Что такое полезные ископаемые 4 класс познание мира
Познание мира 4 класс урок Дата «__________»
Тақырып. Что такое полезные ископаемые?
Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.
Күтілетін нәтиже:
Знать классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Создание коллаборативной среды.
Деление на группы
В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.
Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.
–Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?
– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.
– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).
Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.
Актуализация знаний.
– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)
– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?
3. Постановка темы урока и цели
– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?
– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».
– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)
– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)
(Знать, классификацию полезных ископаемых
Уметь находить на карте полезные ископаемые
Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)
– Когда мы начали изучать полезные ископаемые?
– В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.
Прием “Корзина идей”
На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
– Для чего мы выполняли это задание?
Работа по теме урока
«Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт
При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие
– уже знал
+ – новое
? – не понял, есть вопросы
Что такое полезные ископаемые?
Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.
Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.
Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.
Заполните таблицу
+
?
Проверка заполнения таблицы
Что вам было известно?
Отметили ли вы для себя новую информацию?
Что вас заинтересовало?
Где возникли вопросы?
Проверим свои предположения по «Корзине идей»
Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)
Полезные ископаемые
рудные нерудные горючие
минералы
Включение нового в систему знаний и повторение
Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.
Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.
– чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.
Карточка для первой группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим полезным ископаемым?
Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?
Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.
Применение горючих полезных ископаемых.
Карточка для второй группы учащихся:
– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
учебник
географическая карта Казахстана,
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным полезным ископаемым?
3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?
4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
4. Применение рудных полезных. ископаемых.
Карточка для третьей группы учащихся:
Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение
Статья
Учебник
географическая карта Казахстана,
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?
3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?
4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.
5. Применение нерудных полезных . ископаемых.
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.
В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.
К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.
Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.
Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.
-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?
– что нам дало выполнение этого вида заданий?
Итог –
о чём вы можете рассказать своим родителям?
– Что вам этот урок дал для жизни?
– Чему вы научились?
7. Составление синквейна или
Полезные ископаемые
Рудные, нерудные
Выплавляют, строят, горят.
Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.
Кладовая земли
Рефлексия Продолжи предложения
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана
Урок: № 6 Познание мира Раздел: Природа Тема. Полезные ископаемые | Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай | |||||
Дата: | Ф.И.О.учителя: | |||||
Класс: 4 | Кол-во присутствующих: | Кол-во отсутствующих: | ||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных | Планируемые результаты: Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию | |||||
Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых | ||||||
Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками | ||||||
Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы | ||||||
Языковая цель | Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку. | |||||
Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн. | ||||||
Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом | ||||||
Вопросы для обсуждения: | ||||||
Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? | ||||||
Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация | ||||||
Предыдущее обучение | ||||||
П Л А Н | ||||||
Планируе мое время | Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) | Ресурсы | ||||
Начало | І – Организационный момент
| |||||
Середина | II – Проверка домашнего задания.
1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___ 2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________
______________________________________________________________________________________________
____________________________________________
7) Город Алматы расположен у ________________________________________________________________________________________
_____________________ цветом, а пресные – _______________________ цветом
Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.
ІІІ – Мотивация к деятельности.
ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)
III – Работа по теме урока.
-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?
Повторение правил работы в группах.
1-я группа стр 27 Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном. 2-я группа – стр 28 Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным? 3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый? 4-я группа стр 29. Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
Самооценка, взаимооценка. Рефлексия – На уроке я узнал (а) ___________________– Интересной была информация о _____________________ – Я постараюсь узнать _______________________ VI- Итог урока. Д/задание стр 27-29 Пересказ. Вопросы. | Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель ный материал |
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8. Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Тест
Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________
Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________
Какие низменности вам известны ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сарыарка – это ______________________________________________________________
5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________
6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________
7. Город Алматы расположен ____________________________________________________
8 Озеро – это _________________________________________________________________
9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом
Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.
Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.
Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.
Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.
Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.
Образовательные
цели:
1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.
4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.
Воспитательные
цели:
1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.
Ход урока
1.
Постановка цели урока
– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.
– Какие вы полезные ископаемые знаете?
– Почему их называют полезными ископаемыми?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.
Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.
Полезные –
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.
– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…
– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?
1.Горючие полезные ископаемые.
2. Рудные
полезные ископаемые.
3. Строительные полезные ископаемые.
– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.
Приложение
1
– Что образуется при разрушении гранита из кварца?
Песок.
–
О песке нам расскажет…
Во
что превращается полевой шлам и слюда?
В
глину.
–
О глине нам расскажет…
–
Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.
–
Об известняке нам расскажет…
В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.
О железной руде расскажет…
Приложение 2
–
Кто же добывает полезные ископаемые?
–
Прочитаем о геологах.
–
Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…
Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).
Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.
Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.
О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…
– По опорному листку расскажет…
Приложение 3
В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).
– О нефти расскажет…
– По ЛОС расскажет…
Приложение 4
Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.
Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.
На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Физкультминутка
Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.
–
Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.
Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным
гранит
песок
глина
известняк
к
рудным полезным ископаемым?
железная
руда
и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?
каменный
уголь
нефть.
Физкультминутка
–
Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)
2.
Викторина
– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.
Приложение 5
3.
Кроссворд
Отгадаем кроссворд
Приложение 6
По горизонтали
1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.
5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По
вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
4.
Беседа по прочитанному
– Для чего добывают полезные
ископаемые?
Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.
Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
– Прочитаем об этом на с.51 …
Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
5. Письменный опрос
а)
Тест «Полезные ископаемые».
Приложение
7
На листочках у детей.
1.
1)
2)
3)
2.
1)
2)
3)
3.
1)
2)
3)
4.
1)
2)
3)
5.
1)
2)
3)
–
Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»
Проверка с доски
– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?
– Молодцы!
б)
Фронтальный письменный опрос.
– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.
1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.
2 вариант – свойства нефти и железной руды.
На листочках
1 вариант.
каменный уголь: 1, 4, 5,
7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
2
вариант.
нефть:
1, 3, 8,11
железная
руда: 2, 4, 5, 14.
6. Составление таблицы
На парте полезные ископаемые.
–
Показывают образцы полезных ископаемых.
– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.
(показывают гранит)
Как называется это полезное ископаемое.
Основные его свойства?
(зернистый, твердый и прочный)
– Где используется?
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).
Каменный уголь
– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.
– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.
Нефть
– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.
– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.
Железная руда
– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.
– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…
Песок
– В виде крупинок, сыпучий.
– Дороги, стекло.
(Приложение 8, Приложение 9)
7. Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых