Что следует понимать под термином социально полезная деятельность
1
Тема: «Социально- полезная деятельность – основа для счастливой жизни человека»
2
Социально-полезная деятельность – это осознанная деятельность одного человека или коллектива, направленная на улучшение качества жизни людей, формирующих социальную среду, в которой человек или коллектив проживает.
3
Что включает в себя социально-полезная деятельность? 1. Публичные выступления, пропагандирующие здоровый образ жизни, позитивное умонастроение, основы конструктивного межличностного общения, способствующего мирным взаимоотношениям.
4
2. Конкретная деятельность (благоустройство, оказание помощи людям и детям группы риска, благотворительные сборы, производство и изготовление вещей первой необходимости и бесплатное распространение их, оказание помощи при стихийных бедствиях, в трудных жизненных обстоятельствах)
5
Практическая польза от соц. полез. деятельности 1. Удовлетворяет потребность в общении; 2. Удовлетворяет потребность в любви и признании со стороны социума; 3. Удовлетворяет потребность в реализации чувства собственной значимости; 4. Формирует ценности в сознании, способствует приобретению знаний в разных областях деятельности, формирует конкретное собственное отношение ко всему, что происходит вокруг – формирует сильную, волевую личность, способную преодолевать трудности и достигать позитивных целей; 5. Формирует фундаментальные понятия об организации любой деятельности, что является залогом для будущей профессиональной управленческой деятельности.
6
Что формирует личность? 1. Семья 2. Социум 3. Практический опыт взаимодействия с окружающими людьми 4. Сформированные ценности, принципы, цели.
7
1. Алкоголизированная семья, дефицит финансовых возможностей; 2. Жизнь в социально- неблагополучном районе, низкий уровень культуры; 3. Друзья ведут аморальный образ жизни, имеют слабые волевые установки, не способны оказывать посильную помощь; 4.Деньги, стремление к удовольствиям, друзья – братаны, но ты мне -я тебе; принцип: в стае жить по волчьи выть; цель – обогатиться не прикладывая особых умственных и физических усилий. ВАРИАНТЫ:
8
1. Типичная рабочая семья, средние финансовые возможности; 2.Социально-благополучный район; 3. Друзья курят, но не злоупотребляют алкоголем, увлекаются кто чем (английский, спорт, компьютер); 4.Семья, образование, деньги; принцип: терпение и труд всё перетрут; цель – повысить свой социальный статус, достичь морального удовлетворения и материального благополучия.
9
1. Очень обеспеченная семья, культура поведения противоречивая; 2. Свой круг общения, как правило формируется по степени финансовой платежеспособности; Избирательное отношение к социуму; со сверстниками и учителями сдержан и несколько высокомерен; к морали и нравственности относятся двойственно: если не запрещено, значит разрешено; 3. Социальное положение – деньги, друзья, семья, образование; принцип: бери от жизни всё; цель: сохранить социальный статус; быть финансово независимым, иметь большие возможности…….
10
Осваиваем духовно- нравственные ценности: Я – личность. Люблю себя, как личность, готов развиваться и совершенствоваться, быть полезным другим Люблю Семью Люблю Друзей Люблю Людей Терпение – мне легко приспосабливаться к окружающей среде, потому что я толерантен к недостаткам других. Понимаю, что все мы не совершенны. Чувство самопожертвования ради благородной цели Чувство заинтересованности в успехе других, чтобы вместе добиться благородной цели.
