Что такое коэффициент полезного действия паровой турбины

Что такое коэффициент полезного действия паровой турбины thumbnail

Тепловые двигатели преобразуют внутреннюю энергию сгорающего топлива в механическую работу. Паровые турбины, наряду с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), являются самыми распространенными типами тепловых двигателей. Рассмотрим принцип действия паровой турбины и области применения этого устройства.

Что такое коэффициент полезного действия паровой турбины

Что такое тепловой двигатель

В любом тепловом двигателе должны присутствовать следующие части: рабочее тело, нагреватель и холодильник.

Схема теплового двигателя:

Рис. 1. Схема теплового двигателя

Нагреватель, разогретый до температуры T1, передает теплоту Q1 рабочему телу (пару), которое производит работу А (вращает турбину или приводит в движение поршень ДВС). Часть тепла поглощается холодильником, температура которого Т2 $$ η_{max} = 1 – {T_2over T_1} $$

Из этой формулы видно, что даже для идеального двигателя КПД ηmax Как устроена тепловая электростанция

Паровые турбины ставятся на тепловых (ТЭС) и атомных (АЭС) электростанциях. На станциях циркулирует одна и та же вода. Она превращается в пар (рабочее тело) в котле (нагревателе), который нагревается топливом (углем, газом, ядерным топливом). Насыщенный пар производит работу, вращая турбину, приводящую в движение генератор электрического тока. В результате, внутренняя энергия пара переходит в механическую энергию вращения турбины, и далее в электрическую энергию. Далее пар попадает в холодильник (конденсатор), охлаждается проточной водой, конденсируется и снова направляется в нагреватель (котел).

Как работает тепловая электростанция:

Рис. 2. Как работает тепловая электростанция

На наземном транспорте паровые турбины практически не применяются, т.к. для создания холодильника пришлось бы вместе с полезными грузами перевозить большой объем воды в качества “балласта”, что привело бы к значительному увеличению размеров автомобилей, их веса, расхода топлива и т.д. Понятно, что на морских и речных судах нет необходимости возить с собой огромный запас воды для охлаждения, поэтому паровые турбины, начиная с XIX века, обеспечивают работу главных двигателей морских транспортных средств.

Принцип действия паровой турбины

Турбина состоит из металлического цилиндра, внутри которого находится вал (1) с закрепленными на нем рабочими колесами (дисками) (2). На дисках находятся металлические лопатки особой, изогнутой формы. Между рабочими колесами размещены трубчатые сопла (3), из которых с большой скоростью вырываются струи горячего пара, оказывающие мощное давления на лопатки. Температура пара имеет температуру близкую к 6000С. Внутри турбины пар расширяется, охлаждается и далее, после конденсации, с помощью насоса направляется снова в котел-нагреватель.

Как устроена паровая турбина:

Рис. 3. Как устроена паровая турбина

Давление пара на лопатки заставляет вращаться вал турбины — производится работа. Когда вал турбины соединен с валом электрогенератора (ротором), вырабатывается электрический ток. Частота вращения вала достигает 3000 оборотов в минуту. Для увеличения скорости вращения, в современных турбинах используется не один, а большое количество дисков, закрепленных на общий вал. Пар оказывает давление на лопатки сразу всех дисков, что повышает эффективность турбины.

Заметим, что турбина может вращаться только в одном направлении и скорость ее может изменяться в широких пределах. Еще одним преимуществом турбин является отсутствие толчков, которые получаются в ДВС при движении поршней взад и вперед. КПД современных турбоагрегатов может достигать 40-50%, а мощность — 1500 МВт.

Первооткрывателем принципа работы паровой турбины считается греческий математик Герон Александрийский (1 век н.э.), предложивший использовать реактивные свойства горячего пара для вращения металлического шара. Дальнейшее развитие и совершенствование этой идеи продолжалось вплоть до конца XIX века. Ученые и инженеры многих стран в разное время внесли свой вклад в совершенствование конструкции этого двигателя. Так, например, многоступенчатую турбину, предназначенную для вращения ротора электрогенератора, запатентовал в 1885 г. английский механик Чарльз Парсонс. А конструкцию сопла для паровых турбин, позволяющего получать сверхзвуковые скорости газа, предложил шведский инженер Густаф де Лаваль в 1890 г. Теперь это сопло так и называется — “сопло Лаваля”.

