Что полезное для россии могут сделать дети
В Красноярске прошел очный этап и подведение итогов конкурса научно-технических работ школьников «Ученые будущего. Сибирь». Его организатором выступили Министерство образования России, МГУ и СФУ.
Всего на конкурс пришло более 300 заявок. Из них 46 после предварительного отбора попали на очный этап. Юные изобретатели со всей Сибири рассказали Newslab.ru о своих разработках и планах на будущее.
Тимофей Култышев,
поселок Тея Северо-Енисейского района Красноярского края, 10 класс
— Используя детали конструктора Lego и набирающую сейчас популярность плату Arduino (плата с небольшим процессором, к которой можно подключить различные устройства — от лампочек до сенсоров движения — и управлять их работой с помощью Arduino-программы), я создал робота. На базовую модель ушло около полутора месяцев, но после она дорабатывалась. Например, добавил в конструкцию панель, чтобы видеть, куда поворачивает робот.
Эти наработки можно использовать, например, в образовательной робототехнике — учить детей и даже взрослых создавать из ненужных деталей, таких как Lego, различные «умные» устройства, и вообще развивать свои конструкторские способности. В будущем хочу связать свою жизнь с программированием. Может быть, даже стать преподавателем информатики, потому что мне очень нравится учить других людей, нравится информатика, компьютеры. Недавно помогал нашему учителю в создании локальной сети в школе, было очень интересно.
Евгения Слаушевская,
Дивногорск, 10 класс
— Есть такое понятие, как «интеллект роя», имеется в виду рой птиц, пчел и так далее. Эта большая и очень перспективная тема, но пока она плохо изучена. Понимание того, как организовано коллективное поведение в рое, например, рое птиц, где все взаимодействие выстроено на инстинктах, поможет нам в разработке систем искусственного интеллекта.
Я занималась программой, которая отслеживает и описывает движение роя и помогает понять, как работает его «интеллект». Моя идея в том, чтобы в перспективе создать роботов, которые будут спасать человеческие жизни во время природных или техногенных катастроф. Например, находить под завалами человека, одновременно подъезжать к этой цели с разных сторон и поднимать обломки.
А взаимодействовать между собой эти роботы будут как раз с помощью алгоритмов, выведенных на основе изучения интеллекта роя.
Аюр Цыренжапов, Агван Перенгалаев,
с. Кижинга, Бурятия, 10 класс
— Наше изобретение — это альтернативный генератор энергии. Идея родилась просто. Прошлым летом мы надолго уехали на дачу. Электричества там нет, телефон быстро разрядился, поэтому и появилась необходимость в зарядном устройстве, которое бы генерировало энергию. Для его создания использовали подручные материалы — двигатель из лазерного принтера и цепь от велосипеда. Устройство работает благодаря гравитации: вы подвешиваете груз на один из концов цепи, он опускается, раскручивая генератор, от чего и вырабатывается энергия.
Конкретно в этом образце мы использовали светодиоды от старого налобного фонарика, чтобы показать, что есть электричество. Но здесь может быть и USB-выход, чтобы подзаряжать телефоны и планшеты.
Андрей Иванов,
Абакан, Хакасия, 11 класс
— Я с «нуля» создал приложение для шифрования информации. Оно среди прочего позволяет закодировать текст с помощью метода стеганографии, то есть так, что об этом вообще никто не догадается, кроме вас и человека, которому будет адресовано сообщение.
Например, программа позволяет закодировать исходный текст в картинку. Предположим, мы с вами хотим обмениваться секретными сообщениями. Для этого я беру какую-то картинку и отправляю ее вам — это ключ. Далее открываю программу, загружаю исходное изображение и текст, который мне надо закодировать — картинка определенным образом изменяется. Но глазу эти изменения не видны, цвета и сама картинка остается прежней. Я отправляю уже закодированное изображение вам, вы вставляете картинку-ключ и закодированную картинку в программу, которая на основе различий цветов выдает зашифрованный текст.
Использовать эту разработку можно даже в повседневной жизни. Например, отправить фото на «стенку» в соцсетях. Все будут думать, что это просто изображение, а на самом деле — это секретное сообщение. И поймет это только тот, кому оно предназначено. Думаю, у работы в этой области большие перспективы. Сейчас мир — это сплошной информационный поток, и эти данные надо как-то защищать.
