Что такое полезный объем топливного бака

Что такое полезный объем топливного бака thumbnail

Объем резервуара АЗС, и для хранения воды или любых других пищевых жидкостей нужно знать для корректного ведения учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами и др жидкостями.

Для чего нужен такой показатель, как объем резервуара? Многие считают, что он рассчитывается при проектировании исключительно для каких-то технических целей. На самом деле объем резервуара АЗС или любого другого предприятии нужно знать для корректного ведения учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами. Строго говоря, это касается и тех резервуаров, которые используются для хранения воды или любых других пищевых жидкостей. Определение объема и вместимости позволяет составить градуировочные таблицы, и в дальнейшем на них можно опираться при определении массы принятых или сданных нефтепродуктов или других жидкостей.

Показатели для расчета: полезный объем

Следует отметить, что рассчитывают, прежде всего, полезный объем резервуара. Эта величина определяется произведением горизонтального сечения емкости на ее высоту от днища до уровня максимального заполнения (если речь идет о конструкциях со стационарной крышей) или до максимального подъема нижней части плавающей крыши или понтона (если речь идет о модификациях такого типа). Таким образом, как следует из самой методики расчета, полезный объем резервуара – это просто объем цилиндра, который несколько адаптируется к реальности, то есть с самого начала планируется какой-то небольшой недолив резервуара, обусловленный технологическими требованиями.

Полезный объем резервуара с теоретической точки зрения представляет собой ту часть емкости, которая используется для управления технологическими процессами обеспечения перекачки и приема нефти. Хотя считается, что он соответствует разности между физическими объемами резервуара и его недоливом, на самом деле в расчет берутся неиспользованные верхние и нижние пространства. Собственно, сама величина объема цилиндра, которая определяется произведением горизонтального сечения резервуара на высоту его стенки называется геометрическим объемом.

Номинальный и рабочий объем резервуара

Рассчитывается также номинальный объем резервуара. Он представляет собой округленную условную величину, которая принимается для идентификации различных нормативных требований к конструктивным особенностям таких емкостей.

Для чего используется такая величина как номинальный объем резервуаров? Она фигурирует в таких расчетах как:

  • определение типоразмера резервуара,
  • расчет для установки систем охлаждения и пожаротушения,
  • определение компоновки резервуарных парков, вместимости групп резервуаров и т.д.

Используются также такие понятия, как рабочий объем резервуара и аварийный объем. В первом случае речь идет об объеме жидкости, который сохраняется между моментами включения и выключения оборудования. Во втором – о дополнительной защите резервуара от переполнения.

Объемы резервуара определяются при его проектировании. Интересно, что для АЗС обычно используются типовые конструкции (хотя при желании заказчика возможна разработка и негабаритных конструкций). В целом полезный объем топливных резервуаров для заправок редко превышает 75 куб.м. При этом заполняются такие емкости на 95% от номинального объема, чтобы исключить перелив. В этих же целях устанавливается отсечной клапан.

Объем пожарного резервуара

Как правило, относительно объема такой емкости заказчик задумывается еще при заказе резервуара. Многие компании-изготовители предлагают готовые пожарные резервуары, однако, они могут различаться объемом. Для того, чтобы принять решение, нужно учесть, что запаса воды должно хватить на тушение пожара любого масштаба. Кроме того, в расчет принимается еще несколько факторов:

  • 1- специфика работы предприятия. Если фирма работает уже давно, то есть статистика случаев возгорания – за неделю, месяц или год. Если таких случаев еще не было, стоит ознакомиться с отраслевой статистикой. Это позволит понять примерное число вероятных возгораний и другие показатели, связанные с такими ситуациями,
  • 2 – время, которое может быть затрачено на устранение одного очага возгорания,
  • 3 – высота подачи струи воды и мощность струи при устранении пожара,
  • 4 – общее количество планируемых к установке пожарных резервуаров,
  • 5 – длительность промежутка времени, в течение которого пожарный резервуар должен быть заполнен водой.

Согласно требованиям нормативных документов, пожарный объем воды в баках должен быть рассчитан в среднем на то, что тушение одного наружного либо одного внутреннего пожара будет осуществляться в течение 10 минут, притом, что одновременно будет происходить расход воды на другие нужды. Для того, чтобы учесть все перечисленные факторы, стоит обратиться к специалистам, которые знакомы с нюансами расчетов объема пожарных резервуаров и знают специфику работы той или иной отрасли.

Читайте также:  Результативность экономической системы выражающаяся в отношении полезных

Источник

Вам приходилось заправлять в машину «полный бак»? Возникали сомнения в честности специалистов АЗС, когда количество оставшегося  и заполненного топлива совокупно превышало «официальную» емкость топливного бака? 

