Что такое рудные полезные ископаемые 4 класс

Что такое рудные полезные ископаемые 4 класс thumbnail

Предмет

Познание мира

Класс 4

урок

Тема урока:

Рудные полезные ископаемые.

Общая цель:

изучить понятие, что такое руды черных и цветных металлов.

Задачи:

Знакомство с рудами цветных металлов, их месторождениями, применением в жизни, развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, воспитание бережного отношения к полезным ископаемым и их

рационального использования;

Ожидаемые результаты обучения

Познакомятсяс условными обозначениямичерных и цветных металлов, их названиями

Установят различия между черными и цветными металлами

Научатся определять месторождения полезных ископаемых на карте

Смогут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека

Подходы в преподавании:методы и приемы

Мозговой штурм, тест, метод «Кластер Паук», заполнение таблицы ИНСЁРТ, заполнение инструктивной карты, метод « Карусель», выпуск газеты, работа с картой «Коллаж».

Основные идеи, отработанные на уроке

Овладение новыми терминами и понятиями

( Чугун, сталь, металлургический завод, Соколовско-Сарбайское месторождение, Жезказган, Аркалык, Каражал)

Источники, оснащение, оборудование:

Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, физическая культура, русский язык.

Этапы

время

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс

оценивания

Ресурсы

Организационный момент

3мин

Эмоциональный настрой « Моё настроение»

ФО:похвала

Музыкальное сопровождение

Вызов

16мин

Мозговой штурм .

Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых.

ФО:взаимоо-ценивание

Смайлики

Тест « Пятёрочка» -дифференцированный А, В, С.

А

1.Месторождения-это…

2.Из недр земли добывают…

3.Что получают из руды?

4.Где происходит обогащение руды?

5.Какие два вида относятся к нерудным?

В

1.Место разработки полезных ископаемых называют..

2.В доменных печах на металлургических заводах руду…

3.Куда вывозят пустую породу?

4.Рудные полезные ископаемые делятся на…

5.Нефть, природный газ, каменный уголь относятся к….

С

1.Как можно назвать все ископаемые?

2.Как называются места разработки полезных ископаемых?

3.Где добывают полезные ископаемые?

4.Как называются породы, которые содержат металлы?

5.Какая страна богата полезными ископаемыми?

Самооце-нивание

Карточки с тестами.

ИКТ

Слайды с ответами

Смайлики

Просмотр презентации «Полезные ископаемые» для обобщения и закрепления.

ИКТ Презентация

« Полезные ископаемые»

Деление на группы..

ФО: похвала

Условные обозначения

полезных ископаемых

Работа в группах.

Составление «кластера Паук»

«Полезные ископаемые»

Презентация кластеров.

ФО:Взаимооценивание

Листы А-3,

маркеры,

фломастеры,

смайлики

Физминутка

ФО: похвала

Музыкальное сопровождение

Осмысление

10мин

Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы « Рудные полезные ископаемые».

ФО: похвала

Учебник

Заполнение таблицы ИНСЁРТ

Работа в парах.

ФО: поддержка

Самооцени-

вание

взаимооце-нивание

Таблица,

смайлики

Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы «Рудные цветные металлы»

ФО:похвала и поддержка

Индивидуальное заполнение

« Инструктивной карты»

Название

Основ-ные свойства

Использование

Проверка методом

« Карусель»

ФО:самооценивание

Взаимооценивание

смайлики

Дифференциация проверка знаний учащихся

10мин

Просмотр презентации

« Рудные полезные ископаемые».

ИКТ Презентация

« Рудные полезные ископаемые»

Дети А и В –готовят к выпуску газету

« Полезные ископаемые»,

С-работают с картой, обозначая условными знаками месторождения полезных ископаемых.

ФО: взаимооценивание

Смайлики

Зачитывание загадок для другой группы.

Взаимооце-нивание

Карточки-загадки

Анализ и самооценивание урока

2 мин

– Урок был…

-На уроке я чувствовал себя….

-Я доволен своей работой, потому что…

-Я не совсем доволен своей работой, потому что…

Самооце-нивание

Звёзды и облачко

Рефлексия

2 мин

Прикрепляют смайлики:

Урок понравился

Урок хороший

Урок не понравился

Смайлики

Итоги урока, чтение домашнего задания

2 мин

Д/З:

С-прочитать, ответить на вопросы

В- прочитать, пересказать

А-подготовить вопросы по теме

Источник

Тема урока: Рудные полезные ископаемые. 2 урок

Школа: КГУ ” Гимназия № 2″ г. Рудного

Дата: 29 сентября

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

Класс: 4 “А”

Количество

присутствующих: 24

Количество

Отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном

уроке

изучить понятие железной руды и руды цветных металлов

Цели обучения

Все учащиеся смогут : осмыслить содержание прочитанного, составить таблицу отличительных особенностей.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения чёрных и цветных металлов на карте, обозначать их условными знаками.

