Что полезного можно сделать для своего города

Что полезного можно сделать для своего города thumbnail

По предварительным подсчетам ООН к 2030 году в городах будет проживать 80% населения Земли. Люди стремятся к комфортной жизни.

Но действительно ли жизнь в городе можно назвать комфортной? Разумеется, в мире есть города, которые сделаны для людей, но их единицы. Остальные же города скорее угнетают, чем делают нас счастливыми.

Фото: unsplash.com/@shrouda

Есть несколько вещей, которые действительно должны быть улучшены, если мы говорим об удобстве и счастье жителей городов.

1. Больше зеленых насаждений

С проблемой глобального потепления, многие страны еще в прошлом веке озадачились тем, чтобы сократить вырубку лесов и сажать больше деревьев в городской среде.

Деревья охлаждают планету, и дают тень жителям городов. Если вы живете в жарком городе, как например Краснодар, где летом воздух прогревается до 35-40℃, то понимаете всю ценность деревьев. В тени переносить такую жару намного легче.

Узнайте больше:

Деревья очищают воздух. А в наше время город нуждается в чистом воздухе как никогда. С ростом численности населения и владельцев автомобилей экологическая ситуация только ухудшается. Мы дышим выхлопными газами. Поэтому город нуждается в большом количестве деревьев.

Один из самых зелёных городов на планете — Сингапур. Фото: unsplash.com/@sergiosala

Кроме того, деревья дают нам эстетическое наслаждение и влияют на психическое здоровье. Природа успокаивает, снижает стресс и повышает настроение.

2. Транспортная развязка

Это актуальная проблема для больших городов. Тем не менее небольшие города тоже страдают от пробок. Опять же возьмем в пример Краснодар, который в 2016 году занял первое место по количеству автомобилей на душу населения. Старые узкие дороги просто нет возможности расширить, а те что можно давно расширили, но ситуацию это не спасло.

Постоянные пробки, даже днём — типичная ситуация для городов, в которых нет хорошей транспортной развязки. Никто не будет чувствовать себя счастливым, если часть своей жизни (как минимум 3 часа в день) человек вынужден тратить на пробки — в своем авто или в городском транспорте.

Данную проблему можно решить, если часть автомобилистов пересядет в общественный транспорт. И это уже происходит в некоторых городах мира. Но чтобы автомобилист пересел в общественный транспорт он должен быть…

3. Комфортный общественный транспорт

Что такое удобный общественный транспорт? Чистый, в хорошем состоянии, теплый зимой и прохладный в летнюю жару.

Более того, он должен четко следовать своему расписанию и иметь максимально удобный маршрут, чтобы пассажиры могли быстро добираться из пункта А в пункт Б.

Например, общественный транспорт в Краснодаре — это старые прогнившие троллейбусы с советских времён, и старенькие ПАЗы в качестве маршруток. Разумеется никаких кондиционеров в них нет.

Это фото действующего городского троллейбуса.

Это фото действующего городского троллейбуса.

Кто захочет пересесть с комфортного автомобиля с кондиционером в эти жаркие жестяные коробки?

Можно было бы пересесть на велосипед, но для этого нужны…

4. Велосипедные дорожки

Если есть хоть один город в России, где с велосипедными дорожками все замечательно, где велосипедисты не пытаются объехать толпы пешеходов по тротуару и не пробиваются через автомобильный поток, рискуя своей жизнью — напишите, пожалуйста в комментариях.

Но я уверена, что в России (да и во многих других странах), велосипедисты вынуждены как-то приспосабливаться.

Если власти города хотят облегчить транспортную ситуацию в городе, и мотивировать людей пересаживаться на велосипеды, они должны создать комфортные условия для велосипедистов.

Например, отделить велосипедные дорожки отдельно от автомобилей и пешеходов. Создать сеть велодорожек, чтобы велосипедист, который движется по ней, был уверен, что свернув на другую улицу, он продолжит по ней движение, а не попадет на дорогу с автомобильным движением.

На видео выше велосипедная дорожка в Гронингене, Нидерланды. Это рай для велосипедистов.

5. Комфортные места для отдыха, остановки и прочие строения

Иногда, кажется, что городские архитекторы и проектировщики зон отдыха не понимают, чем они на самом деле занимаются. Поэтому в городе можно увидеть скамейки, на которых неудобно сидеть. Либо скамейки, установленные в местах, где совсем не хочется сидеть.

Скамейка в парке Краснодара.

