Что такое стремление быть полезным своему отечеству

Что такое стремление быть полезным своему отечеству thumbnail

Что такое стремление быть полезным своему отечеству

Сегодня много говорится об улучшении условий службы офицеров Вооруженных Сил РФ, о повышении их денежного довольствия и обеспечении жильем. Но этого мало, если мы хотим, чтобы Россия имела высокопрофессиональную армию. Испокон веков хорошего воина воспитывали с младых ногтей на патриотических образах, былинах, рассказах и личным примером.

Полагаю, что настало время сосредоточить основные реформаторские усилия на формировании первоклассного («полководческого») офицерского корпуса. Со времен Петра Великого именно офицерское служилое сословие являлось несущей основой и движущей силой развития Российской армии. В XXI столетии военное дело чрезвычайно усложняется, выходит за свои привычные рамки. Войны нового типа также требуют офицеров особого, в чем-то даже универсального качества, культурных и всесторонне подготовленных специалистов своего дела.

В дореволюционное да и в советское время таких людей в офицерской среде было немало. Можно насчитать целую когорту учителей и наставников. Александр Васильевич Суворов – первый из них. Прямо и без ложной скромности великий русский полководец завещал не очень разумному (предчувствовал!) потомству брать с него пример. К сожалению, потомки до сих пор с необъяснимым упорством игнорируют суворовскую науку побеждать. А это сотни приказов, писем, наставлений, множество оригинальных идей, правил воинского искусства (в том числе «законов усмирения мятежей»), прозорливых мыслей. Не говоря уже об остальном богатом духовном капитале, оставленном нам в наследие другими полководцами, флотоводцами, выдающимися боевыми офицерами, блистательными военными мыслителями.

Что же касается заветных офицерских традиций, то сегодня, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на следующие из них.

Не наемники и не опричники

Современное офицерство должно следовать идеалу победоносного служения России. В офицерском корпусе важно сформировать государственно-национальное сознание, историческую память и патриотическое мировоззрение (отсутствие всего этого привело уже ко многим бедам), выработать стремление быть победителями, «мощными защитниками» Отечества. Таковым было военное дворянство во времена Петра I, Суворова, Кутузова и Пушкина.

Высокое звание и призвание российского офицера традиционно определялись именно этой установкой. Он всегда считал себя «отечественником» – не наемником и не опричником. Движим был не материальными стимулами, службой не из-за денег, а по совести, долгу и чести. На его верности и преданности Родине, на подвижничестве и героизме надежно держались Россия, ее Вооруженные Силы. Офицерство являлось не только душой армии, организатором побед на поле боя, но и бессменной стражей российской государственности, ее главной охранительной и творческой силой.

Благородные представители этого сословия служили России не только на военном поприще. Офицеры прославляли страну на полях сражений, на нивах просвещения, науки, культуры и искусства. Когда требовались честные и патриотические чиновники, генерал-губернаторы, наместники, другие радетели государственного интереса, они обычно рекрутировались из офицерской среды. Все российские императоры с гордостью носили офицерские погоны.

Вспомним еще раз Петра Великого – первого настоящего офицера России. Создатель офицерского корпуса по достоинству и прозорливо оценил выдающуюся офицерскую роль в обществе и на войне. В 1718 году он записал «для памяти Сенату»: «Офицерам – дворянство и первое место». В последующем на века зафиксировал этот ко многому обязывающий статус в Табели о рангах.

Генералиссимус Суворов – «Российской Армии Победоносец» – советовал офицерству заключать «доброе имя свое в славе и благоденствии Отечества», мыслить «о пользе общей», не забывать важнейшее: «Россия службою моею питалась, вашею питаться будет…»

В начале XX века общественность предлагала временно призвать к управлению страной в качестве наместника царя боевого офицера, чтобы обуздать революционные силы. Об этом шла речь, например, в политических фантазиях Сергея Федоровича Шарапова. Другой известный публицист того времени – морской офицер Михаил Осипович Меньшиков накануне Первой мировой войны призвал: «Вся надежда России – на армию, и эту армию нужно готовить к бою день и ночь. Вся надежда Отечества – на вождей армии, на благородный корпус офицеров… Офицер – специалист сражения – обязан быть победителем на войне». И эта прекрасная мысль должна храниться в сознании каждого современного офицера.