Что мы узнали?

Итак, мы узнали, что паровая турбина — это один из типов тепловых двигателей, в которых внутренняя энергия насыщенного пара, нагретого до высокой температуры, переходит сначала в механическую (кинетическую) энергию, а потом может быть преобразована в электрическую энергию. Паровые турбины применяются на большинстве тепловых (ТЭС) и атомных (АЭС) электростанциях для генерации электроэнергии, а также на морских и речных судах в качестве основных двигателей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 272.

Источник

Паровая турбина является одним из видов паровой машины, в которой тепловая энергия преобразуется в механическую. Конструкция ее отличается от традиционной машины, поскольку в ней нет поршневого штока, маховика и золотниковых клапанов. Принцип действия паровой турбины основан на движении рабочего вала, которое происходит за счет вращения лопастей. На вал насажен электрогенератор, преобразующий механическую энергию вала в электрическую.

Читайте также:  Полезна ли марганцовка для комнатных растений

Паровая турбина

История паровой турбины

Считается, что впервые примитивную турбину, работающую на пару, изобрел греческий математик и механик Герон Александрийский около 120 г. до н. э., хотя это была турбина несколько иного типа — поршневого, использовавшего принцип внутреннего сгорания. Картинку со строением такого устройства можно найти в интернете. Более традиционные турбоагрегаты были изготовлены шведом Карлом Густавом Патриком де Лавалем в 1883 г. и англичанином Чарльзом Парсонсом в 1884 г.

Англичанин Парсонс

Англичанин Парсонс оформил патент на многоступенчатый реактивный турбоагрегат. Машина стала первой успешно использованной в промышленном производстве. В 1889 г. в мире уже насчитывалось 300 турбин, которые способны были вращать генераторы для выработки электрической энергии. В 1899 г. была запущена первая электростанция с турбоагрегатами Парсонса. В 1894 г. впервые был построен пароход «Turbinia», имеющий аналогичный турбинный привод. Со временем турбина Парсонса была заменена модификацией с определением — активно-реактивные.

В Советском Союзе первый турбоагрегат 2 МВт произвели в 1924 г. в Ленинграде с исходными характеристиками пара — 1.1 МПа /300 С. Через 2 года в эксплуатацию запущена турбина 10 МВт 3000 об./мин., а в 1930 г.— агрегат 24 МВт, в котором может использоваться пар — 2.55 /375 С, спустя год — 50 МВт/1500 об./мин.

Одновременно в стране вводятся новые мощности по выпуску паровых турбоагрегатов:

Турбина На Зуевском ГРЭСе

  1. В 1934 г., Харьковский ХТГЗ, для производства турбоагрегатов до 100 МВт, с давлением перегретого 2.85 МПа и температурой 400 С.
  2. В 1940 г. на Свердловском УТМЗ был освоено производство теплофикационных агрегатов до 250 МВт.

На Зуевской ГРЭС начали использовать тихоходный агрегат ХТГЗ АК-100−29. За тридцать лет мощность турбинных агрегатов выросла до 1200 МВт с параметрами перегретого пара 23.5 МПа/540 С. Одновальная турбина Ленинградского металлического завода К-1200−240, имеющая мощность 1200 МВт, стала самой мощной в мире. И даже сегодня в мире неспособны устроить эффективные схемы генерации, работающие на более высоких параметрах.

Сегодня в г. Екатеринбурге выпускаются такие турбины для комплектации электрических станций, которые могут состоять из агрегатов малой и средней мощности с высоким КПД, под брендом «PARSONS». В 2011 г. Ленинградский металлургический завод реорганизовался в ПК ЛМЗ компании «Силовые машины».

