Что полезного в жабе и розе

Что полезного в жабе и розе thumbnail

Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано 26.12.2019 Обновлено 26.12.2019

«Сказка о жабе и розе» – короткая, но очень трогательная история, написанная писателем Всеволодом Гаршиным. Ее сюжет на первый взгляд может показаться крайне бесхитростным, но за кажущейся простотой таится глубокий нравственный смысл сказки, который делает ее не только поучительной для детей – тут и взрослому есть над чем подумать.

В заброшенном саду, среди запущенности и сорных трав, расцвела прекрасная роза – воплощение совершенства и спасительной красоты, чудесный бутон и нежный аромат которой словно преобразил заброшенное место. Однако не все были рады волшебной красоте и радости, которые цветок дарил миру просто так, следуя своей нехитрой природе. Безобразная злобная жаба, чья жизнь была примитивна и низменна (низменна буквально – жаба даже никогда не смотрела вверх, ползая но земле) была очарована розой. Но не имея возможности выразить свое чувство иначе, жаба задается целью завладеть розой и уничтожить ее – чтобы достичь этой цели, жаба даже готова пожертвовать собственным комфортом и приложить значительные усилия.

Эти образы сказки просты, но символичны. Роза тут – не просто символ красоты, но и символ радости, добра, которым противопоставлено уродство, злоба, которое олицетворяет жаба. Любой злобной натуре добро ненавистно, естественная реакция темной, низменной души на прекрасное – не преображение, изменение к лучшему, а инстинктивное желание подавить, изуродовать, уничтожить то, что излучает свет и несет благо: ненависть никогда не созидает, а лишь разрушает.

Центральный образ сказки – фигура маленького Васи, мальчика, трагичный конец короткой жизни которого и помогает раскрыть истинный смысл сказки и жабе и розе. Раньше Вася часто бывал в саду – кроткий и задумчивый ребенок интересовался всем, что его окружает, наблюдал за растениями, насекомыми, животными. Но очень скоро сад заскучал без мальчика: Вася заболел, слабел и уже не мог выходить на так любимые им прогулки, от которых остались лишь воспоминания.

Примечательно, что болезнь ребенка и нарастающая опасность для розы в саду развиваются параллельно: недуг Васи прогрессирует и тот уже не покидает постели, у которой дежурит его сестра, а в саду, в который уже никогда не вернется его маленький хозяин, жаба снова и снова предпринимает попытки уничтожить розу. Символична и одновременная смерть ребенка и цветка: исполнив последнюю волю умирающего Васи, его сестра избавляет розу от гибели в лапах мерзкой жабы. Цветок погибает, однако гибель его приобретает важный смысл: он жертвует собой и выполняет тем самым благороднейшую из миссий, делая конец жизни мальчика светлее. Вероятно, даже закономерному, предопределенному природой увяданию в родном саду роза предпочла бы именно такую кончину – у гроба ребенка, которому она смогла принести секунды радости.

Финал сказки провозглашает важность жертвенности, человеколюбия, противостояния насилию и жестокости. По мнению автора, настоящая жизнь не должна быть просто существованием – ее необходимо наполнять смыслом. Способность на поступок, самопожертвование всегда несут свет и никогда не забываются – и роза наглядно демонстрирует это, в то время как тупое желание подавлять и присваивать ни к чему не приводят – жаба остается ни с чем. Роза была прекрасным из цветков, источала красоту и благоухание, но с легкостью рассталась с ними во имя высокой цели, и её жертва не была напрасной. Добро сильнее зла потому, что преображает мир вокруг себя, оно щедро; зло же бесплодно, его воздействие направлено лишь на разрушение и порабощение. Несмотря на то, что история завершается трагично – смертью мальчика и увяданием розы, сказка не оставляет ощущения горя: она дарит читателю ощущение мудрости жизни и непреложной закономерности бытия, согласно которой добро всегда побеждает.

Источник

Какую главную мысль пытался передать автор в Сказке о жабе и розе?

Я думаю, что автор хотел сказать читателю, что любая жизнь не должна быть растрачена попусту. Как бы не была красива роза, но сама для себя она существовать не могла, это было пустое существование, которое не приносило никакой пользы, а порождало только зависть и злобу. Когда же розу сорвали и отдали умирающему мальчику, роза поняла, что ее жизнь прожита не зря, что она все-таки успела кому-то оказаться нужной и полезной, пусть на краткий миг, но сделала жизнь мальчика счастливей. Жаба выступает в этой сказке второстепенным персонажем, злобной силой, которой чуждо все красивое, но без нее и роза бы не поняла, для чего она живет на свете. Так и любая человеческая жизнь не должна быть растрачена попусту, на одного себя, она обязательно должна приносить пользу и другим людям.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Тут без очень краткого содержания не обойтись. В одном саду жили жаба и роза. По саду часто любил гулять мальчик. Но вот мальчик очень тяжело заболел. В это время роза зацвела. Жаба захотела её съесть. Роза очень боялась этого. Но пришла девушка, срезала розу, отшвырнув при этом жабу, и отнесла её мальчику. Мальчик вдохнул аромат розы и умер. Когда мальчик умер, роза стояла у его гроба. Впоследствии розу засушили.

