Что такое стремление быть полезным своему отечеству
Сегодня много говорится об улучшении условий службы офицеров Вооруженных Сил РФ, о повышении их денежного довольствия и обеспечении жильем. Но этого мало, если мы хотим, чтобы Россия имела высокопрофессиональную армию. Испокон веков хорошего воина воспитывали с младых ногтей на патриотических образах, былинах, рассказах и личным примером.
Полагаю, что настало время сосредоточить основные реформаторские усилия на формировании первоклассного («полководческого») офицерского корпуса. Со времен Петра Великого именно офицерское служилое сословие являлось несущей основой и движущей силой развития Российской армии. В XXI столетии военное дело чрезвычайно усложняется, выходит за свои привычные рамки. Войны нового типа также требуют офицеров особого, в чем-то даже универсального качества, культурных и всесторонне подготовленных специалистов своего дела.
В дореволюционное да и в советское время таких людей в офицерской среде было немало. Можно насчитать целую когорту учителей и наставников. Александр Васильевич Суворов – первый из них. Прямо и без ложной скромности великий русский полководец завещал не очень разумному (предчувствовал!) потомству брать с него пример. К сожалению, потомки до сих пор с необъяснимым упорством игнорируют суворовскую науку побеждать. А это сотни приказов, писем, наставлений, множество оригинальных идей, правил воинского искусства (в том числе «законов усмирения мятежей»), прозорливых мыслей. Не говоря уже об остальном богатом духовном капитале, оставленном нам в наследие другими полководцами, флотоводцами, выдающимися боевыми офицерами, блистательными военными мыслителями.
Что же касается заветных офицерских традиций, то сегодня, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на следующие из них.
Не наемники и не опричники
Современное офицерство должно следовать идеалу победоносного служения России. В офицерском корпусе важно сформировать государственно-национальное сознание, историческую память и патриотическое мировоззрение (отсутствие всего этого привело уже ко многим бедам), выработать стремление быть победителями, «мощными защитниками» Отечества. Таковым было военное дворянство во времена Петра I, Суворова, Кутузова и Пушкина.
Высокое звание и призвание российского офицера традиционно определялись именно этой установкой. Он всегда считал себя «отечественником» – не наемником и не опричником. Движим был не материальными стимулами, службой не из-за денег, а по совести, долгу и чести. На его верности и преданности Родине, на подвижничестве и героизме надежно держались Россия, ее Вооруженные Силы. Офицерство являлось не только душой армии, организатором побед на поле боя, но и бессменной стражей российской государственности, ее главной охранительной и творческой силой.
Благородные представители этого сословия служили России не только на военном поприще. Офицеры прославляли страну на полях сражений, на нивах просвещения, науки, культуры и искусства. Когда требовались честные и патриотические чиновники, генерал-губернаторы, наместники, другие радетели государственного интереса, они обычно рекрутировались из офицерской среды. Все российские императоры с гордостью носили офицерские погоны.
Вспомним еще раз Петра Великого – первого настоящего офицера России. Создатель офицерского корпуса по достоинству и прозорливо оценил выдающуюся офицерскую роль в обществе и на войне. В 1718 году он записал «для памяти Сенату»: «Офицерам – дворянство и первое место». В последующем на века зафиксировал этот ко многому обязывающий статус в Табели о рангах.
Генералиссимус Суворов – «Российской Армии Победоносец» – советовал офицерству заключать «доброе имя свое в славе и благоденствии Отечества», мыслить «о пользе общей», не забывать важнейшее: «Россия службою моею питалась, вашею питаться будет…»
В начале XX века общественность предлагала временно призвать к управлению страной в качестве наместника царя боевого офицера, чтобы обуздать революционные силы. Об этом шла речь, например, в политических фантазиях Сергея Федоровича Шарапова. Другой известный публицист того времени – морской офицер Михаил Осипович Меньшиков накануне Первой мировой войны призвал: «Вся надежда России – на армию, и эту армию нужно готовить к бою день и ночь. Вся надежда Отечества – на вождей армии, на благородный корпус офицеров… Офицер – специалист сражения – обязан быть победителем на войне». И эта прекрасная мысль должна храниться в сознании каждого современного офицера.
