Что полезного может дать человеку литература прошлого

Что полезного может дать человеку литература прошлого thumbnail

Классическая литература—словосочетание, которое пугает многих людей. Когда слышишь эти два слова, сразу же представляешь огромные толстые книги, многим приходят на ум четыре тома ,,Войны и Мир’’ Толстого, отчего у некоторых людей пробрасываются мурашки по коже. Поэтому в последнее время создается тенденция критиковать ее, говорить, что классическая, даже художественная литература пустая трата времени. Что она не несет ничего полезного, что читая классику нам просто рассказывается нравоучительный сюжет, который ничему нас не может научить, а только развлекает нас. Почему такое странное мнение массово вселилось в головы людей, мы сейчас и постараемся разобраться.

Для начала обратимся к терминологии, классический (от лат. classicus — образцовый) — в широком смысле «показательный». Значит ли это что классическая литература является эталоном своего искусства? Определенно. Как это можно определить? Легко. В классической литературе поднимаются вечные темы: жизненных ценностей, любви, самопознания, те вопросы на которые человечество навряд ли сможет когда-нибудь найти ответ. Но вы возразите, скажете что существует уйма литературы, которая поднимает жизненные вопросы. Да и литература такого рода, в большинстве случаев, должна пройти проверку временем. Ведь если 200 лет назад было написано произведение, а мы его проходим и сейчас. Это значит, что через поколения произведение все еще волнует читателей и они находят в нём что-то для себя. Отличным примером может послужит ,,Дон Кихот’’, ,,Гамлет’’ и ,,Отелло’’, которые были написаны в первом десятилетии 17 века, но читатели все еще восхищаются великолепно сыгранной иронии Сервантеса и умело поставленным страстям в сюжетах Гамлета. Именно такая литература, несмотря на ее возраст, которая с умелой руки своего создателя (писателя) умело играет с нашими чувствами. Которая может помочь нам переосмыслить многие вещи и заставить задуматься, именно такая литература и достойна ярлыка классической.

Главный сатир Испании 17 века

Что означает классическая литература мы уже разобрались, теперь думаю настало время поведать вам почему же я считаю, что ее стоит читать.

Сперва хотел бы сказать, что читать литературу можно по-разному. Читая ,,Старик и море’’ можно просто прочитать повесть с интересным сюжетом о том как старик ловил рыбу, а можно прочитать прекрасно написанную историю о борьбе мужчины с жизненными трудностями и о преодолении себя. Когда ты читаешь классику это не просто чтиво с интересным сюжетом — это в первую очередь идея и мысли которые хотел донести до нас автор. Это книга полная метафор и афоризмов, книга полная жизненной философии. Поэтому, читая литературу, надо заходить за грани сюжета и понимать какие уроки и наставления дает нам писатель через персонажей. Это и есть самая главная причина для чтения классики — обретение своей жизненной позиции и особого отношения к разным жизненным вопросам путем анализа действий персонажей и усвоения жизненных уроков автора. Поэтому литература может сделать из человека настоящую личность. Читая ,,Преступление и наказание’’ , мы получим наставление от Фёдора Михайловича Достоевского, что каждый поступок имеет последствия, читая ,,Вишневый сад’’ Чехова, мы ужасаемся искренности Антона Павловича с его посылом об уходящем времени, а читая ,,Войну мир’’, Мону Лизу от мира литературы, мы поймем как много тем может подниматься в одном произведении.

Великий и Ужасный

Литература — главный ключ, чтобы познать себя.

В заключение статьи я бы хотел сказать, что каждый шедевр может существовать в любой форме, хоть это будет кино или песня, главное чтобы массы нашли в этом произведении частичку себя.

Спасибо за то что дочитали до конца, если вам понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Источник

Зачем писатели сочиняют

Для начала разберемся, для чего авторы вообще создают свои тексты. Джордж Оруэлл в эссе «Почему я пишу» приводит четыре своих личных мотива. Вероятно, многие другие литераторы подписались бы под его словами.

1. Чистый эгоизм

Многим знаком зуд творческих амбиций, желание всех превзойти, а порой стремление доказать другим, что ты лучше, чем они думают. Неудивительно, что многие книги оказываются плодом такого тщеславия. По легенде, первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агата Кристи написала на спор: ее старшая сестра утверждала, что детектив — слишком сложный жанр.