11
Виды трудовой или иной общественно-полезной деятельности для форм СЗВ-К:
Код Полное наименование Акт законодательства
РАБОТА Работа Подпункты 1, 2 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №
173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц” (за исключением работы по найму за пределами территории Российской Федерации)
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых
пенсиях в Российской Федерации” “Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж” (работа и (или) иная деятельность, которые выполнялись на территории Российской Федерации)
Статья 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Работа, включаемая в общий трудовой стаж” (за исключением работы за границей)
РАБСВПК Работа, подтвержденная свидетельскими показаниями Пункт 2.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях предусмотренным данным пунктом, не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии
Пункт 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, в
случаях предусмотренных данным пунктом, не может превышать половины
страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии
Работа за границей Подпункт 1 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц” (работа по найму за пределами территории Российской Федерации)
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж” (Работа и (или) иная деятельность, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации)
Статья 98 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Условия включения иностранным гражданам в трудовой стаж работы за границей”
СЛУЖБА Военная служба и другая, приравненная к ней, служба Подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц”
Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
Статья 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж”
СЮРПРИЗ Военная служба по призыву Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “период военной службы по призыву – в двойном размере”
Работа во время Великой Отечественной войны Абзац 6 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Период работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем – в двойном размере”
СЛДАПБЛ Служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий Абзацы 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии – в тройном размере”
ИЗЛВТР Время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы Абзацы 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии – в тройном размере”
Работа в г.Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) Абзацы 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии – в тройном размере”
СЛПРОЖ Проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Пункт “г” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
СОЦСТРАХ Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности Пункт “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
НЕ РАБ МАТЬ Уход неработающей матери за ребенком Пункт “в” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
УХОД-ДЕТИ Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
УХОД-ИНВ. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет Пункт “б” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
ТРУД ЛИЦО Уход трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет Подпункт 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
УХОД-ВИЧ Уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ инфицированными несовершеннолетними детьми Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”
Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства Подпункт 6 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц”
Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
Пункт “ж” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
РЕАБИЛИТ Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, период отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке Подпункт 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”
Абзац 9 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местностях заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере”
Статья 10 Закона от 26.04.91 № 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов”
ПРОФЗАБ Период временной нетрудоспособности, начавшийся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания Вторая часть подпункта 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц”
Вторая часть пункта “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы”
ПЕРЕСМОТР Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела Подпункт 5 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “Оценка пенсионных прав застрахованных лиц”
Пункт “е” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
ДВС ТО Диплом о высшем/среднетехническом/средне специальном образовании Статья 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Учеба, включаемая в общий трудовой стаж”
Проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций Пункт “д” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”
Проживание в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны Абзац 1 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Включение в общий трудовой стаж времени пребывания на оккупированной территории”
Проживание в г.Ленинграде в период его блокады Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Включение в общий трудовой стаж времени пребывания на оккупированной территории и в г. Ленинграде в период его блокады”
ПРИНЦ Нахождение в концлагерях Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Включение в общий трудовой стаж времени пребывания на оккупированной территории и в г. Ленинграде в период его блокады”
А также в статье 11 вышеуказанного закона.
В сфере борьбы с незанятостью населения необходимо отметить особую роль общественных работ. Они выступают в качестве одного из распространенных способов привлечения граждан к социально-полезному труду. Организация общественных работ имеет определенные преимущества перед другими методами борьбы с незанятостью населения. В первую очередь, суммы, которые получают трудоустроенные таким образом граждане, существенно выше пособий. Немаловажно и то, что нравственное и психологическое состояние людей, выполняющих общественные работы, гораздо лучше, чем у тех, кто вовсе не занят. Определенная выгода в такой форме трудоустройства есть и для предприятий. Средства расходуются за конкретную социально полезную деятельность, приносящую прибыль компании. Рассмотрим далее, что собой представляют общественные работы.
Понятие
Возможность заключить временный (срочный) трудовой договор имеет любой незанятый гражданин. Именно для таких людей проводится организация общественных работ. Предприятия, в свою очередь, за счет своих средств их финансируют. Общественными работами являются типы деятельности, имеющие социально-полезную направленность. Они предназначены для дополнительной материальной поддержки безработных граждан. Направление на общественные работы выдается в центрах занятости. Такая деятельность обусловливается реальной социальной потребностью.
Субъекты
Для ее выполнения обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки. Исполнительные органы регионов и муниципалитетов наделяются полномочиями формировать условия для привлечения граждан на общественные работы. Право на участие в такой деятельности имеют лица, зарегистрированные в центрах занятости и ищущие работу, а также не стоящие в таких службах на учете, но нетрудоустроенные.
В законодательстве предусматривается преимущественная возможность привлечения к данной деятельности определенных категорий. В частности, на общественные работы в первую очередь направляются граждане, стоящие на учете в службе занятости более полугода, нетрудоустроенные лица, не получающие пособие. В некоторых регионах перечень субъектов, которые могут быть направлены на выполнение социально-полезной деятельности, шире, чем определено в ФЗ № 1032-1. Так, например, по п. 7 Постановления правительства г. Москвы № 53 на общественные работы могут направляться вынужденные переселенцы, беженцы, лица, уволенные из ОВД и военной службы, их родственники, студенты и прочие. Для них действуют общие правила, предусмотренные и для других категорий граждан по законодательству.
Деятельность
Порядок, в соответствии с которым осуществляются общественные работы, определяется в положении, утвержденном правительством в 1997 г. В этом документе достаточно четко и подробно установлены направления социально-полезной деятельности. В частности, положение определяет следующие виды общественных работ:
- Строительство автодорог, их содержание и ремонт, прокладка канализационных, водопроводных, газовых и прочих коммуникационных сетей.
