Что такое школьные общественно полезные практики

Что такое школьные общественно полезные практики thumbnail

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружок «Общественно-полезные практики»

1 класс

(социальное направление)

2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП, планируемых результатов начального образования, на основе авторской программы по кружку «Общественно-полезные практики» Кунакова Д.В.

Рабочая программа по кружку «Общественно-полезные практики» ориентирована на обучающихся 1 классов.Уровень изучения – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, 33 учебных недели, что составляет 33 учебных часа в год.

  1. Результаты освоения кружка «Общественно- полезные практики»

Назначениекружка «Общественно – полезные практики» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Предметными результатами являются следующие умения:

  • учиться создавать мини-проекты на заданную тему;

  • учиться работать с информацией;

  • овладевать первичными навыками работы с учебно-лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты освоения программы кружка «Общественно-полезные практики»

Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, учит работать в команде, воспитывает положительное отношение к труду, активную гражданско-нравственную позицию.

  • Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • Учиться работать по определенному алгоритму;

  • Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

2. Содержание кружка «Общественно – полезные практики»

1.Самообсуживание (4 ч.)– дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2.Сельскохозяйственный труд (5 ч.).Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву. Охрана зеленых насаждений.

3. Интеллектуально-игровая деятельность (17 ч.).Подготовка проектов и мини-проектов, подготовка и проведение праздников, классных часов, встреча с интересными людьми.

4.Разные трудовые операции (7 ч.). Сбор природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок, поздравительных открыток. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой.

  1. Тематическое планирование кружка «Общественно- полезные практики»

в 1 «В» классе (1 ч в неделю, всего 33 ч.)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата
проведения

урока

Коррекция
даты проведения урока

1

Встреча с сотрудниками ГИБДД

1

2

Мини-проект «Безопасный путь от дома до школы»

1

3

Ролевая игра «Школа – наш общий дом»

1

4

Экскурсия в школьный городок «Безопасного движения»

1

5

Подготовка к КТД «День учителя»

1

6

Сбор природного материала «Что нам осень подарила»

1

7

Мастерская Хозяйки осени

1

8

Подготовка к празднику Осени

1

9

Мини-проект (ролево-сюжетный) «Праздник осени»

1

10

Викторина «Мамина работа»

1

11

Творческая мастерская к проекту «Подарок маме»

1

12

Мини-проект «День матери»

1

13

Делаем домик для птиц

1

14

Мастерская Деда Мороза

1

15

Новогодний праздник

1

16

Рождественские чтения

1

17

Операция «Птичья столовая»

1

18

Знакомство с цифровым оборудованием

1

19

Работа с цифровым оборудованием. Мини-проект «Хочу все знать»

1

20

Творческая мастерская. Подарок папе.

1

21

День Защитника Отечества

1

22

Творческая мастерская

«Сюрприз для мамы»

1

23

Праздник «8 Марта»

1

24

Викторина «Здоровая пища»

1

25

Уход за комнатными растениями

1

26

Работа с цифровым оборудованием «Такая разная вода»

1

27

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1

28

Работа с цифровым микроскопом «В гости к весне»

1

29

Операция «Книжкина больница»

1

30

Подготовка к празднику Победы.

1

31

Подготовка к празднику Победы.

1

32

Подготовка к празднику «До свидания, 1 класс»

1

33

Подготовка к празднику «До свиданья, 1 класс!»

1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е.С. Савинов.-М.: Просвещение, 2010).

  2. Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки) Ярославль; «Академия развития»

Электронные учебные пособия

  1. Презентации к праздникам

  2. Цифровое оборудование – микроскоп

Интернет-ресурсы

  1. Начальная школа – детям, родителям, учителям www.nachalka.com

  2. Современный учительский портал: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/1_klass/380

  3. Интернет портал https://www.proshkolu.ru

  4. Учителям https://www.metodika.ru 

  5. Газета «Начальная школа» https://nsc.lseptember.ru     

  6. Интернет урок https://interneturok.ru/interneturok

Источник

28.02.2013

Культурные и общественно-полезные практики как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 Мушкетова Надежда Васильевна

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Современный  период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. 90 –е гг. прошлого столетия в России были обусловлены быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [1]. Сфера образования призвана решить эти проблемы и обеспечить духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося. В современных условиях без социально – педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи наша школа выстраивает партнерские отношения с разными субъектами социализации: семьей, ЦДО, домом культуры «Кристалл», городской библиотекой им. А.П. Гайдара, дворцом Молодежи г. Екатеринбург, спортивным комплексом «Здоровье», СМИ (газета «Знамя Победы  и др.) Я, как воспитатель, составляю свою программу воспитательной работы с обучающимися своего класса. В классе обучаются дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, есть опекаемые, а также дети – инвалиды. 

Воспитательная работа включает 6 направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание ценностного отношения к прекрасному,  воспитание ценностного отношения к природе,  труд и творчество, воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Выбор направлений основан на национальном воспитательном идеале и базовых национальных ценностях [2].

