Что такое полезный объем газового баллона

Что такое полезный объем газового баллона thumbnail

Сжиженный газ. Основные свойства.
Представители сжиженного газа, такие как пропан и бутан, имеют одно очень важное отличие от других видов топлива. Во время наполнения баллона газом, он быстро испаряется, и первые его частицы заполняют весь объем баллона. При этом в баллоне создается давление. Если уменьшать давление в баллоне, газ будет стремительно испаряться. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока пары сжиженного газа не достигнут уровня насыщения. Это отличительное свойство газа позволяет его хранить в сжиженном виде в очень больших объёмах. Эти объемы зависят от газа, который находится в баллоне. Бутан имеет большее давление, чем пропан. Эти различия давления позволяют менять пропорции пропана и бутана. На давление газа влияет температура. Чем выше температура, тем выше давление, и это влияет на изменение объема газа в жидком состоянии. Такое свойство зависимости давления от температуры очень опасно для окружающих. Если в баллоне большое количество сжиженного газа и температура поднимется на несколько градусов, в баллоне резко увеличится давление, что может привести к взрыву баллона из-за большого давления. В целях безопасности на станциях заправки газом баллонов никогда баллоны не заполняются полностью. Всегда оставляется определенный свободный объем, обычно 10%, который предназначен на случай повышения температуры. Это обеспечивает безопасность сжиженного газа в баллонах. Пропан и бутан также отличаются температурой кипения, при которой пропан и бутан переходят из жидкого в газообразное состояние. Для пропана температура кипения составляет -43°С, а для бутана температура кипения равна 0°С. Еще одним отличием газов от бензина является теплота сгорания. У газов этот параметр значительно выше, чем у бензина. Так же известно, что при увеличении объема воздуха, который подается в двигатель, теплота сгорания немного уменьшается. Работа двигателя на газе и бензине так же отличается. Мощность двигателя на бензине выше, чем на газе, приблизительно на 10%. Это может привести к снижению скорости приблизительно на 4%. Этот небольшой минус двигателей на газу компенсируется стоимостью газа. Его мировые цены ниже, чем на бензин. Поэтому, при выборе топлива, на котором будет ездить машина, стоит для себя решить, что важнее: скорость или экономия на топливе. Причиной разницы мощности двигателя на газе и бензине является разность теплоты сгорания топлива. У газа этот показатель ниже и при сгорании в камере дизеля, он не способен полностью заполнить объем цилиндров газо-воздушной смесью.

Практика
1. Тарировка заправочной колонки…

Стараюсь заправляться в пустой баллон ДО ПОЛНОГО (к заправке тянусь на парах или уже на бензусе). Это дает возможность хоть приблизительно оценить точность тарировки колонки. В моем случае исправный баллон 40л, знаю, что залить могут максимум 85% т.е. 34л, ну + /-5% итого 32 — 36л. Часто вижу 38л, с такими как правило не спорю — воруют вмеру. Если больше 38 и у меня есть время и надхнення плачу за 34л и развлекаюсь (о «умных» словах, используемых в развлечении- чуть позже) … Разница в литраже реальном и на табло колонки появляется из-за соответствующей тарировки колонки. Во всех пропановых колонках расходомер механический, а счетчик электронный. Во время тарировки происходит присваивание единице (литру) электронного счетчика некоего объема проходящего через расходомер. Тарировка в минус самый частый способ жульничества.
2. Модифицированные «кулибинами» заправочные колонки

Кроме того, при заправке до полного на нормальных заправках КОЛОНКА ДАЕТ СТОП САМОСТОЯТЕЛЬНО. Если в конце заправки скорость залива существенно снижается, но при этом не меняет темпа, колонка не останавливает заправку самостоятельно, а заправщик подождав начинает тянуться к кнопке стопа- нежно перехватываю руку заправщика и глядя ему в глаза доверительно прошу «… пусть льется до полного, мне далеко ехать… „. На короткое время бдительность заправщика таким маневром можно сбить. Как правило на 46 — 47 литре заправщики начинают нервничать и пробиваться к кнопке стопа. Но этих лишних литров сверх объема моего баллона достаточно для мотивированного отказа платить. Отсутствие стопа- результат «усовершенствования“ гидравлики колонки (в редких случаях электроники). В таких колонках пароотделитель переставляют ПОСЛЕ расходомера. Расходомер насчитывает Вам и объем газа, который идет в баллон Вашего авто и объем паров, которые… возвращаются назад в бочку заправки. Как только баллон авто залит по самое немогу, жидкая фаза идущая на колонку начинает возвращаться в бочку заправки через пароотделитель. Эта перестановка пароотделителя и творит такие чудеса с заправленными объемами.
3. Газировка

