Что такое превентивная программа полезные навыки

Приобщение детей и подростков к употреблению
 табака, алкоголя и других психоактивных веществ
 (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое –
 это наличие определенных склонностей, черт,
 свойств и качеств самого человека, включая
 биологические, физиологические,
 психологические, социальные и нравственные.
 Этими качествами определяется спрос на ПАВ.
 Второе – это доступность ПАВ в обществе.
 Доступность тесно связана с предложением.
 Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает
 сочетание мер по сокращению спроса и
 предложения. Превентивное обучение служит
 средством сокращения спроса.
Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.),
 “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор”
 (10-11-е кл.) – это современные программы
 превентивного обучения, включающие элементы
 трех моделей профилактики: образовательной,
 медицинской, психосоциальной, являющиеся
 универсальной (первичной) профилактикой
 употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому
 их целью является овладение учащимися
 объективными, соответствующими возрасту
 знаниями, а также формирование здоровых
 установок и навыков ответственного поведения,
 снижающих вероятность приобщения к употреблению
 табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.
Данные программы создавались группой
 российских специалистов (под руководством
 кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по
 инициативе Международной некоммерческой
 организации Project HOPE. Апробация программ
 осуществлялась в школах г. Москвы в течение 1997 –
 2000 гг., а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. В
 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г.
 “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор”
 были утверждены Федеральным Экспертным Советом
 Министерства Образования РФ и получили гриф
 “Допущено Министерством Образования РФ”.
Программа “Полезные привычки” направлена на
 профилактику табакокурения и употребления
 алкоголя. Долговременная задача следующих
 программ – предупреждение употребления
 наркотических, токсикоманических веществ и
 ВИЧ-инфекции.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
 ведутся с 1-го по 11-й класс, имеют полное
 методическое оснащение и сопровождение,
 включающее:
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
 - рабочую тетрадь для учащегося;
 - комплекс пре– и пост– тестов (мониторинг для
оценки эффективности ежегодного курса); - книгу для родителей.
 
