Что производят из полезных ископаемых 2 класс
Полезные ископаемые
Человек издавна использует богатства природы – горные породы и минералы. Их называют полезными ископа́емыми.
Скопления полезных ископаемых называются месторожде́ниями. Полезные ископаемые делят на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.
Твёрдые полезные ископаемые
Торф – ископаемое бурого или серого цвета.
Мох сфа́гнум и водные растения отмирают и оседают на дне болот. Постепенно на дне скапливается толстый слой полусгнивших остатков растений. Они слёживаются, уплотняются, и со временем из них образуется торф.
Сухой торф хорошо горит и используется как топливо. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.
Ка́менный уголь – твёрдое вещество чёрного цвета. Каменный уголь образовался из остатков древних растений, которые оседали на дне водоёмов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф. В недрах земли под большим давлением торф со временем превращался в каменный уголь.
На кусочках каменного угля встречаются отпечатки листьев, стеблей, корней растений, что и доказывает происхождение этого полезного ископаемого.
Каменный уголь хорошо горит и при горении выделяет много тепла. Его используют для отопления помещений. Из него получают краски, спирт, бензин, резину.
Каменный уголь
Известня́к – твёрдое вещество белого или светло-серого цвета.
Остатки скелетов, панцирей, раковин древних живых организмов веками оседали на дне морей, уплотнялись и образовывали слои известняка.
Люди давно научились использовать известняк в строительстве. Из него получают известь и готовят раствор для скрепления кирпичей.
Известняк
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые также относятся к твёрдым полезным ископаемым. Они одни из наиболее ценных в этой группе.
На металлурги́ческих заводах из железной руды получают чугун и сталь. Их главная составная часть – железо. Из чугуна изготавливают тяжёлые детали машин. Из стали делают строительные инструменты, металлическую посуду, детали автомобилей.
Чугун, сталь выплавляют из таких руд, как магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк.
Медь извлекают из руды – медного колчеда́на. Эту красивую руду легко узнать по желтоватому цвету и металлическому блеску.
Медь – мягкий металл, поэтому мало применяется в чистом виде. А сплавы меди с другими металлами человек использует широко (например, лату́нь, бронза).
Лёгкий серебристый металл алюминий получают из руды – бокси́та. Алюминий широко применяется при сооружении зданий, в производстве самолётов и кораблей.
Жидкие полезные ископаемые
Нефть – горючая тёмно-бурая жидкость с резким запахом.
Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы поднять её на поверхность, бурят скважины и устанавливают специальные насосы, которыми выкачивают нефть.
Из нефти получают топливо для автомобилей, самолётов и ракет, делают резину, пластмассы и различные краски.
Газообра́зные полезные ископаемые
Природный газ – летучее вещество. Он залегает глубоко в земле. Для добычи газа бурят скважины. От них проводят трубы, по которым газ перекачивают в специальные хранилища. Оттуда газ попадает на заводы, где его перерабатывают и получают резину и пластмассы.
Природный газ хорошо горит и даёт много тепла. Его используют в быту для отопления помещений, в котельных и на электроста́нциях.
Запасы полезных ископаемых не безграничны. С каждым годом в недрах земли остаётся всё меньше каменного угля, руды, нефти и других ископаемых. Человек должен бережно относиться к этим богатствам и экономно их расходовать.
Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, используемые в народном хозяйстве. Их делят на твёрдые, жидкие и газообразные.
Вопросы и задания
1. Что называют полезными ископаемыми?
2. На какие три группы делятся полезные ископаемые?
3. Что получают из нефти?
Какое утверждение верно?
а) Торф – негорючее полезное ископаемое;
б) каменный уголь образовался из остатков древних растений;
в) нефть – газообразное полезное ископаемое.
Выбери правильный ответ.
Не обладает горючестью:
а) нефть;
б) каменный уголь;
в) известняк.
Древние греки использовали нефть для приготовления «греческого огня» – огненной жидкости. С её помощью они защищали свои города и корабли от нападения врагов.
Египтяне использовали нефть для бальзамирования тел.
Презентация на тему: Полезные ископаемые 2 класс
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1
№ слайда 2
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. ТвёрдыеЖидкое – нефтьГазообразное – природный газ
№ слайда 3
Описание слайда:
Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ
№ слайда 4
Описание слайда:
Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам.Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.
№ слайда 5
№ слайда 6
Описание слайда:
Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах.Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн.В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.
№ слайда 7
Описание слайда:
Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.
№ слайда 8
Описание слайда:
Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.
№ слайда 9
Описание слайда:
Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.
№ слайда 10
Описание слайда:
Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.
№ слайда 11
Описание слайда:
Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.
№ слайда 12
Описание слайда:
Гранитные скалы
№ слайда 13
Описание слайда:
Древнеегипетский саркофаг из гранита
№ слайда 14
Описание слайда:
Глина Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов.
№ слайда 15
Описание слайда:
Гончарный круг
№ слайда 16
Описание слайда:
Торф Торф— горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Слой торфа в болотах не менее 30 см, (если меньше, то это заболоченные земли).