2. Эстетический экстаз

Формула «искусство ради искусства» работает и в литературе: писатель может писать ради собственного эстетического наслаждения. Ему могут доставлять удовольствие попытки выразить красоту мира.

Так и Пруст стремился вовлечь читателя в переживание неуловимой красоты мира. Он полагал, что главная задача творца — помочь другим переработать в подсознании впечатления жизни, чтобы получить доступ к своим чувствам. Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое.

Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора.

Что полезного может дать человеку литература прошлого

3. Исторический импульс

Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому. Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу (и приближавшиеся в Российской империи) революции 1830-х годов.

Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны.

Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941–1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек.

Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» стремится показать, как жили люди в ГУЛАГе на самом деле. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику. Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР.

4. Политическая цель

Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет (а по данным сервиса аудиокниг Storytel, книга на 6-м месте по прослушиванию) и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки.

Читайте также

7 книг о том, как соцсети изменили мир и наше мышление

Теоретик утопического социализма Николай Чернышевский написал роман «Что делать?», чтобы обойти политическую цензуру. Ему хотелось писать публицистику об обреченности монархии, необходимости социализма, феминизма и коренных изменений в устройстве общества — но в XIX веке за такое могли и повесить. Писатель упаковал свои идеи в форму романа, читая который, многие поколения советских школьников клевали носами. Вот и цензор в свое время, видимо, уснул, потому что пропустил роман в печать, приняв его за семейно-бытовой (за что и был уволен).

Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль.

Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы. Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой.

Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине.

Зачем важно это знать?

Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга.

Читайте предисловия, аналитические статьи, раздел о замысле произведения хотя бы в «Википедии». Во-первых, это поможет решить, интересна ли будет эта книга лично вам, а во-вторых, она перейдет из перечня занятий «чтобы убить время» в категорию «полезно».

Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична. Так бывает, когда позиция автора не совпадает с вашим личным опытом или произведение не отвечает ожиданиям.

Выбрать «ту самую книгу» может быть трудно, но в случае с художественной литературой отбор необходим. Здесь помогут сервисы с отзывами реальных читателей, похожих на вас.

Чем полезен фикшн: мнение науки

Развиваем эмоциональный интеллект

Ученая Диана Тамир исследовала, как во время чтения работает мозг людей с различными книжными предпочтениями. Оказалось, что любители художественной литературы лучше распознают эмоции. Британский психолог Кит Оутли в 2016 году выяснил, почему так происходит.

Одной группе участников эксперимента предложили прочитать художественное произведение целиком, а другой — его краткое содержание. Люди из первой группы сильнее сопереживали персонажам.

В чем же дело? Читателям оригинального текста пришлось сопоставлять свой эмоциональный опыт с описанным в книге, самим интерпретировать прочитанное и делать выводы. Людям из второй группы просто пересказали, что чувствует героиня, избавив их от сопереживания и необходимости делать свои выводы.

Что полезного может дать человеку литература прошлого

Чем лучше развита эмпатия, тем глубже и точнее человек понимает собеседника, тем лучше он поддерживает социальные отношения. Гарвардский психолог Роберт Розенталь, разработавший тест на эмпатию, обнаружил, что способность распознавать чувства дает преимущества — такие люди общительнее и популярнее (а вот у преступников-психопатов и насильников, по оценке психолога Дэниела Гоулмана, эмпатии нет совсем). Кроме того, те, кто могут сопереживать, имеют более активную гражданскую позицию и больше занимаются благотворительностью.

Как чтение художественных книг может развивать эмпатию? Ведь так мы не взаимодействуем с реальными людьми, а просто читаем слова!

Ученая из Бостона Лиза Барретт считает, что чувства не даны нам с рождения, а приобретаются с опытом:

  • мозг каждого человека создает переживания по-своему, активируя различные нейронные сети;
  • при этом мозг опирается на прошлый опыт ощущений и на вербальную систему понятий.

Прошлый опыт, с которым мы сравниваем нынешние ощущения, изменить нельзя. Зато можно находить больше названий для различных эмоций и комплексов телесных ощущений. Эмоциональный интеллект развивается, когда в активном словаре человека становится больше слов, обозначающих переживания. Если названия эмоций ограничиваются только «печалью» и «радостью», человек хуже определяет свои чувства и менее эффективно подстраивается под разные ситуации.