Самый „элегантный“ и редкий случай жульничества на заправках — заправка „газировкой“.
К заправочному пропановому модулю подключают бытовой метановый баллон. В нормальном состоянии пропан-бутан дает единичные очень крупные паровые пузыри. После впрыска метана из баллона, пропан-бутан становится похожим на газированную воду из только открытой бутылки. Такой эффект с газом длится от полу часа до полтора часов. Заправка таким газом проходит в штатном режиме, литраж в норме, только вот пробег у Вас будет минимум на 30% меньше. Отследить такое дело можно только по давлению на манометре заправочной емкости. Если там больше 11и атмосфер летом, а тем более зимой, то скорее всего Вы стали свидетелем того редкого случая работы „думающих не стандартно“ заправщиков. Если по близости с заправочным пропановым модулем Вы увидите МЕТАНОВЫЕ баллоны обязательно поинтересуйтесь давлением в бочке.
4. Умные слова…

Никогда не спорте с заправщиками — только попортите себе нервы, ни в коем случае не дайте им втянуть себя в спор. Ведите себя максимально корректно и сразу настаивайте на разговоре С ХОЗЯИНОМ заправки. Не старшим заправщиком, не главным инженером, который случайно оказался на этой заправке, только с хозяином. Объясню почему. Опять же из моей практики сформировалась статистика: 40% случаев жульничества на заправках — дело рук заправщиков, 50% — наемного руководства (опять же в сговоре с заправщиками) и только 10% — целенаправленная „бизнесполитика“ хозяев. По моей статистике (приблизительной, я не претендую на точность) порядочных заправок всего около 40%! Если заправщики отказываются набирать хозяина, настаивайте на своем, пригрозите вызвать милицию, которая сама вызовет сюда хозяина.
Наверняка, хозяин заправки в разговоре сразу попробует Вас оценить. Закинет удочку со сказками о давлении и коэффициентах газа. Чтоб не говорили, знайте и уверенно ответьте на это: рабочее давление пропановой заправки — 9-12атмосфер, ВСЕ предохранительные клапаны — 16Атмосфер. Этого давления НЕДОСТАТОЧНО для сжатия жидкого газа! Коэффициенты в Вашем случае не имеют к объему никакого отношения. Просто 1л заправленного газа может весить 520гр, а может и 560гр. Вы покупаете газ в ЛИТРАХ не зависимо от его веса. Обязательно выскажите свои сомнения в правильности тарировки (сам термин — тарировка даст понять хозяину, что Вы в курсе ньюансов его бизнеса). Дальше, как правило, находится компромис. Если нет, то предложите хозяину вызывать комитет по защите прав потребителей для того, чтоб он рассудил кто из вас прав…

Источник

От того, какой газовый баллон для авто будет использовать при монтаже ГБО, зависит многое. В первую очередь, останется ли в машине свободное пространство для хранения, удобно ли будет использовать и обслуживать оборудование в дальнейшем. Поэтому отнестись к выбору стоит с особой внимательностью.

Основные виды баллонов для ГБО

Часто специалисты рекомендуют установку цилиндрического или тороидального устройства, иногда – плоского. Каждый из них имеет особенности, достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Тороидальный баллон

Что такое полезный объем газового баллона

Если Вы устанавливаете ГБО на легковой автомобиль, то в 90% случаях Вам поставят его. Производятся в соответствии с международным стандартом ГОСТ ISO 11439-2014. По форме баллон напоминает автомобильное колесо. Поэтому его просто установить на место хранения запаски. Таким образом не занимается свободное пространство багажника, не нужно продумывать систему крепления ёмкости под днищем автомобиля. Снаружи установить тоже можно. Но придется приобрести более прочный образец. Различают внутренние и наружные тороидальные баллоны, с внутренней и наружной горловиной.