Критерии успешности

Познакомится с условными обозначениями черных и цветных металлов, их названиями

Установить различия между черными и цветными металлами.

Научиться определять месторождения рудных полезных ископаемых на карте.

Могут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека.

Языковая цель

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, доказывать, анализировать, составлять, соотносить.

Ключевые слова и фразы: чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, полиметаллическая руда, бокситы, свинец, цинк.

Стиль языка, подходящий для диалога: работа в парах и группах

Предыдущее обучение

Полезные ископаемые.

Ресурсы

учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, карта полезных ископаемых РК, коллекция ” Рудные полезные ископаемые”

План

Планируемые

сроки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули программы

1. Вызов.

Деление на группы

Определение темы, целей и задач урока

Проверка дом.задания

Эмоционально психологический настрой

Игра – приветствие.

«Здравствуй мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит

А у ног земля лежит.

Я легко к земле нагнусь,

по округе пробегусь

Здравствуй же, страна моя,

Здравствуй мир! А вот и я!

Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.

– Правила работы в группах, распределение ролей.

-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых),

а свои предложения проверим, сыграв в игру

« Собери слова»

Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые)

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Что мы должны на уроке знать, уметь, чему должны научиться?

-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.

Закончи предложение:

1. Полезные ископаемые – …………………..

2. Группы полезных ископаемых – …………….

3. Места скопления полезных ископаемых – …

4. Способы добычи – ………, …………….

Творческое задание. Некоторые ребята приготовили «информационный кейс» о полезном ископаемом .

– Ученики подготовили загадки, сказки о полезных ископаемых.

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

Учащиеся выбирают листок, отгадывают ребус и формируют группу по цвету( 4 группы по 6 человек)

Работают в группах, собирают слова, получают полное название темы урока, называют её.

Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока.

Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми

Задачи:

Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.

Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками

Научиться: определять место добычи.

Учащиеся работают самостоятельно на отдельных листах, свои ответы сравнивают с модельным ответом на доске, самооценивают по критериям.

Читайте также:  Полезные советы по питанию на каждый день

Критерии.

1. – 1 балл

2. – 1 балл

3. – 1 балл

4. – 1 балл

Всего: 4 балла

Учащиеся презентуют свои выступления.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Новые подходы в обучении.

Возрастные и индивидуальные особенности.

Лидерство в обучении.

Развитие критического мышления.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Формативное оценивание (похвала)

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция учащихся.

Критериальное самооценивание

Обучение талантливых и одарённых.

Лидерство в обучении.

Критериальное формативное взаимооценивание

2. Осмысление.

Побуждение к осмыслению новой темы.

Проведение опыта

Физминутка

Чтение статьи учебника

стр. 30 – 34

Презентация материала учителем.

Закрепление

Кубик “Блума”

Приём

“Круг по воде”

например

Обобщение

– Перед вами образцы различных предметов, в чашке. Найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

– Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам?

– Возьмите магнит , положите скрепку на листок бумаги и подвигайте.

– Что происходит со скрепкой?

– Запишем на доске все названые свойства металлов.

– А откуда люди берут железо? (Из железной руды)

– А все ли металлы притягиваются магнитом?

– Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

музыкальная

– Работа по группам

Составление кластера “Паук”

1- 4 группа – Железная руда с.31-32

2 группа -Медь с.33

3 группа – Алюминий, полиметаллические руды. с. 33-34

По плану:1. Название

2. Свойства

3. Применение, значение

4. Обозначение на карте.

5. Месторождение ( критерии)

По ходу выступления групп все ученики заполняют индивидуальную

” Инструктивную карту”

Показ презентации по теме о рудных полезных ископаемых, деление их на группы – рудные и цветные, основные свойства рудных полезных ископаемых.

– Рассказ подготовленных учащихся об открытии Соколовско- Сарбайского месторождения.

– Придумать вопросы другой группе, два “тонких и два толстых” вопроса по теме нашего урока.

«Как», «Назови», «Где », «Объясни» «Придумай», «Что будет, если…»

– Подобрать на каждую букву слово, любая часть речи, итог исследования по данной теме,

Можно в середине слова.

