Что полезного дает современному читателю литература прошлого

Что полезного дает современному читателю литература прошлого thumbnail

В мире современной литературы, несмотря на огромное количество книг, так сложно найти что-то действительно стоящее. Собственно, поэтому преданный читатель снова и снова возвращается к классике. Она ведь не зря ею стала – это энциклопедия жизни целой эпохи, отражающая все стороны существования: быт, общество, культуру.

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл – бесспорно, классика. Причем в лучшем ее проявлении. Видели ли вы хоть одного человека, прочитавшего этот роман и отозвавшегося о нем плохо? Я – нет. И даже если вы вдруг и встретили такого, то сомневаюсь, что он читал внимательно. Потому что историей сильной женщины, пусть и с пороками, и обаятельного, харизматичного мужчины, пусть не идеального, поистине восхищается весь мир.

Это история, показавшая людям, что красота – не залог счастливой жизни, что умная, сильная женщина, если она красива, редко воспринимается всерьез. И конечно, это история большой любви, заставляющей страдать, мучиться, но так или иначе, делающей людей счастливыми. Вместе с героями романа читатель плачет и смеется, переживает и радуется. Можете мне поверить, не каждый автор может такого добиться.

Помните строчку из знаменитого стихотворения В.Я. Брюсова: «Ты – женщина, и этим ты права.

..»? Это как раз о Скарлетт, главной героине. Вопреки стереотипам о главных героях произведений, ее совсем не обязательно любить. Митчелл не показывает явной симпатии или антипатии к ней, что делает роман еще более ценным. Читатель сам выбирает, восхищаться ему Скарлетт или ненавидеть ее. Заслуга автора еще и в том, что чувства к главной героине всегда находятся на грани, эдакой пиковой точке.

Положа руку на сердце, ответьте, был ли хоть один эпизод в романе с участием Скарлетт, где вы относились к ней равнодушно? Правильно, нет. Ведь Скарлетт всегда либо ангел, либо бес. Но есть в ней что-то такое, что неизменно заставляет губы даже самого требовательного читателя растянуться в улыбке. Это ее неустанное желание жить, радоваться, любить, хохотать, кружась в вальсе. Не зря ведь Эшли говорил о ее живости. А эта улыбка, сводившая с ума всех мужчин в округе? Первое и главное, за что стоит восхищаться Скарлетт О’Хара – это ее отношение к жизни.

А теперь вспомните, как трепетно она любила Эшли столько долгих лет, как засыпала и просыпалась с мыслями о нем. Это достойно уважения. Нет, не подумайте, я не заставляю вас становиться поклонниками Скарлетт. У каждого свое мнение на этот счет, и осуждать его я не имею права. Единственное, о чем я хочу сказать, это то, что Скарлетт О’Хара – абсолютно живой человек, со своими достоинствами и недостатками, какие есть у нас всех. Маргарет Митчелл создала ее настолько реальной, живой, не идеализированной, что в этой героине каждая женщина видит себя. Со всеми своими пороками, она – просто женщина, которая хочет, чтобы ее любили, хочет хоть иногда быть слабой в руках сильного мужчины.

Сильной женщине всегда было нелегко. Потому что сколько бы сильной она не была, она всегда хочет мужчину сильнее себя, дабы иметь возможность быть слабой. С такими женщинами труднее, их сложно порой понять, но если вам это удастся, то не сомневайтесь, наградой вам будет безмерная ласка, нежность, верность и любовь.

Современным девушкам многому можно поучиться у Скарлетт. Ну, например, эта ее гордость. Девочки, не зря классик писал: «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Этот закон действует и с мужчинами. Хотя здесь уже вопрос о современных мужчинах, которым зачастую лень добиваться внимания понравившейся дамы (относится не ко всем). И здесь идеальный пример мужчине 21 века – Ретт Батлер.

Ну, и скажите мне, кто из вас не влюбился в этого истинного мачо во время прочтения романа? Для меня он и теперь остается эталоном мужских ухаживаний. Даже эти его колкости предательски заставляют улыбаться. Батлер готов идти против разъяренной толпы, если его мнение не совпадает с ней. Он чертовски уверен в себе, что делает его неотразимо привлекательным в глазах многих женщин. О, а этот прекрасный романтичный туман таинственности: ведь никто, в сущности, не знал, что такого чудовищного натворил Ретт Батлер. Словом, это мужчина, знающий наверняка, чего он хочет, и всегда добивающийся этого. Наверное, не зря Маргарет Митчелл дает описание его внешности очень общо – чтобы каждая читательница смогла представить себе своего Ретта Батлера, идеального для нее.

