Что такое общественно полезный труд в доу
Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.
Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели в работерешались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в
образовательной программе дошкольного учреждения;
2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда
дошкольников в условиях детского сада и семьи;
3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского
труда, оценить степень ee эффективности.
В примерной образовательной программе «От рождения до школы»
выделяются следующие виды труда:
1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).
2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).
5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).
Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:
1. Поручение;
2. Дежурство;
3. Коллективно – трудовая деятельность.
Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.
Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.
Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,
умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой
труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в
семье, так в дошкольных учреждениях.
Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного
возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания
трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.
Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение
поручения.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.
Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:
– продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;
– данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;
-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.
Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
Виды труда. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Содержание
Введение
1. Виды труда дошкольников
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительногоотношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уваженияк труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
1. Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнатеилинаучасткеипособственной инициативеустранятьего.Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита-ния бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работулучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен наудовлетворениеэстетическихпотребностейчеловека.Этотрудпоизготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:труд по уборке помещения;мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: “Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!”, “Ирочка – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!” Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие,развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении
порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.
Практикапоказывает,что кстаршемудошкольномувозрастуу некоторых детей пропадает интерес к этому видутруда. Причина заключается в том, что ребенокужеовладелнеобходимыми навыками.Дети выполняют все,чтоотних требуется: моют игрушки,убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширениякруга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Хозяйственно-бытовой труд: Задачи и содержание работы по группам
1-я младшая группа |
|
2-я младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Заключение
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детскоготруда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями длярешениявоспитательныхзадач,чтопозволяетподдерживатьудетей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительнуюатмосферу.Правильноорганизовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Список литературы
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
- Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Куцакова Л.В. “Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие” – М.: Владос, 2005.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Приложение
Раздел: «Хозяйственно-бытовой труд»
Тема: «Служба быта «Бабочка»
Вид деятельности: Совместная деятельность в режимных моментах
Группа:Подготовительная к школе
Цель:
Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
Оборудование:
фартуки, конверт с карточками – заявками, тазы, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы считаете, у нас порядок в группе? А кто постарался, чтобы в группе было чисто и уютно?
Дети: Наша няня, Оксана Валерьевна!
Воспитатель: А вы ей помогаете? И не скучно вам прибирать, неинтересным делом заниматься?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, скучен день до вечера коли делать нечего! А какие вы пословицы о труде знаете?
Дети:
- Лень портит, а труд кормит.
- Дело мастера боится.
- Трудиться – всегда пригодится.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, есть такая служба, которая помогает содержать дом в порядке: стирать бельё, ремонтировать одежду, убирать помещение. Это служба быта. Я предлагаю вам открыть службу быта в нашей группе. Вы согласны? Если вы не против, мы назовём её так, как называется наша группа – «Бабочка».
Воспитатель: Хорошо, а вот и спецодежда для работников службы быта.
(Воспитатель разворачивает свёрток, в котором лежат фартуки, украшенные эмблемами с изображением оранжевых, синих и жёлтых бабочек. Дети надевают фартуки. В группу заходит няня младшей группы.)
Няня: Здравствуйте! Это здесь открылась новая служба быта? Я хочу оставить у вас заявку.
Воспитатель (читает): «Службе быта от няни младшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты». Хорошо, Марина Владимировна, сейчас наши ребята придут к вам на помощь.
(Няня уходит.Воспитатель распечатывает письмо и достаёт три карточки – заявки с силуэтными рисунками.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разобраться в заявках. Посмотрите здесь не одна, а три заявки – оранжевая, синяя и жёлтая. Значит надо разделиться на три бригады.
1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.
2 бригада – моет столы и стулья.
3 бригада – ухаживает за комнатными растениями (рыхлит землю, протирает листья, опрыскивает).
Воспитатель: Работу мы распределили. А теперь я предлагаю каждой бригаде обсудить какое оборудование и сколько нужно взять с собой для выполнения работы.
(Дети самостоятельно берут нужное оборудование и вместе с воспитателем приходят на место работы.)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила труда, которые помогут нам быстро и качественно справиться с работой.
Дети:
- Любую работу надо выполнять качественно.
- Нельзя отвлекаться от работы.
- Аккуратно обращаться с водой.
- Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого ещё не окончена работа.
- Помогать товарищу советом или делом.
- Принимать помощь с благодарностью.
- Доводить начатое дело до конца.
- После работы убирать своё рабочее место.
(Дети приступают к работе.Воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок труда.)
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Посмотрите, как чисто и уютно стало в группе.
- Кому мы сегодня помогали?
- Что мы сделали, чтобы в группе был порядок и чистота?
- Справились ли мы с заданием?
- Почему у нас всё получилось?
Воспитатель: Правильно вы говорите. Чистота и порядок в группе, потому что вы работали быстро, не ленились, не ссорились, помогали друг другу. Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут».
(В группу заходит хозяйка – няня младшей группы вместе с малышами.)
Няня: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам, что помогли мне, навести порядок в группе. Я надеюсь, что ваша служба быта продолжит свою деятельность, и я смогу ещё обратиться к вам за помощью.
Воспитатель: Мы всегда рады вам помочь. Правда, ребята? Ну, а теперь можно и поиграть с малышами. «Делу – время, потехе – час».
Приложение
Стихи, пословицы о труде
Была бы охота, заладится любая работа! *********************************************
Мы с игрушками играем,
Их на место убираем.
Кто любит трудиться,
Работы не боится!
*********************************************
Мы с тобой построим дом
И игрушки соберем,
Ты поставь их в шкафчик рядом,
Чтоб на полке был порядок.
Завтра с ними ты опять
Будешь весело играть.
*********************************************
Заболела
Эта книжка:
Изорвал её
Мальчишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму её
И склею
*********************************************
Без дела жить, только небо коптить
Где труд, там и счастье.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лентяй да шалопай – два родных брата.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Глаза страшатся, а руки делают
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Что потрудимся, то и поедим.
Работе время, а досугу час.
После дела и гулять хорошо.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Без труда не появится еда
Без работы ума не прибавится
За работой и время быстрей бежит.
Человек познается в труде.
У кого работа, у того и сила.