Чем больше мы знаем названий эмоций, чем точнее слова соответствуют ощущениям — тем лучше мы прогнозируем и принимаем решения.

Простой способ расширить свой словарь чувств — учить новые выражения. Когда мы читаем художественную литературу, то лучше запоминаем точные формулировки, тем самым развивая эмоциональный интеллект.

А вот о том, связано ли чтение фикшна с уровнем умственных способностей, исследований немного. Ученые опросили 1000 студентов из Ганы, и 86% из них заявили, что такая связь есть. Кроме того, студенты с более высокими навыками чтения лучше воспринимали информацию и более четко и понятно выражали свое мнение.

Переживаем эмоции в безопасности

Ученые выяснили: когда мы читаем вымышленные истории, в теле возникает физиологическое возбуждение, как при любом эмоциональном всплеске. Но при этом, как заявили участники эксперимента, эмоции переживаются не так ярко, как в реальности. Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс.

Например, мы читаем отрывок из «Гарри Поттера», в котором Беллатриса убивает Сириуса Блэка. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции.

А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные.

Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны.

Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали, что уровень кортизола (гормона стресса) во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.

Помогает в психотерапии

Существует метод библиотерапии: специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.

Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж (и читатель) растет над собой и формирует новые убеждения и ценности.

Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии.

Читайте также

Книга как лекарство. От некоторых психических расстройств прописывают чтение — и оно помогает

Похожий метод — сказкотерапия, когда под конкретный запрос клиента подбирают архетипические структурные элементы сказок. Благодаря иносказаниям и символам сказкотерапия помогает человеку обойти психологические защитные механизмы (например, вытеснение и отрицание).

Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо.

Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.

Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица.

Что полезного может дать человеку литература прошлого

Взрослые люди ничуть не меньше детей могут бояться собственных эмоций. Психотерапевт Сьюзен Форвард в книге «Токсичные родители» рассказывает, как сказка помогает тем, кто пережил в детстве насилие, справиться с психологической травмой. Сьюзен просит клиента написать сказку, которая описывает его травмирующую историю, но в волшебном мире. Клиент превращается в главного героя, положительного персонажа, а токсичный родитель, например, в чудище. Конец у такой сказки должен быть счастливым.

Приносит удовольствие и успокаивает

Американский психолог Михай Чиксентмихайи изучал тему счастья. Он пришел к выводу, что максимальное удовольствие от любого процесса наступает, когда мы полностью поглощены деятельностью, а всё остальное становится неважным. Он назвал это состояние потоком.

В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.

Поначалу чтение может казаться трудной задачей, ведь мозгу придется поднапрячься, чтобы сконцентрироваться на буквах. А когда речь идет о художке, еще и польза не очевидна и мотивации может быть недостаточно. Но если преодолеть инерцию и позволить тексту захватить воображение, мы начинаем отдыхать и получать удовольствие. Люди, которые по-настоящему кайфуют от чтения, одной из причин называют возможность отвлечься и уйти от бытовых хлопот.

Возможно, именно поэтому, несмотря на постоянный рост спроса на нон-фикшн, художественная литература всё еще популярна среди читателей. По словам Дмитрия Яронова, директора по маркетингу департамента художественной литературы издательства «АСТ», фикшн занимает около 21% рынка, а прикладная — всего 13,5%. Больше всего читают современную прозу, а также фантастику и фэнтези — жанры, которые, возможно, лучше других помогают забыть о реальности.

Сергей Лавлинский, доцент РГГУ, филолог и литературовед:

«Литература дает человеку возможность посмотреть на мир с разных точек зрения, обнаружить в себе что-то новое. В чужом обнаруживаешь свое, а в своем — чужое. Во время чтения читатель сотворит с автором».

Чтение художественной литературы — творческий процесс. Потребление нон-фикшна можно сравнить с лекцией эксперта, на которой мы только сидим, слушаем и запоминаем. А художественное произведение больше напоминает семинар, где можно прислушиваться к разным мнениям, принимать разные стороны, дискутировать и задавать вопросы, размышления над которыми принесут плоды и после того, как книга будет прочитана.

Источник