Что такое полезные знания сочинение огэ
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Ещё в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца.
Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:
— Посмотри, как солнце играет!
Сочинения
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
В.В. Виноградов назвал прилагательное «самой изобразительной частью речи». Действительно, оно используется, чтобы описать предмет с разных сторон и подчеркнуть его отличительные признаки.
Текст И.С. Соколова-Микитова художественного стиля, поэтому в нём достаточно много изобразительно-выразительных средств. Например, в 14 предложении описывается восход солнца («в прохладном зеркале», «тонкий серп месяца»). Такие образные определения называются эпитетами.
Кроме того, лингвист В.В. Виноградов отмечает, что прилагательные помогают рассказать о нашем настроении. Так, в предложении 40 есть определение «торжественного», которое передает эмоциональное состояние героя. Мы понимаем, что во время наблюдения за восходом солнца он чувствует себя счастливым.
Таким образом, прилагательные делают любой текст более ярким, насыщенным, выразительным и экспрессивным.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается».
Смысл финала текста я понимаю так: по мнению И.С. Соколова-Микитова, восход солнца – самое удивительное природное явление, потому что с ним связано пробуждение всего живого на земле. Только внимательному человеку открываются тайны мира природы.
Рассказчик вспоминает, что он впервые увидел восход солнца в раннем детстве. Мама иногда будила сына по утрам, обращая его внимание на красоту пробуждающейся природы. Мальчик всю дальнейшую жизнь ассоциировал это явление с мамой (предложения 2-6).
Рассказчик отмечает, что многие люди редко любуются коротким часом, когда всё вокруг просыпается. Однако именно в этот момент человеческое сердце наполняется счастьем (предложения 40-42).
Таким образом, красоты природы способны пробудить нас к жизни, наполнить энергией, вдохнуть новые силы. Именно поэтому так важно хотя бы иногда отвлекаться от житейских забот и любоваться восходом солнца.
9.3. Как Вы понимаете значение слова НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ?
Наблюдательность – это качество, которым обладает далеко не каждый. Это поистине удивительное умение, заключающееся в способности замечать мельчайшие детали. Таких людей можно назвать любознательными.
Например, герой произведения И.С. Соколова-Микитова обращает внимание на красоту пробуждающегося мира в короткий час восхода солнца. Рассказчик очень
наблюдателен, за свою жизнь он успел увидеть это природное явление морозным утром, в лесу, над рекой и над океаном. Внимательный человек, который живёт в гармонии с природой, однажды почувствует, как его сердце наполняется «свежей радостью» (предложение 42).
Михаил Васильевич Ломоносов стал выдающимся учёным благодаря своей любознательности. Он отправился из Холмогор в Москву, чтобы получить образование. Его не остановили ни длинная дорога, ни отсутствие дворянского происхождения. Ломоносов был очень наблюдательным, что и помогло ему совершить немало научных открытий в разных областях.
Таким образом, нужно быть внимательным даже к мелочам, потому что это расширяет наш кругозор.
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.
Однажды я побывал в лесничестве. Оно помещалось на окраине городка над рекой.
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств».
Лингвист Р.А. Будагов говорит о важной роли такого раздела грамматики, как синтаксис. Основные синтаксические единицы в русском языке – это словосочетание, предложение, текст. Именно они помогают человеку выражать свои мысли и чувства.
В предложениях 29-30 используется парцелляция. Лесничий, говоря о кипрее, даёт ему экспрессивную характеристику. Деление предложения на самостоятельные отрезки помогает усилить эмоциональное воздействие на читателя. Мы понимаем, что кипрей – это не самое обыкновенное растение, его роль очень важна.
38 предложение текста осложнено однородными сказуемыми («спасают», «дают», «одевают», «кормят»). Благодаря такому построению фразы мы узнаем о значимых функциях разных растений. Михаил Михайлович восхищается своими «лучшими друзьями» и отмечает, что невозможно перечислить все их полезные свойства. Эта мысль подчёркивается с помощью обобщающего слова «всего», которое находится после ряда однородных членов.
Таким образом, синтаксис действительно как будто служит человеку, помогая ему наиболее точно и полно передавать свои мысли и рассказывать об эмоциях и чувствах.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает интереснее самых волшебных сказок».
