Что сделать в городе общественно полезного
По предварительным подсчетам ООН к 2030 году в городах будет проживать 80% населения Земли. Люди стремятся к комфортной жизни.
Но действительно ли жизнь в городе можно назвать комфортной? Разумеется, в мире есть города, которые сделаны для людей, но их единицы. Остальные же города скорее угнетают, чем делают нас счастливыми.
Фото: unsplash.com/@shrouda
Есть несколько вещей, которые действительно должны быть улучшены, если мы говорим об удобстве и счастье жителей городов.
1. Больше зеленых насаждений
С проблемой глобального потепления, многие страны еще в прошлом веке озадачились тем, чтобы сократить вырубку лесов и сажать больше деревьев в городской среде.
Деревья охлаждают планету, и дают тень жителям городов. Если вы живете в жарком городе, как например Краснодар, где летом воздух прогревается до 35-40℃, то понимаете всю ценность деревьев. В тени переносить такую жару намного легче.
Узнайте больше:
Деревья очищают воздух. А в наше время город нуждается в чистом воздухе как никогда. С ростом численности населения и владельцев автомобилей экологическая ситуация только ухудшается. Мы дышим выхлопными газами. Поэтому город нуждается в большом количестве деревьев.
Один из самых зелёных городов на планете — Сингапур. Фото: unsplash.com/@sergiosala
Кроме того, деревья дают нам эстетическое наслаждение и влияют на психическое здоровье. Природа успокаивает, снижает стресс и повышает настроение.
2. Транспортная развязка
Это актуальная проблема для больших городов. Тем не менее небольшие города тоже страдают от пробок. Опять же возьмем в пример Краснодар, который в 2016 году занял первое место по количеству автомобилей на душу населения. Старые узкие дороги просто нет возможности расширить, а те что можно давно расширили, но ситуацию это не спасло.
Постоянные пробки, даже днём — типичная ситуация для городов, в которых нет хорошей транспортной развязки. Никто не будет чувствовать себя счастливым, если часть своей жизни (как минимум 3 часа в день) человек вынужден тратить на пробки — в своем авто или в городском транспорте.
Данную проблему можно решить, если часть автомобилистов пересядет в общественный транспорт. И это уже происходит в некоторых городах мира. Но чтобы автомобилист пересел в общественный транспорт он должен быть…
3. Комфортный общественный транспорт
Что такое удобный общественный транспорт? Чистый, в хорошем состоянии, теплый зимой и прохладный в летнюю жару.
Более того, он должен четко следовать своему расписанию и иметь максимально удобный маршрут, чтобы пассажиры могли быстро добираться из пункта А в пункт Б.
Например, общественный транспорт в Краснодаре — это старые прогнившие троллейбусы с советских времён, и старенькие ПАЗы в качестве маршруток. Разумеется никаких кондиционеров в них нет.
Это фото действующего городского троллейбуса.
Это фото действующего городского троллейбуса.
Кто захочет пересесть с комфортного автомобиля с кондиционером в эти жаркие жестяные коробки?
Можно было бы пересесть на велосипед, но для этого нужны…
4. Велосипедные дорожки
Если есть хоть один город в России, где с велосипедными дорожками все замечательно, где велосипедисты не пытаются объехать толпы пешеходов по тротуару и не пробиваются через автомобильный поток, рискуя своей жизнью — напишите, пожалуйста в комментариях.
Но я уверена, что в России (да и во многих других странах), велосипедисты вынуждены как-то приспосабливаться.
Если власти города хотят облегчить транспортную ситуацию в городе, и мотивировать людей пересаживаться на велосипеды, они должны создать комфортные условия для велосипедистов.
Например, отделить велосипедные дорожки отдельно от автомобилей и пешеходов. Создать сеть велодорожек, чтобы велосипедист, который движется по ней, был уверен, что свернув на другую улицу, он продолжит по ней движение, а не попадет на дорогу с автомобильным движением.
На видео выше велосипедная дорожка в Гронингене, Нидерланды. Это рай для велосипедистов.
5. Комфортные места для отдыха, остановки и прочие строения
Иногда, кажется, что городские архитекторы и проектировщики зон отдыха не понимают, чем они на самом деле занимаются. Поэтому в городе можно увидеть скамейки, на которых неудобно сидеть. Либо скамейки, установленные в местах, где совсем не хочется сидеть.
Скамейка в парке Краснодара.
На фото выше скамья, установленная в городском парке, в месте, где хочется присесть и расслабиться. Но спинка у нее вообще не предназначена для того, чтобы на нее откидываться. Она очень неудобная.
Также в городах можно видеть остановки, которые не только лишены архитектурного стиля города, но и практически не защищают людей от солнца или осадков.
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: “А нам вообще позволено это делать?”
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу “сделай сам” –далеко не нова. Сам термин “тактический урбанизм” стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?
Городская среда предназначена для удобства людей. И в этом направлении работают кучи умнейших изобретателей, которые постоянно что-то придумывают новое – от мелочей до масштабных проектов, лишь облегчить нашу с вами жизнь, сделать ее интереснее, комфортнее и удобнее. Все для людей. Может и мы скоро доберемся до подобного?