Жизнь – служение
Всеми предшествующими офицерскими поколениями современному офицеру завещано любить военное дело, свою профессию, «помнить войну» (адмирал Степан Осипович Макаров), серьезно готовиться к ней, уметь воевать искусно и малой кровью. В прошлом нарушение этой традиции не раз приводило страну к военным поражениям, более опасным для нее, чем любая агрессия.
Российские офицеры всегда отличались не только общим, но и собственно военным патриотизмом. Они не мыслили себя вне военного дела, старились совершенствовать и его, и свои профессиональные качества. Чувствовали ответственность за развитие армии в целом. Учились на уроках отечественной истории, на передовом зарубежном опыте. Активно работали на «военный ренессанс». Творчески готовились к войне уже в мирное время. В случае начала ее стремились отличиться в боевых действиях (победить, заслужить честь и славу). Жизнь свою, таланты и общую культуру подчиняли военному служению. Из многих примеров этого рода укажу лишь на два наиболее примечательных.
Герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов не считал себя поэтом, но – «казаком, партизаном, солдатом». Находясь не в лучшем здравии, в весьма натянутых отношениях с властителями, будучи то на службе, то в отставке, он тем не менее не пропустил ни одного прижизненного боевого дела. Каждый раз в буквальном смысле «пробивался» на войну («ничего не желаю, кроме команды и неприятеля»). Другу, поэту Василию Андреевичу Жуковскому он перечисляет вехи своей боевой биографии: «Войны: 1) в Пруссии 1806 и 1807 гг.; 2) в Финляндии 1808 г.; 3) в Турции 1809 и 1810 гг.; 4) Отечественная 1812 г.; 5) в Германии 1813 г.; 6) во Франции 1814 г.; 7) в Персии 1826 г.; 8) в Польше 1831 г.».
И в мирные периоды Давыдов не сидел без дела. Оставил потомкам прекрасные военные работы: «О партизанской войне» (статья впервые опубликована в пушкинском «Современнике»), «Опыт теории партизанского действия для Русской армии» (о войсковом партизанстве), «О России в военном отношении», «Мороз ли истребил французскую амию в 1812 году», другие произведения. Во всем этом и, конечно же, в его прекрасных стихах воплотилась простая и в то же время великая офицерская мировоззренческая установка: «Быть истинно полезным Отечеству».
Сознательно избрал военную профессию и остался верен ей до конца жизни генерал Андрей Евгеньевич Снесарев – выпускник Московского университета, оперный певец, известный востоковед и географ, Герой Труда (1928), один из наших самых солидных и блистательных военных классиков. О его боевых и научных заслугах можно прочесть в книге «Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А. Е. Снесарева» (20-й выпуск «Российского военного сборника») и на специальном сайте в Интернете.
Честь дороже жизни
По взглядам Петра Великого, Суворова, Скобелева, Драгомирова (и не только их), российские офицеры должны обладать высочайшими качествами. Перечислим главнейшие из них: «Хранить государственный интерес». «Быть добрыми, храб-рыми, разумными и искусными», «сведующими и отличными», «верными и честными», «моральными, деятельными, наступательными, послушными». Крепить воинское братство, «в любви пребывать». Заботиться о солдатах «яко отцы о детях». Непрестанно их тому обучать, «как в бою поступать». Во всем подавать им пример. Проявлять инициативу, частный почин, «рассуждение иметь» («под угрозой наказания за нерассуждение»). Не допускать трусости, нерадения, «лихоимства, сребролюбия и похлебства». Заниматься «непрестанной той наукой из чтениев». Изучать иностранные языки, учиться танцам и фехтованию, любить истинную славу. Делать вверенные войска «счастливыми для боя». Знать сильные и слабые стороны противника. Побеждать его «разумом и искусством», «смелой нападательной тактикой», «глазомером, быстротой и натиском», «мечом и милосердием». «Хранить в памяти имена великих мужей и подражать им с благоразумием в своих военных действиях». «Возвышаться до геройских подвигов»…
В основе своей русское офицерство всегда отличалось нравственными добродетелями: благородством, геройским духом, мужеством и храбростью, «люблением чести», уважением достоинства подчиненных, готовностью жертвовать жизнью для блага и величия Родины. Честь для русского офицера была дороже жизни, выше смерти. Добывалась не столько на дуэлях, сколько в боях, на «поле чести». Заключалась она в служении Отечеству («ВПК» № 8, 2010).