Ретт становится иногда невыносим, но читатель неизменно уважает его, в первую очередь, за то, что он никогда не отступает от своего личного мнения, он несгибаем. И только маленькая хрупкая (внешне) Скарлетт заставляет его сердце биться чаще. Даже он, неприступный, не верящий в любовь, чувствует это. И тут так хочется процитировать Вергилия: «Все побеждает любовь, покоримся и мы ее власти».

Наблюдать за развитием отношений Скарлетт и Ретта чрезвычайно интересно. Они то беззаветно любят друг друга, то люто ненавидят. Хотя всем нам известно, что от любви до ненависти…

Но роман раскрывает истории еще многих персонажей, повествует о трагичности их судеб. И, конечно, рассказывает о войне. Вот где уж точно Маргарет нужно поклониться. Так рассказать о войне, чтобы никто из девочек нежного возраста, впервые читающих роман, даже не вздумал перелистнуть эти страницы, смогла только Митчелл. Я бесконечно люблю Толстого, но даже в его главах о войне нет столько жизни.

И кто знает, что получилось бы, напиши Маргарет Митчелл еще хоть одно произведение в жизни? Было ли бы оно столь же гениальным? Одному Богу известно.

Отдельно – про конец романа. Мне всем сердцем хотелось бы пресловутого хэппи-энда, но я понимаю, что это не жизненно. А главное достоинство «Унесенных ветром» – это, прежде всего, правдивость. Не жизненно было бы, если бы Ретт тут же простил Скарлетт все муки своего сердца, и они жили бы долго и счастливо и умерли в один день. Нет, для этого уже написаны «Золушка», «Белоснежка» и много чего еще. Но «Унесенные ветром» – это не сказка. И все же Маргарет Митчелл дает нашим сердцам надежду, не написав в конце ничего конкретного. Мы лишь знаем, что Скарлетт О’Хара подумает обо всем завтра, ведь завтра, по крайней мере, другой день.

Безусловно, роман «Унесенные ветром» стоит того, чтобы быть прочитанным. И, конечно, если есть возможность, читайте на языке оригинала. Чтение потому лучше фильма, что ваша фантазия не ограничена определенными актерами и декорациями. Хотя фильм, безусловно, тоже потрясающий.

Ольга Просина

Источник

Классическая литература—словосочетание, которое пугает многих людей. Когда слышишь эти два слова, сразу же представляешь огромные толстые книги, многим приходят на ум четыре тома ,,Войны и Мир’’ Толстого, отчего у некоторых людей пробрасываются мурашки по коже. Поэтому в последнее время создается тенденция критиковать ее, говорить, что классическая, даже художественная литература пустая трата времени. Что она не несет ничего полезного, что читая классику нам просто рассказывается нравоучительный сюжет, который ничему нас не может научить, а только развлекает нас. Почему такое странное мнение массово вселилось в головы людей, мы сейчас и постараемся разобраться.

Для начала обратимся к терминологии, классический (от лат. classicus — образцовый) — в широком смысле «показательный». Значит ли это что классическая литература является эталоном своего искусства? Определенно. Как это можно определить? Легко. В классической литературе поднимаются вечные темы: жизненных ценностей, любви, самопознания, те вопросы на которые человечество навряд ли сможет когда-нибудь найти ответ. Но вы возразите, скажете что существует уйма литературы, которая поднимает жизненные вопросы. Да и литература такого рода, в большинстве случаев, должна пройти проверку временем. Ведь если 200 лет назад было написано произведение, а мы его проходим и сейчас. Это значит, что через поколения произведение все еще волнует читателей и они находят в нём что-то для себя. Отличным примером может послужит ,,Дон Кихот’’, ,,Гамлет’’ и ,,Отелло’’, которые были написаны в первом десятилетии 17 века, но читатели все еще восхищаются великолепно сыгранной иронии Сервантеса и умело поставленным страстям в сюжетах Гамлета. Именно такая литература, несмотря на ее возраст, которая с умелой руки своего создателя (писателя) умело играет с нашими чувствами. Которая может помочь нам переосмыслить многие вещи и заставить задуматься, именно такая литература и достойна ярлыка классической.

Главный сатир Испании 17 века

Что означает классическая литература мы уже разобрались, теперь думаю настало время поведать вам почему же я считаю, что ее стоит читать.