На фото выше скамья, установленная в городском парке, в месте, где хочется присесть и расслабиться. Но спинка у нее вообще не предназначена для того, чтобы на нее откидываться. Она очень неудобная.

Также в городах можно видеть остановки, которые не только лишены архитектурного стиля города, но и практически не защищают людей от солнца или осадков.

Источник

Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.

Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.

Читайте также:  Чем полезна хвоя и почки сосны

Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: “А нам вообще позволено это делать?”

Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?

Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу “сделай сам” –далеко не нова. Сам термин “тактический урбанизм” стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.

В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.

Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.

А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.

Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.

Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!

Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.

На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.

А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!

Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.

Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.

Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.

Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!

Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.

Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.

Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.

Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.

Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.

Как думаете, а в наших городах такое возможно?

Источник

Городская среда предназначена для удобства людей. И в этом направлении работают кучи умнейших изобретателей, которые постоянно что-то придумывают новое – от мелочей до масштабных проектов, лишь облегчить нашу с вами жизнь, сделать ее интереснее, комфортнее и удобнее. Все для людей. Может и мы скоро доберемся до подобного?

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

Это перевод статьи канадского урбаниста Брента Тодериана ‘5 steps to making better cities’, выполненный “Городскими проектами”. Он говорит о 5 простых шагах, которые может сделать любой город, чтобы стать лучше, современнее и комфортнее. Любопытно, что ванкуверец Тодериан озвучивает некоторые ошибки, которые до сих пор продолжают совершать даже западные города — и которых мы могли бы сразу избегать на их примере.

Далее повествование от его лица:

❝Один из самых частых вопросов, которые мне задают: «Какие города являются лучшими в мире?» У меня есть несколько вариантов ответов, но обычно я стараюсь перейти на другую тему — к вопросу, который мне кажется более интересным: «какие города прямо сейчас делают всё возможное, чтобы стать гораздо лучше?»

Поскольку большая часть моей работы, связанной с консультациями городов по «продвинутому урбанизму» — это, простыми словами, помощь городам стать лучше, то вдохновляющие примеры успешных городских изменений — просто на вес золота. С другой стороны, города, которые и так прекрасны уже долгое время, не так подходят в качестве примеров, потому что циники с лёгкостью поставят на них крест. Как часто можно услышать: «Да ладно, [вставьте имя города] всегда таким был! Мы никогда не станем как [этот город]!»

Ну и будем честными: отличные города спокойно могут почивать на лаврах, выезжая за счёт умных решений, принятых десятки или даже сотни лет назад. Представьте Нью-Йорк до Блумберга или Париж до Деланоэ и Идальго. Или, может, у вас есть другой пример. Вдохновляют именно города, которые принимают храбрые, креативные решения, чтобы стать лучше (даже если они ещё не сработали), и их же трудно игнорировать другим.

Каждый город мира постепенно приобретает опыт, не покладая рук старается стать лучше, хотя стартовые позиции у всех разные. Действительно, можно спорить о том, как это — «лучше» (включая такой немаловажный момент, как «для кого лучше?»), и даже когда уже доказана разница между тем, что лучше и что хуже, некоторые города поступают неправильно (не хотите ли немного магистралей?). Но мне кажется, что даже города с чётким пониманием того, что будет лучше, не знают, как это сделать, и путь к успеху получается долгим.

За многие годы работы с городами я придумал, как начинать разговор на эту тему — «5 шагов, которые сделают город лучше». Думаю, это поможет сделать первый шаг к изменениям, если люди понимают, с чего им начинать.

Шаг 1: делаем неправильно

К сожалению, многие города всё ещё наглядно демонстрируют, что они на этом шаге: это любой город, от Далласа до Мельбурна, который строит шоссе в городе и через него, расширяет и без того широкие дороги или строит районы с низкой плотностью и торговые центры, повышая зависимость от автомобилей. Существуют многочисленные данные о затратах и последствиях этих ошибочных действий, но те, кто принимает решения, продолжают это делать — зачастую из-за некорректных правил и процедур, динамики рынка, узости взглядов или просто неумения управлять. Чтобы на самом деле сделать город лучше, нужно не только начать делать правильные вещи, но и прекратить делать неправильные — но зачастую это сложнее.