Смысл финала текста я понимаю так: во всём вокруг можно найти что-нибудь прекрасное. Например, ничем не примечательный кипрей оказывается очень полезным растением, но об этом знают только наблюдательные люди.
Герой К.Г. Паустовского Михаил Михайлович называет кипрей «помощником». Раньше это самое обыкновенное на вид растение считали сорной травой, но впоследствии заметили, что без него погибают молодые сосенки (предложения 19-23). Этот факт доказывает мысль автора о том, что никогда не следует судить о чём-либо по внешнему виду.
В предложении 34 говорится о том, что кипрей греет как воздух, так и почву, тем самым спасая другие деревья и растения от холода. Именно поэтому герой называет кипрей «самоотверженным цветком». Читатель понимает, что Михаил Михайлович – любознательный человек, который стремится расширять свой кругозор.
В заключение хочется сказать, что в нашем мире на самом деле много всего удивительного. Главное – быть внимательным к тому, что тебя окружает, и тогда жизнь станет ещё интереснее и насыщеннее.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
Любознательность – это стремление человека получать новые знания и расширять свой кругозор. Такие люди по-настоящему увлечены тем, что происходит вокруг них.
Например, лесничего Михаила Михайловича интересует удивительный мир растений. Он описывает полезные свойства «простенького и скромного» на вид кипрея, и благодаря этому рассказчик другими глазами смотрит на окружающую его жизнь (предложение 47). Оказывается, история растения может быть увлекательнее любой волшебной сказки.
К чему же приводит отсутствие любознательности? Главный герой произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» боится любых трудностей и не вылезает из норы. Ему абсолютно не интересно, что происходит в мире, важнее всего остаться в живых. Да, его мечта осуществилась: он умер в преклонном возрасте, но можно ли назвать такое существование имеющим смысл? Отсутствие любознательности ведёт к деградации личности.
Таким образом, без заинтересованности в происходящем, желания узнавать что-то новое очень тяжело жить. Любознательный человек никогда не остановится в развитии, ему всегда есть, к чему стремиться.
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Так случилось, что плохой дикцией Лены Шубниковой никто в семье озабочен не был. «Научится, — говорила её бабушка. — Все с детства шепелявят, а много ли шепелявых взрослых?»
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина: «Если станем рассматривать, в чём сходство синонимов, то найдём, что одно слово не объемлет никогда всей силы другого слова и что всё сходство между ними состоит только в главной идее».
Синонимы – это слова, близкие по значению. Однако, как отмечает Д.И. Фонвизин, они не могут быть совершенно одинаковыми по смыслу и отличаются дополнительными оттенками.
Например, в предложении 4 есть разговорное слово «болтовню», которое нельзя использовать в любой ситуации. В официальной обстановке рекомендуется употребить стилистически нейтральный синоним «речь». Таким образом, синонимы отличаются друг от друга с точки зрения стилистической окраски.
В предложении 38 есть контекстные синонимы «стремление» и «мечту». Однако они не могут быть взаимозаменяемыми, потому что первое слово подразумевает активное действие, а второе – пассивное желание что-либо получить. Такие синонимы называются семантическими.
Действительно, близкие по значению слова только передают главную идею, но используются в различной ситуации и в зависимости от контекста.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 39 текста: «Она увидела в ней призвание».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: для каждого человека найдётся то место, которое ему подходит. Так, героиня Г.Н. Щербаковой Анна Семёновна заметила, что призвание девушки Лены – быть учителем. Именно поэтому она не могла применить свои знания и навыки в какой-либо другой деятельности.
Лена мечтала о том, как построит доверительные отношения с трудным классом и попросит учеников быть к ней великодушными (предложения 15-17). Человек, который не боится трудностей, вызывает уважение. Это значит, что Лена действительно могла бы стать замечательным педагогом.
Несмотря на плохую дикцию, девушка не оставила свою мечту и устроилась на работу воспитателем. Лена поняла, что действительно хочет посвятить жизнь педагогике, но она всё ещё переживала из-за своего недостатка (предложение 26). Анна Семёновна, увидевшая в девушке «призвание», помогла ей найти себя.
Таким образом, в любой профессии важна увлечённость, иначе ты не будешь чувствовать себя счастливым. Если человек найдёт своё предназначение, его не остановят никакие трудности.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ?