«Змей Горыныч» подробно изучил информацию из открытых источников и сегодня поделится с Вами точными данными, что, надеемся, избавит  вас от подобных сомнений.

Итак, если реальная емкость топливного бака отличается от заявленной в документах на  5-10 литров, это нормально. Ведь реальный бак первоначально разрабатывают  больше его номинальной емкости, указанной в руководстве пользователя. Важно точно установить фактическое отличие.

1. Что такое официальная емкость топливного бака (иначе  – его «номинальная емкость»)?

«Номинальная емкость» легковых автомобилей разработана с учетом следующих данных:

  • расстояние езды автомобилей  – около 600 км (при условии езды на автомобиле 5-6 часов в день со скоростью 100 км/ч  без физической усталости, на основе 1 заправки в день);
  • скорость движения  –  на скорости 80-100км/ч;
  • преимущественная дорога:  автомагистраль.

Данная величина рассчитывается  с учетом эффективности использования топлива и веса кузова автомобиля. Варьируется в зависимости от его модели и объема двигателя.

2. Почему машина может проехать еще 50-60 км при горящей индикаторной топливной лампочке?

Этот индикатор изначально был разработана с резервной пропускной способностью (около 10 % от емкости топливного бака), чтобы водитель в условиях форс-мажора смог добраться до следующей сервисной зоны (АЗС), среднее расстояние между которыми обычно и составляет 50-60 км на скоростной трассе. 

3. Почему фактическая емкость больше номинальной?

Если  номинальная мощность топливного бака в среднем 65 л, его фактическая емкость —  около 75л. Это связано с тем, что при производстве топливного бака производитель учитывал свободную емкость, которая составляет 10-15% от номинальной . Для чего это нужно?

Этот «запас» необходим для предотвращения выхода летучих органических соединений (VOC) в случае увеличения объема, вызванного повышением температуры воздуха. Если топливный бак залит «доверху», под воздействием повышения внутренней температуры и  давления топливо может вытекать наружу.

Этот «резерв» оставляют для предотвращения утечки топлива из машины, припаркованном на наклонном месте при полном баке. Это так называемая “резервная емкость для увеличения”.

Некоторые автопроизводители указывают этот резерв. Например, у группы VAG (Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda и прочих) в зависимости от модели резервный запас топлива может составлять 10—13 % от паспортной емкости (примерно 7 литров). 

Делается все это лишь с одной целью —чтобы владельцы машин не «угробили» их раньше времени, заставляя ремонтировать по гарантии. Ведь реально пустой бак может привести к нежелательным поломкам топливного насоса и прочих систем автомобиля. Рекомендуется до минимума топливо никогда не выкатывать.

Возможные «переливы» на АЗС

Причина переливов  – вовсе не недобросовестность сотрудников и «скрученные» колонки, но реальная вместимость бака. Почти у всех автомобилей указанная в инструкции емкость бака не предусматривает залив топлива «под завязку». Если заправить до отстрела «пистолета», бак может вместить 45 литров (как указано в номинальной емкости). Если «цедить» — все 50—55 литров.

Самыми «точными» считаются «японцы» — их баки редко вмещают больше 10 % от заявленной емкости. В европейских машинах реальная вместимость баков может превышать номинальную на 20—25 %.  У корейских, китайских и российских марок можно залить порядка 15% сверх «нормы».

Это интересно:

Эксперименты по проверке реальной вместимости топливных баков ряда автомобилей, проведенные украинскими специалистами в 2017 году:

Дизельные модели:

1. Citroёn Grand C4 PicassoПри 55-литровом баке (по ТТХ) и остаточном одном делении электронного датчика уровня топлива в бак было залито 51 л дизтоплива. Превышение – 2-4 л.
2. Renault Duster: 62 л топлива при заводских данных всего в 50 л. Превышение – 15-17* л.

Бензиновые модели:

1. VW Bora: залили чуть более 52 л бензина при заводских данных в 55 л. С учетом остатка превышение ТТХ может достигать на 3-5* л
2. Skoda Octavia A5: Реальный объем бака  существенно превышал данные, заявленные в ТТХ. В него влили 62 л при норме в 55 л. Превышение – 12-14* л
3. Ford Mondeo: В 70-литровый бак Ford Mondeo с остаточным пробегом в 26 км поместилось почти 71 л бензина. Т.е. реальное превышение объема составляет 8-9* л.
Подробнее по ссылке

Читайте также:  Ирга что это за ягода и чем она полезна

При подготовке публикации использовались следующие материалы:
https://www.s-oil7.com/rus/knowledge/expert/view.jsp?seq=137
https://autopomoshnik.ru/pochemu-stoit-zapravlyatsya-na-polnyj-bak/

Источник

obem-toplivnogo-baka-avtomobilej

Объем топливного бака во многом зависит от его строения. Различные модели транспортных средств обладают собственной конструкцией.