Р – руда (железная, цветная)

У – Сургутанов или чугун

Д – медь, добывают

А – алюминий, и т.д.

– заполнение листов оценивания, подсчёт баллов, перевод их в оценку

– Возвращаемся в задачам урока, достигли ли мы цели на уроке?

Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми

Задачи:

Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.

Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками

Научиться: определять место добычи

Проводят опыты в группах.

Определяют свойство рудных полезных ископаемых.

1. Обладают магнитными свойствами.

Высказывают свои предположения.

Работа со статьёй учебника, чтение и составление кластера о полезном ископаемом.

Работа с коллекцией полезных ископаемых, рассматривают образцы, выбирают своё полезное ископаемое, проверяют свойство магнитом.

Спикер презентует работу всему классу.

Заполняют таблицу индивидуально.

( приложение к уроку)

Проверка методом ” Карусель” в группе

Учащиеся закрепляют и обобщают полученную информацию.

Метод «Кругового взаимодействия»

Учащиеся составляют вопросы и задают следующей группе.

Учащиеся вспоминают слова по теме урока и расшифровывают ключевое слово.

Заполняют листы оценивания, переводят баллы в оценку.

Проговаривают результаты начиная со слов:

Я знаю:…..

Я умею…………

Я научился……..

Диалог ” Ученик- ученик”

Диалог ” Учитель- ученик”

Обучение критическому мышлению.

Формативное оценивание(похвала)

ИКТ, учет возрастных особенностей

Новые подходы в обучении.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Диалог ” Ученик -ученик”

Саморегуляция учащихся.

Формативное взаимооценивание.

Стикерами ( групп)

Формативное критериальное взаимооценвание

ИКТ, диалоговое обучение

” Учитель – ученик”

Обучение талантливых и одарённых.

Обучение критическому мышлению.

Диалог ” Ученик – Ученик”

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в обучении.

Суммативное внешнее итоговое оценивание.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция.

Формативное самооценивание.

3. Рефлексия

– Что относится к рудным полезным ископаемым?

– Назовите виды черных металлов.

– Как из железной руды получают сталь и чугун?

– Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?

– Назовите места, где добывают железную руду.

– Назовите руды цветных металлов.

Рефлексия “Букет настроения”.

Учащиеся отвечают на вопросы

” Мозговой штурм”

В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза.

– Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился, и вы ничего не запомнили и не узнали – синий.

Развитие критического мышления.

Диалог ” Учитель- Ученик”

Новые подходы в обучении.

Саморегуляция учащихся.

ИКТ

4. Д/з

1. Прочитать статью в учебнике с. 30 -34, пересказ

2. Подготовить дополнительный материал о рудном полезном ископаемом.

3. Составить кроссворд по теме ” Рудные полезные ископаемые”

Выбирают уровень домашнего задания.

Работа включая всех.

Работа в одарёнными и талантливыми.

Дополнительная информация:

Дифференциация.

Как вы планируете поддержать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Деление на группы.

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?

Листы оценивания, в конце итоговая оценка, выступление групп, работа в парах, диалог.

Межпредметные связи.

Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.

Рефлексия

Итоговая оценка

1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?

1

2

2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?

1

2

3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Название

Основные свойства

Что получают

Использование

человеком

Условный знак

1. Железная руда

2. Медь

3. Алюминий

4. Полиметал-

лические руды

” Инструктивная карта” для учеников

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Читайте также:  Какие полезные вещества находятся в грибах

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Нельзя представить жизнь человека без металлических предметов – техника, посуда, здания, все это изготовлено благодаря постоянному производству. Но где этот процесс берет свое начало? Изначально, для получения сырья, используются минеральные руды, которые добываются в карьерах и шахтах.

Руда – это минеральные ресурсы, которые имеют в составе большое количество металлов. Из нее выплавляют сплавы, которые в дальнейшем используются в производстве. Внешним видом они напоминают камни, на которых есть блестящие вкрапления. Некоторые люди даже не догадываются, как выглядит стальная ложка, прежде чем она попадает в плавильные печи для переработки руды. Полезные ископаемые залегают глубоко под землей, поэтому их добывают шахтным и карьерным способом.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Какие существуют виды рудных ископаемых

В мире насчитывается более 200 категорий металлической руды, по типу превалирующего компонента, но ученые выделили обширную классификацию. Она меньше, поэтому пользоваться ей намного удобнее.

Стандартная классификация видов металлических руд, которая общепринята всеми странами выглядит так:

  1. Черные
  2. Цветные
  3. Драгоценные
  4. Редкие

Еще есть классификация по насыщенности – богатые и бедные. Она считается по количеству металлической части в руде. В железной – богатые от 50%, бедные от 20%. Цветные металлы добывать намного сложнее, а богатыми породы считаются от 6%. Бедные полезные ископаемые относятся к нерудным, ведь порода может оказаться источником силикатов, кремния или серы.

Цветная металлургия – одна из самых опасных для экологии Земли. Во время производства в воздух выбрасывается огромное количество вредных химических веществ, поэтому такие предприятия располагаются в дали от городов.

Железная руда – основа основ

Железная руда – это горная или вулканическая порода, которая имеет в своем составе большое количество метала, а ее переработка на производстве выгодна. Другими словами, если в камне меньше 20% железа, он не может считаться металлической рудой. Ее используют для выплавки металлов – стали, чугуна, сплавов.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Образуется железная руда тремя путями:

  • Магматический;
  • Метаморфизм;
  • Осадочный.

Первый объясняется тем, что во время извержения вулканов, металлы расплавляются и смешиваются с горными породами, а вследствие текучести магмы, они вырываются на поверхность и застывают. Большинство примесей, которые имеют низкую огнеупорность, выгорают при высоких температурах, поэтому процент содержания железа в таких рудах очень высокий. Магматические полезные ископаемые – самые распространенные в мире, их месторождения находят в окрестностях вулканов, что потухли еще несколько тысячелетий назад.

Метаморфический процесс – это тоже следствие высоких температур. Вещества, которые находятся на большой глубине, подвергаются воздействию давления и нагревания, в результате чего, их кристаллическая структура меняется. Пласты, где залегают рудные полезные ископаемые, выходят на поверхность во время движения тектонических плит. Также, горные образования, под которыми залегают полезные ископаемые, со временем разрушаются, что облегчает добычу ценных материалов.

Главную роль в осадочном процессе образования железной руды играют ветер и вода, вод воздействием которых хрупкая горная порода вымывается, остаются только металлические костяки – железняк. Процентное содержание металла в этой руде самое большое, но, встречается он намного реже.

Подобный механизм осаждения имеет и золото, которое вымывалось из горной породы проточными водами. Этот процесс стал причиной золотой лихорадки в США. Сейчас небольшие страны занимаются подобным способом добычи драгоценного метала.

Добывать руду в промышленных масштабах начали еще до нашей эры. Этот процесс археологи отслеживали очень долго. Изначально, человек научился обрабатывать изначально бронзовую руду, затем железную и драгоценные металлы.

Читайте также:  Чем полезно изучение иностранных языков для здоровья

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Добыча рудных полезных ископаемых позволила человеку развивать технологии, оружие, строительство и другие сферы.

Современное производство металла из руды

Руда представляет собой камень, в котором большое количество силикатов. Чтобы отсортировать богатые камни и пустую породу, используют электромагнитный сепаратор. Для отделения метала от руды, она дробится на мелкие части и обрабатывается химикатами. Этот процесс называется обогащением.

Очистка руд черных металлов

Есть несколько способов очистить руду – магнитными устройствами, кислотами, вибрационным методом, но сейчас, чаще всего используют флотацию. Для этого используют тяжелые жидкости и суспензии. Сосуд, куда помещается измельченная руда, наполняется раствором, и через него подается большой напор воздуха под давлением, в результате чего, металл с пеной поднимается вверх, а пустая порода осаждается на дно. Для выплавки металла из руды необходимы высокие температуры, в которых сгорают мелкие частички породы.

Это самый простой и быстрый способ обогащения, он не требует большого количества операций, и относительно дешевый. Получившиеся металлические частицы расплавляют в доменных или сталеплавильных печах, делая заготовки для дальнейшего использования в производстве.

Существует и нехимическая очистка – в вибрационных бункерах, где с помощью больших частот колебания, разрушается горная порода, превращаясь в песок она просыпается сквозь сито, а на поверхности остаются частички металла. Но это не всегда помогает полностью отделить породу от железняка, поэтому его комбинируют с химическим методом.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

В доменных печах выплавляются чугунные заготовки для производства, чтобы из него получилась сталь, к нему добавляют примеси других сплавов, металлолом.

Обычно, заводы располагают в местах, где залегают полезные ископаемые, чтобы не терять время на перевозку.

Очистка руд цветных металлов

Цветные металлы намного реже встречаются в природе, по сравнению с черными. Их можно разделить на тяжелые (медь, бронза, свинец, никель, цинк, кобальт) и легкие (титан, алюминий, магний).