Б-р-р… Однако книжки нашим деткам подкидывают…

А смысл наверное примерно такой.

Жаба – зло, роза добро. Добро всегда побеждает зло – роза не досталась злой жабе. В тоже время роза как-бы пожертвовала собой дав мальчику насладиться ароматами в последние мгновенья его жизни.

Опять-же засушенная роза, пусть и засушенная, говорит о том, что добро вечно.

Как-то так.

Удиви­тельн­ая Рядом
[493K]

4 года назад

Анализ “Сказки о жабе и розе” проведён мною здесь, где он является частью другого, более широкого вопроса – об общем и различном в народных и авторских сказках.

Гаршин хотел передать сложную идею, которой нет места в фольклоре. Она но о том, что прекрасное и дурное сосуществуют в мире, и первое вызывает самые необычные реакции со стороны окружающих, но прежде всего – желание обладать им, сделать частью себя.

Для жабы это означало сожрать розу. Если бы мальчик был здоров, он подошёл бы к розе и не стал отнимать у неё жизнь, но судьба распорядилась так, что ребёнку самому суждено умереть, и срезанный сестрой цветок облегчил ему уход из жизни. Здесь читателю пытаются внушить идею, что прекрасное должно быть полезным. Помочь, умирая, – замечательно, а быть сожранным жабой, – бессмысленно. Вообще-то, если смотреть на интересы розы в этой истории, то получается, что на её красоту вокруг – сплошные претенденты, отнимающие её жизнь, вопрос лишь в том, кому она достанется.

Гаршин пытался сказать, что цель искусства (или прекрасного вообще) – в служении другим, а не самолюбовании. Идея замечательна, но в переводе на простой язык обозначает, что если ты красив, то всем обязан, и с этим сложно согласиться, но если воспринять сказку как одну большую метафору (иносказание), то она – о сложности жизни и необходимости наполнить её смыслом.

Dorki
[63.6K]

4 года назад

По моему мнению, автор “Сказки о жабе и розе, хотел, в очередной раз, поведать всему миру о том, что в жизни всегда существуют какие – либо противоположности, в данном случае, это прекрасное и ужасное, и всегда, во все времена, будет происходить борьба между добром и и злом, и очень бы хотелось, чтобы доброта всегда выигрывала.

dred7­0
[93.9K]

7 лет назад

интересная сказка. я такую не читал раньше.

краткое содержание для любопытствующих (хотя рекомендую прочитать самим, она небольшая).

автор описывает сначала запущенный цветник перед деревенским домом. в котором растет очень нежная, любящая жизнь роза, окруженная со всех сторон колючками и крапивой. в доме живет мальчик, который очень слаб и болен. он любит аромат розы и любуется её-это практически единственная его радость в жизни.

под домом живет гадкая, безобразная до уродливости и ленивая жаба. главная цель её жизни-набить себе брюхо и найти “теплое” по её понятиям местечко.

как-то раз роза зацвела. жаба не может понять. что вызывает её беспокойство, что-то не так как всегда. не так как привычно! а-а, это какой-то посторонний аромат. жаба замечает цветок розы и выражает свой восторг фразой “я тебя съем”.

первая попытка заканчивается неудачно. но роза просто в ужасе от того, что её ожидает такая ужасная смерть.

в это время умирающий мальчик просит сестру принести ей розу, чей аромат ему так нравится. сестра исполняет просьбу в самый кульминационный момент-жаба во второй попытке почти добралась до цветка. роза понимает. что её срезают и она погибнет. но понимает. что погибнет не просто так. а для какого-то нужного дела.

мальчик вдыхает в последний раз аромат, который он так любил и и с улыбкой на лице умирает.

розу ставят в бокал у маленького гробика. и невзирая на наличие большого количества букетов. выглядит очень обособленно, с печальной грустью. ведь “это была самым лучшим в жизни розы”. потом розу высушили и она стала как бы памятью о мальчике.

теперь как я понимаю эту сказку.

красота спасет мир! это если совсем коротко.