Что такое полезный объем газового баллона Что такое полезный объем газового баллона

Другим преимуществом является вес. Толщина стенки варьируется от 2.5 до 3.5 мм. Баллон объёмом 23 литра весит 23 кг., объёмом 94л. – 42 кг. Тороидальный тип подходит только для заправки сжиженной пропан-бутановой смеси. Она отличается низкой ценой и позволяет существенно сократить расходы на топливо. Топливо под давлением он просто не выдержит. Слишком тонкие стенки.

Эти баллоны хорошо подходят для легковых автомобилей. Для более внушительных моделей авто подойдут другие типы.
Необходимо отметить, что баллоны для сжиженных газов нельзя заправлять более чем на 80%. Связано это с тем, что при повышении температуры газовая смесь расширяется, следовательно, нужно оставить свободное место на этот случай.

Что такое полезный объем газового баллона
Что такое полезный объем газового баллона
Что такое полезный объем газового баллона

Установленный внутри багажника Kia Sportage тороидальный баллон

Плюсы

  • Небольшой вес.
  • Небольшой размер.
  • При установке тороидальный баллон ставится на место запасного колеса, следовательно, не занимает свободное место в багажнике.
  • При установке под днищем практически незаметен.
  • Широкий выбор. Можно подобрать размер под машину.
  • Срок службы 10 лет.

Минусы

  • Небольшой объем. Возможный литраж тороидального баллона не превышает 95 л.
  • Необходимость поиска нового места для хранения запасного колеса.
  • Нельзя заправлять более чем на 80%. Должно остаться свободное пространство на случай повышения температуры.
  • Затрудненный доступ. Чтобы проверить состояние устройства необходимо разобрать багажник.
  • В силу особенностей конструкции тороидальные баллоны используются только для сжижаемых газов. Не подходят для метана.
  • Необходимо проходить освидетельствование каждые 2 года.

Цилиндрический баллон

Что такое полезный объем газового баллона

Производятся в соответствии с ГОСТ 33986—2016. Этот вид используется как для пропан-бутановой, так и для метановой топливной смеси. Размеры этих баллонов для ГБО почти не ограничены. У производителей можно найти надежные конструкции объемом до 200 литров. Устанавливать можно как внутри авто, так и снаружи. Последний вариант встречается чаще на больших транспортных средствах.

Что такое полезный объем газового баллона Баллон на 200л

Основным недостатком цилиндрического типа является вес и размер. Баллон объёмом 30л. весит 15 кг., 200л. – 65кг. Для метановых вес может доходить до 175кг. Большой вес обусловлен тем, что метан закачивается в сжатом виде под давлением 200-250 атмосфер. Соответственно предъявляются повышенные требования к прочности. Толщина стенок от 5 до 11 мм. Не должно быть сварных швов.

Что такое полезный объем газового баллона Что такое полезный объем газового баллона Что такое полезный объем газового баллона

Тем не менее этот тип остается самым распространенным, надежным и неприхотливым в эксплуатации.

Плюсы

  • Надёжность.
  • Большой объём.
  • Срок службы от 15 до 25 лет.
  • Легкость в установке и обслуживании.
  • Универсальность. При желании можно установить такие баллоны для ГБО на УАЗ или легковое авто. Разница лишь в размере.
  • Хорошая защищенность от воздействия внешних факторов и долговечность.

Минусы

  • Большой вес.
  • Необходимо проверять баллон каждые 3 года (если он из углеродистой стали) или каждые 5 лет (если он из легированной стали).
  • Занимает много места как внутри, так и снаружи автомобиля.

Плоский баллон

Что такое полезный объем газового баллона

По сути, этот вариант состоит из нескольких цилиндрических. Они надежно скрепляются вместе путем сварки, образуя единую прямоугольную конструкцию. Таким образом можно не только увеличить полезный объем устройства, но и сделать его более подходящим для конкретного типа автомобиля. Занимает мало места.

Что такое полезный объем газового баллона

Подобные баллоны найти не просто. Часто их делают на заказ, под конкретную конфигурацию. Но зато они сохраняют в себе все преимущества цилиндрических и тороидальных. Что касается недостатков, то одним из явных станет слабая распространенность и, как следствие, высокая цена газового баллона. Также ждите трудностей в дальнейшем обслуживании. Сервисный центр, специализирующийся на конструкциях этого типа можно найти не в каждом городе.

Также бывают сдвоенные, спаренные баллоны. Они достаточно распространены. Обслуживать их проще. По сути, это два скреплённых между собой цилиндрических типа. Они занимают много места и устанавливаются на крупные автомобили.

