Что такое творческий потенциал полезный творческий потенциал организации
Сегодня понятие «творческий потенциал» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Суть понятия «потенциал», в основном, связывают с осмыслением деятельностного начала существования личности, под которым понимается способность, душевная энергия, сила, потенциальные возможности. Потенциал – это свойство всякого организма, к тому же не только живого; это источник саморазвития установленного явления.
Человек должен отчетливо понимать, какими общественно важными ценностями он располагает. Анализируя понятие «потенциал человека», обозначим, что под личностным потенциалом подразумевается, в первую очередь, система характеристик, которые связаны с движущими силами внутреннего духовного формирования, с самооценкой и мотивацией. Рассмотрение формулировок представляет, что понятие «потенциал» в физике, например, сопоставляется с работой, которая еще не осуществлена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека сравнивается с его возможностями, чтобы потом в будущем что-то сделать, достичь собственных целей, выполнить свои интересы. Многомерность и сложность способностей человека позволяют анализировать его потенциал как систему всех выражающихся в профессиональной деятельности общественно полезных способностей [5].
Анализируемые способности человека отображаются в его профессиональной компетентности, имеющая структуру, в которой выделяют [8]:
интеллектуальную компетентность – образованность, знания, способность к комплексному подходу к исполнению служебных обязанностей и к аналитическому мышлению. Это детальное знание дела, сути исполняемой работы, явлений и процессов, сложных связей, возможных средств и способов достижения запланированных целей;
интегративную компетентность – способность к интеграции знаний и умение выявить наиболее действенные формы деятельности и приоритетные направления, наличие навыков эффективно и рационально действовать в условиях стремительно изменяющегося общества;
ситуативную компетентность – профессиональный и жизненный опыт, умение напористо достигать поставленной цели, умение действовать в неординарной ситуации;
социальную компетентность – умение поддерживать уважительные и ровные отношения с коллегами, наличие коммуникативных способностей, вести беседы, верно, воспринимать точку зрения других и т. п.
Для окончательной формулировки существенных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, обусловливающих его трудоспособность.
К основным характеристикам потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности относятся следующие. А именно это качества, связанные со здоровьем человека, его типом нервной системы, выносливостью, работоспособностью, т. е. все то, что отображает его психологический и физический потенциал; качества, позволяющие человеку установить плодотворные общественные отношения и взаимоотношения в организации; качества, определяемые приобретенными и врожденными способностями человека, которые определяют возможность профессиональной деятельности конкретного уровня [25].
Потенциал человека складывается в рамках приобретения им общего, а потом профессионального образования. При этом под образованием осмысливается целенаправленный процесс обучения, развития и воспитания обучающегося. При выборе сферы собственной будущей деятельности и приобретая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек получает соответствующий комплекс способностей, качество которых гарантируется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.
Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и значительные перестройки, совершающиеся в России, было бы наивно считать, что развитие потенциала человека заканчивается по завершении им профессионального обучения, например, в ВУЗе.
Вследствие этого в стране создана широкая сеть образовательных услуг, которая обеспечивает, во-первых, постоянное образование персонала в пределах второго высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировок, а во-вторых, возможности самообразования.
Важнейшим фактором развития потенциала человека является профессиональный опыт, приобретаемый во время трудовой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать приобретенные в профессиональной деятельности навыки и знания, адаптировать их к особенностям служебных функций и использовать в меняющихся условиях. Обычно такие способности обнаруживаются у специалистов, которые занимаются активным самообразованием, розыском прогрессивных способов определенной профессиональной деятельности, их применением и присвоением на своих рабочих местах; активно принимающих участие в исследовательской деятельности или обменивающихся опытом со специалистами похожего профиля.
Значительным фактором развития потенциала человека являются также обусловленные служебные ресурсы организации, в которой он работает. К ним в первую очередь относится возможность поддержания у персонала довольно сильной мотивации к учебе или увеличению своей квалификации, которая, как правило, связана с осуществлением перспектив: занятия более высокого положения в иерархии организации, соответственного увеличения материального возмездия за более результативную профессиональную деятельность сотрудника, приобретения новых наград, званий, чинов.
Анализируя вопросы осуществления потенциала человека, необходимо учитывать, что, с одной стороны, не все наблюдающиеся у человека способности являются востребованными в рамках реализации должности, а с другой – у него не могут быть или могут быть развиты не на соответствующем уровне способности, нужные для его профессиональной деятельности. Если в первом случае перед субъектом управления появляется задача рассмотреть возможность задействования запасных способностей человека, то во втором случае перед ним стоит задача развития недостающих способностей. Для оптимизации таких управленческих действий необходима диагностическая оценка потенциала личности, отображающая определенные аспекты как уже существующих способностей (резервных и актуализированных), так и отсутствующих, которые могут быть развиты в рамках соответственных образовательных мероприятий [14].