на самом деле сказка автор пытается сказать, что доброта и красота, даже если умирают, все равно не могут быть побеждены злом. они остаются выше него. зло может забрать наше тело, но не душу. и умирая, роза жертвует себя ради последней улыбки на лице мальчика. жертвенность ради ближнего, даже незнакомого человека. может продлить воспоминание о нас и оставить долгую, хорошую память. а жаба… её никто не вспомнил больше в конце сказки и даже не заспиртовал в Кунсткамере, как образец зла. )

Nelli­4ka
[110K]

4 года назад

Автор сказки рассказывает читателю, что в этом мире есть и зло (жаба), и добро (роза), и первое, хоть и часто покушается на второе, не всегда одерживает победу.

Но роза же умерла, скажут многие. Да, впрочем, как и мальчик, который в последний раз вдохнул ее аромат. Но над их гибелью не стоит печалиться, ведь все живое когда-либо умирает. Но автор не просто так акцентирует внимание на смерти. Он показывает нам, что прекрасные душой существа заслуживают не только красивой жизни, но и красивой смерти. Так, мальчик напоследок смог вкусить чудесный запах, а роза умерла достойно, с пользой, а не от лапок злой и вредной жабы.

Tangr­am
[151K]

4 года назад

Гаршин несомненно хотел сказать, что смерть подстерегает каждого, причем в любой момент его жизни: роза погибает в самом расцвете, а мальчик и до него не дотягивает. И о том, что смерть бывает очень разной, в том числе и красивой.

Также сказка и об отсутствии выбора у красоты, на которую каждый норовит покуситься: розу вообще никто не спрашивал, желает ли она прожить розовую жизнь на кусте или умереть насильственной смертью. Всё, что ей было позволено, так это уклониться от прохождения по пищеварительному тракту жабы, превращаясь по пути в удобрение. Срезанная во имя благой с точки зрения человека цели, она превращается в мумию – бледное подобие себя цветущей. И что в итоге лучше – удобрение или носитель воспоминаний – ещё вопрос.

Считается, что жаба у Гаршина – это безобразное, а роза – прекрасное, и обычно только на них внимание и заостряется. Между тем, гораздо интереснее было бы порассуждать о сестре и брате и их желании убить живое существо из-за его красоты.

Что касается жабиного “Я тебя слопаю!”, то оно ничем не отличается от звучащего повсеместно “Ах, какой ты вкусный!”. Кулинарное признание – самое честное, показывающее, что объект, вызвавший его к жизни, желают сделать частью себя. Так говорят своим детям мамочки, сжирающие потом их жизни.

morel­juba
[61.5K]

4 года назад

На самом деле Сказка о жабе и розе имеет очень глубочайший жизненный смысл, актуальный всегда, на протяжени жизни всех поколений. А передать автор хотел то, что жизнь каждого должны иметь смысл, она не должна быть прожита впустую, безцельно. Все мы на этой Земле должны в чём-то стремиться помогать окружающим. Да и пустое существование очень угнетает, так же как оно угнетало красавицу розу. Но вот она была сорвана для умирающего мальчика и смогла принести ему радость. И тут роза уже жила не зря, она могла принести счастье.

А вот злость жабы олицетворяет завистников и их некчёмность при всём этом.

Охот ник
[34.3K]

7 лет назад

В предыдущих ответах Вы можете увидеть краткое содержание этой сказки. Я думаю, что автор заложил здесь следущий смысл:

Если бы розу не срезали, то ее бы съела жаба и про розу бы навсегда забыли. Но когда розу срезали, пусть ее и убили, но она успела принести радость умирающему ребенку и оставила папять о себе, так как ее засушили. А вот если бы розу просто съела жаба, то ничего бы из нее не получилось. Получается, что для того, чтобы тебя заметили, не нужно размениваться по мелочам, а нужно делать людям добро. Тогда о Вас будут помнить.

Натал­ья Сокол­ова
[32.9K]

5 лет назад

Автор сказки хотел сказать, что весь мир делится на две части – добро и зло. Жаба и роза – олицетворение добра и зла. Жаба злая, завистливая, вечно всем недовольная – такая никому не нужна.

Роза прекрасная, счастливая, хочет жить.

Надо быть такими как роза.

Знаете ответ?

Источник

Цель:

  • продолжение работы над произведением
    В.М.Гаршина “Сказка о жабе и розе”;
  • повышение уровня восприятия литературного
    произведения; развитие критического мышления
    через изучение произведения.