Ольга и Анастасия Берначук,
Иркутск, 9 класс
— Все знают, как инфузория-туфелька выглядит под микроскопом, но при этом мы до сих пор не представляем ее точный рельеф. Проблема в том, что когда инфузорию готовят для сканирования, она теряет форму: 80% воды уходит, «туфелька» высыхает. Грубо говоря, от нее остаются кожа да кости.
Наша задача была каким-то образом сохранить форму простейшего. Для этого мы использовали углеродные материалы, которые были как бы «губками». Мы высушивали инфузорию-туфельку снаружи, а внутри влага сохранялась, следовательно, клетка не теряла свою форму. Инфузория — это частный случай, вообще этот метод актуален для всех простейших, чтобы при сканировании на микроскопе они сохраняли свою форму и целостность мембраны. Нам очень интересна биология, но свое будущее мы планируем связать с другой сферой. Хотим проектировать корабли и самолеты.
Анастасия Лобкина,
Иркутск, 11 класс
— Я разработала программу, которая соотносит частотность букв русского языка с литературными стилями. Оказалось, что здесь есть определенная закономерность. Например, в художественном тексте много эпитетов, а это означает, что там часто будут часто встречаться окончания -ый, -ай.
В перспективе эти наработки должны облегчить перевод текста с одного языка на другой. Сейчас книги переводят люди, потому что компьютер не может подобрать нужное слово — из нескольких вариантов перевода он выбирает самый первый. Если же мы будем знать, к какому стилю относится текст, и сообщим эти данные программе-переводчику, то результат будет более корректным.
В будущем я и дальше планирую развивать эту тему. Вообще хочу посвятить свою жизнь программированию. Это сфера настолько безгранична, что работать в ней всегда будет интересно.
Александр Бондаренко,
Новосибирск, 11 класс
— Используя определенную математическую модель, я написал программу антиплагиата. Она не только позволяет определять, авторский текст перед вами или же он был откуда-то заимствован, но также обнаруживает места «склейки» разных источников. Использовать эту разработку можно будет для того, чтобы оценивать степень оригинальности того или иного текста.
Программированием я увлекаюсь с пятого класса. Хочу поступать на мехмат МГУ, чтобы и в будущем разрабатывать программы, которые будут полезны и найдут свое применение в обычной жизни.
Наталья Мороз специально для Newslab.ru
Довелось за последние дни насмотреться того, как народ в ентих ваших тырнетах брызжет слюной, выясняя кто же самый наинастоящий герой, а кто либераст, ПЖиВчик, и прочее – прочее – прочее.
Люди искренне готовы друг другу глотки драть. Кто-то искренне за идею, а кто-то и за бабло (в т.ч. зелёного цвета).
И вот поражает то, что все эти патриоты и “патриоты”, они как бы за Россию, но от этого России ничуть лучше не становится. Скорее даже наоборот!
Все они, окромя шумного проявления своей заботы о Родине, (в т.ч. на различных площадях с различной благозвучности названиями, в различных городах России) мало что готовы сделать для её развития, если это противоречит их личным интересам.
А что для Россию могу сделать я? Что я готов сделать? Чем я готов пожертвовать?
Помимо разговоров и споров о её благе, я могу сделать следующее:
Я БУДУ СТАРАТЬСЯ ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ КАЧЕСТВЕННО И ИМЕННО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИНЕСТИ БЛАГО ЛЮДЯМ, А НЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ.
Я БУДУ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТОБЫ ПОКУПАТЬ ТОВАРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И БРАТСКИХ ГОСУДАРСТВ! ТОВАРЫ (В Т.Ч. ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ), НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАПИСАНЫ НЕ ПО-РУССКИ, Я БУДУ СТАРАТЬСЯ ИГНОРИРОВАТЬ.
Я ОБЯЗАН СДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТОБЫ ОТСТОЯТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ!