За всю свою историю компанией выпущено свыше 2300 паровых турбин, которые работают в:

  • СНГ и ЕС.
  • Индии.
  • Социалистической Республике Вьетнам.
  • Китайской Народной Республике.
  • странах Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Сегодня ПК ЛМЗ выпускает паровые турбины разных мощностей до 1200 МВт.

Принцип действия

Принцип функционирования турбины с использованием пара сравнительно простой, а её конструкция практически не трансформировалась уже более ста лет. Чтобы уяснить ее принцип работы, нужно рассмотреть работу тепловой электростанции в целом. ТЭС — это производственная структура, где в тепловой схеме разнообразное жидкое, твердое и газообразное топливо преобразуется в электроэнергию.

Работа тепловой электростанции

Сам собой турбоагрегат работать не может, для этого ему нужен перегретый пар с высокими технологическими параметрами. Он вырабатывается на мощных энергетических паровых котлах, которые сжигают топливо для нагрева воды до парового состояния.

Турбина конструкционно выполнена из вала или ротора с радиально размещенными лопатками, похожими на те, что размещены у большого вентиляторного агрегата. За отдельным диском находится статор с лопатками иной конфигурации, только закрепленный неподвижно не на валу, а на корпусе, поэтому получил свое название.

Пару из диска и статора именуют ступенью. В одном агрегате — десятки таких ступеней, иначе турбинный вал конструкции с весом свыше 100 т невозможно раскрутить. По этой причине ступени в последовательном порядке группируют, чтобы максимально отобрать потенциальную энергию парового энергоносителя.

В агрегат поступает паровое вещество различных технологических параметров. Они классифицируются по давлению перегретого пара от низкого — 1.20 МПа до сверхкритического — более 22.0 МПа.

Перегретый пар при более высоком давлении соответствует более высокой температуре. Современные турбоагрегаты работают с температурой перегретого пара до 560 C. При движении внутри турбины пар расширяется, при этом падает его температура. Для того чтобы пройти весь цикл полностью, должен существовать запас по давлению.

Читайте также:  Условия получения патента на полезную модель

Первоначально пар попадает в цилиндр с высоким давлением, разгоняет турбину с потерей температуры и направляется в ступень среднего давления, а затем — низкого. В каждой степени для того, чтобы отобрать максимально энергию пара, лопатки выполняются разными по форме.

Охлаждение перегретого пара в ступенях турбоагрегата происходит до состояния насыщения, при котором резко падает эффективность работы агрегата. Поэтому после цилиндра высокого давления, перед тем как поступить в цилиндр низкого давления, насыщенный пар направляется обратно в котлоагрегат, где нагревается до состояния перегретого пара при рабочем давлении в котле. Такой процесс имеет название — промежуточный перегрев пара, или промперегрев.

Цилиндр высокого давления в конструкции один, а вот низкого и среднего — несколько. Подача пара на них осуществляется сбоку цилиндра, при этом паровая среда омывает лопатки последовательно. Существуют конструкции с подачей пара по центру, тогда пар продвигается от центра к краю лопаток.

Этот вариант более предпочтительный, поскольку нагрузка на вал уменьшается. На вал турбоагрегата насажен электрический генератор, который при движении вырабатывает электрический ток частотой 50 Гц. Для этого скорость вращения вала агрегата должна частить с параметрами 1500/3000 об./мин.

Как работает паровая турбина

Для обеспечения большей выработки электроэнергии генератору потребуется значительный расход пара. За изменением нагрузки и управлением необходимым расходом пара следят специальные регуляторы частоты, обеспечивая тем самым безопасную работу энергетического оборудования.

В противном случае при падении электронагрузки в сети, если объем поступающего пара не уменьшится, турбоагрегат наберет критическую скорость, центробежные силы разрушат не только корпус агрегата, лопатки турбины, но способны даже разнести кровлю ЭС и разлететься на расстояние десятков километров по всей округе.