Что такое полезный объем газового баллона

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Параметров, на которых необходимо основываться, выбирая тот или иной вариант, много. Отметим самые главные из них:

  1. Стоимость. Она напрямую зависит от размера и емкости. Чем больше баллон, тем больше денег за него придется выложить. С другой стороны, внушительное устройство реже придется заправлять. Для крупных автомобилей и при дальних поездках это крайне важно. Баллоны для ГБО на газель и другие большие транспортные средства должны быть не меньше 80 л. Как правило, чем больше автомобиль, тем больше расход топлива. Ёмкости большего объёма позволят реже заправляться.
  2. Тип топлива. Здесь сложнее. Если планируется использование распространенной пропан-бутановой смеси, выбирайте любой вариант. Но для метана давление в баллоне должно быть не меньше 200 атмосфер. До такого состояния его сжимают, чтобы использовать в качестве топлива. Выдержать такую нагрузку сможет только цилиндрический тип.
  3. Производитель. Качество газовых емкостей напрямую зависит от того, кто их сделал. Лидерами на рынке считаются компании Lovato, Atiker, Digitronic. Все три можно назвать надежными и безопасными в использовании. Но Атикер несколько ниже по цене.

Наиболее часто сервисные центры предлагают установку цилиндрических емкостей компании Ловато. Этот вариант действительно можно назвать самым удачным. Хорошее качество сборки, приемлемая цена, простота в обслуживании – установить такое ГБО можно с минимальными тратами денег и на длительный срок.

Как правильно устанавливать газовые емкости?

Что такое полезный объем газового баллона

Сам по себе процесс не сложный, но ответственный. Опытный мастер справиться с задачей за пару часов. Некоторые умельцы предпочитают сделать все сами. Но гораздо важнее не сам монтаж, а безопасность. ГБО это сложная система, которую необходимо точно настроить и отрегулировать. Вдобавок если баллон установить неправильно, то вполне может произойти утечка, прорыв газовой магистрали или же отвал ёмкости при езде (в случае установки снаружи). Дальнейшие последствия могут быть очень печальными.

Вторая проблема – это обязательная регистрация ГБО в ГИБДД. Вам в любом случае придётся проходить освидетельствование системы и ни одна нормальная компания не будет брать на себя ответственность за непонятно, как и кем установленное оборудование. Без регистрации эксплуатация транспортного средства запрещена. Водитель даже не сможет пройти ежегодный техосмотр для ОСАГО.

Компания Power-Gas предлагает установку ГБО с регистрацией в ГИБДД. Наши специалисты помогут подобрать подходящий размер тороидального или цилиндрического баллона, будь то легковой автомобиль, предназначенный для частного использования или коммерческий транспорт. И Вам не придётся переплачивать за ненужный объём или второй баллон. Обратитесь к нам уже сегодня и получите квалифицированную консультацию по монтажу ГБО.

Как быть с запаской после установки газового оборудования?

На самом деле этот вопрос не является таким уж важным. Если это единственное, что останавливает Вас от приобретения ГБО, сомнения можно откинуть. Запасное колесо в большинстве случаев можно оставить там же, в багажнике. Просто поместить его на хранение придется вертикально, а не горизонтально.

Как правильно эксплуатировать газовые емкости?

В использовании ГБО и емкостей тороидального и цилиндрического типа нет ничего сложного. При прохождении своевременных проверок и техобслуживания оно прослужит много лет, не причиняя неудобств и не нарушая безопасности. Само ГБО при этом необходимо проверять ежегодно.

Как часто нужно проверять газовые баллоны?

Что такое полезный объем газового баллона

Тороидальные – каждые 2 года.

Цилиндрические проверяют в зависимости от материала, из которого изготовлен баллон.

Этот срок составляет:

  • 2 года – углепластик.
  • 3 года – металлокомпозитные материалы и углеродистая сталь.
  • 5 лет – легированная сталь.

Баллоны для пропан-бутана в любом случае проверяют каждые 2 года.

Срок службы

Для тороидальных он составляет 10 лет, для цилиндрических – 15-25 лет. После истечения этого срока баллон необходимо заменить на новый.

Рекомендации

Раз в месяц проверяйте, хорошо ли закреплён баллон. Это особенно важно при наружном креплении.

