Что такое охра как полезное ископаемое

Сейчас для художников не проблема найти подходящий оттенок красного цвета. Большинство современных красок – синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану.

Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

Что такое охра

Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.

Что такое красная охра

Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены племени химба, обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

Как в Древнем Египте получали красную охру

Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.

Оттенки охры

Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа – глина – также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

В поисках красного

Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

Читайте также:  Добыча полезных ископаемых из подземных вод

Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.

Использование минерального пигмента в живописи

Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть оксид железа и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. Иконописец Дионисий широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

Источник

Изображение взята с сайта: livescience.com
Эта охристая картина зубов (вымерших видов крупного рогатого скота) была написана над пещерой Эль-Мирон, в Испании, около 35 000-24 000 лет назад.

Художники рисовали охрой, естественным пигментом, на протяжении 100 тысяч лет. Их шедевры варьируются от доисторических, охристо-пигментированных изображений на стенах пещер до картин на холстах и других произведений искусства со средневековых времен и далее.

Охра (произносится как дуб) – это глина, пигментированная гематитом, красноватым минералом, который содержит окисленное железо, которое является железом, смешанным с кислородом, сказал Пол Петтит, профессор палеолитической археологии Даремского университета в Соединенном Королевстве.

Поскольку охра-минерал, она не смывается и не гниет, что позволяет ей сохраняться на протяжении веков.

“Его яркий цвет и способность прилипать к поверхностям, делают его идеальным карандашом или краской”, — сказала Эйприл Новелл, археолог палеолита и профессор и председатель кафедры антропологии в Университете Виктории в Канаде.

Охра встречается естественным образом в горных породах и почве — по существу, в любой среде, где железные минералы объединились и сформировались, сказал Петтит.

“Его можно найти в краях долины, выветривающихся из скал или пещер, коренных пород”, – сказал Петтит.

В более эродированном виде охра встречается в некоторых почвах, а затем просеивается.

Охру на самом деле очень легко получить”, – сказал Петит. “Любой, кто работает в пещерах или долинах, вокруг них, легко обнаружит охру.”

Люди, которые поднимают охру, заметят, что она окрашивает их руки в “приятный красный или желтый цвет”, – отметил Петтит. После того, как охра собрана, ее можно легко натереть на крупной терке или о камень, а затем превратить в порошок. Затем этот порошок можно смешать с жидкостью, такой как вода, слюна или яичные белки, и превратить в пигментированную краску.

Охру также можно использовать как мелок. “Это очень податливо, – сказал Петтит. “Вы можете разбить его на маленькие кусочки.”

Земляная охра.

История.

Самые ранние свидетельства о том, что древние люди использовали охру, относятся к палеолиту, около 285 000 лет назад, на месте Homo erectus под названием GnJh-03 в Кении. Там археологи обнаружили около 70 кусочков охры весом около 11 кг.

Однако более убедительные доказательства датируются примерно 250 000 лет назад на раннем неандертальском участке Маастрихт-Бельведер в Нидерландах, сказал Петтит. В 1980-х годах археологи в Нидерландах раскопали небольшие концентраты красноватого минерала, согласно исследованию 2012 года. Неандертальцы, возможно, накрышили охру и смешали ее с водой, чтобы они могли разукрасить свою кожу или одежду, сказал Петтит.

Ранние Homo sapiens также проиллюстрированы охрой. В пещере Бломбос, в Южной Африке, археологи нашли раковину морского ушка, содержащую мелко измельченную охру, уголь и жир, которые, возможно, составили набор живописи, датируемый около 100 000 лет назад, сказал Новелл. Самый ранний рисунок, сделанный человеком – это красный хэштег на маленькой скале, который датируется около 73 000 лет назад, также в пещере Бломбос.

Между тем, самый старый рисунок-это изображение коровьего зверя, созданного охрой на стене пещеры в Борнео, Индонезия, датируемое около 40 000 лет назад.

Читайте также:  Полезные жиры и их роль в сбалансированном питании

После появления этих ранних памятников охра стала более распространенной, достигнув Африки, Европы, Ближнего Востока, ЮгоВосточной Азии, России и Австралии. Когда люди пересекали сухопутный мост через Берингов пролив из Сибири и Восточной Азии в Америку, эти люди также использовали охру, о чем свидетельствует захоронение, покрытое охрой на Аляске около 11 500 лет назад.

