Что такое массовое общественно полезное мероприятие
Под массовыми мероприятиямиследует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.
Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:
– большое количество людей;
– организованность действий;
– наличие цели.
Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.
Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам:по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:
1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:
публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).
3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).
4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)
5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).
6. Смешанные мероприятия,когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).
Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:
по значимости –международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);
по периодичности проведения –разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);
по способу возникновения –организованные, спонтанные;
по возможности участия –общедоступные, ограниченные количеством участников.
Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) Цель публичного мероприятия;
2) Форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.
Что такое массовое мероприятие
Массовое мероприятие – это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:
- скверы и парки;
- площади и городские улицы;
- общественные корпуса;
- театральные залы;
- концертные площадки;
- спортивные залы.
Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.
Формы массовых мероприятий
Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:
- Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
- Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
- Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
- Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
- Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.
Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:
- Спонтанные.
- Организованные.
Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.
Как провести массовое мероприятие
Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:
- Органы местного самоуправления.
- Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
- Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.
Массовое мероприятие – это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.
Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.
Что нужно учитывать
Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:
- График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
- Погодно-климатические условия.
- Стоянки для автомобильного транспорта.
- Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
- Наличие камер хранения.
- Возможность оказания первичной медицинской помощи.
- Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду – освежающих, в холодную – согревающих).
- Наличие санузлов.
Инструкция по организации и проведению
Предлагаемая далее инструкция массовые мероприятия рекомендует проводить следующим образом:
- Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
- Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и антитеррористической безопасности, назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
- Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.
Характерные черты массового мероприятия
Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:
- Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
- Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.
Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:
- Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
- Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
- Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.
Потенциальные угрозы
Массовое мероприятие – это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:
- Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
- Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
- При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
- Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
- Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
- Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.
Меры безопасности со стороны организаторов
За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.
Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.
В надлежащем состоянии необходимо содержать места общего пользования, соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.
Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов
Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?
- Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
- Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
- Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
- Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
- В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.
Правила поведения присутствующих
Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:
- Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
- Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
- Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.
Массовое мероприятие – это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.
Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.
Классификация массовых мероприятий
Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:
По целям и задачам:
- культурные;
- спортивные;
- зрелищные;
- рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
- деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
- духовные: молебны, шествия и другие.
По содержанию:
- общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
- политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
- культурные: народные гуляния, фестивали;
- спортивные;
- событийные: выставки, показы и прочее;
По значимости:
- международные;
- государственные;
- региональные;
- местные;
- локальные;
- частные.
По способу возникновения:
- заранее подготовленные, запланированные;
- стихийные.
По месту проведения:
- в помещениях и специальных сооружениях;
- на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).
По периодичности проведения:
- повседневные;
- сезонные;
- периодические;
- разовые.
По доступности:
- свободного доступа;
- с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).
По уровню безопасности:
- высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
- первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
- второй категории (без участия VIP).
Организация и подготовка массового мероприятия
Организация массовых мероприятий – сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.
При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.
Собрание людей подобно водному потоку – в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.
Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).
Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.
Законодательная база
Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции, 192-ФЗ, 57-ФЗ, 329-ФЗ.
Выбор места проведения
Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:
- помещения;
- сооружения;
- улицы;
- площади;
- спортивные арены;
- парки;
- скверы;
- загородные участки и прочее.
В двух словах – где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.
Законодательные ограничения в выборе места проведения
Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание – от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:
- опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
- путепроводов;
- нефтепроводов;
- газопроводов;
- линий электропередач, высоковольтных станций;
- телевизионных и радиовышек;
- воинских частей;
- исправительных и иных учреждений;
- детских площадок.
А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.
Публичные мероприятия
Существует понятие «публичное мероприятие». Это массовое мероприятие подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:
- собрание, митинг;
- демонстрация, шествие;
- пикетирование.
В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).
Культурно-массовые мероприятия
Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение – духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:
- гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
- образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
- развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
- воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
- социальное, дающее стимул к социальной активности;
- художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.
Культурно-массовые мероприятия – это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.
Спортивно-массовые мероприятия
Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия – свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.
Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой – хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.
Здоровье нации – первостепенная государственная задача
Здоровье человека – это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура – одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), – «в здоровом теле – здоровый дух».
Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.
Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» – это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.
Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?