Предметом исследования потенциала человека являются, с одной стороны, его способности, а с другой – возможности их осуществления (актуализации), вырабатывания новых и раскручивания имеющихся способностей, установленных на основе рассмотрения их востребованности в интересах.
Термин «творчество» в психологии анализируется в контексте понятия «творческая деятельность». Бехтерев В. М. писал, что для любого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответствующее воспитание, создающее навыки в работе. Последнее формирует стремление в сторону обнаружения врожденных талантов, благодаря чему в конце появляется практически неодолимое стремление или тяга к творческой деятельности.
В нынешней психологии принято различать нетворческие и творческие виды деятельности.
Нетворческие виды деятельности, устанавливаемые как репродуктивные, алгоритмические, рутинные и др., анализируются чаще как подражательные. То есть по Выготскому Л. С. и Махмутову М. И., когда человек повторяет или воспроизводит уже когда-то выработанные и создавшиеся приемы поведения или воссоздает отпечатки от старых впечатлений.
Творческие же формы изучения деятельности, устанавливаемые как продуктивные, эвристические, оригинальные и др., предпочтительно анализируются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, видоизменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному. То есть творческий тип деятельности характеризуется тем, что он сосредоточен на создании чего-то новейшего, все равно, будет ли это основанием творческой деятельности какой-нибудь вещи внешнего мира или это будет незнакомым построением чувства или ума, проживающим и выявляющимся только в самом человеке [21].
Творческий потенциал личности – это совокупность ее свойств, способностей, состояний, набор приемов и средств, используемых в решении творческих задач.
Основной составляющей творческого потенциала личности являются [23]:
1) специальные знания;
2) широта кругозора;
3) внешняя и внутренняя готовность к творчеству.
Без первоначальных специальных знаний тяжело надеяться на эффективный творческий процесс. Порой для решения какой-либо задачи нужно просто «подтянуть» базовые знания. Причем задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Истинное творчество связано с идеей, и для ее раскрытия и зарождения базовые знания тоже нужны. Они служат базой для осмысления границы противоречия между задачей и возможностью. Но творческий процесс существенно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, поскольку часто творческие задачи решают на бессознательном уровне, употребляя знаниями из других областей. При отсутствии знаний появляется чувство страха, противоречие воспринимается как пропасть, появляется ощущение невыполнимости решения задачи. При этом творчество с самого начала блокируется. При присутствии конкретного количества знаний противоречие в творческой ситуации ощущается как тревога, которая является «пусковым механизмом» творческого процесса.
Основные подходы к определению творческого потенциала [4]:
- Сартаков В. В. – характеристика уровня развития личности в том или ином отношении (квалификационном, культурном, профессиональном и др.).
- Парыгин Б. Д. – определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, нацеленной на творческое самоутверждение и самовыражение.
- Овчинников В. Ф – искусственное качество личности, которое характеризует меру ее возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности, обладающей общественным значением.
- Яковлева Е. Л. – комплексная характеристика личности, устанавливающая степень осуществления человеком своей индивидуальности.
- Соколова М. С., Неволина Н. А. – система творческих (креативных) качеств личности.
Вдохновение – главная сторона творческого потенциала личности, которая характеризуется взлетом, сосредоточиванием творческих сил индивидуальности. Способность сосредоточить творческие силы обусловливается как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации заключается в выдвижении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.
Высокий смысл для творчества имеет наружная готовность к нему. Под наружной готовностью имеется в виду такое состояние личности, которое обеспечивает наиболее удобное исполнение его личностных качеств, связанных с общественными отношениями. Внешняя готовность к творчеству – существенная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего совесть, ответственность, чувство долга [19].
Собственно поэтому творческая ситуация испытывается человеком с богатым творческим потенциалом как эмоциональная.
Иным существенным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения появляется как бы из ничего, из неотчетливой потребности творческого самореализации.
Формирование творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей воспитания и обучения, нежели от возраста как такового. Поэтому крайне значима проблема – условия формирования творческих возможностей [28].
Осуществление творческого потенциала осуществляется прямо в творческом поведении. Обеспечение творческого поведения в разрешающей мере зависит от некоторых факторов:
1) благоприятный климат в организации;
2) благоприятная внешняя среда;
3) создание благоприятного климата.