Я БУДУ ХОДИТЬ В КИНО ТОЛЬКО НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ! Я ГОТОВ ПОТЕРПЕТЬ МЕСЯЦ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КИНОНОВИНОК НА ТОРРЕНТ-ТРЕКЕРАХ, НО Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ДЕНЬГИ УХОДИЛИ ИЗ СТРАНЫ ВСЯЧЕСКИМ ГОЛЛИВУДАМ! БОЛЕЕ ТОГО, Я ОСОЗНАЮ, ЧТО ЛЮБОЙ ПОКАЗ ИНОСТРАННОГО ФИЛЬМА СООТЕЧЕСТВЕННИКУ, ЕСТЬ НАВЯЗЫВАНИЕ ЧУЖДЫХ НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВ, МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ И Т.П.
Я БЕРУ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭТО, И БУДУ СТРЕМИТЬСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ РАЗРУШЕНИЯ НАШЕГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ИНОСТРАННОЙ МЕДИАПРОДУКЦИИ!
ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЕТ СИТУАЦИЯ, Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РАЗРАБОТКАМИ (ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ) ДАЖЕ, ЕСЛИ ОНИ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ УСТУПАЮТ СВОИМ ИНОСТРАННЫМ АНАЛОГАМ. Я ПОНИМАЮ, ЧТО В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ НАШЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БУДЕТ СЛОЖНО ДОГНАТЬ КОНКУРЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПЕРЕДОВЫХ ПОЗИЦИЯХ В КАКИХ-ТО ОБЛАСТЯХ.
Я БУДУ ДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТО В МОИХ СИЛАХ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ СВОЙ НАРОД (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, ФИЗИЧЕСКИ, ДУХОВНО). Я ОСОЗНАЮ КРАЙНЮЮ СТЕПЕНЬ ВАЖНОСТИ ЭТОГО ПУНКТА ДЛЯ СТРАНЫ.
Я БУДУ ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РОССИИ ЛЮБЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИНОСТРАНЦАМИ В РУСЛЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ ТАК КАК МОЁ ОТНОШЕНИЙ, ЭТО РЕПУТАЦИЯ КАЖДОГО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, Я БУДУ ЖЁСТКО ПРЕСЕКАТЬ ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ АГРЕССИИ (ФИЗИЧЕСКОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ДУХОВНОЙ, ЛЮБОЙ ДРУГОЙ) ПРОТИВ РОССИИ, ЕЁ НАРОДА, КУЛЬТУРЫ, ИСТОРИИ,ТРАДИЦИИ.
Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ НИВЕЛИРОВАТЬ ВСЁ ТО НЕГАТИВНОЕ, ЧТО ЕСТЬ В МОЕЙ СТРАНЕ, И РАЗВИВАТЬ ВСЁ ТО ПОЗИТИВНОЕ, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.
Я НЕ БУДУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ РЕСУРСЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИЛИ ДОСТИЖЕНИЕ ИЗБЫТОЧНЫХ ИЛИ ДАЖЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕЙ. Я БУДУ ИЗБЕГАТЬ ПОТРЕБЛЯТСТВА!
Я НЕ БУДУ УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНОЕ, НАРКОТИКИ, КУРИТЬ. Я ПОНИМАЮ, ЧТО ТЕМ САМЫМ Я МОГУ ОСЛАБИТЬ СВОЙ НАРОД, ЕГО ГЕНОФОНД, СНИЖАЮ ЕГО ВЫЖИВАЕМОСТЬ И ФАКТИЧЕСКИ, ЭТИМ САМЫМ, БЬЮ ПО РОССИИ.
Я БУДУ БОРОТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ОСЛАБЛЯЕТ МОЙ НАРОД (АБОРТЫ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ, КУРЕНИЕ, ПОТРЕБЛЯТСТВО И Т.Д. И Т.П.)
Я НЕ БУДУ ОТДЫХАТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ТАК КАК ОСОЗНАЮ, ЧТО ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ 100%-М ВЫВОДОМ РЕСУРСОВ НАШЕЙ СТРАНЫ ЗА РУБЕЖ, А ТАКИМ ОБРАЗОМ Я, ФАКТИЧЕСКИ, ОБКРАДЫВАЮ СВОЮ СТРАНУ И НАРОД РАДИ ЛИЧНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ.
Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, СВОЙ ОТДЫХ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И БРАТСКИХ ГОСУДАРСТВ! БЛАГО И ТУТ МЕСТ ДЛЯ ОТДЫХА ХВАТАЕТ.