От чего зависит объем топливного бака?

Показатели объема должны быть такими, чтобы пробег автомобиля мог составить 600 километров. Обычно его установка осуществляется снизу заднего сиденья напротив задней оси. Именно в этом месте по всем расчетам наименьшая вероятность деформации, если вдруг случится удар.

Для изготовления бака может использоваться пластмасса или металл. Причем, сегодня чаще пользуются пластмассовыми баками – не в последнюю очередь из-за того, что они занимают меньше пространства при установке и могут быть любой необходимой формы. Таким образом, водитель получает топливный бак с нужными максимальными объемами. Чтобы не было никакой утечки, стенки баков делаются многослойными. Также на эти показатели может влиять:

  • тип кузова;
  • системная конструкция;
  • общая конфигурация;
  • система, ответственная за впрыск;
  • вариант климатического исполнения;
  • двигательное устройство.

Габариты машины также влияют на объем: обычно у крупных авто и топливные баки оказываются немаленькими.

obem-toplivnogo-baka-avtomobilej

Топливная система

Иногда строение и, соответственно, объемы бака оказываются различными даже на примере одной модели. Чтобы бак можно было заправлять, он имеет заливную горловину. По сути, это часть оказывается единственной, заметной снаружи. Чаще всего она расположена сверху заднего крыла.

Представленная часть соединяется с трубопроводным баком, а сечение сделано, таким образом, что обеспечивается способность пропускать по пятьдесят литров/минуту. Закрыть горловину можно посредством крышки, надеваемой на резьбу. Все скрывается лючком, открывающимся посредством специального привода (который может работать от электричества или же механическим образом). Иногда лючок можно открывать вручную.

Попадание горючего внутрь системы питания осуществляется посредством заборника, соединенного с выходом топливного провода. Остатки сливаются обратно через топливный провод для слива. Закрыть заборник можно сеткой, которая специально сделана, чтобы очищать горючее. Такое устройство, установленное на дизельном авто, оснащается особенной подогревающей системой. Иногда автовладельцы пользуются штатным заборником вместо подогреваемого. Также они могут обращаться к подогревающим насадкам.

В бензобак обыкновенно помещают топливный насос, работающий на электричестве – именно он должен нагнетать давление горючего. Контроль топливного уровня происходит посредством датчика, который соединен с насосным устройством.

Составляющими датчика являются потенциометр, а также датчик. Как только объем топлива изменяется, меняются показатели потенциометра. В итоге, происходит смена напряжения с последующей сменой стрелки. При сложной конструкции, в бак монтируют сразу пару датчиков, функционирующих параллельно.

obem-toplivnogo-baka-avtomobilej (2)

Чтобы двигатель получал необходимый объем топлива, нужно, чтобы внутри бака поддерживались постоянные показатели давления. Для этого в транспортном средстве работает вентиляционная система – благодаря ней нейтрализуется разрежение, которое появляется, когда вырабатывается горючее. Специальный клапан нужен для удаления лишнего воздуха, оказывающегося внутри при заправке и не дающего давлению подниматься.

Уход за баком

Независимо от объемов бака, за ним следует правильно ухаживать. Тем более, это актуально для машин, имеющих большой пробег. Увы, из-за плохого качества горючего вместе с углеводородами в баке оказываются примеси, которые оседают на его стенках. Когда они накапливаются, отслаиваются и загрязняют фильтр, ответственный за грубую очистку. В итоге, горючее просто-напросто не проходит по заборнику.

Решение такой проблемы, впрочем, не представляет труда. Необходима чистка. Она же поможет увеличить объем топливного бака. Обычно внутренности бака промываются специальными химическими средствами.

Конструкция топливного бака

Как уже говорилось выше, можно определить, какой объем топливного бака, предварительно узнав, из чего он сделан: из пластикового материала или металла. Металлические баки обычно делаются из штампованных листов:

  • если они работают на бензине или дизеле, применяется алюминий;
  • если работа осуществляется на газе, используется сталь.

obem-toplivnogo-baka-avtomobilej

Конечно, баки из металла отличают высокие показатели прочности, устойчивости к износу – тем не менее, по показателям объема они обычно уступают пластиковым. К тому же имеются ограничения, связанные с формами.

А вот баки, изготовленные из пластика, могут изготавливаться различных конфигураций и, соответственно, иметь разные объемы. К тому же данные изделия славятся устойчивостью к царапинам, коррозийным воздействиям, обладают хорошей плотностью.