Место для ребенка, чтобы у вас была возможность сходить в туалет
Источник:
Удобное меню, чтобы вы видели, как выглядит пицца
Источник:
Мелочь, но такая нужная – прорезь для сумок
Источник:
Это “стоянки” для велосипедистов – встал на подножку, отдохнул
Источник:
И еще для велосипедистов
Источник:
В маленьком городе Павловск Воронежской области установили на площади станцию технического ремонта велосипедов с питьевым фонтаном и зоной отдыха.
Источник:
Источник:
Отверстия в перилах для слабовидящих людей – чтобы было понятно на каком вы этаже
Источник:
В галерее Флоренции есть объемные копии работ, чтобы слабовидящие люди тоже могли насладиться искусством
Источник:
Сингапур – фонтанчики-увлажнители воздуха
Источник:
Подушка для тех, кто лежит в очках
Источник:
Скамейка с откидной крышей
Источник:
Детские площадки
Источник:
Источник:
Источник:
Свет для всех
Источник:
Городская зарядка на солнечных батареях для мобильных и прочей техники
Источник:
Источник:
Источник:
И к вопросу о мусоре – важнейшая мелочь
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.
В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.
Автобусные карманы
Автобусный карман
Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит из-за того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие горе-автомобилисты не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.
Широкие автомагистрали
У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.
Приоритеты
Думаю, если вы часто ходите пешком по улице, то вы не раз задавались вопросом, почему город — такой неудобный? А ответ максимально простой — неверные приоритеты. Существует четыре способа перемещения в городе: пешком, на велосипеде, общественным транспортом и на машине. Сейчас приоритет в наших городах отдан автомобилям. Но это в корне неправильно! Автомобили могут себе позволить не так уж много людей. Большинство же ходит пешком. Поэтому приоритет должен быть отдан в первую очередь пешеходам. Не стоит ущемлять права большинства. Тогда и города будут удобны. Следующие по «рангу» велосипедисты. Это те же пешеходы, но с велосипедом. И часто им неудобно перемещаться вместе с машинами или пешеходами. Лучший выход — выделить для них велодорожку. Или обеспечить хотя бы минимальный комфорт для велосипедистов — обустроить съезды на дорогу на пешеходных переходах и велостоянки. Далее преимущество перед частным транспортом должен иметь общественный. За день общественный транспорт перевозит людей гораздо больше, чем машины. Для общественного транспорта было бы хорошо выделять полосу движения. И лишь в последнюю очередь урбанисты должны заботиться о комфорте автомобилистов.
Маршрутки
Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. Из-за этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, компаниям-перевозчикам надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.
Пёстрые знаки
В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.
Пешеходная улица
Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно где-то в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.
Платные парковки
Фото: tema.livejournal.com
Часто в больших городах весь центр заставлен машинами. И обычное явление в микрорайонах — дворы-парковки. И сейчас (благодаря широким автомагистралям!) каждый стремится купить себе машину. Никто не думает о том, что своим автомобилем он занимает место, территорию города. Введя платную парковку, мы добьёмся того, что люди начнут думать дважды, прежде чем покупать машину. Городу станет легче.
Микрорайоны
Фото: gre4ark.livejournal.com
Если вы житель крупного города, то вы обязаны знать о «муравейниках» или «человейниках». Так называют дома в микрорайонах на окраине мегаполиса. Микрорайоны активно строятся в наших странах. Тем временем в Европе почти везде такие районы были снесены, так как превратились в гетто. Основная проблема таких районов — отсутствие инфраструктуры и, как следствие, работы. Инфраструктура — это объекты, необходимые для жизни современного человека (магазины, школы, общественные места, дороги). Утром все жители такого района уезжают, стоя в пробках, на работу в город, район пустеет. Следовательно, нет смысла открывать здесь рестораны или магазины. Только пивнушки! Вечером в микрорайоне обычно тоже нечего делать. Не посидеть в парке (вместо него двор, стоянка или пустырь), не пойти в кафе или в кино. Всё находится в городе. Потихоньку люди уезжают из таких районов, и их заселяют самые низшие слои. Так и появляются гетто. Что же делать? Нужно сносить такие микрорайоны и делать квартальную застройку. Лучше всего, чтобы в квартале сочетались дома разной ценовой категории. Дворы должны представлять собой общественное пространство как для детей, так и для взрослых. Здесь должны быть места работы (офисы и т. д.) и образовательные учреждения (школы, садики). Малый бизнес (кафе, магазины) в таких местах сам по себе начнёт работать. В таком районе и жизнь будет кипеть.
Историческая среда
Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).
Внешний вид зданий
Фото: msregion.ru
Скорее всего, в вашем городе здания увешаны рекламой и пёстрыми вывесками магазинов. Но это убивает красоту здания, особенно если оно историческое! За всем этим «мусором» здания теряются, да и общее ощущение отрицательное. Лучший выход — аккуратная реклама и общая стилистика вывесок. Таким образом улица станет в разы красивей. Также не стоит забывать о своевременной покраске зданий и починке ветхих.
Урбанистика очень важная современная наука. Благодаря популяризации урбанистики мы добьёмся того, что наши города станут не хуже европейских, а, может, и лучше. Не стоит пренебрегать удобством и внешним видом городов.
Читайте также: 5 особенностей климата Питера, о которых вы должны знать, если собираетесь сюда приехать