Я БУДУ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ИНТЕРЕСАХ СТРАНЫ И НАРОДА В ЛЮБОЙ МОМЕНТ НАХОЖДЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ТАКОЙ ПОЕЗДКИ ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ ВОЗНИКНЕТ.
Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ ОКАЗЫВАТЬ ВСЕМЕРНУЮ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ДЕЛОМ, НАПРАВЛЕННЫМ НА БЛАГО РОССИИ! НЕ ВАЖНО, СОСЕД ЛИ ЭТО, ОБУСТРАИВАЮЩИЙ ДЕТСКУЮ ПЛОЩАДКУ ВО ДВОРЕ, УЧЁНЫЙ, СТРОЯЩИЙ ЯДЕРНЫЙ ЩИТ СТРАНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНА, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ ВОСПИТАНИЕМ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
В МЕРУ СВОЕГО ПОНИМАНИЯ И СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, Я БУДУ ИМ ПОМОГАТЬ ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО Я ОСОЗНАЮ НАШИ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.
ПО ПОВОДУ ЦЕЛЕЙ МОЖНО ДОЛГО И УПОРНО СПОРИТЬ, НО МАЛО КТО БУДЕТ СПОРИТЬ, ЧТО В РЯДУ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧ МОЖНО НАЗВАТЬ ВЫЖИВАНИЕ НАРОДА И ЕГО РАЗВИТИЕ (ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ). ДА, Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ НАРОД ВЫЖИЛ! Я ХОЧУ, ЧТОБЫ РОССИЯ РАЗВИВАЛАСЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ, А НЕ ДЕГРАДИРОВАЛА И ВЫМИРАЛА. И В ТОМ И В ДРУГОМ СЛУЧАЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ НА МНЕ! Я В СИЛАХ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В ТО, ЧТОБЫ КАЧНУТЬ МАЯТНИК В НУЖНУЮ СТОРОНУ.
В МЕРУ СВОИХ СИЛ, Я БУДУ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СЕБЯ, РАЗВИВАТЬСЯ, САМООБРАЗОВЫВАТЬСЯ И ПОМОГАТЬ В ЭТОМ ОКРУЖАЮЩИМ, ИБО ОТ ЭТОГО, ЗАВИСИТ СОСТОЯНИЕ СТРАНЫ И НАРОДА.
Я БУДУ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ УДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ ТОМУ, ЧТОБЫ ПРОДУМАТЬ КАК ПОМОЧЬ СВОЕЙ СТРАНЕ И НАРОДУ, А НЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СВОИХ НУЖДАХ.
Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ЧЕСТНЫМ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМИ.
Я НИКОГДА НЕ ПОКИНУ РОССИЮ В ПОИСКАХ БОЛЕЕ ЛЁГКОЙ И УДОБНОЙ ЖИЗНИ. ЭТО МОЯ РОДИНА И Я БУДУ ЖИТЬ ЗДЕСЬ И РАБОТАТЬ НА ЕЁ БЛАГО, НА БЛАГО НАШЕГО НАРОДА, КАК БЫ ТЯЖЕЛО ЭТО НЕ БЫЛО.
В СЛУЧАЕ ВНЕШНЕЙ АГРЕССИИ Я ГОТОВ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ СТРАНУ И НАРОД С ОРУЖИЕМ В РУКАХ.
Продолжайте этот список, вносите в него новые пункты! Предлагайте свои способы помощи стране и народу!
Последнее обновление — 16 января 2015 года
17 января в мире отмечается необычный праздник — день детских изобретений. Ежегодно благодаря необъятной детской фантазии в мире появляется множество полезных вещей. Именно детям мы обязаны созданием пластилина, батута, а также азбуки Брайля и одного из методов ранней и точной диагностики злокачественных новообразований поджелудочной железы. В нынешний век новых технологий изобретения детей связаны с техникой и программированием.