Многие авторы творческий потенциал человека связывают с такими личностными чертами, как самоуверенность, смелость, признание самого себя, свобода. Баррон Ф. и Харрингтон Д. к данному списку добавляют способность обнаруживать привлекательные стороны возникающих трудностей, самостоятельность представлений, способность рисковать, эстетическую ориентацию. Кшикжентмихалый М., обрисовывая творящую личность, подмечает, что в творческом процессе всегда задействованы ее познавательные способности, особенности мотивационной сферы, личностные черты.
Творческий потенциал включает компоненты [23]:
- содержательный;
- мотивационно-целевой;
- рефлексивно — оценочные компоненты.
- операционно-деятельностный;
Мотивационно — целевой компонент отображает личностное отношение к деятельности, обнаруженное в целевых мотивах, интересах, установках. Он подразумевает присутствие интереса к конкретному виду деятельности; склонности к покупке специальных и общих знаний, навыков и умений. Показан внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более важной для творческой деятельности, это:
мотивация по итогу, когда обучающийся направлен на результаты деятельности;
мотивация по процессу, когда обучающийся заинтересован самим процессом деятельности.
Содержательный компонент содержит совокупность умений, навыков, знаний общеобразовательного характера, которые способствуют решению творческих задач.
Операционно-деятельностный компонент создан на комплексе навыков и умений организации творческой деятельности. Он включает способы мыслительных логических операций, интеллектуальных действий, а также формы практической деятельности: технические, общетрудовые, специальные. Этот компонент отображает возможности личности в образовании чего-то нового и нацелен на самовыражение и самоопределение в индивидуальной творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент содержит: внутренние процессы самоанализа и осмысления, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения собственных возможностей и уровня притязаний в творчестве [32].
На сегодняшний день нет четкости в осознании творческого потенциала. Творческий потенциал понимается как качество человека, с помощью которого реализуется вероятная деятельность в форме труда, общения и познания, характер и содержание которого различаются новизной. Новизна в деятельности акцентирует, с одной стороны, действительность творческого потенциала, а с другой – продукт индивидуально-личностного творчества. Исполнение творческого потенциала личности вероятно только в определенных видах деятельности, базируется на установленную совокупность индивидуальных образов непредвзятого мира. К формам выражения творческого потенциала личности относятся формы психического отражения: восприятие, воображение, ощущение.
Главным показателем выражения творческого потенциала личности является что-то новое, что возникает не только в итоге познавательной деятельности, трудовой деятельности, но и в подходах, средствах, отношении, процессе, методах.
Многосторонность творческого потенциала и энергичности личности зависит от ее творческих возможностей. Даже если работа не подразумевает возникновения творчества, точность, высокий уровень профессионализма, безукоризненность исполнения рутинных операций приносят трудовой деятельности особенную привлекательность за счет тех позитивных эмоций, которые появляются, когда можно «показать себя».
Полагают, что творческий потенциал – это средство, с помощью которого разрешают практические задачи. Сила творческого потенциала определена не столько присутствием у человека творческих способностей, сколько потребностью в творчестве [9].
На современном этапе для решения проблемы творчества свойственным является отсутствие фундаментальных работ, которые посвящены рассмотрению смысла «творческого потенциала». В философском аспекте представление «творческий потенциал» анализируется как синтетическое качество личности, которое характеризует границу его возможностей определять и разрешать новые задачи в области своей работы, которые имеют коллективное значение.
Таким образом, «творческий потенциал» – это интегральное свойство личности, позволяющее человеку выполнять предметную деятельность.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности
В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.
Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.
Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].
Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].
В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».
Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.
Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].
Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].
Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.
В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].
Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).
Таблица 1
Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала
Черты творческой личности | Творческие способности | Блоки творчества |
|
|
|
В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].
Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].
Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.
Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.
Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.
Литература:
- Мотков О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О. И. Мотков// Практическое пособие, Москва, 1993–134 с.
- Мильчак, Н. А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста [Текст]: дис. канд. психолог. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Мильчак Наталья Александровна –Ярославль, 2007. — 187 с.
- Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Левин Игорь Леонидович — Нижний Новгород, 2003. — 313 с.
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] / Н. А. Горяева // — М.: Просвещение, 1991. — 123с.
- Варданян, В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе педагогической деятельности [Текст] [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Варданян Валерий Амбарцумович — Саранск, 1997–200 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин // — СПб.: Питер, 1999. — 356с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
- Правительство Российской Федерации распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р [Электронный ресурс], режим доступа: https://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческая личность, способность, творчество, блок творчества, индивидуальная особенность личности ребенка, проблема, творческий потенциал личности, творческое поведение, федеральный государственный образовательный стандарт.