Каждый человек стремится найти своё предназначение. Что же такое призвание? Это желание заниматься любимым делом и отдавать ему всё время и силы. Ты можешь уставать и расстраиваться, если у тебя не всегда всё получается, но продолжаешь чувствовать себя счастливым от того, что делаешь каждый день.
Например, в тексте Г.Н. Щербаковой рассказывается о девушке Лене Шубниковой, которая мечтает стать учителем. Люди не понимают её и советуют выбрать другую
профессию. Сама Лена также чувствует себя не очень уверенно из-за плохой дикции, но не может оставить свою мечту. И это невероятное желание, которая Анна Семёновна называет «призванием» (предложение 39), помогает девушке добиться поставленной цели.
Американский изобретатель Томас Эдисон следовал зову собственного сердца и благодаря этому стал выдающимся учёным. В школе его посчитали «не способным к обучению», но мама Эдисона с упорством и твёрдостью продолжала помогать сыну работать над собой и становиться лучше. Кто знает, что бы могло произойти с этим человеком, если бы он вовремя не нашёл своё предназначение?
Таким образом, призвание – это, что помогает человеку двигаться вперёд, наделяет его положительной энергией, делает жизнь осмысленной и разнообразной.
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.
Сочинения
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи».
Лингвист И.Б. Голуб считает качественные имена прилагательные яркой, богатой оттенками частью речи. В отличие от прилагательных других разрядов, качественные могут иметь краткую форму и образовывать степени сравнения. Кроме того, эта часть речи обозначает самые разнообразные признаки.
Например, в предложении 8 употребляется прилагательное «белокурые», которое согласуется с существительным «волосами» и характеризует его по цвету. Благодаря этому определению мы можем представить себе внешность одного из героев В.Г. Короленко.
С помощью качественного прилагательного «радостное» (предложение 51) автор подчёркивает, насколько удивительным событием был для мальчика восход солнца. Так, подобные определения могут очень точно передавать эмоциональное состояние человека.
Таким образом, качественные имена прилагательные выполняют важную функцию: они делают нашу речь особенно выразительной.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное.
Смысл данного фрагмента я понимаю так: счастье складывается из мелочей. Например, герой произведения В.Г. Короленко чувствует прилив сил, когда наблюдает за восходом солнца.
Мальчику хочется поскорее познакомиться с этим природным явлением, поэтому он выказывает нетерпение и с «видимым любопытством» обращается к деду (предложения 29-30). Когда герой думает о том, что ему предстоит увидеть настоящее чудо природы, он преображается даже внешне.
В предложении 47 описывается, как изменяется лицо мальчика, как только он замечает первый луч солнца. Это стало настоящим событием, наполнившим безрадостное, «печальное» существование деда и его внука смыслом.
Таким образом, человек может почувствовать себя счастливым в любой момент жизни. Для этого нужно только уметь находить прекрасное в самых простых вещах.
9.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
Человек сам создаёт своё счастье, именно поэтому оно может складываться из разных компонентов. Счастливым можно назвать того, кто умеет делать жизнь осмысленной и получать удовольствие от каждого момента.
Например, герой произведения В.Г. Короленко радуется возможности увидеть восход солнца. В самом начале текста автор называет его существование «печальным», но в момент наблюдения за удивительным природным явлением мальчик преображается. В предложении 57 писатель использует антитезу: убогие лачуги противопоставляются ласковым лучам, а всегда бледное лицо героя становится «восхищённым».
Счастлив тот человек, который умеет довольствоваться малым. Известный оратор и писатель Ник Вуйчич родился без рук и ног, однако не отчаялся и путем усиленных тренировок научился писать и печатать, а также освоил многие виды спорта. Его жизнь можно назвать полноценной, и теперь он вдохновляет своим примером людей со всего мира.
В заключение хочется сказать, что каждый имеет право быть счастливым и должен стремиться к этому. Как писал в одном из очерков В.Г. Короленко: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта».
Как писать сочинение-рассуждение 15.3?
Примерная формулировка задания:
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью), а второй – из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание
Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку | |
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис | На мой взгляд, человечность – это…(или) |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему… |
3. Аргумент 2 | Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) |
4. Заключение | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) |
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом
ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)
Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье
Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!
1.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ – это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ – это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7.
ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ – это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
13.
ВЗАИМОВЫРУЧКА – это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип “ты – мне, я – тебе”. Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
14.
СЧАСТЬЕ – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье – это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.