Читайте также:  Полезен ли сыр для организма человека

Шаг 2: улучшаем неправильное

Вот этот шаг обычно провоцирует бурные дискуссии в мэриях и не только. Города могут прикладывать множество усилий, чтобы не отказываться от того, что они делают, и может быть соблазнительно просто похвалить себя за найденный способ сделать неправильное лучше. Любимый пример: электрические и беспилотные автомобили, другими словами, более лучшие автомобили — когда правильный ответ «меньше автомобилей». Или, раз уж на то пошло, идея Илона Маска построить более лучшие тоннели более лучшим бурильщиком, чтобы перемещать более лучшие автомобили (в гораздо большем количестве) под городами. Слишком много мэров мне заявляют, что не нужно финансировать общественный транспорт, потому что мы все «через несколько лет будем ездить на беспилотных автомобилях» (нет).

Другие примеры в контексте городского дизайна — широкие артериальные дороги с благоустроенными разделительными полосами или огромные парковки, где обязательно благоустраивать пространство между парковочными местами (я боролся за такие в Калгари, потому что в то время я не мог добиться правильного решения — значительного снижения количества парковок). Значимые люди вроде того же Маска могут быть значимыми проводниками идеи «улучшить неправильное», отвлекая принимающих решения от правильных действий, например, правильного землеустройства и умных инвестиций в мультимодальную инфраструктуру.

Шаг 3: пытаемся сесть на оба стула

Города, которые перешли на этот шаг, начинают инвестировать в правильные вещи вроде общественного транспорта и велоинфраструктуры, идти верным курсом — например, принимать правильные решения по использованию земли. Но в то же время они продолжают делать неправильные вещи, и, обычно, в ещё большем объёме. Мой любимый пример — решение Денвера построить трамвайную линию и в то же время расширить хайвей рядом с ней, строя гигантские парковки рядом с остановками трамвая. Или вот австралийский Брисбен, где инвестируют в скоростной автобус и велошоссе под магистралью на эстакаде, проходящей над набережной (которую им по-хорошему нужно снести), а все остальные деньги, выделенные на транспорт, используются для облегчения жизни автомобилистов. Города, застревающие на этом шаге, выбиваются из колеи, потому что не видят прогресса — люди не пересаживаются с иглы автомобилей на общественный транспорт. Но это неудивительно, потому что жёстких решений, которые сделают город таким, как его представляют в планах, не принимается.

Шаг 4: делаем правильно, но плохо

Этот шаг я добавил совсем недавно после многочисленных разговоров. Он о том, что делать правильные вещи плохо — хуже, чем вообще ничего не делать. Подумайте об экспериментах с велодорожками или транспортом, которые были плохо продуманы или вели из ниоткуда в никуда. Когда они проваливались или не работали должным образом, в каком ключе велись дальнейшие разговоры? Действительно, если что-то сделано плохо, это может отодвинуть хорошую идею на долгие годы. («Видишь? Говорил же, что это плохая идея! Мы никогда больше не будем этого делать!») Но также правдиво и то, что умные города, мыслящие стратегически, проводили успешные эксперименты и пилотные проекты или же просто учились от обычных каждодневных ошибок, будучи в рамках культуры, поощряющей риски и быстрое обучение. Быстро учиться и поправлять ошибки — это то самое необходимое изменение, над которым надо поработать многим мэриям. В то же время, я бы предпочёл, чтобы города делали правильные вещи плохо (поначалу), а не продолжали делать лучше плохие.

Шаг 5: делаем хорошо и правильно

Даже если вы наконец доберётесь до того момента, когда будете делать правильные вещи хорошо, накопление опыта на этом не прекратится. Нужна культура непрерывного обучения и совершенствования. Хорошая новость: «соблазн успеха» помогает. Просто задумайтесь, как много городов по всему миру, которые считаются успешными, вроде Барселоны, Лондона, Вены, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Стокгольма, Мельбурна, Ванкувера и Копенгагена, очень стараются превзойти друг друга и стать ещё лучше. Там любят результаты своей работы (и внимание, которое они привлекают) и хотят идти ещё дальше!

А на каком шаге ваш город? Прежде чем ответить, помните, что эти шаги не являются полными описаниями какого-то города. Город может сидеть на всех пяти стульях одновременно при обсуждении разных элементов градостроительства.

Каждый город может выбирать различные решения и то, как ему изменяться. Первый шаг зачастую включает в себя прямой разговор о текущем положении дел и перспективах города, если он будет идти текущим курсом. Надеюсь, эти 5 шагов и последующие обсуждения помогут вашему городу❞.

Оригинал на английском
Перевод

На каком шаге сейчас находится ваш город?

Источник