№ слайда 17
Описание слайда:
Запасы торфа в Новосибирской области оцениваются в 7,2 млрд тонн, однако в связи с высокими затратами на его добычу и переработку, разработка торфяных месторождений практически не ведётся. Горит торфТорфяной брикет
№ слайда 18
Описание слайда:
Известняк Известняк является горной породой. Нередко содержит остатки известковых скелетов ископаемых организмов.Основной цвет породы – белый либо серый. Иногда можно встретить известняк коричневый и даже черный – но это случается гораздо реже. Используется в строительстве, металлургии, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной, пищевой, резиновой промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве. Применяется также для отделочных, облицовочных работ, создания украшений зданий и ландшафтов.
№ слайда 19
Описание слайда:
Известняковый карьер
№ слайда 20
Описание слайда:
Залежи известняка
№ слайда 21
Полезные ископаемые
Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.
I. Организационный момент
(Представление.)
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
II. Актуализация знаний
Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.
III. Определение темы урока.
(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.
Я предлагаю вам разгадать загадки, из которых мы с вами поймём о чем же мы будем сегодня говорить: (СЛАЙД)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Не кладут ее в варенья,
Но кладут ее в соленья,
Но кладут ее в борщи,
В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)
Он нужен очень детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже. (Песок)
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков. (Железо)
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)
– Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)
– А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?
Полезные ископаемые– это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве . (СЛАЙД)
– Мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.
Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)
Горючие: нефть, торф(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.
Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.
Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.
Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.
Жидкие: нефть, минеральная вода.
Газообразные: природный газ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название — св-ва) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)
IV. Физминутка
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.
– Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?
(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолеты и вездеходы, с помощью которых они сообщают о своих находках. А скажите, зачем это все людям? (для чего нужно узнавать месторождения, залежи ПИ?).
А вот для чего: (Фронтальная работа)
Например, для того, чтобы изготовить стекло и сделать из него стакан, нужен особый песок- и это является полезным ископаемым. Как вы думаете, из чего строят дома, школы, различные заводы? (для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка). А из чего делают автомобили, самолеты? (для того, чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий). Хорошо, но вот построили автомобили, самолеты, только тут снова проблема: они сами не поедут и не полетят. Что еще нужно для их движения? (( топливо) нужно горючее, которое получают из нефти). Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива, по-другому их называют горючими? (уголь, торф, нефть, природный газ). Все эти ПИ залегают на разной глубине в недрах земли и на ее поверхности.Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добывать. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с ее поверхности- называютископаемыми.
Например, Ископаемое топливо является ценным сырьем для химической промышленности. (СЛАЙД) Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля– делают краски, духи, также лекарства. Из природного газа делают Пластмассы.
Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды– чугун, сталь. Из медной руды– медь.
(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.
(СЛАЙД) А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины.
Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО КАРТЕ:
На физических картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Сейчас объединитесь в группы, я раздам вам карты. Перед вами физическая карта РБ в левом углу есть сноска, называется она «Месторождения полезных ископаемых» . Вам нужно найти по одному месторождению: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.
V. Итог урока
Итак, что же называют полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?
Рефлексия
Перед вами три вопроса, на какой один из них вы бы хотели ответить?
1.Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?
Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ
2 класс
Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»
Учитель начальных классов Крюкова Т.В.
Цели урока:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.
Образовательная: формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
учебник “Мир вокруг нас” для 2 класса (автор – Плешаков А. А. );
атлас-определитель: “От Земли до неба”.
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Презентация в программе Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент .
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у нас
Урок уж больно важный!
II. Проверка дом. задания.
– Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
Правильно, это созвездие Большая медведица.
А с какими ещё созвездиями мы познакомились на прошлом уроке?
III. Сообщение темы и целей урока.
– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у нас расположено над головой, путешествовали по звёздному небу, а сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми.
Что такое “недра”?
-Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..
Скажите, что означает выражение “разработка недр”?
Д. Добыча полезных ископаемых.
У. Ребята, как добывают полезные ископаемые?
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
Слайд 1.
– А почему они ископаемые? И почему полезные?
Слайд 2.
IV. Работа по теме урока.
-У вас на партах разложены коллекции полезных ископаемых.
– Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?
V. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем ,как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VI. Практическая работа учащихся.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель “От Земли до неба”
Слайд 3
План описания полезного ископаемого
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства.
Где используется это полезное ископаемое?
– С помощью атласа-определителя расскажите о своем ископаемом по плану.
Проверка с использованием слайдов.
– Что вы узнали о полезных ископаемых?
-Расскажите об их свойствах. – Где они применяются?
– А сейчас давайте посмотрим на экран.
VII. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 4 –Гранит
– Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Однороден ли он по составу?
Слайд 5 – Состав гранита
– Где вы встречали гранит?
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
Слайд6 – Гранитный массив
Слайд 7- Применение гранита.
обозначается:
VIII. Работа с учебником.
– Откройте учебники на с. 34-35.
– Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого шпата.
СЛАЙД – 8
железная руда
– Твердая, непрозрачная, очень плотная, негорючая, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.
обозначается:
Слайд 9
каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. Обозначается:
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
Слайд 10 – торф
торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, светло-коричневого цвета,
на торфе работают некоторые электростанции.
обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Слайд 11 – глина – твердая, непрозрачная, рыхлая, негорючая, коричневого цвета.
Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Слайд 12
известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы.
СЛАЙД 13
(Строительные: известняк, глина, гранит;
рудные: железная руда;
топливные: каменный уголь, торф)
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
IX. Обобщение, подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.
Слайд-14кроссворд
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А чтобы сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
X. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?