- Выполнение сельскохозяйственных мелиоративных мероприятий, работы в лесной отрасли.
- Переработка, заготовка, хранение с/х продукции.
- Реконструкция, строительство жилья, социально-культурных объектов, восстановление исторических, архитектурных памятников, заповедных зон, комплексов.
- Обслуживание пассажиров на транспорте, работа в сфере связи.
- Эксплуатация ЖКХ и бытовое обслуживание граждан.
- Благоустройство и озеленение территорий, развитие зон туризма и отдыха, лесопаркового хозяйства.
- Обеспечение ухода за инвалидами, больными, престарелыми людьми.
- Сбор и переработка вторсырья и отходов.
- Обеспечение отдыха и оздоровления детей во время каникул, обслуживание курортных и санаторных зон.
- Проведение общественно-культурных мероприятий (фестивалей, спортивных состязаний, переписи населения и пр.).
- Прочая доступная социально полезная деятельность.
Важные моменты
Не может выступать как оплачиваемые общественные работы деятельность по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и прочих чрезвычайных ситуаций, для осуществления которой необходима специальная подготовка, квалификация, ответственность. Обязанности по направлению на предприятия нетрудоустроенных граждан возлагается на местные отделения службы занятости. Эти же структуры осуществляют информирование людей, состоящих у них на учете, о видах общественных работ, условиях, порядке, режиме их выполнения, денежном вознаграждении, льготах. Услуга по направлению лиц на предприятия предоставляется бесплатно.
Специфика договора
С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей. Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя. В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.
Срочный характер контракта
Общественные работы не являются постоянными. Они предполагают определенную временную деятельность, установленную законодательством. В ст. 59 ТК оговариваются случаи, когда наниматель может заключить срочный трудовой контракт. В качестве одного из них выступает оформление рабочих отношений с лицами, направленными на выполнение социально-полезной деятельности службой занятости. Контракт может заключаться как по инициативе нанимателя, так и по предложению соискателя. В связи с тем что цели общественных работ состоят в обеспечении временной занятости населения, дополнительной материальной поддержке лиц, срочный характер договора вполне обоснован.
Нюансы
Необходимо отметить, что субъект, принятый на общественную работу, не снимается с учета и продолжает получать пособие от службы занятости. Кроме этого, выступая как участник трудовых отношений, он может рассчитывать на денежное вознаграждение. Однако в законодательстве предусматривается исключение. Оно состоит в том, что при поступлении на общественную работу пособие не выплачивается гражданам, для которых такая деятельность считается подходящей. К таким лицам относят:
- Ранее не трудоустроенных и не имеющих профессии.
- Уволенным больше 1 раза на протяжении 1 года, предшествовавшего началу незанятости, за дисциплинарные и прочие нарушения.
- Прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Возможности нанимателей и соискателей
Для оформления договора гражданин предоставляет направление от службы занятости. При его выдаче уполномоченный орган должен учитывать профессиональные и возрастные особенности гражданина, состояние его здоровья. Кроме этого обязательно согласие нетрудоустроенного лица на выполнение конкретной деятельности. При приеме на работу субъект представляет кроме направления документы, перечень которых определен в ст. 65 ТК. Наниматель, в свою очередь, должен заключить с кандидатом договор.
Однако, как показывает практика, в ряде случаев работодатель отказывается принимать гражданина на работу. Это может произойти в силу нескольких причин. Например, соискатель не подходит нанимателю по своим профессиональным качествам. Однако, как выше было указано, общественные работы не предполагают специальной квалификации. В этой связи представляется, что отказ нанимателя будет противоречить нормативным положениям. Отказ в трудоустройстве может быть обжалован самим соискателем или службой занятости.
Гражданин, в свою очередь, может отказаться принять общественные работы или не заключать договор. Однако здесь следует помнить, что для ряда категорий такая деятельность в силу закона признается подходящей. Соответственно, могут наступить последствия. По положениям закона “О занятости населения” при отказе от 2 вариантов подходящей деятельности служба занятости может приостановить выплату пособия на период до 3 мес.
Особые случаи
Имея определенный опыт общественной работы, гражданин может согласиться на предложение службы занятости, взять направление на предприятие, но на этапе переговоров отказаться от оформления трудовых отношений по существенным для него причинам. Как в данном случае расценивать действия лица? Будет ли его отказ считаться непринятием подходящей работы? Ответы на эти вопросы зависят от конкретных обстоятельств. В частности, необходимо выяснить, что именно не устроило гражданина. Возможно, условия, которые предлагал наниматель, противоречили ТК или не были заранее оговорены со службой занятости. В урегулировании ситуации обязательным является участие органа, выдавшего направление.
