Что такое полезное и неполезное увеличение
РАЗДЕЛ I. МИКРОСКОПЫ. МИКРОПРЕПАРАТЫ
Тема: Устройство микроскопа и правила работы с ним
Материалы и оборудование. Микроскопы: БИОЛАМ, МБР-1, МБС-1; комплект постоянных микропрепаратов.
Микроскоп – это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.
Разрешающая способность и увеличение не одно и тоже. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.
Различают полезное и неполезное увеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Неполезное – это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения.
В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы, на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света. Наиболее распространены световые биологические микроскопы: БИОЛАМ, МИКМЕД, МБР, МБИ и МБС. Они дают увеличение в пределах от 56 до 1350 раз. Стереомикроскоп (МБС) обеспечивает подлинно объемное восприятие микрообъекта и увеличивает от 3,5 до 88 раз.
В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую (рис. 1). К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительную систему (конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель).
Рис. 1. Устройство микроскопов:
А – БИОЛАМ; Б – МБС-1.
1 – окуляр, 2 – тубус, 3 – тубусодержатель, 4 – винт грубой наводки, 5 – микрометренный винт, 6 – подставка, 7 – зеркало, 8 – конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9 – предметный столик, 10 – объектив, 11 – стойка, 12 – оптическая головка, 13 – рукоятка переключения увеличения, 14 – бинокулярная насадка.
Объектив – определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из нескольких линз. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40.
Окуляр состоит из 2-3 линз. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новых деталей строения и в этом отношении их увеличение бесполезно.
Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.
Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.
Правила работы с микроскопом
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;
5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
6. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
7. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;
9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;
12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте – точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;
13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
Ход работы
Задание 1. Используя микроскопы, таблицы и практикумы, изучить устройство световых микроскопов (МБР-1 или БИОЛАМ и МБС-1) (рис. 1).
Задание 2. При малом и большом увеличениях микроскопа научиться быстро находить объекты на постоянных микропрепаратах.
Контрольные вопросы
1. Что такое разрешающая способность микроскопа?
2. Как можно определить увеличение рассматриваемого под микроскопом объекта?
3. В чем отличие микроскопов МБР-1 и МБС-1?
4. Перечислить главные части микроскопа БИОЛАМ. В чем их назначение?
5. Назвать правила работы с микроскопом.
Микроскоп (от микро… и греческого skopeo — смотрю) – это оптический прибор для получения сильно увеличенного изображения изучаемого очень маленького объекта, невидимого невооружённым глазом. При помощи микроскопа можно рассмотреть мелкие детали строения объекта, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
Человеческий глаз представляет собой естественную оптическую систему. И эта система характеризуется определённым разрешением. Что такое разрешение оптической системы? Это наименьшее расстояние между элементами наблюдаемого объекта, при котором эти элементы ещё могут быть отличены один от другого (под элементами объекта мы понимаем точки или линии).
Если объект удален на так называемое расстояние наилучшего видения, которое составляет 250 мм, то для нормального человеческого глаза минимальное разрешение составляет примерно 0,1 мм, а у многих людей — около 0,20 мм. Примерно это соответствует толщине человеческого волоска. Размеры объектов, таких как микроорганизмы большинства растительных и животных клеток, мелкие кристаллы, детали микроструктуры металлов и сплавов и т.п., значительно меньше 0,1 мм. Такие объекты мы будем называть микрообъекты. Для наблюдения и изучения подобных объектов и предназначены микроскопы различных типов. С помощью микроскопа определяют форму, размеры, строение и многие другие характеристики микрообъектов. Оптический микроскоп даёт возможность различать структуры с расстоянием между элементами до 0,20 мкм, т.е. разрешающая способность такого микроскопа составляет около 0,20 мкм или 200 нм.