Из 550 русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года только 133 учились в корпусах и университетах. Они не были ни гениями, ни «бонапартами», но в единстве с войском представляли собой мощную силу. Победили наполеоновскую армаду, действуя скромно, просто, беззаветно, бесстрашно, геройски, с любовью к Отечеству. 483 из них были награждены за храбрость, доблесть и боевые подвиги орденами Святого Георгия различных степеней. Главное, что данная героическая традиция сохранилась в последующем. В том числе в Советской, а затем и в Российской армии. Продолжает жить в сердцах, душах и подвигах современного офицерства.
«Духа не угашайте!»
В смутные времена офицерство не теряло духа, самопочинно и творчески служило Отечеству, несмотря ни на какие трудности. Несгибаемым оставался в деревенской ссылке шестидесятисемилетний Суворов, прославивший вслед за этим российское оружие, русский дух и наше воинское искусство в Италии и Швейцарии. Несмотря на засилье в армии бездуховных плац-парадных порядков, самоотверженно продолжали воинскую службу офицеры – участники Отечественной войны 1812 года. Кавказская армия, русские войска в Туркестане сохраняли суворовский дух, лучшие офицерские традиции. Декабристы, офицеры Белой армии, «военные специалисты» Красной армии – пусть каждый и по своей правде, но служили они все единому Российскому Отечеству. В том числе и в эмиграции. Будем помнить и об этом.
Не забудем другие важнейшие заветы истории. Необходимость сделать офицерскую службу привлекательной, а офицерский труд – «осмысленным, деловитым, творческим, прогрессивным, сердечно оборудованным». «Удалить из военных рядов все то, что портит, унижает и оскорбляет достоинство офицера, не способствует развитию его самостоятельности и творчества». Двинуть на верхи армии «людей настоящего, широкого дела, личной инициативы и вдумчивой работы». И главное: «Духа не угашайте!.. Берегите офицера! Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на страже русской государственности, сменить его может только смерть». Эти слова бросил в лицо «господам революционерам», совершавшим «Каиново дело над офицерским корпусом», боевой генерал Антон Иванович Деникин в мае 1917 года.
И еще. Отрадно, что за последние десять лет на армейском горизонте появились солидные книги, посвященные офицерской тематике. Перечислим некоторые из них: «Офицерский корпус Русской армии: опыт самопознания» (17-й выпуск «Российского военного сборника»), «Традиции офицерского корпуса России» В. Е. Морихина, «Традиции офицеров Русской армии» (коллектив авторов из Института военной истории), «Время офицера» К. Б. Раша, хрестоматийный двухтомник «О чести и долге воинском в армии Российской». Традиции российского офицерства представлены в них подробно, по направлениям: полководческие, боевые, в сфере образования, обучения и воспитания, на службе и в быту (полковая семья, офицерские собрания, суды чести и др.) Кстати, можно сравнить их с традициями американского офицерства, изложенными в книге «Офицер вооруженных сил» (русскоязычное издание посольства США, 1996 год). Наши, на мой взгляд, богаче, интереснее и «круче».
ЭССЕ:
ЧЕМ Я МОГУ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ОТЕЧЕСТВУ?
Автор Молгачева Альбина
Учитель Борисова Ирина Александровна
Образовательная организация МБОУ СОШ № 83
Класс 9 а
Муниципальное образование: г. Ульяновск, Заволжский район.
2015 год.
Итак, что же значит: “Чем я могу быть полезен Отечеству?” По-моему, это довольно интересная тема, и мне пришлось изрядно подумать, прежде чем приступить к написанию. Думаю, стоит начать с объяснения того, что же такое Отчество. Я понимаю это слово так: Отечество – это родина предков, которая является родным «домом». Порывшись в различных источниках, я выбрала более точное и подходящее, по моему мнению, определение: “Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм)”. И меня поразило это сочетание – патриотизм и польза. Я раньше думала, что патриотизм не может предлагать думать о пользе чего-либо. Но, поразмыслив, я поняла, что это именно так. Ведь любовь к Родине предполагает заботу о ней, а забота немыслима без полезных действий.
Уже в XVIII веке многие писатели размышляли о пользе, которую надо приносить Отечеству. И их труды принесли славу России. Я процитирую отрывок статьи, найденной в Интернете: «И интересно, что еще в середине XVIII века в речи при открытии Московского университета его первый профессор Н. Н. Поповский, как и книжник XVII века, как и В. Н. Татищев, подчеркивал необходимость выработки русского научного мышления и языка: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно». И всем этим, можно сказать, пиршеством познания и созидания, радостью творения нового правила в XVIII столетии одна только идея — принесение «пользы Отечеству». Ясно, что содержание понятия «польза Отечеству» каждый видел по-своему». В. Н. Татищев размышлял над проблемами прежде всего общественного развития, ставил ряд новых проблем исторического, политического, философского, экономического характера. М. В. Ломоносов развивал отечественное естествознание, а также и, наряду, с В. К. Тредиаковским, А. Д. Кантемиром, а затем Н. М. Карамзиным, Г. Р. Державиным и другими — отечественную словесность. Ученики и последователи Ломоносова продолжали думать и работать над самостоятельной российской наукой. Немало прошло с тех пор времени, но и сегодня мы размышляем над тем, как принести пользу Отечеству. Нет такого общественного деятеля, который не ломал голову над этим вопросом.
Но что же значит – служить Родине, Отечеству? По-моему, это абстрактное понятие, и каждый вкладывает в него своё понимание.
Я же считаю, что можно быть полезным Отечеству, просто-напросто бескорыстно помогая людям, действительно нуждающимся в чьей-то помощи, поддержке и понимании, спасая бездомных животных; работая на благо общества, страны или же просто героически служить Родине.
Вот, например, помогая старым, немощным и больным людям, мы, таким образом, оказываем поддержку Отечеству, ведь эти люди живут рядом с нами, на нашей Родине, и мы должны относиться к ним так, как относимся к своей семье. Но помогать людям можно по-разному, кому-то нужна моральная поддержка, а кто-то нуждается в материальной помощи. Так же помогая животным и проявляя к ним милосердие, мы достойно и с честью проживём свою жизнь на Родине, ведь и животные являются частью нашего Отечества и имеют полное право спокойно жить на Планете. Как я уже говорила ранее, человек может быть полезен Отечеству, работая на благо общества и страны. Например, помогая делать окружающую среду чище, люди спасают Отчизну от загрязнения, а это является отличной помощью. А если человек бескорыстно готов служить и защищать Отчество, то он всецело считается частью Родины.
Признаюсь честно, тема этого сочинения показалась мне трудной, и мне кажется, что я не до конца ее раскрыла . Но я с уверенностью могу сказать, что каждый может быть полезен Отечеству, просто-напросто делая что-то хорошее.
Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.
Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.
Читать всю статью: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Что подразумевают под патриотическим воспитанием
Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:
- научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
- сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
- на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.
Понятие патриотизма
Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.
Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.
Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.
Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?
Важно:Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.
Задачи патриотического воспитания
Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
- формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
- воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
- воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
- воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
- формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.
Структура патриотического воспитания
Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге
- Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
- Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
- Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание
Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.
Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:
- военно-патриотические клубы;
- профильные военно-спортивные лагеря;
- поисковые отряды;
- тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.
В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов в вопросах военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
- результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
- только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
- воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к своему ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.