Утечки в них невозможны, поскольку стенки выполняются в несколько слоев. Внутренняя часть обрабатывается протекционным фторовым слоем. Также различия топливных баков между собой могут быть обусловлены:

  • Типом ДВС;
  • Кузовом;
  • Конструкционными особенностями;
  • Системой топливной подачи.
Читайте также:  Полезные свойства укропа и его корням

Какие бывают объемы баков?

Как уже указывалось, у разных моделей и, тем более, автомобильных марок могут быть свои объемы. Например, объем топливного бака Форд равняется примерно 50-55 литров, в зависимости от модели и вида используемого топлива. Как правило, этого достаточно, чтобы свободно перемещаться на длительные дистанции и не заправляться ежедневно.

Внутри бака, кстати, расположен датчик, контролирующий топливный уровень. Насосные устройства также размещено в некоторых моделях (например, Ford Focus). Когда они стоят на машинах, работающих на дизеле, там принцип работы особенный: топливо качается и подается непосредственно в систему.

Наконец, у всех Фордов имеется топливный провод – как с прямым, так и с обратным направлением. При ремонте бака топливный материал удаляется через горловину, куда заливается горючее.

  • Объем топливного бака Тойота может составлять от 45 литров (Тойота Tercel) до 98 литров (Тойота Sequoia). Если же говорить о наиболее популярных моделях, в среднем эти показатели равняются 50-70 литрам.
  • Объем топливного бака КИА равняется, в среднем, 55 литрам, хотя, конечно, существуют модели с меньшими и большими показателями. Причем, чем новее модель (это можно увидеть на примере Kia Sportage), тем меньшим по объему становятся топливные баки.
  • Объем топливного бака ГАЗ составляет около 70 литров. Естественно, топливного материала в такую емкость может влезть предостаточно.
  • Объем топливного бака Ниссан составляет от 50 литров (Nissan 200SX) до 106 литров (Titan, Армада, QX56 и так далее). Что касается наиболее популярных моделей, вроде Nissan Maxima или Nissan Frontier, их показатели объема равняются 60-65 литров.
  • Объем топливного бака ВАЗ – по крайней мере, у многих моделей этой автомобильной марки – составляет 39 литров. Сама емкость составлена из двух частей, для штамповки которых используются освинцованные листы. В таких баках также монтируется фильтр в виде сетки – он помогает проводить первичную фильтрацию топлива. Чтобы бензин можно было слить, имеется сливная пробка и добраться туда проще простого: снять заглушку из резины, закрывающую отверстие на дне багажника.
  • Объем топливного бака Рено равняется 50 литров, если это модель Дастер (в этом случае используются баки из пластика) и 50 литров для модели Логан. Кстати, по топливному расходу эти машины считаются достаточно экономными: например, на городских дорогах Рено может расходовать около 10 литров, на трассе – всего 5,7 литров. Если дорожное покрытие смешанное, расходуется примерно 7,2 литра.
  • Объем топливного бака Хендай, как и в случае с другими автомобилями, зависит от конкретной модели. Обычно этот диапазон варьируется от 45 литров (Хендай Accent) до 79,9 литров ( Sorento или Sedona). Популярная у автолюбителей модель Sonata имеет бак в 65 литров.
  • Объем топливного бака УАЗ составляет от 56 литров (например, модель 390945) до 87 литров (модель Патриот). УАЗ Буханка обладает топливным баком, достигающим 56 литров, а вот популярный УАЗ Хантер имеет бак, емкость которого составляет 78 литров.
  • Объем топливного бака Камаза, понятное дело, превышает перечисленные выше показатели, поскольку речь идет о грузовом автомобиле. Примерный диапазон варьируется от 175 литров (модели 55102 и 5511) до 500 литров (модель 65117). Обычно модели грузовика Камаз имеют топливные баки, показатели объема которых равняются 350 литров.

obem-toplivnogo-baka-avtomobilej (3)

Зная рабочий объем топливного бака, можно примерно понимать, сколько времени, и какое расстояние автомобиль может проездить без необходимости снова заправляться. Немало зависит еще от того, какова конфигурация топливного бака, какое топливо применяется и, наконец, какой тип двигателя.

Максимальный объем топливных баков ограничен специальным международным соглашением, касающимся опасных грузовых перевозок. Когда устройства превышают по объему показатели, указанные в этом соглашении, они автоматически начинают рассматриваться в качестве опасного груза (проблемы могут возникнуть при пересечении границы). Причем это считается «опасным грузом», независимо от того, сколько содержится внутри топлива.

В следующей таблице суммируются данные о емкости топливного бака некоторых автомобильных марок:

Ford50-55 литров
Toyota45-88 литров
KIAот 55 литров
ГАЗ70 литров
NISSAN50-106 литров
ВАЗот 39 литров
Reno50 литров
Hyundai45-79,9 литров
УАЗ56-87 литров
Камаз175-500 литров

Источник