Нельзя оставлять автомобиль в замкнутом помещении с полностью заправленным газовой смесью баллоном.

Не заправляйте его больше, чем на 80%.

Необходимо оберегать баллоны от перегревания, коррозии и ударных нагрузок. Если ржавчина покрывает более 10% поверхности, то использовать такое устройство опасно.
Максимально разрешённая температура ни в коем случае не должны превышать 82 градусов, допускается кратковременное локальное повышение до 65.

Обратитесь в компанию Power-Gas для установки ГБО 4 поколения и последующего обслуживания конструкции. Вы сможете быть уверены в надежной работе газового оборудования и безопасности автомобиля.

Источник

Сложно найти производство или домашнее хозяйство, где не применяют различные газы. На производственных площадках, газы применяют для резки и сварки металлов. В данной статье мы рассмотрим одну из характеристик газового баллона — объем.

Объем газового баллона

В быту его применяют для приготовления еды и отопления жилья.

Для хранения и перевозки газов используют емкости, которые изготовлены из металла или композита.

Устройство газового баллона

Емкость для хранения и перевозки технического газа – это цилиндр определенной формы и объема, у которого в верхней части выполнено отверстие для установки вентиля.

В комплект поставки газовых емкостей входят:

  • вентиль;
  • сборный корпус, состоящий из обечайки, верхнего и нижнего дна. Для изготовления сосудов используют высококачественные стали или композитные материалы ;
  • башмак – опора, предназначенная для того, чтобы емкость можно было установить в вертикальном положении;
  • защитный колпак – элемент конструкции баллона, обеспечивающий защиту вентиля от повреждений при перевозке и эксплуатации.

Устройство газового баллона

Иногда в комплект поставки может входить редуктор. Так, называют устройство, регулирующее давление.

Газ из баллона выходит через вентиль. Это устройство состоит из корпуса, выполненного из металла, задвижки, управляющего штурвала. Корпус выполняют в виде тройника. Одна часть предназначена для установки его в емкость. Другая для закрепления штока регулирующего клапана и боковая для установки заглушки.

Задвижка включает в свой состав шток и клапан. Именно клапан управляет движением газа через вентиль. Шток служит для передачи крутящего момента от управляющего штурвала на клапан.

Внутренне содержание газового баллона

По сути, баллон напоминает обыкновенную зажигалку. Внутри емкости находится газ в двух агрегатных состояниях. В нижней части объема находиться жидкость, в верхней части газ.

Для того, чтобы знать какой газ в баллонах их окрашивают в разные цвета и наносят наименование технического газа. Например, баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет и наносят надпись «КИСЛОРОД».

Окрашивают в разные цвета и наносят наименование технического газа

Металлические и композитные газовые баллоны

На территории нашей страны действуют несколько ГОСТ регламентирующих технические условия к газовым емкостям. В частности, ГОСТ 949-73 регламентирует нормативы к стальным сосудам объемом от 0.4 до 50 литров и работающих с давлением от 9.8 до 19.6 МПа.

Металлические баллоны по праву считают оптимальным решением задачи хранения и перевозки технических газов. Для производства баллонов используют малоуглеродистые или легированные стальные сплавы. Баллоны выпускают с объемом от 5 до 50 литров и весом от 4 до 22 кг. Емкости с объемом в 50 литров необходимо устанавливать на улице в специально изготовленном для этого металлическом ящике. Емкости с меньшим объемом допустимо устанавливать в помещении, например, в гараже или ремонтной мастерской.

Кроме баллонов, изготовленных из стали для хранения и перевозки газа применяют изделия, выполненные из композита.

Они обладают следующими достоинствами:

  1. Малый вес, разница между баллонами одного объема может достигать 70%.
  2. Повышенная стойкость к ударным нагрузкам. Взрывобезопасность, даже под действием открытого огня.
  3. Конструкция композитного баллона выполнена таким образом, что практически утечка газа невозможна.
  4. Полимерные материалы, использованные при изготовлении баллона, исключают возникновение коррозии и образовании искр.
  5. Композитные сосуды обладают интересным внешним видом.

Для изготовления баллонов этого типа применяют стеклоткань и эпоксидные смолы.

Следует отметить, что с течением времени сосуд может изменить свой цвет, но это не влияет на его эксплуатационные свойства.

Для обеспечения безопасной эксплуатации полимерных сосудов приняты следующие меры:

  1. Установка клапана сброса излишнего давления.
  2. Установка плавящейся вставки.