Ключевые пункты в контракте
Как и в любом другом трудовом договоре, в срочном соглашении на выполнение общественных работ должны оговариваться основные условия осуществления деятельности. К ним, в частности, относят описание места их проведения, непосредственной трудовой функции, а также периода, в течение которого гражданин будет занят. В случае отсутствия согласованности по перечисленным условиям трудовой договор не будет считаться заключенным. Если же условия удовлетворяют обе стороны, они могут оговорить и дополнительные пункты соглашения. Например, контракт может предусматривать испытательный срок. При неудовлетворительном его результате договор может быть прекращен по ст. 71 ТК.
Вместе с тем представляется, что установление испытательного срока является нецелесообразным. Как правило, общественные работы назначаются на короткий период. Если же деятельность является сезонной, испытательный срок не может быть больше 2 недель. Оплата труда лиц, осуществляющих общественные работы, производится по общим правилам, установленным в законодательстве. Вознаграждение граждане получают за фактически выполненную деятельность. При этом его размер не может быть меньше МРОТ. Наниматель не вправе изменять ключевые условия контракта без согласия работника.
Расторжение соглашения
Трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе гражданина, если он устроился на постоянную или временную работу. Контракт оформляется добровольно, на такой же основе он может и расторгаться. В законодательстве, к сожалению, недостаточно четко излагается порядок, по которому осуществляется перезаключение или прекращение контракта. В целом в данном случае действует общее правило. В соответствии с ним оформляется приказ об увольнении. Факт прекращения деятельности отражается в трудовой книжке.
Общественные работы: наказание
УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы. Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания. Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.
Ключевые условия
Реализация общественных работ осуществляется на определенных для осужденных объектах в срок, установленный судом. Лица, выполняющие деятельность, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка на предприятии, добросовестно относиться к поставленным перед ними задачам. В случае изменения места проживания осужденные должны уведомить об этом инспекцию. Субъекты, отбывающие наказание и получившие трудовой отпуск на основном предприятии, не освобождаются от общественных работ. Если лицу во время выполнения им социально-полезной деятельности предоставлены дни отдыха, обусловленные необходимостью пройти обучение, уважительными причинами семейного либо личного характера, она приостанавливается до окончания отпуска. Об этом осужденный уведомляет инспекцию и представляет подтверждающие документы. При возникновении в процессе выполнения общественных работ обстоятельств, определенных в ч. 4 ст. 49 УК, УИИ отправляет в судебную инстанцию представление об освобождении субъекта от последующего отбывания наказания.
Исчисление сроков
Период наказания определяется в часах, на протяжении которых лицо выполняло общественные работы. Продолжительность занятости не может быть больше:
- 4 часов в выходные и дни, в которые осужденный осуществляет профессиональную деятельность на основном предприятии либо проходит обучение;
- 2 часов в рабочие дни до либо после завершения учебы/основной деятельности, а при ходатайстве субъекта – 4 ч.
Период занятости на протяжении недели не может быть меньше 20 ч. Время выполнения общественных работ несовершеннолетними не должен превышать 3 часов в день в те дни, когда они не учатся или не исполняют трудовых обязанностей на основном предприятии, а в другие дни – 2 ч. Привлекать к деятельности подростков допускается не чаще 3 дней в неделю. В случае возникновения уважительных причин УИИ может разрешить осужденному лицу отработать меньшее число часов в течение недели.
Обязанности администрации предприятия
На руководителя организации, в которой осужденные выполняют общественную работу, возлагается обеспечение контроля деятельности субъекта. В частности, администрация следит за тем, чтобы лица осуществляли ту деятельность, которая определена для них. Кроме этого руководство предприятия уведомляет УИИ о количестве отработанных часов либо об уклонении осужденных от работы. При причинении субъекту увечья, которое связано с его производственной деятельностью, ему полагается возмещение вреда в порядке, установленном законодательством.
Ответственность осужденных
Злостно уклоняющимся от выполнения общественных работ признается осужденный:
- Не появившийся на предприятии без уважительной причины больше 2 раз после предупреждения на протяжении всего вмененного ему срока.
- Совершивший больше 2 раз другие нарушения дисциплины.
- Скрывшийся для уклонения от отбывания наказания.
К субъектам, злостно уклоняющимся от выполнения вмененной им деятельности, применяются более жесткие уголовные санкции.