Сперва хотел бы сказать, что читать литературу можно по-разному. Читая ,,Старик и море’’ можно просто прочитать повесть с интересным сюжетом о том как старик ловил рыбу, а можно прочитать прекрасно написанную историю о борьбе мужчины с жизненными трудностями и о преодолении себя. Когда ты читаешь классику это не просто чтиво с интересным сюжетом — это в первую очередь идея и мысли которые хотел донести до нас автор. Это книга полная метафор и афоризмов, книга полная жизненной философии. Поэтому, читая литературу, надо заходить за грани сюжета и понимать какие уроки и наставления дает нам писатель через персонажей. Это и есть самая главная причина для чтения классики — обретение своей жизненной позиции и особого отношения к разным жизненным вопросам путем анализа действий персонажей и усвоения жизненных уроков автора. Поэтому литература может сделать из человека настоящую личность. Читая ,,Преступление и наказание’’ , мы получим наставление от Фёдора Михайловича Достоевского, что каждый поступок имеет последствия, читая ,,Вишневый сад’’ Чехова, мы ужасаемся искренности Антона Павловича с его посылом об уходящем времени, а читая ,,Войну мир’’, Мону Лизу от мира литературы, мы поймем как много тем может подниматься в одном произведении.

Великий и Ужасный

Литература — главный ключ, чтобы познать себя.

В заключение статьи я бы хотел сказать, что каждый шедевр может существовать в любой форме, хоть это будет кино или песня, главное чтобы массы нашли в этом произведении частичку себя.

Спасибо за то что дочитали до конца, если вам понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Источник

В далёкую эру родной земли,
Когда наши древние прародители
Ходили в нарядах пещерных жителей,
То дальше инстинктов они не шли.
А мир красотой полыхал такою,
Что было немыслимо совместить
Дикое варварство с красотою –
Кто-то должен был победить.

Так начал стихотворение “Древнее свидание”
один из известных поэтов второй половины XX века,
участник Великой Отечественной войны, Эдуард
Асадов. Сегодня это борьба “дикого варварства”
литературы лёгкой, “бульварной”, с красотой
литературы классической, серьёзной. Что победит
в сердцах юных читателей? Да и будут ли они вообще
читать печатные книги? Может быть, они предпочтут
электронные, радио-книги или вообще произведения
в кратком пересказе неизвестных “бизнесменов”
от литературы?

К сожалению, не хотят современные школьники и
студенты читать серьёзные произведения, прежде
всего, потому, что они требуют большого труда ума
и сердца, напряжения мысли. А многие к такому
чтению не готовы. Как воспитать настоящего
читателя? Как найти те книги, которые помогут
нашим ученикам постичь красоту отечественной
литературы, познакомиться с достижениями
мировой культуры? Эти вопросы волнуют сегодня и
преподавателей, и родителей.

Я уверена, большие возможности кроются в
исторической литературе, ибо она не только
знакомит с событиями прошлого, но и воспитывает
вкус к чтению, развивает интеллект, благодаря
лучшим своим образцам содействует нравственному
воспитанию читателей. Надо заметить, что сегодня
к исторической литературе относят не только
собственно исторические романы, повести,
рассказы (традиционный подход), но и
произведения, так или иначе посвящённые
определённой исторической эпохе, событию,
личности. Лучшие образцы исторической
литературы (произведения А.С. Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.Толстого,
Б.Шергина, А.Югова, Вал.Иванова, Вс.Иванова,
В.Пикуля, Д.Жукова, Д.Балашова и др.) помогут
читателю разобраться в причинах событий
прошлого, настоящего, откроют окно в будущее.
Именно историческая литература сегодня способна
противостоять лжи и жестокости и в искусстве, и в
обществе в целом. Только осознав это, мы сможем
найти пути решения “проблемы детского чтения”.

Несколько лет назад один из моих учеников
заметил на уроке:

– Если бы министры и военачальники прочитали
внимательно произведения

А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого о войне
на Кавказе в XIX веке, они не отправили бы танки
“усмирять чеченцев”, а постарались бы найти
дипломатические пути решения “чеченской
проблемы”. Если бы…

Помните, как у Лермонтова:

В приклады! – и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, грудью грудь,
Ручей телами запрудили…

(“Валерик”. 1840)

Таким поэт мог увидеть бой на Кавказе и в XX веке,
и в XXI… к сожалению.

Если бы сегодня все воинственно настроенные
руководители стран мира услышали вопрос,
заданный М.Ю.Лермонтовым:

Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?..