Жизнь – служение

Всеми предшествующими офицерскими поколениями современному офицеру завещано любить военное дело, свою профессию, «помнить войну» (адмирал Степан Осипович Макаров), серьезно готовиться к ней, уметь воевать искусно и малой кровью. В прошлом нарушение этой традиции не раз приводило страну к военным поражениям, более опасным для нее, чем любая агрессия.

Российские офицеры всегда отличались не только общим, но и собственно военным патриотизмом. Они не мыслили себя вне военного дела, старились совершенствовать и его, и свои профессиональные качества. Чувствовали ответственность за развитие армии в целом. Учились на уроках отечественной истории, на передовом зарубежном опыте. Активно работали на «военный ренессанс». Творчески готовились к войне уже в мирное время. В случае начала ее стремились отличиться в боевых действиях (победить, заслужить честь и славу). Жизнь свою, таланты и общую культуру подчиняли военному служению. Из многих примеров этого рода укажу лишь на два наиболее примечательных.

Герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов не считал себя поэтом, но – «казаком, партизаном, солдатом». Находясь не в лучшем здравии, в весьма натянутых отношениях с властителями, будучи то на службе, то в отставке, он тем не менее не пропустил ни одного прижизненного боевого дела. Каждый раз в буквальном смысле «пробивался» на войну («ничего не желаю, кроме команды и неприятеля»). Другу, поэту Василию Андреевичу Жуковскому он перечисляет вехи своей боевой биографии: «Войны: 1) в Пруссии 1806 и 1807 гг.; 2) в Финляндии 1808 г.; 3) в Турции 1809 и 1810 гг.; 4) Отечественная 1812 г.; 5) в Германии 1813 г.; 6) во Франции 1814 г.; 7) в Персии 1826 г.; 8) в Польше 1831 г.».

Читайте также:  Полезные свойства пищевой соды в быту

И в мирные периоды Давыдов не сидел без дела. Оставил потомкам прекрасные военные работы: «О партизанской войне» (статья впервые опубликована в пушкинском «Современнике»), «Опыт теории партизанского действия для Русской армии» (о войсковом партизанстве), «О России в военном отношении», «Мороз ли истребил французскую амию в 1812 году», другие произведения. Во всем этом и, конечно же, в его прекрасных стихах воплотилась простая и в то же время великая офицерская мировоззренческая установка: «Быть истинно полезным Отечеству».

Сознательно избрал военную профессию и остался верен ей до конца жизни генерал Андрей Евгеньевич Снесарев – выпускник Московского университета, оперный певец, известный востоковед и географ, Герой Труда (1928), один из наших самых солидных и блистательных военных классиков. О его боевых и научных заслугах можно прочесть в книге «Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А. Е. Снесарева» (20-й выпуск «Российского военного сборника») и на специальном сайте в Интернете.

Честь дороже жизни

По взглядам Петра Великого, Суворова, Скобелева, Драгомирова (и не только их), российские офицеры должны обладать высочайшими качествами. Перечислим главнейшие из них: «Хранить государственный интерес». «Быть добрыми, храб-рыми, разумными и искусными», «сведующими и отличными», «верными и честными», «моральными, деятельными, наступательными, послушными». Крепить воинское братство, «в любви пребывать». Заботиться о солдатах «яко отцы о детях». Непрестанно их тому обучать, «как в бою поступать». Во всем подавать им пример. Проявлять инициативу, частный почин, «рассуждение иметь» («под угрозой наказания за нерассуждение»). Не допускать трусости, нерадения, «лихоимства, сребролюбия и похлебства». Заниматься «непрестанной той наукой из чтениев». Изучать иностранные языки, учиться танцам и фехтованию, любить истинную славу. Делать вверенные войска «счастливыми для боя». Знать сильные и слабые стороны противника. Побеждать его «разумом и искусством», «смелой нападательной тактикой», «глазомером, быстротой и натиском», «мечом и милосердием». «Хранить в памяти имена великих мужей и подражать им с благоразумием в своих военных действиях». «Возвышаться до геройских подвигов»…