Применение паровых турбоагрегатов на протяжении больше ста лет продемонстрировало огромные достоинства, позволившие использовать их в качестве основных генерирующих устройств. Тем не менее, как и все современное энергетическое оборудование, они имеют свои отрицательные черты, а основный недостаток — низкий КПД.

Эффективность работы турбоагрегатов

Многоцилиндровая паровая турбина

С точки зрения эффективности работы паровых турбоагрегатов существует закономерность, что при увеличении внешних размеров растут номинальная мощность и КПД. Поэтому экономически значительно выгодней размещать ряд турбин на одну мощную ЭС, вырабатывающую электричество с высокими параметрами тока, которую транспортируют по магистральным линиями электропередач на большие расстояния, чем сооружать малые электростанции с низкопроизводительными турбинами.

В этом случае доля на оборудование в себестоимости единицы выработки электроэнергии возрастает в несколько раз, при этом падает общий КПД станции в два, а иногда и в три раза. Тем более, что он и так является очень низким и далек от энергетического совершенства. Максимальный электрический КПД конденсационных турбин, имеющих промперегрев, который может обеспечить современные условия генерации, не превышает 40%, а КПД ТЭС — не более 45%.

Сравнение эффективности работы разнообразных источников энергии:

  • Турбина с промперегревом — 40%.
  • Газовая турбина — 35%.
  • Паровой двигатель — 8%.
  • Ветростанция — 40%.
  • Солнечный коллектор — 25%.
  • Водородный топливный элемент — 60%.
  • ТЭС — 45%.
  • АЭС — 40%.
  • ГЭС — 90%.

Но даже если сравнивать эффективность работы турбины, функционирующей на пару высокого давления, с современными источниками в условиях генерации электрической энергии, то сегодня она имеет равный коэффициент полезного действия с АЭС и превышает по КПД газовую турбину. Тем не менее самым эффективным видом электрогенерации являются ГЭС.

Интересные факты

Мощные конденсационные турбоагрегаты

Согласно сообщению из Википедии, наиболее мощные конденсационные турбоагрегаты в мире по 1900 МВт установлены на атомных электрических станциях: Siemens SST5−9000 в Германии и ARABELLE в США.

Самую малогабаритную турбину недавно выпустили в Уральском университете — ПТМ-30. Согласно докладу и реферату физиков, мини-турбоагрегат с рабочими параметрами 30 кВт и диаметром 50 см. Он может применяться для небольшой выработки электричества на утилизированном паровом энергоносителе, высвобожденном в процессе производств, тем самым сокращая тепловые выбросы в окружающую среду.

Наиболее неудачным использованием паровой турбины считаются паротурбовозы — паровозные электролокомотивы. В них пар из котлоагрегата первоначально направлялся в турбину, которая запускала электрогенератор, вырабатывающий электроэнергию, которую использовали для движения локомотива, работающего на электрических двигателях.

Теоретически такая схема должна была обеспечить значительно больший КПД, чем традиционный паровоз. Тем не менее на практике оказалось, что схема эффективна при работе паротурбовоза на скоростях свыше 65 км/ч. При меньших скоростях такая турбина использует значительный объем пара и, соответственно, топлива на собственные нужды.

Таким образом, современные паровые турбины сегодня установлены на всех ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС, поскольку располагают преимуществами перед другими видами генерации электрической энергии. Принцип работы паровой турбины, применение современных технологий гарантируют высокую мощность и предельный КПД агрегата, способного перерабатывать разные виды топлива: твердое, жидкое, газообразное и урановое для выработки перегретого пара. А также обладают сравнительно небольшими габаритами и высокой надежностью в процессе эксплуатации.

Читайте также:  Блюда полезные для здоровья рецепты с фото

Источник

Совершенство газовой турбины оценивается ее к. п. д. В зависимости от полноты учета потерь различают адиабатический, окружной, внутренний, механический и эффективный к. п. д.