Довольно часто встречаются захоронения, покрытые охрой. Вероятно, охра окрашивала одежду умершего, но по мере того, как одежда гнила, охра окрашивала могилу и кости в красный цвет, сказал Петтит. Одна из таких могил включает знаменитую красную леди из Пэйвиленда в Южном Уэльсе, в Соединенном Королевстве, которая на самом деле является захоронением молодого человека, жившего во время палеолита около 33 000 лет назад. Но когда захоронение было найдено в 1823 году, археологи подумали, что в красноватой могиле должны быть остатки какой-то неприличной, алой женщины, сказал Петтит.

Охра продолжала использоваться в качестве пигмента на протяжении всей античности и даже использовалась художниками в Средние века и в эпоху Возрождения, а также в Новое время, сказал Петтит.

Изображение взята с сайта: livescience.com
Доисторические люди создали эту картину охерного отпечатка пальца в Чуфине, пещере в западной Кантабрии, Испания, около 24 000-20 000 лет назад.

Использование и символы.

Как ярко-красный пигмент, возможно, древние люди видели охру как символ жизни, отчасти потому, что это цвет крови.

“Некоторые общества довольно часто ассоциируют красный цвет, а следовательно охру, с творчеством, жизнью и плодородием”, – сказал Петтит.

Кроме того, красный-яркий цвет, который легко увидеть, особенно в условиях низкой освещенности пещеры, сказал Петтит.

Охра не только служила краской, но и имела множество применений. Люди использовали его для закрашивания шкур, как средство от комаров, для защиты от солнца или холода, в лечебных целях, для использования при добыче или обработке растений, а также в качестве клея, например, для крепления ручек к каменным инструментам, сказал Новелл.

В искусстве “есть доказательства того, что ранние народы предпочитали определенные цвета”, – сказал Новелл.

Например, на месте Кафзе в Израиле археологи обнаружили 84 куска охры на слоях, датируемых от 100 000 до 90 000 лет назад. По ее словам, около 95% этих комочков красные, хотя желтая и коричневая охра также были найдены в этом районе. Есть также свидетельства, что древние люди нагревали охру, чтобы сделать ее красной. Это может означать, что ранние люди имели базовое понимание химических свойств охры, согласно исследованиям Франческо Д’Эррико, профессора археологии в Университете Бордо во Франции, сказал Новелл.

Кроме того, около 266 000 лет назад ранние гоминины на участке под названием Твин-Риверс в Замбии собрали тип гематита, в котором есть отражающие металлические хлопья, которые делают его блестящим.

С этими находками, взятыми вместе,” для меня очень возможно, что изначально охра использовалась для какой-то мирской цели, но со временем она приобрела символическое измерение”, – сказал Новелл.

“Я думаю, что доказательства термической обработки и предпочтительного выбора цвета и добавления “блеска” к некоторым из их пигментных красок, а также включение огромного количества охры в захоронения (в некоторые времена и места) наводят на мысль о том, что яркий цвет охры имел визуальное значение для народов верхнего палеолита.”

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась статья, то ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал!

Источник

Охра – естественная минеральная краска, довольно распространенная в природе и имеющая обширное применение в малярном деле.