Если бы современные политики на Украине
прочитали внимательно “Севастопольские
рассказы” Л.Н.Толстого, роман “Осаждённый
Севастополь” М.М. Филиппова, они бы поняли, что
невозможно вырвать из сердца России этот город
воинской славы. Если бы…

Но если невозможно, трудно перевоспитывать
взрослых, ничему не научившихся у истории, не
желающих учиться, то нельзя нам сегодня в России
пустить на самотёк дело воспитания юного
читателя. Необходимо принимать чрезвычайные
меры: во-первых, включить в школьную программу по
литературе больше произведений, рассказывающих
об истории нашего Отечества, во-вторых, вернуть
урокам литературы их гуманистический и
патриотический смысл, в-третьих, предусмотреть
возможность проведения элективных курсов, таких
как “История и литература”, “История и
искусство”. И, наконец, необходимо изменить
подход к написанию учебников по истории и
литературе. Учебники должно быть интересно
читать! Интересно не только учёным, но и ученикам.
Мы же, педагоги, родители, общественность,
предпочитаем не прислушиваться к мнению наших
детей, а обвинять их: растут инфантильными,
равнодушными, вступают не в патриотические
детские организации, а в воинствующие, порой
нацистские. Почему?

Я знаю ответ. Не добру, не любви к Родине учат
наших читателей многие современные книги.
Подростки в них зачастую не положительные герои,
а наркоманы, дебоширы или равнодушные
прожигатели родительских денег, сексуально
озабоченные марионетки. То же самое и на экранах
телевизоров.

Говорим о необходимости патриотического
воспитания в школе, но не возвращаем в программу
рассказы и повести о пионерах-героях: Володе
Дубинине, Зине Портновой, Вале Котике и других
подростках, отдавших свои жизни за Родину. Не
знают сегодняшние мальчишки и девчонки, кто
такие Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна
Громова. А ведь роман А.Фадеева, повествующий о
подвигах молодых людей во время Великой
Отечественной войны, как раз и учит любить
Отечество, воспитывать силу воли, силу духа,
уметь дружить по-настоящему, бескорыстно.
Молодогвардейцы были кумирами многих поколений
российских школьников. Кому же они помешали в
нашей истории и литературе?

Ещё одна из важнейших проблем современного
общества – это возникновение войн на почве
религиозного фанатизма. Нельзя не говорить
сегодня об этой проблеме, ведь мы воспитываем
подростков, задумывающихся и о своём пути в
жизни, и о пути страны. Поэтому школьникам и
студентам необходимо рекомендовать внимательно
читать такие повести, как “Набег”, “Рубка
леса”, “Хаджи-Мурат”, рассказ “Кавказский
пленник” Л.Н.Толстого, поэму “ Кавказский
пленник” А.С.Пушкина, стихотворение “Валерик”
М.Ю.Лермонтова. В этих и других произведениях о
войне на Кавказе писатели убедительно
доказывают мысль о том, что война – это безумие,
западня не только для одного человека, но и для
целого народа, что созидание выше разрушения, а
жизнь выше смерти. Люди разных национальностей
способны договориться между собой. Никто никому
не имеет права ставить в вину национальную
принадлежность, принадлежность к тому или иному
вероисповеданию. Вот выводы, которые делает
читатель вслед за авторами.

Часто с экранов телевизоров, по радио мы слышим
сообщения об ухудшении отношений с нашими
западными соседями – не так давно членами
дружной семьи СССР. Политики ищут выход из
кризисной ситуации, однако в прессе мало
анализируются причины разногласий. На мой
взгляд, причины и в незнании древней истории
Европы, и в нежелании некоторых педагогов (в
угоду недальновидным политикам, преследующим
корыстные цели) преподавать историю и литературу
в соответствии с объективными законами развития
мира. А ведь ещё вначале 19 века А.С.Пушкин писал:
“Историю русскую должно изучать по Карамзину.
“История Государства Российского” есть не
только произведение великого писателя, но и
подвиг честного человека”. Сегодня мы можем
изучать историю и по трудам Татищева,
Ключевского, Соловьёва, Ишимовой, изучать честно
написанное, чтобы честно преподавать. И не только
русскую историю, но и украинскую, литовскую,
польскую…

На уроках литературы в школах, колледжах
необходимо чаще обращаться к древнерусским
памятникам письменности, чтобы “проникнуться
мудростью мудрых”. “Повесть временных лет”,
“Слово о полку Игореве”, “Слово о погибели
Русской земли”, “Задонщина” обязательно
вызовут отклик в сердцах учеников, пробудят
интерес к национальной истории, к поиску
настоящих духовных ориентиров. И как никогда
понятным, проникновенно убедительным покажется
призыв Ярослава Мудрого, обращённый к
собственным детям и ко всем славянским народам:
“Имейте любовь между собой, потому что все вы
дети одного отца и матери”.

