Что такое выборочная отработка полезных ископаемых

Выборочная (внепроектная) отработка
месторождений полезных ископаемых, приводящая
к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых

Часть 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона комментируемого деяния заключается в выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживанию полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии с Законом РФ N 2395-1, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ч. 1 ст. 23);
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1 ст. 23);
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (п. 5 ч. 1 ст. 23);
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых (п. 6 ч. 1 ст. 23).
В соответствии с Законом РФ N 2395-1, пользователь недр обязан обеспечить:
соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (п. 1 ч. 2 ст. 22);
соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (п. 2 ч. 2 ст. 22);
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами (п. 6 ч. 2 ст. 22);
безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр (п. 8.1 ч. 2 ст. 22);
выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10 ч. 2 ст. 22).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 “Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (п. 2), в проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр (абз. “б” п. 12).
Согласно п. 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Согласно ст. 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст. 29 Закона N 2395-1, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 “Об утверждении правил утверждения потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений”, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (п. 4).
Субъектами ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ могут выступать граждане, юридические и должностные лица.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Источник

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от шестисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от восьмисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 8.10
1. См. п. 1 комментария к ст. 8.9.
Согласно Положению о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденному Постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2001 г. N 18, установлены единые требования, обязательные для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Для реализации требований законодательства о недрах указанные организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения – службы главного геолога и главного маркшейдера либо привлекать по договору сторонние организации или физических лиц, которые имеют лицензии на производство соответствующих работ. Главный геолог и главный маркшейдер подчиняются непосредственно руководителю организации.
Деятельность служб осуществляется в соответствии с условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного геолога), а также в соответствии с вышеназванным Положением и другими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 16 Положения функциями служб главного геолога и главного маркшейдера указанных организаций являются:
– ведение работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества, повышение достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, наиболее полное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых;
– своевременное и качественное геологическое и маркшейдерское обеспечение работ при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
– контроль за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых, включая техногенные, охраной недр, рациональным и комплексным их использованием;
– обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;
– подготовка материалов по переоценке и списанию с учета организации запасов полезных ископаемых, исходным данным для исчисления платежей при пользовании недрами, оформлению горных и земельных отводов, лицензий на пользование недрами, геометризации месторождений полезных ископаемых.
2. Согласно ст. 26 Закона РФ “О недрах” предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
По смыслу ч. 2 комментируемой статьи консервация месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин влечет за собой временное исключение данных объектов из хозяйственного оборота. Ликвидация горных выработок и буровых скважин обусловлена бессрочным прекращением их деятельности.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий – пользователей недр.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ “О недрах” при досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном ст. 26 указанного Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в п. 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 ч. 2 ст. 20 данного Закона, или по инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия – пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в п. 1 (при отсутствии вины предприятия) и п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона РФ “О недрах”.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ “О недрах” пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.
Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” производство маркшейдерских работ вправе осуществлять только лицензиаты – юридические лица и индивидуальные предприниматели. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Госгортехнадзора России.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382, производство маркшейдерских работ включает:
а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
б) наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
в) ведение горной графической документации;
г) учет и обоснование объемов горных разработок;
д) определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.
По смыслу ч. 2 комментируемой статьи под невыполнением требований по производству маркшейдерских работ понимается неисполнение (ненадлежащее исполнение) лицензиатом требований и условий лицензирования, установленных п. 4 указанного Положения. Совершение лицензиатом административного правонарушения, определенного ч. 2 рассматриваемой статьи, влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным ч. 2 комментируемой статьи.
3. Рекомендации о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет платы за пользование недрами (приложение к письму Госналогслужбы России от 29 августа 1994 г. N НП-6-02/318) следующим образом определяют понятия, используемые в ч. 1 комментируемой статьи.
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.
Минеральное сырье – полезные ископаемые, вовлеченные (учтенные или используемые) в сферу общественного производства.
Добыча полезного ископаемого – совокупность технологических процессов по извлечению полезного ископаемого из недр.
К добыче относится все количество полезного ископаемого, выданного из недр на поверхность при подземном способе разработки месторождения, вывезенного из карьера – на открытых горных работах, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.
Разубоживание – изменение (снижение) содержания полезных компонентов в добытом из недр полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в запасах в недрах вследствие примешивания к ним пород в технологическом процессе добычи полезного ископаемого.
Потери полезного ископаемого при добыче – это часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр при разработке месторождения, добытая и направленная в породные отвалы, оставленная (потерянная) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производства, а также потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти.
Общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) потери – запасы полезных ископаемых в охранных целиках, оставленных для безопасного ведения горных работ вблизи геологических нарушений, под водоемами, площадями застройки, в зонах отчуждения железных и автодорог, нефтегазопроводов, высоковольтных линий электропередачи и других целиках специального назначения, отработка которых проектом не предусмотрена.
Эксплуатационные потери при добыче – потери при добыче полезного ископаемого в массиве (в недрах) и потери отдельных (отбитых) от массива полезных ископаемых (руд, песков), связанные с системой разработки и применяемой технологией добычи, образующиеся непосредственно в технологическом процессе добычи.
Нормативные потери при добыче – эксплуатационные потери полезных ископаемых при добыче, уровень которых обоснован при современном состоянии горной техники и технологии для определенных горно-геологических условий разработки месторождения.
Потери при добыче фактические – потери полезного ископаемого, определенные маркшейдерской и геологической службами горного предприятия прямым методом по месту образования этих потерь или косвенным (расчетным) методом.
Сверхнормативные потери – превышение фактических потерь над нормативными потерями полезного ископаемого при добыче, определяемое по выемочной единице.
Балансовые запасы полезного ископаемого – запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.
Технологические потери полезного ископаемого – потери полезного ископаемого (полезного компонента), образующиеся при промывке (обогащении) добытой горной массы, руды, песков, – в эксплуатационные потери и в погашенные запасы не включаются и при расчете платежей за пользование недрами учитываться не должны.
Забалансовые запасы полезного ископаемого – запасы, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей (пласта), низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.
4. При квалификации административных проступков, предусмотренных данной статьей, важно определить их общественно опасные последствия. В этом случае необходимо установить сам факт нарушения указанных требований, т.е. их несоблюдения или уклонения от их исполнения гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, независимо от того, причинен вред или нет. Квалификация преступления возможна только в случае, если данное противоправное деяние причинило вред. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 255 УК.
5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госгортехнадзора и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.31 КоАП.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами МПР России, Госгортехнадзора и их территориальных органов, осуществляющими государственный геологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.22 КоАП (см. комментарий к указанным статьям).

Источник