Один из самых распространенных примеров полезных ископаемых – алюминий. Бокситы и нефелиновые руды, они обрабатываются, в результате чего образуется глинозем – белый порошок, похожий на крахмал. Его химический состав – Al2O3. Чистый алюминий получают методом электролиза, когда под воздействием направленного тока, молекула преобразуется в катионы – Al+ и O-. Они оседают на противоположно заряженных электродах, в результате чего и получается чистый алюминий.

Извлеченный из глинозема металл, заливают в миксер, где происходит его смешивание с другими материалами, для придания ему нужных пластических свойств. Из полученного состава отливают алюминиевые чушки, которые отправляются на различные производства для дальнейшего использования.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Медь выделяется из медносульфидного концентрата, добываемый на рудниках. В его состав входит огромное количество металлов. Для отделения чистого материала, на металлургических предприятиях, используют пиротехнологии, которые предусматривают применение высоких температур. Механизм получения меди не отличается от переработки черной руды – используется метод осаждения – фторирование. В дальнейшем, концентрат отправляется на завод, где и происходит его дальнейшее очищение от примесей. Его переплавляют под воздействием высоких температур, для получения черновой меди.

Более чистый продукт получают путем электролиза.

После этой процедуры остается шлам, который содержит в себе небольшие частицы драгоценных металлов (платина и золото). Этот продукт также перерабатывают, для получения чистого сырья, но их концентрация в отходах незначительная.

Более редкие металлы получают чаще всего химическим и электролитным путем. Они относятся к рудным полезным ископаемым, но их извлечение – сложный процесс. Например, титан. В природе он встречается только в виде химических соединений, черной руде и других горных породах. Материал, в котором содержится титан называется ильменит, в его состав входит и оксид железа, отделить от которого сырье достаточно сложно. Изначально, он отправляется в плавильные печи вместе с углем, где и происходит разделение смеси на чугун и диоксид титана.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Для его разделения проводят хлорирование, в результате чего, получают тетрахлорид титана, это соединение уже не такое прочное, как с кислородом, поэтому из него легко получить чистый метал. Делают это с помощью магния – реакция называется восстановление. В процессе производства получается титановая губка, которая переплавляется на производствах для изготовления деталей самолетов, ракет и других деталей.

Мировые запасы руды

Руда, которая содержит металлы, очень важна для производства и технического прогресса человечества. По подсчетам ученых, на сегодняшний день в Земле содержится около 800 миллиардов тон железной руды. 80% всех залежей содержат бедные руды, в которых небольшое количество металла, а процесс их переработки достаточно трудоемкий.

Насчитывается несколько стран, на территории которых расположены богатые рудники. Например, в Китае – 8% от всего мирового запаса.

Одни из самых богатых стран – Россия (18%), Бразилия (17%), Австралия (14%), Украина (11%). Несмотря на эти цифры, Китай является бесспорным лидером производства черных металлов. Количество цветных металлов гораздо меньше, а их распространение подсчитывают по поясам – это большие бассейны, которые вытянуты на сотни километров.

Рудные полезные ископаемые: что это такое, как их добывают, примеры

Алюминиевых рудных ресурсов больше всего в Южной Америке и Австралии. Медные находятся в окрестности Кольдирьеров и Анд, поэтому мировое первенство по добычи этого метала принадлежит Чили. Второй по размерам пояс находится в Африке, на территории Замбии. В основном рудные полезные ископаемые залегают в местах высокой тектонической активности, изучая которые, аналитики проводят поиски новых месторождений. Россия в этом списке стоит на третьем месте.

Карта рудных полезных ископаемых составляется на основе аналитических исследований. Ученые изучают географические и исторические данные местности, оценивают близость к тектоническим разломам. Чаще всего, большие пласты скоплений руды находят в местах вулканической активности, где магма выходила на поверхность, вынося с собой огромное количество расплавленных металлов. При застывании они остались сверху, что облегчает добычу полезных ископаемых.

Добыча металлов иногда вредит экологической системе земли. Например, при закрытии медного карьера в США, его затопило водой, которая смешалась с химикатами, и является опасной для жизни. В окрестностях нет животных, там живут только устойчивые водоросли, которые адаптировались к агрессивной среде.

Рудные и нерудные полезные ископаемые постепенно истощаются, поэтому ученые разрабатывают новые способы получения сырья для производства. Некоторые редкие металлы синтезируют посредством воздействия химических элементов, но их количество уступает карьерному и шахтному способу добычи.