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению, умению
    находить в тексте ответы на вопросы;
  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение
    добра и зла, счастья и сострадания;
  • развивать творческие способности, навыки
    работы в группе;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение
    слушать и уважать мнение своих товарищей, давать
    оценку собственной деятельности.

Оборудование:

  • мультимедиа оборудование;
  • презентация к уроку;
  • учебник “Литературное чтение” 4 класс
    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
  • листы для работы в группе;
  • маркеры;
  • толковый словарь;

Технология: технология развития
критического мышления через чтение и письмо.

Методический приём: кластеры.

Ход урока

Слайд 1.

I стадия: “Вызов”. (мотивация, актуализация,
целеполагание).

1. Звучит музыка Антона Григорьевича
Рубинштейна “Мелодия”.

Слайд 2.

– В.М.Гаршину принадлежит удивительная мысль:
“Если ты оставил после себя след красоты души, то
будь уверен, что выполнил свою миссию на земле:”
Но чтобы почувствовать глубину этой мысли,
понять удивительный мир образов художника слова,
мы должны быть внимательны, вдумчивы, серьёзны.
Сегодня мы продолжаем работу над “Сказкой о жабе
и розе”, с которой познакомились на прошлом
уроке.

2.- Вспомните, о чём эта сказка?

Слайд 3.

(Ответы детей: о жабе и розе, о прекрасном и
безобразном, о добре и зле).

3. – Какие цели и задачи мы поставили вчера на
уроке?

Слайд 4.

Цели:

1. Знакомство с произведением В.М.Гаршина
“Сказка о жабе и розе”.

2. Выявление главной идеи произведения через
характеристику героев и художественные
особенности.

3. Осмысление мира как воплощение добра и зла.

Слайд 5.

Задачи:

1. Познакомиться с содержанием сказки и её
героями.

2. Раскрыть образ героев сказки:

  • Внешний вид героев.
  • Характер героев
  • Взаимоотношения героев
  • Мечты героев
  • Характеристика действий и поступков героев

3. Определить художественные особенности
сказки.

– Какие задачи мы уже выполнили на прошлом
уроке?

– Чтобы определить цели и задачи сегодня на
урок, я предлагаю прочитать следующее
стихотворение.

Слайд 6.

Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

– Прочитав стихотворение, определите – какую
задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку
стихотворения.

(Ответы детей: “разоблачить добро и зло”,
“раскрыть мир жабы и мир розы”).

– Таким образом, задача нашего урока:

Слайд 7.

Раскрыть понятия “Добро” и “Зло” через
характеристику героев.

II стадия: “Осмысление содержания”.
(получение, осмысление, соотнесение,
корректировка новой информации).

1. – Как вы понимаете слова “Добро” и “Зло”?

(Ответы детей: добро – это:; зло – это:).

– Как эти понятия определяет толковый словарь?

Слайд 8.

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное,
    противоположное злу.
  • Зло – нечто дурное, вредное, противоположное
    добру.

– Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в
сказке.

– Как вы думаете, кто из героев является
символом – добра и кто является символом – зла?
Почему?

(Ответы детей)

– Попробуем доказать наши предположения
опираясь на содержание сказки.

2. Групповая работа.

(Класс делится на 8 микро групп, каждая группа
получает лист бумаги и маркер).

– Четыре группы (одна группа – один пункт плана)
будут доказывать, опираясь на текст, что роза –
это символ добра, а другие четыре группы – что
жаба – это символ зла, по следующему плану. Слайд
9.

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

– Ваша задача – как можно точнее и подробнее
выразить свои представления о жабе и розе,
подтверждая их словами и выражениями из текста.

– Подведём итоги групповой работы. На доске
схема-кластер “Роза”.

1 группа – Окружающая обстановка.

(Ответы детей: “хорошее майское утро”, ”
голубое небо”, “свежий утренний ветерок”,
“лучи солнца”, “утренняя роса”, “в цветнике
мирно и спокойно, чисто и ясно”).

– Как себя чувствует роза в такой обстановке?
(Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива,
ей хорошо:)

– А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)

Вывод: обстановка вокруг розы солнечная,
тёплая, мирная.

2 группа – Внешний вид.

(Ответы детей: “роскошный цветок”, “нежная”,
“тонкие лепестки”, “тонкий свежий аромат”,
“душистое и прекрасное создание”, “бледное
создание”).

– Вам нравится роза?

Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые
чувства.

3 группа – Действия.

(Ответы детей: “росла, красовалась”, “могла бы
плакать не от горя, а от счастья жить”, не могла
говорить, она могла только разливать запах и этот
запах был её словами, слезами и молитвами”, “её
жизнь – распуститься, начать вянуть и осыпаться”,
“не может вспорхнуть и улететь, как бабочка”,
“совсем уж распустилась”, “почувствовала, что
её срезали недаром”).