В основе своей русское офицерство всегда отличалось нравственными добродетелями: благородством, геройским духом, мужеством и храбростью, «люблением чести», уважением достоинства подчиненных, готовностью жертвовать жизнью для блага и величия Родины. Честь для русского офицера была дороже жизни, выше смерти. Добывалась не столько на дуэлях, сколько в боях, на «поле чести». Заключалась она в служении Отечеству («ВПК» № 8, 2010).

Из 550 русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года только 133 учились в корпусах и университетах. Они не были ни гениями, ни «бонапартами», но в единстве с войском представляли собой мощную силу. Победили наполеоновскую армаду, действуя скромно, просто, беззаветно, бесстрашно, геройски, с любовью к Отечеству. 483 из них были награждены за храбрость, доблесть и боевые подвиги орденами Святого Георгия различных степеней. Главное, что данная героическая традиция сохранилась в последующем. В том числе в Советской, а затем и в Российской армии. Продолжает жить в сердцах, душах и подвигах современного офицерства.

«Духа не угашайте!»

В смутные времена офицерство не теряло духа, самопочинно и творчески служило Отечеству, несмотря ни на какие трудности. Несгибаемым оставался в деревенской ссылке шестидесятисемилетний Суворов, прославивший вслед за этим российское оружие, русский дух и наше воинское искусство в Италии и Швейцарии. Несмотря на засилье в армии бездуховных плац-парадных порядков, самоотверженно продолжали воинскую службу офицеры – участники Отечественной войны 1812 года. Кавказская армия, русские войска в Туркестане сохраняли суворовский дух, лучшие офицерские традиции. Декабристы, офицеры Белой армии, «военные специалисты» Красной армии – пусть каждый и по своей правде, но служили они все единому Российскому Отечеству. В том числе и в эмиграции. Будем помнить и об этом.

Не забудем другие важнейшие заветы истории. Необходимость сделать офицерскую службу привлекательной, а офицерский труд – «осмысленным, деловитым, творческим, прогрессивным, сердечно оборудованным». «Удалить из военных рядов все то, что портит, унижает и оскорбляет достоинство офицера, не способствует развитию его самостоятельности и творчества». Двинуть на верхи армии «людей настоящего, широкого дела, личной инициативы и вдумчивой работы». И главное: «Духа не угашайте!.. Берегите офицера! Ибо от века и доныне он стоит верно и бессменно на страже русской государственности, сменить его может только смерть». Эти слова бросил в лицо «господам революционерам», совершавшим «Каиново дело над офицерским корпусом», боевой генерал Антон Иванович Деникин в мае 1917 года.

И еще. Отрадно, что за последние десять лет на армейском горизонте появились солидные книги, посвященные офицерской тематике. Перечислим некоторые из них: «Офицерский корпус Русской армии: опыт самопознания» (17-й выпуск «Российского военного сборника»), «Традиции офицерского корпуса России» В. Е. Морихина, «Традиции офицеров Русской армии» (коллектив авторов из Института военной истории), «Время офицера» К. Б. Раша, хрестоматийный двухтомник «О чести и долге воинском в армии Российской». Традиции российского офицерства представлены в них подробно, по направлениям: полководческие, боевые, в сфере образования, обучения и воспитания, на службе и в быту (полковая семья, офицерские собрания, суды чести и др.) Кстати, можно сравнить их с традициями американского офицерства, изложенными в книге «Офицер вооруженных сил» (русскоязычное издание посольства США, 1996 год). Наши, на мой взгляд, богаче, интереснее и «круче».

Читайте также:  Какой витамин содержится в хурме и чем она полезна

Источник

ЭССЕ:

ЧЕМ Я МОГУ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ОТЕЧЕСТВУ?