Адиабатический к. п. д. представляет собой отношение работы турбины L с учетом потерь в сопловом аппарате и рабочем колесе, но без учета выходной потери, к располагаемой работе

(5.7)

где – работа газа с учетом потерь в проточной части турбины; – располагаемая работа газа при адиабатном расширении; – располагаемый теплоперепад при адиабатном расширении газа; – действительный теплоперепад в проточной части турбины.

Адиабатический к. п. д. учитывает только гидравлические потери в проточной части турбины и характеризует степень ее совершенства, но не учитывает потерь с выходной скоростью. Адиабатический к. п. д. может быть выражен через отношение температур

(5.8)

где – понижение температуры при действительном расширении газа в турбине от до р2 (Г*-1’-2’на рис. 4.5); – понижение температуры при адиабатном расширении газа (Г*-1-2 на рис. 4/5), т. е. без потерь.

Окружным к. п. д. турбины называется отношение работы на окружности рабочего колеса Luк располагаемой работе

(5.9)

где

.

Окружной к.п.д. учитывает все потери, за исключением механических, потерь на утечки, на вентиляцию и на трение диска в; газе,

Если вычесть из работы на окружности колеса Luпотери на утечки газа, вентиляцию и трение диска, получится так называемая внутренняя работа турбины

(5.10)

где – потери на трение диска в газе и вентиляцию; – потери на утечки газа.

Внутренним к.п.д. называется отношение внутренней работы, к располагаемой

(5.11)

где теплоперепад ,соответствующий внутренней работе

;

– потерн тепла на трение дискам газе и вентиляцию; – потери тепла на утечки газа.

Относительные потери составляют 4÷5% от располагаемого тепла. К потерям на утечки относятся не только рассмотренные утечки газа через радиальный зазор (см. рис. 5.2а), но и утечки через лабиринтное уплотнение, схема устройства которого показана на рис. 5.2б. Выступы 1 на корпусе и 2на валу турбины образуют ряд лабиринтных камер, при перетекании через которые давление снижается от до . Внутренний к.п.д. учитывает все потери, за исключением механических.

К числу механических потерь относится трение в подшипниках турбины. Если из внутренней работы вычесть работу механических потерь , получится эффективная работа на валу турбины

Механическим к.п.д. турбины называется отношение эффективной работы к внутренней работе

(5.12)

Из (5.12) следует, что механический к.п.д. характеризует долю внутренней работа, которая полезно используется на валу турбины. Величина устанавливает ту часть внутренней работы, которая используется на преодоление трения в подшипниках турбины.

В наддувочных турбокомпрессорах учитывают суммарные механические потери всего агрегата, не относя их отдельно к турбине и к компрессору; .

Эффективным к.п.д. турбины называется отношение эффективной работы на валу турбины к располагаемой работе

(5.13)

Эффективный к.п.д. учитывает все потери, имеющиеся в турбине, и является основным к.п.д., характеризующим степень совершенства газовой турбины. Эффективный к.п.д. современных наддувочных газовых турбин составляет 0.74÷0.80; меньшие значения

к.п.д. относятся к малогабаритным быстроходным турбинам (пТдо 40 000 об/мин).

Рис. 5.3

На рис. 5.3 показано относительное расположение коэффициентов полезного действия и соответствующих потерь, а также характер изменения эффективного к.п.д. в зависимости от отношения . Из рисунка следует, что максимальное значение достигается при вполне определенном отношении (в приведенном случае = 0,6). Отклонение от оптимальной величины приводит к уменьшению к.п.д. Потери в сопловом аппарате не зависят от ; на потери в рабочем колесе величина влияет весьма умеренно. Зато потери с выходной скоростью резко изменяются при отклонении от оптимального соотношения и определяют собой характер изменения окружного и эффективного к.п.д. Формула (3.9) не учитывает потерь на трение в подшипниках. С учетом всех потерь эффективная мощность турбины

(5.14)

Работа адиабатного расширения газа в турбине от давления р до р2может быть определена по формуле

. (5.15)

При использовании для расчетов диаграмм i—Sмощность турбины подсчитывается по формуле

. (5.16)

6.

Источник