Что полезного можно почерпнуть на уроках русского языка

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

          Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретитьлюдей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя – словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

          Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

           В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

             Объект исследования – процесс развития учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.

        Предмет исследования – средства русского языка и литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

         Цель исследования – выявить и обосновать эффективность применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

               Задачи исследования:

1. Определить методы, приёмы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.

2. Обобщить педагогический опыт по развитию способностей учащихся.

3. Раскрыть суть применяемых СОТ, обосновать их эффективность.

         Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы,способствующие развитию учащихся.

             Новизна работы заключена в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.

        Теоретическая основа опыта:

– стремление индивида к самопознанию и самореализации (Роджерс К.);

– теория развивающего обучения ( Выгодский Л.С.считал, что знания – это не конечная цель обучения, а средство развития. А Гальперин П.Я. писал, что ребёнок  является  полноправным субъектом деятельности);

– технология развивающего обучения ( Эльконин Д.Б.и Давыдов В.В.: “…Важным является развитие интеллектуальных способностей ребёнка. ..Главное – познавательный интерес..”);

– технология  РКМЧП( “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, Стил Д., Темпл Ч., Мередит К.). Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)

2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)

3. Обоснованный ответ.(Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)

4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология “Метод проектов”.

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология развития критического мышления через  чтение и письмо.

5. Технология модульного обучения.

6. Игровые технологии.

 ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в пректной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

С какой целью применяю компьютер на уроках?

– Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– обогащение словарного запаса;

– овладение нормами литературного языка;

– организация самостоятельной работы учащихся;

– тестирование (тестовый контроль с помощью компьютера ).

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

– работа с текстом и изображениями;

– коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

– демонстрация презентаций, созданных учащимися;

– создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

– создание заметок с помощью электронных чернил.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут. Согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Обусловлено это тем, что ребёнок лучше стал усваивать материал на уроке. Улучшается внимание и память, снимается эмоциональное напряжение.

Читайте также:  Чем полезны кедровые орехи при гв

Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

– изучение нового материала и формирование новых умений;

– практическое применение знаний, умений;

– обобщение и систематизация изученного;

– контроль, коррекция знаний;

– комбинированные  уроки.

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

– зрительное восприятие;

– вставка букв;

– постановка знаков препинания;

– графическое обозначение единиц языка;

– редактирование текста.

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.

Итоги  использования  ИКТ:

– повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

– индивидуальный подход в обучении;

– расширение объёма предъявляемой учебной информации;

– повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

– повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

(Разработка урока русского языка “Правописание  -ЧИК/-ЩИК в именах существительных” с использованием ИКТ)

Технология “Метод проектов”

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

– развитие познавательных навыков учащихся;

– развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

– развитие критического и творческого мышления.

Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, – поиск проблемы. Ядро проекта – исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода  проекта – поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта – презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Пример, 6 класс –  индивидуальные проекты “Что в имени моём”, 7-8 классы – групповые проекты “Школьные жаргонизмы”, 9 класс – “Путешествие по Пушкинским местам”.

         Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад)., при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты  готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.

Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках литературы в процессе анализа произведений (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Отцы и дети”…) или в организации исследовательской работы учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём “инсерт”, “синквейн” и др.)

Приём “Составление синквейна”(“синквейн”,фр.,- стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).

Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна: 1 строка- записываем одно слово-существительное. Это тема синквейна.

2 строка -два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3строка -пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка-фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.

5строка- слово-резюме.

Приём “Составление инсерта”. Инсерт – приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при  работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от “старого” знания к “новому”.

“V” – уже знал

“+” – новое

“-” – думал иначе

“?” – не понял, есть вопросы

Технологию модульного обучения применяю в старших  классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

   “Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”, – писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность – необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

     На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки – КВН, экскурсии.

   На литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация.

Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, “Лингвистический марафон”,  конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.

          Задачи, стоящие перед учителем  – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников.   Наша главная цель – это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс  сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.

Источник

Тема: «Способы повышение качества образования

на уроках русского языка и литературы».

                                                                                                                                “Единственный путь,

Читайте также:  Чем полезно пить кефир перед сном

ведущий к знанию – деятельность»

Бернад Шоу

         Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность».

«Все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить»,-настаивал Я.А.Коменский в ряде разделов своей “Великой дидактики”. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания. Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников.

 Выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. 

Можно выделить две группы основных причин существующих пробелов в знаниях учащихся:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).

. Эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, – низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Непонимание происходит в основном в следствие пробелов в знаниях.

. В этом случае можно предложить следующее:

  1. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
  2. Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель – обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят вопросы.
  3. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

Другая распространенная причина неуспеваемости – нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески

         На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

       Мой любимый вопрос при изучении любой новой темы – ЗАЧЕМ нам это нужно знать? Зачем уметь различать части слова, части речи, члены предложения? Зачем читать роман Пушкина «Дубровский»? Ребята с удовольствием дают ответы.

      Так же на уроках литературы я использую задания, способствующие  творческому развитию :

-обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий ( иллюстрации, инсценировка); ролевые  задания, дающие возможность проявить себя). Учащимся можно предложить написать продолжение художественного произведения или его предысторию. Например, в 6 классе после изучения романа А.С.Пушкина «Дубровский», я предложила детям написать продолжение романа. При подготовке к этому заданию, ведется работа по группам. Каждая группа выбирает ученика, который будет играть роль Троекурова, Маши, Дубровского или Верейского, учащиеся задают несколько вопросов к герою, корректируют ответы, добавляют другие вопросы, составляют план событий, которые могли бы последовать далее.

