Что такое общественно полезный труд уик рф
Общественно полезный труд осужденных регламентируется положениями статей 103-107 УИК РФ.
Каждый трудоспособный осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Труд осужденных не является принудительным. В то же время, как это предусматривается ч. 5 ст. 103 УИК РФ, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.
Для осужденных к лишению свободы труд является обязательным. Не нарушает ли это положения международных конвенций о запрете принудительного или обязательного труда?
Обязательность труда осужденных не нарушает запрет на принудительный или обязательный труд (такой запрет содержит Конституция РФ — ч. 2 ст. 37), Трудовой кодекс РФ (ст. 4), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 4 ноября 1950 г. (ратифицирована РФ 30 марта 1998 г.). В ст. 4 указанной Конвенции, в частности, говорится: «Для целей данной статьи термин “принудительный или обязательный труд” не включает: а) любую работу, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения».
В ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда (МОТ) о принудительном или обязательном труде (1930 г.) говорится: «Однако термин “принудительный или обязательный” труд для целей настоящей Конвенции не включает в себя: всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей, и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ».
Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Места привлечения к труду: 1) центры трудовой адаптации осужденных; 2) производственные (трудовые) мастерские исправительного учреждения; 3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы; 4) организации иных организационно-правовых форм собственности, расположенные на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения охраны и изоляции осужденных (исключение составляют территории тюрем и колоний особого режима). Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний (ч. 7 ст. 74 УИК РФ).
Занятие индивидуальной трудовой деятельностью осужденным запрещено Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ 1, хотя раньше это разрешалось.
Несовершеннолетние осужденные, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды I или II группы привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и социальной защите инвалидов.
В приложении 8 к Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения содержится список работ и должностей, на которых запрещается использовать труд осужденных. Это работы по ремонту и обслуживанию технических средств охраны исправительного учреждения; на работах с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; работы с подчинением осужденным вольнонаемных работников; продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, складами со сложным дорогостоящим оборудованием, кладовщиками и др.
Для несовершеннолетних и лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенный рабочий день. Для осужденных, работающих по своему желанию, и женщин, имеющих детей в доме ребенка, устанавливается неполный рабочий день.
Размер оплаты труда осужденных, полностью отработавших месячную норму и выполнивших установленные задания, не может быть меньше МРОТ.
Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: в воспитательных колониях — 18 дней, в других исправительных учреждениях — 12 дней. Осужденным может быть разрешено провести отпуск за пределами исправительного учреждения.
Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду, как правило, засчитывается им в общий трудовой стаж. При систематическом уклонении осужденного от работы (два и более отказа от работы в течение месяца либо отсутствие на работе в течение 3 часов) соответствующий период времени (месяц, день) по решению администрации исправительного учреждения исключается из общего трудового стажа. Это может быть обжаловано в суде.
До 2 часов в неделю осужденные могут в порядке очередности в свободное от работы и учебы время привлекаться к работам по благоустройству исправительного учреждения (ремонт, уборка, озеленение и т.д.). Время работы в общий трудовой стаж не засчитывается. Неоплачиваемые работы по благоустройству не являются принудительным трудом, что было подтверждено Конституционным Судом РФ (определение от 24.03.2005 № 152-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демко Александра Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»), В соответствии с Конвенцией № 29 Международной организации труда (МОТ) «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в Женеве 28.06.1930 на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ)[1], Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)1 работы, связанные с благоустройством мест отбывании наказания, не могут рассматриваться как принудительный или обязательный труд, поскольку работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, считаются их обычными гражданскими обязанностями.
Осужденные лишены права на забастовку. Забастовка, прекращение работы или отказ от работы квалифицируются как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы
Комментарий к статье 103 УИК РФ:
1. Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осужденных к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осужденных и приоритет основной задачи исправительных учреждений – исправления осужденных – над производственной деятельностью.
Несмотря на то что не все осужденные в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.
2. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт “О гражданских и политических правах” и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. “c” ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.
В то же время обязанность трудиться не распространяется на осужденных, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. ст. ст. 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, ст. ст. 8, 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, ст. 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ 2001 г. “О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду”, и др.).
3. Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осужденных), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осужденных работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осужденному наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.
4. Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осужденных запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее – ПВР ИУ) (приложение N 9), осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается также труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.
5. Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осужденных, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных. Более жесткая формулировка, закрепленная в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона “Об учреждениях и органах…”, согласно которой интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания – исправления осужденных.
Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьезные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений. Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач – восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.
В соответствии со ст. 18 Закона “Об учреждениях и органах…” центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.
6. Привлечение осужденных к общественно полезному труду – одна из приоритетных задач уголовно-исполнительной системы. Поэтому как УИК РФ (ч. 1 ст. 103), так и Закон “Об учреждениях и органах…” (ст. 17) для ее реализации предусматривают возможность привлечения осужденных к труду на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или вне их. Законодательно закреплено четыре основных формы привлечения осужденных к труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Исключением являются тюрьмы и исправительные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы, в которых ввиду высокой общественной опасности содержащихся в них лиц труд организуется только в пределах территории исправительного учреждения. Необходимым условием, при соблюдении которого организуется производственная деятельность в рамках любой из перечисленных форм, является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осужденных.
7. На период отбывания наказания осужденные лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осужденные не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от нее.
СТ 103 УИК РФ
1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
2. Осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
2.1. Под возрастом, дающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается возраст, установленный частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.
3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных.
6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Комментарий к Ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ
1. Труд осужденных в исправительных учреждениях является обязательным. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяет администрация места лишения свободы.
Администрация исправительного учреждения имеет право и обязана привлекать осужденных к труду.
Согласно статье 103 УИК РФ, привлечение осужденных к труду осуществляется с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
2. Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся также в Законе РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.
Осужденные привлекаются к труду в различных организационно-правовых формах. Такими формами являются:
1) центры трудовой адаптации осужденных;
2) производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений;
3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;
4) собственные предприятия исправительных учреждений;
5) государственные предприятия;
6) предприятия иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных;
7) предприятия по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
3. Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.
Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях.
4. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.
Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской и о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, утверждено Приказом Минюста России от 1 апреля 2008 г. N 80 <1>.
——————————–
<1> Российская газета. 2008. 16 апр.
5. При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:
1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ;
2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;
3) нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;
4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ;
5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством РФ возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.
Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:
1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;
2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;
3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;
4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде;
6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
6. Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.
Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных в производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.
7. Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, с этими предприятиями.
Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:
1) число осужденных, выводимых на эти объекты;
2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;
3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;
4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;
5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.
8. Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством РФ.
Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.
Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России.
В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.
9. Однако обязанность осужденных трудиться не является абсолютной. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.
Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы.
10. Осужденные не имеют права отказаться от работы либо прекратить ее в целях разрешения трудовых конфликтов. Подобное поведение признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Приложение N 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает ограничения видов работ, на которых запрещается привлекать осужденных.
Запрещается трудоиспользование осужденных:
1) в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений уголовно-исполнительной системы;
2) в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительного учреждения и находится оружие, служебная документация;
3) на работах, связанных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;
4) на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ;
5) на работах, связанных с подчинением осужденным вольнонаемных работников;
6) в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.