на застройку земельных участков, которые находятся на площадях залегания полезных ископаемых.

Источник

Консультация Земельного юриста

Оформление земельных участков, разрешений на строительство, земельные споры, признание права собственности, защита в суде, устранение кадастровых ошибок, жалобы и претензии.

Получите консультацию земельного юриста
прямо сейчас, БЕСПЛАТНО!

Земельные юристы нашей компании помогут согласовать и получить разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
Мы специализируемся на подобных процедурах и всегда добиваемся положительного результата.
Подобные разрешения выдаются после согласования всех нюансов со службами Госгортехнадзора.
При этом необходимо руководствоваться положениями Земельного и Градостроительного кодекса, а также другими профильными законами.

Читайте также:  Возможно эта информация будет вам полезна

Существует установленный законодательно порядок оформления подобных бумаг. В него входит возведение строительных объектов (исключающих добычу ископаемых) и следование требованиям безопасности. Также придется доказать, что близлежащие поселения и территории защищены от влияний техногенного характера. Подобные правила должны соблюдаться любыми предприятиями, предпринимателями или гражданами, разрабатывающими градостроительные бумаги, готовящими проекты, строящими или использующими здания и промышленные комплексы.

Процедура выдачи разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых

За разрешением необходимо обращаться в территориальное подразделение Госгортехнадзора. При этом нужно учитывать следующие особенности.

  • Помимо заявления на выдачу такого документа, придется доказать, что целесообразно производить застройку с экономической точки зрения.
  • Выдается подобный допуск, чтобы предупредить возведение самовольных строений, обеспечить охрану недр и сохранить условия для полноценного извлечения ископаемых.
  • Если сумеете получить заключение местного органа Министерства природных ресурсов (МПР) о том, что на конкретном участке нет полезных ископаемых, за разрешением можно не обращаться.
  • Вместе с заявлением необходимо подавать горно-геологическое обоснование, разработанное в составе градостроительных бумаг.
  • Для выбора конкретной площадки, где будет произведена застройка, собирается комиссия, в которой участвует и представитель Госгортехнадзора.
  • Перед обращением за разрешением нужно получить согласие на строительные работы от гражданина или организации, использующей данные недра.
  • Если ископаемые, находящиеся на данной территории, отнесены к прогнозному виду ресурсов, заявление будут рассматривать совместно Госгортехнадзор и МПР страны.
  • Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых направляют заявителю в течение месяца с момента получения ходатайства и обоснования, о котором говорилось выше.
  • Иногда требуются дополнительные материалы, среди которых заключение экспертов по промышленной безопасности. Из-за этого срок выдачи допусков могут перенести, о чем заявителя заранее информируют.
  • Использующее недра лицо вправе ограничить площадь застройки, представив достаточные обоснования подобных действий.

Если все документы в порядке, заявление написано грамотно и подано в срок, то запрашиваемый документ подписывает руководство Госгортехнадзора, и в течение десяти дней с момента принятия положительного решения, выдается заявителю. Если же нашлись ошибки или неточности, выносят отказ, который можно обжаловать в суде или органах, выдавших такой ответ.

Когда надо обращаться за разрешением и почему его могут забрать?

Далеко не во всех случаях требуется оформление подобного разрешения. За ним нужно обращаться, если:

  1. Под землей находятся полезные ископаемые, либо надел прилегает к зоне негативного влияния горных разработок;
  2. Территория находится в акватории внутреннего моря, озера или другого водоема, чьи отложения на дне признаны полезными ископаемыми;
  3. Если ископаемые, находящиеся здесь, относятся к лечебным видам.

Однако получить разрешение еще половина дела, ведь его могут отменить или приостановить его действие. Делается это, когда застройка наносит больший вред, чем был заявлен в проекте, влияет на сохранность ископаемых или владелец зданий не соблюдает условия его возведения. Такая же ситуация складывается, когда заявленные в проекте меры безопасности не обеспечивают должную сохранность здоровья населения. Если не начать строительство в течение последующих пяти лет, разрешение тоже отменят.
Эксперты нашей компании с гарантией получат этот документ, избежав возможности его изъятия в будущем.

Получим разрешение на застройку вашего участка

Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

  • Предварительный анализ

    Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

  • Земельные специалисты

    Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

  • Решения сложных вопросов

    Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

  • Представительство в регионах

    Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Юридическая помощь

Отправьте заявку на бесплатную консультацию прямо сейчас, и мы в кратчайшие сроки поможем в решении земельных вопросов любой сложности!

Получите консультацию земельного юриста
прямо сейчас, БЕСПЛАТНО!

Источник