– А почему роза плачет?

(Ответы детей: она растёт среди запустения,
поэтому и плачет).

– Разве роза может плакать?

(Ответы детей: нет, роза – это символ, под
которым автор подразумевает человека, только
человеку присущи душевные переживания).

– Какой литературный приём использует автор?

(Ответы детей: олицетворение).

– О чем могла молиться роза?

(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше
прожить, принести людям пользу, чтобы жить в
лучших условиях:)

Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

4 группа – Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: “мечтает улететь как бабочка, но
прикреплена к своему стебельку”, плачет,
сожалеет что “некому было полюбоваться ею”,
отчаяние – “роза поняла, что погибает”,
“смирилась со своей участью”).

– Какие чувства испытывает роза? (плакать не от
горя, а от счастья жить:)

Значит, главное для розы – это счастье жить:

– Что помогает понять счастье розы? (её аромат)

– Как вы понимаете фразу “Тонкий аромат был
словами, слезами, молитвами:”?

(Ответы детей: роза не говорит, она только
разливает вокруг себя тонкий аромат, роза
мечтала служить миру своей красотой, изливая
чудесный свет и аромат).

– Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к
ней относится?

(Ответы детей: для описания розы автор
использует эпитеты, красивые образные выражения,
он показывает нам розу красивой, ароматной, она
хочет жить и принести людям пользу).

– Какой это образ – положительный или
отрицательный? (положительный).

– Значит роза – это символ добра? (да).

Поговорим о жабе. На доске схема-кластер
“Жаба”.

– Расскажите, как показана жаба.

1 группа – Окружающая обстановка.

(Ответы детей: “сырая земля”, “среди корней
куста”, ” выбрала местечко потенистее и
посырее”).

– Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)

– А как человек может чувствовать себя в такой
обстановке?

(Ответы детей: неуютно, угнетённо).

2 группа – Внешний вид.

(Ответы детей: “жирная”, “старая”,
“грязно-серые липкие бородавчатые лапы”,
“плоское брюхо”, безобразная лапа”, “жабьи
глаза”, “злые безобразные глаза”, “жабье
сердце”, “злое животное, гадкая”).

– Вам нравится жаба?

(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а
это вызывает плохие чувства).

3 группа – Действия.

(Ответы детей: “ленится”, “объедается”,
“отдыхает”, “не умеет радоваться”, ” не умеет
выражать свои чувства”, ” прохрипела”,
“переползла”, “карабкалась”, “свалилась”,
“поплелась”).

– Оцените её действия.

(Ответы детей: главное для жабы – это плотно
поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и
прожорлива. Она хочет довести начатое дело до
конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это
плохо).

4 группа – Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру,
хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить
её, ” запах розы причиняет ей смутное
беспокойство”, ненавидит розу, испытывает
злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не
чувствует).

– Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые
увидела розу?

– Как вы понимаете фразу “Что-то странное
зашевелилось в жабьем сердце”?

– Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).

-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба
оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно,
она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью
смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное,
гадкое.

– Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к
ней относится?

(Ответы детей: жаба бесчувственное и
безобразное животное)

– Какой это образ – положительный или
отрицательный? (отрицательный).

– Значит, жаба – это символ зла? (да).

Вывод: роза – символ добра, жаба – символ зла.

Слайд 10.

III стадия ” Рефлексия”.

– Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз
стихотворение.

Слайд 6.

Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

– Выполнили эту задачу? (да).

– О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть
доброжелательным, приносить людям пользу, добро
победит зло, добрые дела не забываются).

Слайд 11.

– Заканчивая наш урок, мне хочется сказать:
“Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот
удивительный цветок. Учитесь у мира только
хорошему!”.

Благодарю за работу!

Используемые источники.

образовательные ресурсы и картинки интернета

  1. www.4stupeni.ru
  2. www.minuspk.ru/publications/pp200906/018.html
  3. www.urok.1sept.ru/articles/599977/
  4. https://www.cwer.ru./files/u771081/screen12/Poseqx0.jpg
  5. https://i24.fastpic.ru/big/2011/0706/2d/01906836cd2ab7470d29cf899fbb112d.gif
  6. https://www.interpres.ru/catalog/images/068793.jpg
  7. https://desktop.kazansoft.ru/digimages/flowers/roses/img-a613d.jpg
  8. https://www.
    clker.com/cliparts/6/3/3/4/11970934601866549666johnny_automatic_rose_1.svg.hi.png

Источник