Гаджеты для слепых
— Мне интересно кому-то помогать и делать что-то полезное. Когда я стал изучать проблемы слепых людей, выяснилось, что, кроме белой тросточки, для них придумано много других устройств. Но они либо дорогие, либо дефицитные. Вот я и решил создать бюджетную модель, — признаётся 16-летний изобретатель из Волгодонска Валерий Ильин. Решил — сделал. Изобретение Валерия Ильина называется «Bat-1». И это целый комплекс: насадка на обувь и очки. Внутри комплекса — датчики и вибромоторы. Первые «замечают» препятствие, вторые — «сообщают» о нём человеку. Чем ближе препятствие, тем сильнее вибросигнал.
Валерий Ильин. Фото: АиФ-Ростов/ Евгений Кириченко
Кстати, стоимость этого изобретения действительно оказалась низкой — около трёх тысяч рублей.
Помочь слепым людям решил и 10-летний школьник из Татарстана Артур Лукьянов. Он сконструировал поводырь и трость для слепых. В изобретении Артура также стоят датчики, которые предупреждают о препятствии. «На расстоянии 50 сантиметров срабатывает моторчик на нужной стороне, который и предостерегает от опасности. Также есть датчик, который предупреждает в случае отклонения от курса», — пояснил юный изобретатель.
Артур Лукьянов. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова
Беспилотник для армии и МЧС
В Министерстве обороны и МЧС уже обсуждают идею 16-летнего изобретателя из Ростова-на-Дону Владислава Кожухова — взять на вооружение его изобретение «Беспилотный летательный аппарат (БПЛА)». Хотя, как признался сам изобретатель, когда придумывал модель, вовсе не думал о её военном будущем. «Мой автопилотник относится к гражданской авиации, и его основная задача — наблюдение за лесным хозяйством, своевременное обнаружение пожаров, мониторинг ситуации», — говорит Владислав Кожухов.
По мнению военных, «Беспилотный летательный аппарат» ростовского изобретателя привлекателен тем, что удобен в управлении и способен выполнять боевые задачи почти круглые сутки. Дело в том, что беспилотник работает на солнечной энергии. Для этого в него вмонтирована современная электронная деталь, которая преобразовывает солнечные лучи в энергию, благодаря чему увеличивается и дальность, и продолжительность полёта.
Сборное крыло самолёта — ещё одна нестандартная идея юного ростовского изобретателя. БПЛА можно собирать, как трансформер, и перевозить в обычной легковой машине. В собранном виде беспилотник весит чуть более 2 килограммов, размах крыла — три метра.
На самолёт монтируется видеокамера. Чтобы подняться в воздух, беспилотнику не нужна взлётно-посадочная полоса. Управляется аппарат с помощью джойстика, а в мониторе можно увидеть картинку с борта, передаваемую в режиме реального времени. Расчётная скорость полёта моноплана составляет 80 километров в час, а дальность 25 километров.
Владислав Кожухов. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин
Руководить снами
На проблемы со сном жалуются многие. Избавиться от бессонницы, легко заснуть и с радостью проснуться утром поможет специальный корректор сна. Чудо-прибор изобрёл 16-летний Олег Кочанков из Сарова. Корректор сна воздействует на организм засыпающего человека сразу в трёх направлениях: зрительном, слуховом и тактильном. В маску для сна встроены светодиоды, которые во время засыпания воздействуют на глаза, в это время компьютерная программа включает спокойную музыку, а манжета на руке подаёт едва уловимые импульсы коже, которые помогают расслабиться.
Михаил Вульф придумал новую систему безопасности для оповещения о чрезвычайной ситуации. Фото: МЧС
Домофон-оповеститель
Новый способ оповещения о чрезвычайной ситуации разработал изобретатель из Новороссийска. После страшного наводнения в Крымске девятиклассник Морского технического лицея Михаил Вульф придумал новую систему безопасности.
«Сработай система оповещения — люди не погибли бы! И я подумал: а что, если б городской центр оповещения мог бы отправлять сигналы о ЧС на… домофоны?» — поделился с журналистами Михаил.
По задумке Михаила, в домофон встраиваются небольшие приёмники. Все они будут настроены на определённую частоту. При возникновении чрезвычайной ситуации по этой частоте будут передаваться инструкции о том, как вести себя жителям дома в той или иной ситуации. А это предотвратит панику. Сам домофон при этом может быть подключён к проводному радио, антенне, настроенной на местный телевизионный канал, а также к интернету и другим каналам связи. Предложением заинтересовалось МЧС и российские учёные, которые сейчас доводят изобретение новороссийца «до ума».