Когда мы говорим о разрешающей способности микроскопа, мы подразумеваем, точно также как и под разрешающей способностью человеческого глаза, раздельное изображение двух близко расположенных объектов. Надо помнить, что разрешающая способность и увеличение – это не одно и тоже. Например, если при помощи систем визуализации получить со светового микроскопа фотографии двух линий, расположенных на расстоянии менее 0,20 мкм (т.е. менее разрешающей способности микроскопа), то, как бы мы не увеличивали изображение, линии все равно будут сливаться в одну. Т.е. мы сможем получить большое увеличение, но не улучшим его разрешение. Общее увеличение микроскопа равно произведению линейного увеличения объектива на угловое увеличение окуляра. Значения увеличений гравируются на оправах объективов и окуляров. Рассмотрим микроскоп плоского поля (не стереоскопический). Это биологические микроскопы, металлографические, поляризационные. Обычно объективы такого микроскопа имеют увеличения от 4 до 100 крат, а окуляры — от 5 до 16. Поэтому общее увеличение оптического микроскопа лежит в пределах от 20 до 1600 крат. Разумеется, технически возможно разработать и применить в микроскопе объективы и окуляры, которые дадут общее увеличение, значительно превышающее 1600 крат (например, существуют окуляры с увеличением 20 крат, которые в паре с объективом 100 крат дадут увеличение 2000 крат). Однако, обычно это нецелесообразно. Большие увеличения не являются самоцелью оптической микроскопии. Назначение микроскопа состоит в том, чтобы обеспечить различение как можно более мелких элементов структуры препарата, т.е. в максимальном использовании разрешающей способности микроскопа. А она имеет предел, обусловленный волновыми свойствами света. Таким образом, различают полезное и неполезное увеличение микроскопа. Полезное увеличение – это когда можно выявить новые детали строения объекта, а неполезное – это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения объекта.
Еще раз остановимся на понятии разрешающей способности. Разрешающая способность оптических приборов (так же ее называют разрешающая сила) характеризует способность этих приборов давать раздельные изображения двух близких друг к другу точек объекта. Наименьшее линейное или угловое расстояние между двумя точками, начиная с которого их изображения сливаются, называется линейным или угловым пределом разрешения. Существование предела разрешающей способности влияет на выбор увеличений, которые мы получаем с помощью микроскопа. Увеличения до 1250 крат называют полезными, т. к. при них мы различаем все элементы структуры объекта. При этом возможности микроскопа по разрешающей способности исчерпываются. Это увеличение получаем при использовании объектива 100 крат, работающего с масляной иммерсией, и окуляра 12,5 крат (полезное увеличение окуляров лежит от 7,5 до 12,5 крат). При увеличениях свыше 1250 крат не выявляются никакие новые детали структуры препарата. Однако иногда такие увеличения используют — в микрофотографии, при проектировании изображений на экран и в некоторых других случаях.
Когда необходимо существенно более высокое полезное увеличение, используют электронный микроскоп. Этот микроскоп обладает существенно более высокой разрешающей способностью, нежели оптический микроскоп. Электронный микроскоп – это прибор для наблюдения и фотографирования многократно (до 106 раз) увеличенного изображения объектов, в котором вместо световых лучей используются пучки электронов, ускоренных до больших энергий (30—100 кэв и более) в условиях глубокого вакуума.
Полезное и бесполезное увеличение микроскопа один из принципиальных вопросов для любого микроскописта. Тем более сегодня на рынке представлено великое множество оптических микроскопов, порой с большими увеличениями от 1.000 крат и выше. Насколько эффективно может быть такое увеличение, например, у школьных моделей? Стоит ли гнаться за большими и максимальными увеличениями? В каких случаях это целесообразно. И где больше производители использую маркетинговых уловок?
Разрешающая способность оптического микроскопа (D) зависит от длины волны света (λ), числовой апертуры объектива (a) и здесь работает следующая формула D = λ ÷ a. Исходя из данной формулы можно заметить следующее – чем больше апертура объектива и короче длинна волны используемого для освещения препарат света, тем большая разрешающая способность всей оптической системы, а это значит, можно будет выявить более тонкие структуры у исследуемого образца.