   В этой работе приняли участие даже слабоуспевающие дети. Но выполнить данное задание можно было только после прочтения романа, что побудило ребят прочитать произведение.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Прежде всего для таких ребят необходимо создать ситуацию успеха. Жалобы родителям, постоянные наказания  таких детей не дадут результатов. Лучше привлекать таких ребят для помощи в организации урока, предлагать им индивидуальные задания доступные для их уровня и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

     Итак, 1 слагаемое успеха на пути повышения качества знаний учащихся и в целом качества обучения – качественная подготовка к уроку.
Урок – это этап на пути усвоения новых знаний. Ученику должно быть понятно, чем и для чего он будет заниматься.

      В современных условиях, чтобы качественно подготовить урок, необходимо владеть многими образовательными технологиями и методиками. 
     Основная технология-технология  личностно-ориентированного образования, которая используется с целью повышения качества обученности.

    Согласно этой технологии, задача учителя – создать условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.
Для предупреждения неуспеваемости важно уметь вовремя применить технологии уровневой дифференциации.
Нет не только двух одинаковых учеников, нет и двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

Читайте также:  Полезные коды для гта сан андреас

   Очень важное  слагаемое качественного образования – психологический настрой на урок, на процесс обучения.
Учителю важно создать благоприятный психологический климат. Место шутке и место занимательности должно быть на уроке по возможности как можно чаще.
   Жизнь сегодняшних учеников не мыслима  без компьютера. Поэтому информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса.

    Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование презентаций на каждом этапе уроков русского языка и литературы не обязательно. Я обращаюсь к возможностям ИКТ тогда, когда эффективность  и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Например, при изучении темы  «Морфемный и словообразовательный разбор слова» я использовала презентацию, в которой ставится проблемный вопрос, задаваемый ребятам вымышленным героем. В 6 классе еще считаю допустимым элементы игры.( Слайд3,4). Этот вид работы вызывает у ребят заинтересованность, поэтому при изучении некоторых тем я предлагаю более сильным учащимся создать собственную презентацию:

-на уроках литературы-о жизни и творчестве поэтов и писателей, об исторических событиях, положенных в основу произведения и т.д.

-на уроках русского языка-это презентации о лингвистах, кластеры на изученные правила орфографии и т.д.

Такая деятельность воспитывает интерес к уроку, делает его более интересным.

        Так же на уроках литературы я практикую просмотр фрагментов художественных фильмов, поставленных на основе изучаемых произведений. На мой взгляд, это побуждает учеников со слабой мотивацией к учению приступить к прочтению произведения.

      На уроках литературы, говоря о том  или ином писателе, мне важно, чтобы учащиеся увидели в нем человека, а не бездушный портрет. Например, при изучении биографии А.С.Пушкина в 6 классе большое внимание я уделяю теме «Лицей в жизни Пушкина». Презентация позволяет погрузить ребят в атмосферу того времени. (слайд5.6.7). Так, при изучении творчества Есенина говорим о том, что он не скрывал своего хулиганского прошлого, когда он и похабничал и скандалил. Но это был лишь временный период жизни, который не заслонил ему главного – самого святого – Родины, России, чистой веры. А при изучении биографии Н.В.Гоголя в 7 классе, ребята самостоятельно находили интересные факты из биографии писателя. Эта работа позволила создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся.

      Немаловажным слагаемым  качества образования является личность учителя, его авторитет.
    Учитель является главной движущей силой качественного образования, он должен обладать определенными качествами. 
   Антон Семенович Макаренко в книге «Педагогическая поэма» писал : «Учитель должен нравиться ученику, обязательно добиваться этого! Как? Следить за собой? Конечно. Но главное – учитель должен быть авторитетом ЗНАНИЙ».
    Я думаю, каждый учитель должен стремиться к достижению этой цели. К достижению эмоционального контакта с учениками.

      Так же в работе учителя очень важен контроль за качеством знаний, анализ результатов этого контроля. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся должны предъявляться учителем серьезные требования.  Учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. Но тем не менее оценка должна быть реальной, ни в коем случае не завышенной.

   Например, слабоуспевающему ученику можно предложить выполнение карточки такого уровня, с которым он наверняка справится. Получение положительной оценки пробуждает у ребенка стремление к дальнейшей работе.

        Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

   Я использую различные типы домашних заданий:

Ш творческая работа;

Ш подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

Ш рисование обложек к литературным произведениям;

Ш художественное чтение;

наблюдение за природой;

подготовка словарных диктантов;

Ш составление вопросника к зачету по теме;

Ш составление конспекта, опорных таблиц, цитатных планов;

письмо по памяти.

Ш инсценировка художественного произведения;

       Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

И в заключение хотелось бы обратиться к известному высказыванию Уильяма Уорда.

Посредственный учитель излагает,

Хороший учитель объясняет,

Выдающийся учитель показывает,

Великий учитель вдохновляет.

Так давайте же стремиться к тому, чтобы каждого из нас можно было назвать великим учителем. Ведь именно этого требуют и обучающиеся, и время.

Литература

1.Закон РФ «Об образовании» (с дополнениями и изменениями 2007г.)

2. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. – 4-е изд. – М. : УРАО, 1998

4. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27» .

5. Тикунова А.И., В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.

6. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007

7. Яковлев А.И. Информационно – коммуникационные технологии в образовании- М.: Просвещение, 2003

8. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.

Источник