Что такое месторождение полезных ископаемых для 3 класса

Что такое месторождение полезных ископаемых для 3 класса thumbnail

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
    и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками
    основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе
    анализа строить гипотезы, выводы,
    доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных
    ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого
    школьника в результат совместной учебной
    деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).

– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

НазваниеСостояниеЦветОсновное свойствоГде используют
НефтьЖидкое; легкая; маслянистаякоричневыйгорючестьтопливо
Каменный угольТвердое; тяжелыйчерныйгорючестьтопливо
ГранитОчень твердое
тяжелый
красный, серый, белыйпрочностьстроительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого
свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.

Читайте также:  Полезны ли молоко и продукты из него

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….”
В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.

Читайте также:  Зеленый чай с молоком полезно или вредно

Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник

Класс: 3.

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

1. Сформировать у школьников представления о
характерных особенностях горных пород, их
разнообразии и распространенности в природе,
привести знания детей о горных породах в систему.
Усвоить понятия: полезные ископаемые,
месторождения, минерал (составная часть горных
пород)

2 .Развивать умения различать полезные
ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе,
охрана и рациональное использование полезных
ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный,
частично-поисковый, деятельностный

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора –
это игра, которая связана с психическими
процессами человека, то, что даёт энергию и
стимулирует к жизни.

Массаж “Друг за другом”.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в
затылок впереди стоящего. Проводится массаж по
спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)
  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание
    пальчиками)
  • Налетел ветерок, и полетели листья
    (похлопывание по спине)
  • Дождик переходит в град (более сильное
    постукивание пальчиками по спине)
  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание
    справа налево)
  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по
    спине) и т.д.

– Скажите, какой раздел в окружающем мире мы
начали изучать? (Горные породы)

– Что такое горные породы? (Это различные
вещества, которые залегают на поверхности и в
толще Земли большими массами)

– Назовите места, где могут залегать горные
породы? (Горные породы лежат повсюду: под
фундаментами домов, под асфальтом улиц и
площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей,
лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы
вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

Что такое месторождение полезных ископаемых для 3 класса

Вертикаль:

1.Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
Он несет в дома тепло
От него всегда светло. (Уголь)
2.Не зря она варилась в доменной
печи 
На славу получились ножницы, ключи. (Руда)
3.По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)
4.Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета 
Отгадайте что же это? (Нефть)
5.Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
6.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Горизонталь:

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

– На какие группы можно распределить эти горные
породы? (Ответы детей)

1 вариант.

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда,
известняк, гранит, торф), жидкими (нефть),
газообразными (газ).

2 вариант.

Горные породы, состоящие из одного минерала
(газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких
минералов (руда, гранит, торф)

– Что такое минерал? (Естественное образование
кристаллической структуры, залегающее в
глубинах или на поверхности Земли)

– Назовите однокоренные слова к слову минерал.
(Минеролог, минералогия, минералка)

– Минералогия –наука о минералах.

– Минералог – специалист по минералогии.

– Минералка – столовая минеральная вода. Чем
является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые
залегают на поверхности и в толще Земли большими
массами называют горными породами. Они состоят
из минералов. Бывают жидкими, твердыми,
газообразными.

3. Постановка цели деятельности

– Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты
№11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:

“…на проведение ГРР за отчетный период
государством было потрачено 18,9 млрд. рублей.
В частности, на поиск углеводородного сырья в
прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд.
рублей
бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в
прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири
и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках
недр, примыкающих к трассам строительства
нефтегазопроводов. В сибирском регионе
планируют потратить 4,3 млрд. рублей на
бурение…”

– Как вы думаете, почему государство готово
выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

– Так, о чем же мы будем говорить сегодня на
уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель:
узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

– Чем полезны: – песок? (Применяют в
строительстве, в песочнице дети играют с песком )

– глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

– известняк? (Мел, строительный материал)

– нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

– природный газ? (Отопление в деревенских домах,
для газовых плит)

– торф? (Топливо)

– гранит? (Памятники)

– Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти
горные породы полезны. Дополним наши знания,
используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;
  • 2 группа – о глине;
  • 3 группа – об известняке;
  • 4 группа – о нефти;
  • 5 группа – о торфе;
  • 6 группа – об угле;
  • 7 группа – о железных рудах;
  • 8 группа – о граните
Читайте также:  Физическая карта россии с полезными ископаемыми гора народная

Один ученик от группы рассказывает о пользе
горных пород.

Песок используют для производства стекла.
Для этого песок специально смешивают с известью
и содой, ставят в специальные печи. От сильного
жара смесь плавится и получается жидкое стекло.
Его заливают в формы, где оно остывает и
становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую
фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми
засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом,
идет на изготовление цемента, бетона,
железобетона и пенобетона. Из него получают
известь, строительные камни, известковые
растворы. Много лет назад здания в Москве строили
из белого известняка. Некоторые из них
сохранились до сих пор: Колокольня Ивана
Великого, Большой Театр.

Из гранита сооружают набережные опоры
мостов. Отполированный гранит используют для
облицовки зданий, станций метро, складывают из
кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи,
синтетические материалы, солярку, керосин, мазут,
шины, камеры колес, рыболовную леску,
полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для
домашних животных, так как сухой торф хорошо
впитывает влагу. А если смешать с навозом,
становится прекрасным удобрением для огородов и
полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно
использовать как топливо для печей и на
электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус,
газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее
химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На
специальных электростанциях ток вырабатывается
с помощью каменного угля. Из каменного угля
делают краски, пластмассы, резину, даже
лекарства. Без угля невозможна выплавка
металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы:
чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают
медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и
многие другие металлы. Эти металлы называют
цветными, потому что имеют разнообразную
окраску. Металлы хорошо проводят тепло и
электричество. Поэтому электрические провода
делают из металла. Рельсы, кровля для крыш,
водопроводные трубы изготовлены из различных
металлов.

– Как можно назвать горные породы, которые
полезны людям? (Предположения детей)

– Такие горные породы называют полезными
ископаемыми
. Почему ископаемыми? (Так как их
выкапывают из недр Земли)

– А место скопления полезных ископаемых в земле
называется месторождением. От каких слов
образовалось слово месторождение? (Место,
родиться)

– На какие группы можно разделить полезные
ископаемые в зависимости от назначения? (Дети
высказывают предположения, например: “Одни
полезных ископаемых, такие как песок, глина,
мрамор, гранит, известняк – применяют в
строительстве”)

– Каким общим свойством объединены: уголь,
нефть, природный газ, торф? (Они горят)

– Поэтому их называют горючими полезными
ископаемыми и используют в основном как топливо.

– Полезные ископаемые, в состав которых входят
железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства,
которые люди добывают из глубин земли,
называются полезные ископаемые. Полезные
ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

– Обратите внимание на дома в нашем городе.
Какие полезные ископаемые были использованы при
их строительстве?

– Назовите горючие полезные ископаемые. Как их
используют?

– Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они
сделаны?

– Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой
был сделан из металла. Из какого металла? Что с
ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону

Тест

1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?

  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?

  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?

  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть
  • Глина
  • Газ

Ответы на тест

1. Как называется место, где залегают полезные
ископаемые?

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают
металлы?

  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают
бензин?

  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на
изготовление посуды?

  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть
  • Глина
  • Газ

6. Итог урока

– Какая тема урока была рассмотрена сегодня?
(Полезные ископаемые)

– Рассмотрите схему (Приложение 1).
Расскажите, как используют различные полезные
ископаемые. Приведите свои примеры.

Источник