Итак, надеюсь, мне удалось доказать, что
историческая литература необходима
современному читателю, так как она, как никакая
другая может поддержать веру человека в свою
страну, в самого себя. И на борьбу с небывалыми
катаклизмами встанут сегодня не слабые и
бездуховные люди, а цельные, высоконравственные,
стойкие, вдохновлённые победами своих предков,
народными идеалами.

Мои коллеги могут спросить:

– А что Вы сами делаете, чтобы заинтересовать
учеников чтением, чтобы привить им вкус к
настоящей литературе? Какое место занимает
историческая литература в учебном процессе
Вашей школы?

На эти вопросы нам есть что ответить. Прежде
всего, мы стараемся реализовать интегративный
потенциал нескольких учебных дисциплин: истории
и литературы, истории и МХК, литературы и МХК.

Составлена и апробируется программа
элективного курса для 8-го класса по исторической
литературе “Девятнадцатый век. Люди, события,
факты в исторических источниках и в
произведениях художественной литературы” (в
поддержку гуманитарного профиля).

Цель данного курса – воспитать достойных
граждан, патриотов России, расширить объём
знаний учеников по литературе, истории, МХК за
счёт создания целостного представления об
определённых событиях, исторических деятелях,
повысить уровень речевой культуры учеников,
поддержать мотивации выбора учениками
гуманитарного направления. Данный элективный
курс является межпредметным и интегративным,
предполагает выход за рамки школьных учебных
программ, знакомит учащихся с комплексными
проблемами, требующими синтеза знаний по ряду
предметов, позволяет поддерживать изучение
основных базовых предметов (истории, литературы,
МХК) на заданном профильным стандартом уровне.

Чрезвычайно важен, на наш взгляд,
пропедевтический характер программы.

Познакомившись в среднем звене с избранными
главами крупных классических произведений,
ученики будут хорошо подготовлены к их
монографическому изучению в старших классах. Так
реализуется принцип опережающего обучения.

Например, в программу включены отдельные главы
из романа Л.Н.Толстого “ Война и мир”,
описывающие Шенграбенское, Аустерлицкое и
Бородинское сражения, главы из романа М. Марич
“Северное сияние”, рассказывающие о судьбах
декабристов, очерк Л.Н.Толстого “Севастополь в
августе 1855 года”, повествующий о последних днях
обороны города, и другие произведения.

Элективный курс предполагает изучение не
только отечественной исторической литературы,
но и зарубежной. Так, “Паломничество
Чайлд-Гарольда” Дж. Г. Байрона помогает ученикам
лучше представить эпизоды освободительного
движения в Италии и Греции, главы романа В.Гюго “
Отверженные” рассказывают современным детям о
событиях Парижской Коммуны.

Последовательность изучения произведений ярко
иллюстрирует основополагающий постулат
авторской концепции: вся история человечества
отражена в художественной литературе.

Традиционными в Тамбовском кадетском корпусе
имени Л.С.Дёмина стали конференции по повести
А.Куприна “На переломе” (“Кадеты”) и роману
“Юнкера”. Совместная работа в процессе
подготовки учителей истории и литературы,
учителей и учеников способствует сплочению
коллектива, осознанию своей причастности к
историческим событиям, к развитию кадетского
движения в России.

Оснащение кабинетов компьютерами,
телевизорами, мультимедийными проекторами
позволило организовать в школе просмотр лучших
художественных и документальных фильмов в
рамках программы историко-литературного клуба
“Из прошлого в будущее”. Цели клуба – знакомить
учеников с именами патриотов нашего отечества,
на примере их жизни и подвигов воспитывать у
кадетов любовь к Родине, стремление оберегать и
защищать её. В программе занятий – самые яркие
имена: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий
Донской, Пётр Первый, Александр Суворов, Фёдор
Ушаков и другие. В нашем арсенале и возможности
Интернета, и материал виртуальной школы Кирилла
и Мeфодия, электронные альбомы с художественными
и документальными фильмами, лучшие произведения
на исторические темы, учительские и ученические
проекты и презентации по изучаемым вопросам.

Такая комплексная работа, в результате которой
осуществляется интеграция программ учебных
предметов, программ элективного курса и клуба,
безусловно, способствует воспитанию
эрудированного человека, обладающего целостным
представлением о мире, умеющего творчески
подходить к решению поставленных задач и,
наконец, много и осознанно читающего. Читающего
серьёзные, достойные внимания книги, которые
развивают вкус и воспитывают настоящих
патриотов России.

Источник