На практике большинство школьных, учебных и лабораторных микроскопов рассчитаны на работу в видимой, средней длиной волны λ = 0.5 мкм, что соответствует разрешению 0.4 мкм для самого “сильного” объектива 100Х (апертура 1.25), например, у микроскопа Микромед Р-1 (лабораторный микроскоп начального уровня) или разрешению 0.8 мкм для школьного микроскопа – объектив 40Х, апертура 0.65 (например, модель Микромед C 12).
Минимальное и максимальное полезное увеличение микроскопа
При стандартной длине тубуса (160 мм) увеличение микроскопа определяется по формуле = (кратность объектива) × (кратность окуляра). Т.е. если Вы в данный момент времени поставили объектив с кратностью 10Х и окуляр с кратностью 16Х, общее увеличение микроскопа составит 160Х.
Рис 1. Обозначения стандартного объектива микроскопа.
Для максимального использования разрешающей способности конкретного объектива Вы должны подобрать такое увеличение, которое будет находится в пределах 500-1000 кратного значения числовой апертуры. Т.е., чтобы определить минимальное полезное увеличение микроскопа при работе с конкретным объективом, Вам нужно 500 умножить на числовую апертуру, указанную на объективе или для определения максимального допустимого увеличения, просто умножьте числовую апертуру на 1000.
Рис 2. Минимальные и максимальные значения увеличений микроскопов при использовании наиболее распространенных объективов.
Работа на увеличениях, меньше указанных значений не позволит реализовать разрешающую способность объектива в полной мере, а использование увеличений больше допустимых нецелесообразно, т.к. не выявит новых деталей объекта (при этом изображение может быть более темных и менее четким и контрастным).
Именно по этой причине будьте внимательны при выборе микроскопа и дополнительных окуляров к ним. Не нужно гнаться за максимальными увеличениями, т.к. положительного эффекта это не приносит – Вы не сможете различить больше новых деталей, а качество изображения при этом снижается. Практически все школьные микроскопы имеют в комплекте 40Х объектив с числовой апертурой 0.65, что соответствуем максимальному полезному увеличению в 650Х, а линза Барлоу, если она идет в комплекте (заявленное увеличение такого микроскопа достигает 1.280Х или 800Х) – бесполезна. Линза Барлоу в школьных микроскопах реально вносит свои аберрации, ухудшающие качество изображения. Мы проводили много раз эксперимент на разных школьных микроскопах с линзой Барлоу – без нее тот же микроскоп показывает четкую картинку со своими родными окулярами, с ней же изображение становиться не таким детализованным, скорее размытым. Т.е. во многих школьных микроскопах производители используют маркетинговых ход – покупатель видит большие цифры и покупает.
В некоторых случаях, при профессиональном применении микроскопа, разумно использовать увеличения, больше предельно допустимого, например, при измерениях и подсчетах.
Используемая литература:
Ромейс Б. – Микроскопическая техника – 1953
УÑÑÑойÑÑво микÑоÑкопа и пÑавила ÑабоÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼
ÐикÑоÑкоп – ÑÑо опÑиÑеÑкий пÑибоÑ, позволÑÑÑий полÑÑиÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑное изобÑажение изÑÑаемого обÑекÑа и ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¸Ðµ деÑали его ÑÑÑоениÑ, ÑазмеÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð·Ð° пÑеделами ÑазÑеÑаÑÑей ÑпоÑобноÑÑи глаза.
РазÑеÑаÑÑÐ°Ñ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопа Ð´Ð°ÐµÑ ÑазделÑное изобÑажение двÑÑ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ð¹. ÐевооÑÑженнÑй ÑеловеÑеÑкий глаз Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑазÑеÑаÑÑÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 1/10 мм или 100 мкм. ÐÑÑÑий ÑвеÑовой микÑоÑкоп пÑимеÑно в 500 Ñаз ÑлÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑеловеÑеÑкого глаза, Ñ. е. его ÑазÑеÑаÑÑÐ°Ñ ÑпоÑобноÑÑÑ ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 0,2 мкм или 200 нм.
РазÑеÑаÑÑÐ°Ñ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¸ ÑвелиÑение не одно и Ñоже. Ðожно полÑÑиÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое ÑвелиÑение, но не ÑлÑÑÑиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑазÑеÑение.
РазлиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾Ðµ и неполезное ÑвелиÑениÑ. Ðод полезнÑм понимаÑÑ Ñакое ÑвелиÑение наблÑдаемого обÑекÑа, пÑи коÑоÑом можно вÑÑвиÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе деÑали его ÑÑÑоениÑ. Ðеполезное – ÑÑо ÑвелиÑение, пÑи коÑоÑом, ÑвелиÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐºÑ Ð² ÑоÑни и более Ñаз, нелÑÐ·Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑжиÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð´ÐµÑалей ÑÑÑоениÑ.
Ð ÑÑебнÑÑ Ð»Ð°Ð±Ð¾ÑаÑоÑиÑÑ Ð¾Ð±ÑÑно иÑполÑзÑÑÑ ÑвеÑовÑе микÑоÑкопÑ, на коÑоÑÑÑ Ð¼Ð¸ÐºÑопÑепаÑаÑÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ñ Ð¸ÑполÑзованием еÑÑеÑÑвенного или иÑкÑÑÑÑвенного ÑвеÑа. Ðаиболее ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ñ ÑвеÑовÑе биологиÑеÑкие микÑоÑкопÑ: ÐÐÐÐÐÐ, ÐÐÐÐÐÐ, ÐÐÐ , ÐÐРи ÐÐС. Ðни даÑÑ ÑвелиÑение в пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ Ð¾Ñ 56 до 1350 Ñаз.
СÑеÑеомикÑоÑкоп (ÐÐС) (ÑиÑ. 2)обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾ обÑемное воÑпÑиÑÑие микÑообÑекÑа и ÑвелиÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¾Ñ 3,5 до 88 Ñаз.
РмикÑоÑкопе вÑделÑÑÑ Ð´Ð²Ðµ ÑиÑÑемÑ: опÑиÑеÑкÑÑ Ð¸ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑкÑÑ (ÑиÑ. 1). РопÑиÑеÑкой ÑиÑÑеме оÑноÑÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑивÑ, окÑлÑÑÑ Ð¸ оÑвеÑиÑелÑнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ (конденÑÐ¾Ñ Ñ Ð´Ð¸Ð°ÑÑагмой и ÑвеÑоÑилÑÑÑом, зеÑкало или ÑлекÑÑооÑвеÑиÑелÑ).
РиÑ. 1. УÑÑÑойÑÑво микÑоÑкопа ÐÐÐ -1
1 – оÑнование (ÑÑаÑив); 2 – микÑомеÑÑиÑеÑкий винÑ; 3 – макÑомеÑÑиÑеÑкий винÑ; 4 – винÑÑ, пеÑемеÑаÑÑие ÑÑолик; 5 – пÑедмеÑнÑй ÑÑолик; 6 – ÑÑбÑÑодеÑжаÑелÑ; 7 – окÑлÑÑ; 8 – ÑÑбÑÑ; 9 – ÑеволÑвеÑ; 10 – обÑекÑивÑ; 11 – оÑвеÑÑÑие пÑедмеÑного ÑÑолика; 12 – конденÑоÑ; 13 – диаÑÑагма конденÑоÑа ; 14 – Ð²Ð¸Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð´ÐµÐ½ÑоÑа; 15 – зеÑкало.
ÐÐÐÐ ÐСÐÐÐ ÐÐС-9 (СТÐÐ ÐÐСÐÐÐÐЧÐСÐÐÐ)
ÐикÑоÑкоп ÐÐС-9 (ÑиÑ. 2) иÑполÑзÑеÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ кÑÑпнÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑов.
РиÑ. 2. ÐикÑоÑкоп ÐÐС-9.
1 – пÑедмеÑнÑй ÑÑолик; 2 – Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð²Ð¾Ð´ÐºÐ¸ на ÑокÑÑ; 3 – ÑÑÑÑойÑÑво Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑеклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑепени ÑвелиÑениÑ; 4 – ÑÑаÑив; 5 – окÑлÑÑ; 6 – бинокÑлÑÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñадка; 7 – опÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°; 8 – обÑекÑив; 9 – зеÑкало.