В школе введен общественно – полезный труд с целью формирования трудовых навыков и умений обучающихся. Учащиеся в течение учебного года занимаются следующими видами общественно – полезного труда:

·        Генеральная уборка класса

·        Оформление наглядности и дидактических пособий для уроков

·        Озеленение кабинета

·        Изготовление поделок для выставок и праздников.

Формы организации общественно – полезного труда: трудовой десант по уборке территории, акция «Птицам – нашу заботу!» (изготовление кормушек), изготовление игрушек на городскую ёлку,  участие в благотворительных акциях «Рука помощи», «Ветеранам наша забота»;  посев рассады,  уход за комнатными растениями,  сбор листьев и семян,  ремонт книг;  конкурс рисунков и сочинений «Школа, в которой я учусь», «Моя бабушка – супер»;  изготовление праздничных костюмов и декораций к праздникам,  оформление классной комнаты к 1 сентября и Новому году,  благоустройство участка (клумбы), экскурсии в природу (сбор лекарственных трав),  проекты «Наши руки не для скуки»;  дежурство по школе, классу и в столовой.

                       Культурная практика

Нравственное направление можно разделить на блоки:

· «Познаем себя». В этом блоке я провожу беседы: добро и зло, мир добрых дел, люди среди людей, спеши делать добро.

· «Учимся жить в окружающем мире». Мероприятия: воля, литературный ринг «О дружбе, доброте, отзывчивости», «Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть», привычки и поступки,  проект «Птицы – наши друзья».

· «Какой я человек». Беседы: обида, зависть, пунктуальность, я – патриот своей страны., проект «Творчество К.И.Чуковского».

· «Мое место в жизни». Беседы: семья, моя родословная, семейные традиции,   одиночество, мое место в жизни «Кем я хочу стать?», наркотики, алкоголь, сигареты [3].

 Гражданско – патриотическое направление осуществляю в следующих формах: беседы: государственный флаг России, Россия – многонациональное государство, я – гражданин России, Москва – столица нашей родины и т.д.; знакомство с памятниками культуры,  календарно – обрядовые фольклорные праздники,  мои права и обязанности,  проект «Города – герои»,  посещение музеев города,  конкурс чтецов, посвященный дню героев Отечества;  конкурс рисунков «Я – нет! Скажу войне!», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»;  оформление альбомов «Герои Отечества»,  конкурс патриотической песни «Россия – родина моя!»,  встречи с ветеранами и интересными людьми.

Внеклассные мероприятия занимают важное место в жизни младших школьников. Они помогают детям раскрыть свои способности, реализовать особенности и пристрастия, обрести уверенность в себе, учат неформально общаться со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

[1] Концепция духовно – нравственного развития и воспитания.

[2] Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

[3] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога, М. ВАКО, 2007.

1.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М. Просвещение, 2011.

2.     Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. М. ВАКО, 2012.

3.     Классные часы. Внеклассная работа. Издательство «Экзамен», 2012.

    Количество показов: 2994

    Источник

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Стрелихинская средняя общеобразовательная школа

    Согласовано:

    _______________2019 г.

    Зам.директора по ВР Быкова Г.Ю.

    Утверждено:

    Приказ № от

    Директор МБОУ Стрелихинская СОШ

    Черенкова С.Е.

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    общественно-полезные практики

    Учитель: Сотова Светлана Юрьевна

    первая квалификационная категория

    с.Матвеевское

    2019 год

    Пояснительная записка.

    Сегодня уже никому не нужно доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Понятие социализации трактуется по-разному. Первое определение: адаптация к существующим социальным условиям. Второе определение: перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

    Общественно – полезные практики ( социальное творчество) – высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на созидание и преобразование социальных отношений и общественного бытия. Общественно – полезные практики включают в себя и трудовую (производственную деятельность).

    Речь идёт о труде, в котором мальчики и девочки производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.

    Общественно-полезные практики это симбиоз социального творчества и трудовой деятельности.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей трудовой деятельности.

    Характеристика программы.

    Программа общественно-полезных практик состоит из 5 разделов: «Помогите птицам», «Красота у школы», «Красота в школе», «Люди и судьбы», «Юные журналисты».

    «Помогите птицам»: знакомство с видами зимующих в нашей местности птиц и их рационом питания, заготовка корма на зиму, сушка и хранение, подкормка разных видов птиц зимой у школы и возле своих домов.

    «Красота у школы»: сбор семян цветковых растений, произрастающих на клумбах школы, посильный вклад школьников в облагораживание территории школы, экономическая составляющая (сбор семян экономит средства школы),

    хозяйственное отношение школе.

    «Красота в школе»: трудовая деятельность, направленная на формирование внимательного отношения к школьному имуществу, художественно-эстетического вкуса, хозяйственного отношения к школе.

    «Люди и судьбы»: подготовка поздравлений к различным праздникам, формирующая внимательное отношение к людям, живущим рядом с ребёнком, желание сделать приятное близким, желание позаботиться о незнакомых людях, нуждающихся в заботе и внимании.

    «Юные журналисты»: выпуск стенгазет, подводящих итоги работы по данным направлениям. Развитие умения анализировать свою работу, делать выводы, планировать работу, видеть и презентовать результаты своего труда.

    Место практик в учебном плане.

    Работа по программе общественно-полезных практик включена во внеурочную деятельность в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

    Ценностные ориентиры курса.

    Общественно-полезные практики разработаны на основе принципов:

    -востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить эффективность;

    -участие школьника в планировании, личном самоопределении, постановку цели для себя лично и для группы в целом;

    -коллективно распределённый характер деятельности;

    -образовательное сопровождение всей работы (подход, основанный на знании);

    КТД:

    -делаем жизнь интереснее,

    -ищем помощников,

    -привлекаем ребят к планированию,

    -предлагаем сделать выбор,

    -оказываем помощь.

    5. Результаты работы.

    Первый уровень результатов: участие ребёнка в социально-значимых делах не под давлением взрослого человека, а под воздействием мотивации, причём методами морального мотивирования, т.е. бесплатно.

    Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к ценностям нашего общества нацелена на коллективное творческое дело. В связи с данным положением дети:

    приобретают шанс пережить важный для них опыт самостоятельной деятельности,

    имеют возможность ощутить на себе бремя ответственности за взятое на себя или порученное товарищами дело,

    являются организаторами своей жизни в школе, а не маленькими иждивенцами.

    Третий уровень результатов: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.

    6.Тематическое планирование.

    № занятия

    Название раздела

    Тема занятия

    Планируемые результаты

    Дата

    1

    Помогите птицам

    Знакомство с видами птиц, зимующих в нашей местности. Их рацион питания.

    Обучающиеся научатся:

    -помогать зимующим птицам,

    -узнавать зимующих птиц;

    -понимать необходимость в оказании помощи тем, кто в ней нуждается;

    -осуществлять трудовую деятельность по сбору и хранению семян и плодов растений для подкормки птиц зимой;

    -вовремя и постоянно кормить зимующих птиц.

    2

    Заготовка семян растений для подкормки птиц зимой.

    3

    Заготовка плодов растений для подкормки птиц зимой.

    4

    Заготовка плодов и семян растений для подкормки птиц зимой.

    5

    Подкормка птиц.

    6

    Красота у школы

    Ознакомление с видами семян цветковых растений. Правила их заготовки и хранения.

    Обучающиеся научатся:

    -собирать и хранить семена цветковых растений, высевая их весной и высаживая рассаду на клумбы, ухаживая за рассадой;

    -ценить труд других людей и оценивать красоту, созданную руками человека;

    -рационально вести хозяйство.

    7

    Сбор семян цветковых растений.

    8

    Сбор семян цветковых растений.

    9

    Заготовка земли для рассады цветковых растений.

    10

    Посев и уход за рассадой цветковых растений.

    11

    Высадка рассады на клумбы.

    12

    Уход за высадками.

    13

    Люди и судьбы

    Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей из Высоковского дома-интерната для престарелых и инвалидов к празднику «День пожилого человека».

    Обучающиеся научатся:

    -изготавливать собственными руками подарки, приносящие радость близким людям;

    -оказывать знаки внимания и заботиться о людях, которые нуждаются во внимании и заботе;

    -принимать активное участие в художественной самодеятельности, осознано отбирать материал для выступлений;

    -добывать информацию о людях и судьбах;

    -ценить и дорожить историческим прошлым страны и своей семьи;

    -трудиться не за деньги, а потому, что хочется быть полезным обществу.

    14

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта ко «Дню пожилого человека».

    15

    Изготовление поздравительных открыток для учителей к празднику «День учителя».

    16

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День учителя».

    17

    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери».

    18

    Подготовка номеров художественной самодеятельности для концерта к празднику «День Матери».

    19

    Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Победы».

    20

    Уборка территории обелиска Победы.

    21

    Изготовление венка к обелиску Победы.

    22

    Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества.

    23

    Красота в школе

    Комнатные растения. Условия, необходимые для роста и развития.

    Обучающиеся научатся:

    -ухаживать за комнатными растениями;

    -ценить красоту комнатных цветов;

    -хозяйственному, внимательному отношению к окружающему миру.

    24

    Уход за комнатными растениями школы.

    25

    Пересадка комнатных растений школы.

    26

    Рыхление комнатных растений школы.

    27

    Юные журналисты

    Подготовка выпуска стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

    Обучающиеся научатся:

    -анализировать результаты своего труда;

    -презентовать результаты своего труда общественности;

    -собирать материал для стенгазеты;

    -оформлять стенгазету;

    -оценивать важность выполненной работы;

    -понимать нужность и гордиться проделанной работой.

    28

    Выпуск стенгазеты №1. Результаты сбора корма для птиц.

    29

    Подготовка выпуска стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

    30

    Выпуск стенгазеты №2. Праздник «День пожилого человека».

    31

    Подготовка выпуска стенгазеты №3. Праздник «День Победы».

    32

    Выпуск стенгазеты №3. Праздник «День Победы.

    33

    Подведение итогов общественно-полезной деятельности. Презентация на родительском собрании.

    Источник