Как сохранить информацию?
Ответом на этот вопрос озадачились нижегородские школьники — 10-классники из физико-математического лицея № 82 Никита Чернядев, Илья Данилов и Антон Зарубин. Подумав, они изобрели совершенно новый носитель информации Digital Sandwich. Новинка — оргстекло. На него лазером, выжигая структуры с зашифрованными двоичными комбинациями, наносится информация. Кстати, на 1 кв. см оргстекла поместится до 46,3 Гб информации, а на пластине размером с лист формата А4 — до 28 терабайт.
Костюм для реабилитации пациентов с переломом позвоночника, новое транспортное средство для города – смесь велосипеда и гироскутера, зарядное устройство на водороде для ноутбука. Российские школьники, воспитанники детских технопарков, Кванториумов Минпросвещения, буквально живут наукой и техникой и придумывают удивительные изобретения. “РГ” собрала самые интересные из них.
1. “Копитрайк” – новый вид транспорта: смесь велосипеда и гироскутера. Сыктывкар.
Трехколесный электровелосипед ездит теперь на улицах Сыктывкара, собирая любопытные взгляды окружающих. Экологически чистый транспорт (на аккумуляторе) – скорость до 25 километров в час, легкий вес и полное отсутствие выхлопов.
“Дело в том, что у моего наставника из Автоквантума пылился дома сломанный гироскутер, – рассказывает создатель “Копитрайка”, ученик Александр Ярушин. – А я с детства люблю велосипеды. И я придумал инновацию: приделать колеса от гироскутера – к велосипеду. Мы накидали план и стали собирать конструктор”.
Александр даже написал письмо директору местного веломагазина – попросил велодетали. Предприниматель так проникся идеей, что бесплатно отдал Александру новенький велосипед. И работа закипела. Две недели школьник лично варил алюминий для копитрайка. А затем поехал на своем новом чудо-велосипеде на городской фестиваль “Велоночь”, где произвел фурор. Не считая краски и регуляторов для колес, “копитрайк” обошелся его создателям бесплатно.
2. “Лежачий полицейский” из неньютоновской жидкости для велодорожек. Тюмень.
“В нашем городе много велосипедистов и людей на моноколесах, – говорит школьница из Тюмени Диана Мартынкевич. – Несколько раз при мне они наезжали на людей. Городское сообщество вовсю обсуждало эту проблему в интернете. Размышляя об этом на встречах в Кванториуме Минпросвещения, мы решили придумать проект, ведь у нас – более 60 километров велодорог”.
В итоге команды школьников из Наноквантума, Геоквантума и IT-квантума (направления, по которым дети занимаются в технопарках) разработали инновационного “лежачего полицейского” “СлипКОП” на основе неньютоновской жидкости. А именно – четырех килограммов картофельного крахамала, разбавленного водой и помещенного в вакукум.
“Неньютоновская жидкость – это та, у которой вязкость зависит от скорости врезающегося в нее тела, – сообщает наставник Наноквантума Иван Савенков. – Если велосипед едет медленно, то “СлипКОП” не станет для него серьезным препятствием. А если велосипед несется с большой скоростью, то “СлипКОП” “тормознет” велосипед и снизит ему скорость”.
Сейчас ребята разрабатывают приложение для смартфонов, где на карте велодорожек будут отмечены места для “лежачих полицейских”. И, возможно, ребята надеются, что тогда городские власти разрешат установку “СлипКОПов”, ведь это эффективное и дешевое средство.
3.Мобильное приложение для изучения таблицы Менделеева в школах (в дополненной реальности). Тюмень.
“Это не единственный наш проект. Совсем недавно вместе с ребятами из VR-квантума мы разработали мобильное приложение Mendeleev AR, которое заменит большую настенную таблицу Менделеева в каждой школе. Я долго думал, как сделать так, чтобы детям было интересно ее учить, и мы придумали”, – поведал Иван Савенков.
Приложение работает даже офлайн – главное, навести его на QR-код карты (код отображен на специальной планшетке), и на экране смартфона появится информация обо всех элементах таблицы, плюс пять интересных фактов про каждый элемент. В дальнейшем в приложении появится интерактив: виртуальные лабораторные работы, виртуальные экскурсии по химическим лабораториям.