ÐбÑекÑив – опÑеделÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾Ðµ ÑвелиÑение обÑекÑа. ÐбÑекÑив ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð·. УвелиÑение обÑекÑива обознаÑено на нем ÑиÑÑами.
Ð ÑÑебнÑÑ ÑелÑÑ Ð¸ÑполÑзÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑно обÑекÑÐ¸Ð²Ñ Ñ 8 и Ñ 40.
ÐкÑлÑÑ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· 2-3 линз. УвелиÑение окÑлÑÑов обознаÑено на Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑами: Ñ 7, Ñ 10, Ñ 15.
ÐкÑлÑÑÑ Ð½Ðµ вÑÑвлÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð´ÐµÑалей ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ в ÑÑом оÑноÑении Ð¸Ñ ÑвелиÑение беÑполезно.
ÐÐ»Ñ Ð¾Ð¿ÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñего ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопа ÑледÑÐµÑ ÑмножиÑÑ ÑвелиÑение обÑекÑива на ÑвелиÑение окÑлÑÑа. Ð ÑлÑÑае иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¸Ð½Ð¾ÐºÑлÑÑной или ÑÑинокÑлÑÑной наÑадки, в данное ÑÑавнение нÑжно добавиÑÑ ÑобÑÑвенное ÑвелиÑение наÑадки. ÐÐ»Ñ Ð±Ð¸Ð½Ð¾ÐºÑлÑÑной наÑадки ÐУ-12 ÐÐÐÐ, ÑвелиÑение коÑоÑой ÑоÑÑавлÑÐµÑ 1,5Ð¥. Ð ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÐ°Ð´ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ðº ÐУ-26 или ÐФÐ-11 ÑвелиÑение можно менÑÑÑ, ÑобÑÑвенное Ñменное ÑвелиÑение наÑадки ÐУ-26 — 1,1x; 1,6x и 2,5x
ÐÑвеÑиÑелÑное ÑÑÑÑойÑÑво ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· зеÑкала или ÑлекÑÑооÑвеÑиÑелÑ, конденÑоÑа Ñ Ð¸ÑиÑовой диаÑÑагмой и ÑвеÑоÑилÑÑÑом, ÑаÑположеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ пÑедмеÑнÑм ÑÑоликом. Ðни пÑедназнаÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа пÑÑком ÑвеÑа.
ÐÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ ÑиÑÑема микÑоÑкопа ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· подÑÑавки, коÑобки Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑомеÑÑеннÑм Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼ и микÑомеÑÑеннÑм винÑом, ÑÑбÑÑодеÑжаÑелÑ, винÑа гÑÑбой наводки, кÑонÑÑейна конденÑоÑа, винÑа пеÑемеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð´ÐµÐ½ÑоÑа, ÑеволÑвеÑа, пÑедмеÑного ÑÑолика.