При росте температуры газ начинает увеличиваться в объеме и в результате образуются его излишки. Они и создают лишнее давление на сосуд. Для устранения избытка давления предназначен предохранительный клапан. Он открывается по достижении определенного уровня давления.

Под действием повышенной температуры, точно так же происходит рост давления внутри сосуда, в этом случае срабатывает плавкая вставка. Вставка расплавится и образует отверстие, через которое выходят излишки газа. Но, после срабатывания плавкой вставки, емкость подлежит утилизации.

Емкости разного объема, выполненные из композитных материалов, рассчитаны для работы при температуре от – 40 до +60 градусов.

Конструкция, объем и маркировка газовых сосудов

Конструкция, объем и маркировка газовых сосудов регламентирована ГОСТ 15860-84 (стальные баллоны), ГОСТ Р 55559-2013 (композитные сосуды).

Технические характеристики

Технические параметры сосуда для хранения и перевозки определенных объемов газа указывают в техническом паспорте. В частности, в нем должны быть отражают нижеприведенные данные:

Технические характеристики газовых баллонов

  • Серийный номер, присвоенный сосуду на заводе-изготовителе;
  • Фактический объем в литрах;
  • Фактическая масса пустого сосуда в килограммах;
  • Рабочее и тестовое давление в атмосферах;
  • Дата выпуска и очередного переосвидетельствования;
  • Шифр — клеймопредприятия-производителя или аттестованной лаборатории, где была выполнена переаттестация.

Масса и размер баллонов различной ёмкости

Один из самых широко применяемых газов – это, наверное, пропан. Его используют и в промышленности, и в быту. Для доставки этого газа используют и стальные, и композитные сосуды. Промышленность выпускает стальные сосуды объемом 5, 12, 27, 50 литров. Ёмкости с пропаном окрашивают в красный цвет, на боковой поверхности выполняют надпись «ПРОПАН», при этом высота букв должна быть не меньше 60 мм.

Вес металлического баллона с минимальным объемом в 5 литров составляет 4 кг.

Масса и размер баллонов различной ёмкости

Сосуды имеют следующие габариты от 200 до 299 мм, при высоте от 290 до 930 мм.

Объем газового баллона из композитных материалов, предназначенного для пропана, составляет от 0.5 до 150 литров с рабочим давлением 2 МПа. В тоже же время баллоны, применяемые для автомобильного ГБО, работают под давлением до 30 МПа. Объем такого газового баллона составляет от 47 до 180 литров. Диаметр таких баллонов составляет от 326 до 398 мм, длина составляет от 840 до 2000 мм. Габариты баллонов зависят от объема сосуда.

Количество газа в бытовом баллоне 50 , 27, 12 , 5 литров

Существуют определенные соотношения между объемом баллона и его весом. Так, в баллоне на 50 литров может храниться 21,2 кг, а в пятилитровом сосуде находится 2 кг газа.

Количество газа в бытовом баллоне 50 , 27, 12 , 5 литров

Правила безопасной эксплуатации газовых баллонов

При эксплуатации емкостей со сжатым газом необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

Перемещение газового баллона

В частности, нельзя допускать:

  1. Утечек газа через стыки и резьбовые соединения и образования взрывоопасной смеси с воздухом.
  2. Теплового воздействия на емкости, которое может привести к росту объема газа и давления внутри баллона.
  3. Механических воздействий ударного типа, которые могут повредить стенки емкости.

Правила безопасности требуют, чтобы перевозка емкостей проводилась с установленными на них защитными колпаками.

Сосуды с газом могут перевозиться с места на место в горизонтальном или вертикальном положении. Но при этом необходимо обеспечить защиту от самопроизвольного перемещения емкостей внутри кузова.

Недопустимо бросать емкости с газом ударять их о твердые предметы.

Правила безопасной эксплуатации газовых баллонов

Газовую емкость в жилом помещении хранить недопустимо. В идеале сосуд с газом должен храниться в отдельно стоящем железном ящике.

Хранение газовых баллонов на производстве

Здания для хранения емкостей с техническим газом на производственной площадке должны быть не выше одного этажа и при этом не иметь чердака. Такие сооружения должны быть выполнены из негорючих материалов. Окна и двери должны быть оснащены матовыми или равномерно окрашенными в белый цвет стеклами. Это необходимо для рассеивания прямого солнечного цвета.

Горизонтальное хранение газовых баллонов

Помещения, где хранят емкости с газом, должны быть оснащены постоянно действующей вентиляцией. Правила хранения газовых баллонов требуют того, чтобы на складе где осуществляют хранение газов необходимо постоянно проверять качество воздуха, на предмет наличия посторонних примесей. При достижении в воздухе опасной концентрации газов помещение необходимо проверить, а емкости с газом необходимо со склада удалить.

В процессе эксплуатации баллонов недопустимо:

  1. Эксплуатировать баллоны с просроченным сроком испытания, на их поверхности нет установочных клейм, поврежден вентиль или корпус.
  2. Самостоятельное выполнение ремонта или окрашивание баллонов и установленной на них арматуры.
  3. Отогревать редуктора с применением открытого пламени. Эту операцию можно выполнять только с применением горячей воды.
  4. Работать вблизи баллонов в промасленной одежде и пр.

Можно ли по давлению определить остаток сжиженного газа в пропан-бутановом баллоне

К сожалению, нет. Дело в том, что давление в баллоне определяет пар, находящийся над жидкостью, и оно имеет постоянное значение вне зависимости объема последней.

Весовая установка для наполнения газового баллона

Для того, чтобы определить остаток газа в баллоне его необходимо взвесить.

Принцип подключения газового баллона к плите

Правила безопасности, которые необходимо изучить перед подключением газового баллона к плите, изложены в СНиП 42-01-2002. Перед тем как подключать емкость к газовой плите необходимо выполнить несколько подготовительных операций.

Весь процесс подключения должен проходить при тщательном осмотре каждой детали:

  1. Осмотреть все детали, которые участвуют в подключении. На них, особенно на местах резьбовых соединений не должно быть загрязнений и следов коррозии.
  2. Особо внимательно необходимо осмотреть шланг. Вообще, при подключении целесообразно использовать специальной купленный для этого рукав. Кроме того, что он должен быть строго определенной длины, на его поверхности не должно быть трещин и других дефектов. Кроме того, при сборке его недопустимо перекручивать.

Подключение газового баллона к плите производят в следующем порядке:

  1. Установить газовую плиту на заранее определенное место. Емкость, располагают или в другом помещении или на расстоянии до корпуса плиты не менее одного метра.
  2. Емкость должен быть установлен на ровное место, для повышения устойчивости баллона целесообразно установить для него ограждение из реек.
  3. Перед тем как присоединить шланг к плите необходимо приготовить фум-ленту. Намотать ее на резьбу и присоединить шлаг ко входу на плиту.
  4. Перед тем как подсоединить плиту к баллону, на него необходимо установить редуктор. В народе это устройство называют «лягушкой».
  5. Подключение газовой плиты к баллону выполняют с помощью рукава.

Все соединения должны быть выполнены герметичны.

Принцип подключения газового баллона к плите

После того как система собрана, необходимо проверить качество сборки. Самый простой способ – это использование мыльной пены. То есть, на места соединения необходимо нанести мыльную пену и при появлении пузырей необходимо разобрать соединение и собрать его по новой.

Особенности поведения газовых баллонов в очаге пожара

Если емкость с газом попадает в очаг пожара, происходит его нагревание. В результате жидкость, находящаяся в баллоне, закипает и приводит к росту давления. Кроме того, нагрев баллона происходит неравномерно и это ослабляет его прочность. Все это приводит к разрыву корпуса баллона.

Кстати, к особенностям поведения газовых баллонов в очаге возгорания можно отнести следующее — если емкость объем в 50 литров попадет в очаг пожара, то разгерметизация и взрыв произойдет через 3,5 минуты. При этом осколки могут разлетаться на расстояние до 200 метров.

Сроки службы газовых баллонов

В ГОСТ 15860 срок службы газовых баллонов с рабочим давлением 1,6 МПа, определен в 40 лет, при этом он должен проходить через переосвидетельствование.

Маркировка по срокам службы газовых баллонов

Между тем существует понятие – эксплуатационный срок, его ни в коем случае нельзя путать с гарантийным. Как правило, он составляет 20 лет.

Производители устанавливают эксплуатационные сроки на основании Приказа No 485, в нем вынесена рекомендация устанавливать такой срок в 20 лет.

Источник