Разновидности охры и составПравить

В природе встречается два сорта охры: желтая, по составу представляющая смесь гидрата окиси железа с глиной, и красная охра, смесь безводной окиси железа с глиной. Обыкновенно красная охра готовится из желтой обжиганием ее. Охра встречается во многих местах, но большие залежи ее очень редки и она большей частью встречается отдельными гнёздами. Состав естественной охры весьма изменчив и доброкачественность ее находится в прямой зависимости от количества гидрата окиси железа, а также от количества и состава находящихся в ней примесей. Попадаются сорта желтой охры, которые настолько чисты, что без всякой обработки могут идти в дело и есть сорта, которые требуют тщательной сортировки, измельчения, отмучивания, а иногда и прокаливания. Xopoшие сорта естественной охры очень легко истираются между пальцами, оставляя то же впечатление, что и тальк. Обыкновенная и наиболее частая примесь – глина при не очень большом содержании не может считаться вредной примесью. Песок, мелкий кварц или кристаллическая кремнекислота представляет вредную примесь, как в значительной степени понижающую кроющую способность охры. Нередко, как примесь, в охре находится и мел. Эти две примеси до известной степени могут быть удалены отмучиванием. Если, однако, из желтой охры прокаливанием готовится красная, то находящиеся в ней мел представляет уже существенное неудобство, так как по прокаливании в краске остается едкая известь, во многих случаях ограничивающая употребление такой охры в смеси с другими красками. Содержание гигроскопической воды в средних сортах охры не превышает 7-8 %, глины 20-50 %, мела 2-3 %, песка до 45 %. Содержание главной составной части, водной окиси железа, изменяется тоже в довольно широких пределах, от 5 до 40 %. Лучшие сорта естественной охры находятся в Италии. Всеобщей известностью пользуются “римская охра”, “терра-ди-сьенна” и “умбра”. Очень xopoшиe сорта охры находятся во многих местах России, между прочим в Кривом Роге,во Франции около Нанта и Бордо, в Германии около Амберга и Касселя (“касельская земля”). Так как очень хорошие сорта охры встречаются сравнительно редко, то на заводах приходится перерабатывать и средние сорта. Качественная проба руды состоит в том, что определенную навеску охры растворяют в соляной кислоте, раствор процеживают через взвешенный фильтр, несколько раз промывают водой оставшийся нерастворимый остаток и затем собирают его на фильтр, высушивают и взвешивают. Этот остаток состоит из глины и песка; чем меньше его, тем охра лучше. Если в охре содержался мел или углемагнезиальная соль, то при обливании соляной кислотой замечается шипение, выделение углекислоты. Обработка руды состоит в высушивании на воздухе, измельчении ее под бегунами и, если руда содержит много песка или мелких камешков, то в отмучивании. Иногда усиливают красящую способность охры, для чего ее прокаливают. Необходимо, однако, заметить, что при этом изменяется оттенок цвета. Прокаливание, если желают получить однородный продукт, всегда ведут до одной и той же температуры и в продолжение одного и того же времени, что заранее выясняют рядом предварительных опытов над малыми пробами. Чем выше подымают температуру, тем большее количество конституционной воды удаляется из руды и тем более темный оттенок приобретает краска. При красном калении удаляется последняя конституционная вода; окись железа при этом совершенно обезвоживается и получается красная охра. Если красное каление поддерживается в течение продолжительного времени, то окись железа претерпевает молекулярное превращение и красный цвет краски переходит в фиолетовый. Для прокаливания измельченная руда помещается на железный лист, непосредственно обогреваемый топочными газами. Если прокаливание ведут при очень высокой температуре, напр. при красном калении, то употребляют глиняные реторты. Чем больше по отношению к извести взято было купороса, тем темнее получается охры. Осадку дают отстояться, сливают с него воду, собирают и высушивают на полках до тех пор, пока вся масса не будет окрашена в совершенно однообразный цвет, после чего продукт готов. Для получения охры с большей кроющей способностью, раствор железного купороса предварительно окисляется азотной кислотой в соль окиси и к такому раствору прибавляют только строго необходимое количество извести (на 100 ч. купороса 36 ч. негашеной извести), тщательно избегая употребления избытка ее. К полученному осадку, состоящему из окиси железа и гипса, прибавляют заранее определенное количество разведенной глины и затем дальнейшую обработку ведут как и в первом случае. Этот сорт искусственной охры можно прокаливать и таким путем получать охру самых разнообразных оттенков и с высокой кроющей способностью. Так как при прокаливании гипс обезвоживается, то для того, чтобы он вновь поглотил воду, прокаленную, еще горячую охру вбрасывают в холодную воду. Охра получается и как побочный продукт при приготовлении железного купороса из колчеданов, а также при приготовлении квасцов. Цена различных сортов охры колеблется в пределах 2-6 р. за пуд.

Читайте также:  Полезна ли говяжья печень для детей

Применение охрыПравить

Охра, как желтая, так и красная, употребляется как водяная, масляная и клеевая краска, а также и в ситцепечатании – для получения различных бланжевых оттенков, причем в этом случае она закрепляется на волокне альбумином. Для живописи по фарфору употребляется водная окись урана, представляющая порошок желтого цвета и встречающаяся в природе в виде урановой охры. Она готовится также искусственно из урановой руды, добываемой в Богемии, саксонских Рудных горах и Корнваллисе.

ГалереяПравить

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA
, если не указано иное.

Источник