Автор Молгачева Альбина

Учитель Борисова Ирина Александровна

Образовательная организация МБОУ СОШ № 83

Класс 9  а

Муниципальное образование: г. Ульяновск, Заволжский район.

2015 год.

        Итак, что же значит: “Чем я могу быть полезен Отечеству?” По-моему, это довольно интересная тема,  и мне пришлось изрядно подумать, прежде чем приступить к написанию. Думаю, стоит начать с объяснения того, что же такое  Отчество. Я понимаю это слово так: Отечество – это родина предков, которая является родным «домом». Порывшись в различных источниках, я выбрала более точное и подходящее, по моему мнению, определение: “Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм)”.                И меня поразило это сочетание – патриотизм и польза. Я раньше думала, что патриотизм не может предлагать думать о пользе чего-либо. Но, поразмыслив, я поняла, что это именно так. Ведь любовь к Родине предполагает заботу о ней, а забота немыслима без полезных действий.

                Уже в  XVIII веке многие писатели размышляли о пользе, которую надо приносить Отечеству. И их труды принесли славу России. Я процитирую отрывок статьи, найденной в Интернете: «И интересно, что еще в середине XVIII века в речи при открытии Московского университета его первый профессор Н. Н. Поповский, как и книжник XVII века, как и В. Н. Татищев, подчеркивал необходимость выработки русского научного мышления и языка: «Нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно». И всем этим, можно сказать, пиршеством познания и созидания, радостью творения нового правила в XVIII столетии одна только идея — принесение «пользы Отечеству». Ясно, что содержание понятия «польза Отечеству» каждый видел по-своему».         В. Н. Татищев размышлял над проблемами прежде всего общественного развития, ставил ряд новых проблем исторического, политического, философского, экономического характера. М. В. Ломоносов развивал отечественное естествознание, а также и, наряду, с В. К. Тредиаковским, А. Д. Кантемиром, а затем Н. М. Карамзиным, Г. Р. Державиным и другими — отечественную словесность. Ученики и последователи Ломоносова продолжали думать и работать над самостоятельной российской наукой. Немало прошло с тех пор времени, но и сегодня мы размышляем над тем, как принести пользу Отечеству. Нет такого общественного деятеля, который не ломал голову над этим вопросом.         

                Но что же значит – служить Родине, Отечеству? По-моему,  это абстрактное понятие,  и каждый вкладывает в него своё понимание.

        Я же считаю, что можно быть полезным Отечеству, просто-напросто бескорыстно помогая людям, действительно нуждающимся в чьей-то помощи, поддержке и понимании, спасая бездомных животных; работая на благо общества, страны или же просто героически служить Родине.                

                Вот, например, помогая старым, немощным и больным людям,  мы, таким образом, оказываем поддержку Отечеству, ведь эти люди живут рядом с нами, на нашей Родине, и мы должны относиться к ним так, как относимся к своей семье. Но помогать людям можно по-разному, кому-то нужна моральная поддержка, а кто-то нуждается в материальной помощи. Так же помогая животным и проявляя к ним милосердие, мы достойно и с честью проживём свою жизнь на Родине, ведь и животные являются частью нашего Отечества и имеют полное право спокойно жить на Планете. Как я уже говорила ранее, человек может быть полезен Отечеству, работая на благо общества и страны. Например, помогая делать окружающую среду чище, люди спасают Отчизну от загрязнения, а это является отличной помощью. А если человек бескорыстно готов служить и защищать Отчество, то он всецело считается частью Родины.

                        Признаюсь честно, тема этого сочинения показалась мне трудной, и мне кажется, что я не до конца ее раскрыла . Но я с уверенностью могу сказать, что каждый может быть полезен Отечеству, просто-напросто делая что-то хорошее.

Источник

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.

Читать всю статью: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.
Читайте также:  Фото всех полезных ископаемых на одной картинке

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Важно:Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

  • Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
  • Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
  • Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:

  • военно-патриотические клубы;
  • профильные военно-спортивные лагеря;
  • поисковые отряды;
  • тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов в вопросах военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к своему ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Источник