ÐÑавила ÑабоÑÑ Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопом
ÐÑи ÑабоÑе Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопом Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑоблÑдаÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑии в ÑледÑÑÑем поÑÑдке:
1. РабоÑаÑÑ Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопом ÑледÑÐµÑ ÑидÑ;
2. ÐикÑоÑкоп оÑмоÑÑеÑÑ, вÑÑеÑеÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ñли мÑгкой ÑалÑеÑкой обÑекÑивÑ, окÑлÑÑ, зеÑкало;
3. ÐикÑоÑкоп ÑÑÑановиÑÑ Ð¿ÐµÑед Ñобой, немного Ñлева на 2-3 Ñм Ð¾Ñ ÐºÑÐ°Ñ ÑÑола. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ ÑабоÑÑ ÐµÐ³Ð¾ не ÑдвигаÑÑ;
4. ÐÑкÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð´Ð¸Ð°ÑÑагмÑ, поднÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ð´ÐµÐ½ÑÐ¾Ñ Ð² кÑайнее веÑÑ Ð½ÐµÐµ положение;
5. РабоÑÑ Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопом вÑегда наÑинаÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾ ÑвелиÑениÑ;
6. ÐпÑÑÑиÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑив 8 Ñ Ð² ÑабоÑее положение, Ñ. е. на ÑаÑÑÑоÑние 1 Ñм Ð¾Ñ Ð¿ÑедмеÑного ÑÑекла;
7. ÐлÑÐ´Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ глазом в окÑлÑÑ Ð¸ полÑзÑÑÑÑ Ð·ÐµÑкалом Ñ Ð²Ð¾Ð³Ð½ÑÑой ÑÑоÑоной, напÑавиÑÑ ÑÐ²ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð° в обÑекÑив, а заÑем макÑималÑно и ÑавномеÑно оÑвеÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ðµ зÑениÑ;
8. ÐоложиÑÑ Ð¼Ð¸ÐºÑопÑепаÑÐ°Ñ Ð½Ð° пÑедмеÑнÑй ÑÑолик Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·ÑÑаемÑй обÑÐµÐºÑ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ обÑекÑивом. ÐлÑÐ´Ñ ÑбокÑ, опÑÑкаÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑив пÑи помоÑи макÑовинÑа до ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока ÑаÑÑÑоÑние Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¶Ð½ÐµÐ¹ линзой обÑекÑива и микÑопÑепаÑаÑом не ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ 4-5 мм ;
9. СмоÑÑеÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ глазом в окÑлÑÑ Ð¸ вÑаÑаÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð³ÑÑбой наводки на ÑебÑ, плавно Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑекÑив до положениÑ, пÑи коÑоÑом Ñ Ð¾ÑоÑо бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¸Ð´Ð½Ð¾ изобÑажение обÑекÑа. ÐелÑÐ·Ñ ÑмоÑÑеÑÑ Ð² окÑлÑÑ Ð¸ опÑÑкаÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑив. ФÑонÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð·Ð° Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаздавиÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑовное ÑÑекло, и на ней поÑвÑÑÑÑ ÑаÑапинÑ;
10. ÐеÑÐµÐ´Ð²Ð¸Ð³Ð°Ñ Ð¿ÑепаÑÐ°Ñ ÑÑкой, найÑи нÑжное меÑÑо, ÑаÑположиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в ÑенÑÑе Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð·ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопа;
11. ÐÑли изобÑажение не поÑвилоÑÑ, Ñо надо повÑоÑиÑÑ Ð²Ñе опеÑаÑии пÑнкÑов 6, 7, 8, 9;
12. ÐÐ»Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа пÑи болÑÑом ÑвелиÑении ÑнаÑала нÑжно поÑÑавиÑÑ Ð²ÑбÑаннÑй ÑÑаÑÑок в ÑенÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð·ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑкопа пÑи малом ÑвелиÑении. ÐаÑем поменÑÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑив на 40 Ñ , повоÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ ÑеволÑвеÑ, Ñак ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ занÑл ÑабоÑее положение. ÐÑи помоÑи микÑомеÑÑенного винÑа добиÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑего изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа. Ðа коÑобке микÑомеÑÑенного Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð° имеÑÑÑÑ Ð´Ð²Ðµ ÑиÑки, а на микÑомеÑÑенном винÑе – ÑоÑка, коÑоÑÐ°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° вÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑиÑками. ÐÑли она вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð° Ð¸Ñ Ð¿ÑеделÑ, ее Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ возвÑаÑиÑÑ Ð² ноÑмалÑное положение. ÐÑи неÑоблÑдении ÑÑого пÑавила, микÑомеÑÑеннÑй Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÐµÑеÑÑаÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ;
13. Ðо оконÑании ÑабоÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим ÑвелиÑением, ÑÑÑановиÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ðµ ÑвелиÑение, поднÑÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑив, ÑнÑÑÑ Ñ ÑабоÑего ÑÑолика пÑепаÑаÑ, пÑоÑеÑеÑÑ ÑиÑÑой ÑалÑеÑкой вÑе ÑаÑÑи микÑоÑкопа, накÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ полиÑÑиленовÑм пакеÑом и поÑÑавиÑÑ Ð² ÑкаÑ.