Необычность и новизна методологии
 превентивного обучения (обучение в группах,
 ролевое моделирование, задания в рабочей тетради
 и т.д.) позволяет активизировать деятельность
 учащихся, повышает их интерес к предмету
 обсуждения, тем самым значительно увеличивается
 эффективность уроков.
В программах имеются материалы для оценки
 эффективности проведенного курса. С учетом
 возрастных особенностей детей для каждого года
 обучения разработаны тесты, которые проводятся
 на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)
 уроках учебного года. Увеличение числа
 правильных ответов на 30% и более свидетельствует
 об усвоении учащимися знаний по данным
 программам, а также выявляет среди детей “группу
 риска”.
Программы “Полезные привычки, навыки, выбор”
 включают в себя и работу с родителями, т.к.
 ребёнку необходимо получать единообразную
 информацию по проблеме здорового образа жизни,
 как в школе, так и в семье, чтобы не допустить
 возможности возникновения конфликта ценностей у
 детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних
 исследований, из опыта профилактической
 антинаркотической работы следует, что первичная
 профилактика намного эффективнее среди тех, кто
 ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам
 начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их
 употребления способствует предупреждению
 употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели
 программы достигнут, если будут введены с
 первого класса. В этом случае реализуются
 главные принципы программ: “системность” и
 “спиральность”, т.к. параллельно с ростом,
 развитием, увеличением объёма школьных знаний
 ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся
 ежегодно, расширяются и усложняются, а установки
 и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются
 на протяжении с 1-го по 9-й класс, что обеспечит
 здоровый выбор в 10-11-м классе.
Количество часов, отведённых для реализации
 программ, составляет в 1-4-х классах и 6-11-х классах
 – 8 часов в год, а в 5-м классе – 12 часов в год. Опыт
 внедрения программ показал целесообразность их
 поэтапного введения.
Однако, возможно одновременное введение данных
 программ на ступенях 1-4-х, 5-7-х, 8-9-х классов, при
 условии изучения материала предыдущих ступеней
 за счёт увеличения часов: на ступени 1-4-х кл. на 1-2
 часа в год, 5-7-х кл. на 3-4 часа в год, 8-9-х кл. на 4 часа
 в год, в зависимости от уровня развития и
 подготовленности учащихся.
Существует несколько вариантов определения
 места данных программ в учебно-воспитательном
 процессе ОУ. Первый вариант, предложенный
 Министерством Образования РФ, внести отдельным
 предметом в рамках
вариативности БУП за счёт часов школьного
 компонента (обязательные занятия по выбору,
 факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения
 программ – это изучение в рамках учебного
 предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а
 также спецкурсов и факультативов, связанных со
 здоровьесберегающими технологиями (психология
 общения, и др.). Третий вариант (преимущественно
 для инновационных ОУ) – введение программ
 “Полезные привычки, навыки, выбор” через
 классные часы.
Учитывая опыт внедрения данных программ в
 нашей гимназии, оптимальная частота проведения
 уроков – это 1 раз в месяц. Если программы
 реализуются в рамках других предметов и
 спецкурсов, то допускается ведение блоками,
 исходя из содержания основного предмета.
Роль учителя в проведении уроков по программам
 “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень
 важна и не совсем обычна. Превентивное обучение
 представляет собой новую область педагогической
 деятельности, в которой тесно переплелись
 современная педагогика, практическая психология
 и идеи медицинской профилактики. Методы
 превентивного обучения не исчерпываются
 традиционными, применяемыми в каждой школе и
 хорошо известными учителю, поэтому обязательным
 условием является обучение педагога на
 семинаре-тренинге для работы на всех ступенях по
 данным программам. Это может быть
 педагог-психолог, социальный педагог,
 педагог-предметник (биология, ОБЖ), учитель
 начальных классов, зам. директора по охране труда
 и здоровья участников образовательного
 процесса, учитель, интересующийся проблемой
 здорового образа жизни.
Учитывая опыт ведения программ “Полезные
 привычки, навыки, выбор”, необходимо отметить,
 что более эффективно для школы и учащихся
 проведение уроков одним педагогом с 1-го по 11-й
 класс.
Результаты мониторинга по оценке
 эффективности обучения по программам “Полезные
 привычки, навыки, выбор”, проведённого в МОУ
 “Общеобразовательная гимназия № 6”,
 свидетельствуют о несомненных улучшениях в
 знаниях учащихся в сравнении с началом и
 окончанием курса. Качественный показатель
 увеличился в среднем на 57%, а количественный – на
 60%.
Несмотря на существующие официальные
 документы, профилактика употребления ПАВ в
 рамках федерального, регионального или
 школьного компонентов образовательных программ
 не стала повсеместной и последовательной.
 Профилактика в образовательных учреждениях чаще
 всего осуществляется работниками медицинских
 учреждений и учителями-предметниками, как
 правило, эпизодически. При этом используется
 преимущественно информационная модель в форме
 индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и
 отдельных уроков в рамках учебных предметов.
 Поэтому данные программы превентивного
 образования необходимы школьникам, т.к. имеют
 систему формирования навыков социальной и
 личностной компетентности, а также профилактики
 употребления ПАВ.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табарсукская средняя общеобразовательная школа
Общеобразовательная
превентивная программа
для работы с несовершеннолетними
«Полезные привычки»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, – «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».
Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.
Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:
- Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
 - Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
 - Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
 - Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
 
Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.
Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
 - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
 - Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
 - Закон Иркутской области «О профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
 - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010
 - Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г.
 
Полезные привычки 1-4 класс.
Программа «Полезные привычки» предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующим возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
 - Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
 - Помочь школе и родителям в предупреждении приобщении учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
 