“Это позволит активно использовать приложение в сельских школах, где нет специального химического оборудования для лабораторий, – продолжает Савенков. – Кроме того, наша цель достигнута, в таком виде таблица усваивается намного лучше: это нам подтвердили и школьники, и учителя, тестировавшие наше приложение”.
4. Костюм для реабилитации пациентов с переломом позвоночника. Нижний Новгород.
Восьмиклассница Арина Филимонова очень хотела помочь своему другу, который упал с дерева и повредил позвоночник. Парень провел в постели почти год.
“Я давно изучаю тему миостимуляторов (устройств для воздействия на мышцы тела). Решила сделать специальный костюм с датчиками, которые будут фиксировать состояние больного и воздействовать на мышцы. Благодаря костюму, люди с больным позвоночником смогут чувствовать себя комфортно и безопасно при ходьбе”, – отметила разработчица.
Целый год Арина работала в Квантортиуме Минпросвещения Нижнего Новгорода над проектом: консультировалась с наставниками, ходила к врачам местной больницы, заказывала датчики, искала специальную компрессионную ткань, из которого шьют спортивную одежду. Два слоя ткани обеспечивают костюму достаточную жесткость и не пропускают влагу. Датчики находятся с внутренней стороны костюма и определяют температуру, давление и состояние кислорода в крови. Готовый костюм его создательница уже протестировала.
“Сейчас я планирую доработать проект, купить мощные датчики. – заявила Арина Филимонова. – Врачи похвалили мой костюм, я думаю, что он действительно может помочь больным”.
5. Механизм управления солнечной панелью. Тольятти.
Три школьника Геогрий Касаев (занимался программной частью), Степан Григориев (астрономия) и Никита Румянцев (3D-моделировал) создали механизм управления солнечной панелью, который позволяет автоматически поворачивать ее точно к солнцу. Механизм получает данные от GPS-спутников и ориентирует панель. Устройство простое и не требует особых знаний монтажа. В нем еще и встроенные моторчики, датчик ветра. Если устройство почувствует сильный ветер, солнечная панель сама выстроится горизонтально, чтобы избежать повреждений. Ветер закончится, и она снова развернется к солнцу.
6. Зарядное устройство на водороде для ноутбука. Ставрополь.
Команда школьников из краснодарского Кванториума Минпросвещения в составе Ильи Сухарева, Эмилии Джабраиловой, Эмилии Виль разработали устройство, переносную зарядку для ноутбкука, которая работает на основе водородных батареек.
Главная задумка – создать такой гаджет, в котором можно последовательно соединить четыре водородных топливных элемента и получить оптимальное напряжение для питания одного ноутбука и одного смартфона одновременно. И сделать так, чтобы с его помощью можно полностью подзарядить эти устройства. Прототип уже есть, и такая “зарядка” вполне работает. В будущем она может пригодиться для людей, которые отправляются в длительные походы, где нет электричества, замечают ребята.
В планах у них сделать зарядку еще более “умной”, поставить датчики утечки водорода, полностью автоматизировать подачу и сброс водорода, написать программу для контроля уровня топлива.
Комментарий
– Работа, расширяющая возможности раскрытия талантов у детей, многогранна и пронизывает все образовательные ступени. Выстраивается она так, чтобы ребенок на любом этапе мог включиться в интересующие его проекты, получить любые дополнительные знания по предметным областям, – рассказали “РГ” в министерстве просвещения. – Это комплекс мер, включая поддержку олимпиадного и конкурсного движения, кружков и секций. Особое влияние на эти процессы оказывает и масштабная инфраструктурная работа в рамках национального проекта “Образование”. Такие проекты как, например, создание детских технопарков “Кванториум” и “Точек роста”, оснащенных современных школьных пространств и кабинетов в сельских школах и малых городах для изучения информатики, ОБЖ, предметной области “Технология”. Изучая предметы с современной техникой, тренажерами, лабораторным оборудованием, заметно повышается и интерес, и мотивация к учебе, создавая почву для таких замечательных школьных проектов и разработок, которые, как мы видим, сегодня уже и применяются в реальной практике.