Программа «Полезные привычки» содержит 32 урока. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по 2 урока в каждом. Первые тир блока (6 уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей (ЛСК), последние два урока 4 блока содержит информацию о табаке и алкоголе, доступной ученикам начальной школы по возрасту.
Для формирования специфических жизненных навыков предусмотрено 12 уроков.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ урока  | Тема урока  | Обоснование  | 
1  | Я – неповторимый человек.  | Показать уникальность каждого ученика  | 
2  | Культура моей страны и Я.  | Показать культурные традиции ЗОЖ  | 
3  | Чувства.  | Дать представление о различных чувствах людей и возможность управления ими.  | 
4  | О чем говорят чувства.  | Показать способы предупреждения и преодоление отрицательных чувств.  | 
5  | Множество решений.  | Показать многообразие принимаемых людьми решений  | 
6  | Решения и здоровье.  | Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как ценности.  | 
7  | Нужные и ненужные тебе лекарства.  | Познакомить с понятиями «лекарства» и «яд»  | 
8  | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.  | Дать информацию о вреде пассивного курения  | 
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ урока  | Тема урока  | Обоснование  | 
1/9  | Вкусы и увлечения.  | Показать разнообразие вкусов и увлечений  | 
2/10  | Учусь находить новых друзей и интересные занятия.  | Показать, что у одноклассников можно многому научиться  | 
3/11  | О чем говорят выразительные движения.  | Познакомить с выразительными движениями как средствами невербального общения  | 
4/12  | Учусь понимать людей.  | Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения.  | 
5/13  | Опасные и безопасные ситуации.  | Обсудить опасные и безопасные ситуации.  | 
6/14  | Учусь принимать решения в опасных ситуациях.  | Способствовать рациональному принятию решений  | 
7/15  | Реклама табака и алкоголя.  | Познакомить с рекламными приемами  | 
8/16  | Правда об алкоголе  | Рассказать о действии алкоголя на организм  | 
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ урока  | Тема урока  | Обоснование  | 
1/17  | Мой характер  | Способствовать анализу детьми собственных личностных качеств  | 
2/18  | Учусь оценивать себя.  | Разговор о самооценке  | 
3/19  | Учусь взаимодействовать.  | Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии с другими.  | 
4/20  | Учусь настаивать на своем.  | Научить настаивать на интересах в неагрессивной форме  | 
5/21  | Я становлюсь увереннее .  | Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе  | 
6/22  | Когда на меня оказывают давление.  | Объяснить, что давление это одна из форм влияния на людей  | 
7/23  | Курение (часть 1)  | Показать вредное влияние табачного дыма на организм  | 
8/24  | Курение (часть 2)  | Показать последствие курения на организм  | 
Учебно-тематическое планирование
4 класс
№ урока  | Тема урока  | Обоснование  | 
1/25  | Самоуважение.  | Способствовать самоуважению детей  | 
2/26  | Привычки.  | Способствовать анализу своих привычек  | 
3/27  | Дружба (часть 1)  | Поговорить о дружбе  | 
4/28  | Дружба (часть 2)  | Рассмотреть дружбу и влияние друзей  | 
5/29  | Учусь сопротивляться давлению  | Обсудить давление и способы сопротивления давлению  | 
6/30  | Учусь говорить «НЕТ»  | Научить отказываться в опасных ситуациях  | 
7/31  | И снова алкоголь.  | Повторить информацию об алкоголе и его рекламе  | 
8/32  | Алкоголь в компании.  | Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании  | 
Источник
«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы».
Программа классного руководителя «Полезные навыки».
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Принципы программы:
- принцип природосообразности;
 - принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
 - принцип сотрудничества;
 - деятельностный подход;
 - личностно-ориентированный подход;
 - возрастной подход.
 
Воспитательное значение – воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение – расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение – сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна – как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.
Методы обучения по программе «Полезные навыки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения – энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента  | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы  | 
В рамках ценностного и эмоционального компонентов  | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.  | 
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента  | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.  | 
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
– ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
– ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
– ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
– ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
– ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
– ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
– ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
– ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
– ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
– ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
– ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
 - Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
 
Оценка достижения результатов
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение:
- пособие для учителя; рабочие тетради для учащихся; брошюры для родителей;
 - компьютер; проектор; экран.
 
Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.
Содержание программы:
Тема 1: «Тревожность» (1ч.)
Понятие тревожности. Ситуации, вызывающие тревожность.
Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)
Способы преодоления тревожности.
Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)
Условия эффективного общения.
Тема 5:« Манипулирование» (1ч.)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 7: «Наркотики» (1ч.)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 8: «Итоговое занятие в форме брейн – ринга» (1ч.)
Тематическое планирование
6класс  | ||
1  | Тревожность  | 1  | 
2  | Как преодолеть тревожность  | 1  | 
3  | Как начать разговор  | 1  | 
4  | Как поддерживать и завершать разговор  | 1  | 
5  | Манипулирование  | 1  | 
6  | Манипулирование и давление  | 1  | 
7  | Наркотики  | 1  | 
8  | Брейн – ринг  | 1  | 
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
 - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
 - Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
 - ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
 - Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).
 
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
Источник