Что полезно почитать ребенку 12 лет
Список литературы для читателей в возрасте 12-13 лет Фантастика, приключения, сказки:
Книги о древнем мире:
Исторические рассказы, повести и романы:
О жизни детей в зарубежных странах:
О детях в России до 1917 г.:
Классики русской литературы:
Книги о временах революции 1917 года и гражданской войны:
Книги о 20-30 годах России:
О событиях Великой Отечественной войны:
Книги о детях:
Литература о природе:
|
Список литературы для читателей в возрасте 14-15 лет
Тема любви:
- Н. Карамзин “Бедная Лиза”
- В. Жуковский “Светлана”
- А. Куприн “Гранатовый браслет”
- А. Грин “Алые паруса”
- В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”
- М. Митчелл “Унесенные ветром”
- У. Шекспир “Ромео и Джульетта”
- Ф. Саган “Здравствуй, грусть”
- С. Майер “Сумерки”
- Д. Остин “Гордость и предубеждение”
- Ги де Мопассан “Милый друг”
- В. Тендряков “Весенние перевертыши”
- Р. Фраерман “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”
- И. Тургенев “Первая любовь”, “Ася”
- Г. Щербакова “Вам и не снилось”, “Отчаянная осень”
- Р. Погодин “Алфред», “Дубравка”
- К. Петти “Жара”
- Г. Гордиенко “Соперницы из 8 «А»”, “Столичная штучка”
- Т. Пономарева “Трудное время для попугаев”
- В. Рыжаков “О Гриньке, о Соньке и немного о девчонках”
- К. Сергиенко “Дни поздней осени”, “Самый счастливый день”
- О. Тихомиров “Зеленое окно”
- М. Фролова “Весенний коридор”
- К. Ярункова “Единственная”
- Ф. Шиллер “Коварство и любовь”
Тема приключений:
- Ч. Диккенс “Приключения Оливера Твиста”
- Д. Дефо “Робинзон Крузо”
- Р. Стивенсон “Остров сокровищ”
- А. Конан Дойл “Затерянный мир”
- Ж. Верн “Пятнадцатилетний капитан”
- Г. Мелвилл “Моби Дик, или Белый Кит”
- М. Твен “Принц и нищий”
Тема войны, борьбы, сопротивления:
- “Слово о полку Игореве”
- В. Каверин “Два капитана”
- М. Шолохов «Судьба человека»
- Дж. Лондон «Мексиканец»
- Л. Кассиль «Великое противостояние»
- Ф. Купер “Зверобой”
- Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
- А. Твардовский “Василий Теркин”
- С. Баруздин “Повторение пройденного”
- А. Бек “Волоколамское шоссе”
- Б. Васильев “А зори здесь тихие”
- Б. Горбатов “Непокоренные”
- Н. Думбадзе “Я, бабушка, Илико и Илларион”, “Я вижу солнце”
- Ю. Ильинский “Опаленная юность”
- Э. Казакевич “Звезда”
- Б. Полевой “Золото”
- Л. Раковский “Константин Заслонов”
- Е. Ржевская “От дома до фронта”
- Н. Чуковский “Балтийское небо”
- В. Иванов “Бронепоезд 14-69”
- В. Кин “По ту сторону”
- В. Пистоленко “Крылья беркута”
- С. Плачинда “Таня Соломаха”
- Д. Рид “10 дней, которые потрясли мир”
- Е. Рысс “”Шестеро вышли в путь”
- А. Фадеев “Разгром”, “Молодая гвардия”
- М. Шолохов “Донские рассказы”
Историческая тема:
- М. Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елиcаветы Петровны 1747 года”
- А. Пушкин “Полтава”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”.
- В. Скотт “Айвенго”
- А. Дюма “Три мушкетера”, “Двадцать лет спустя”, “Виконт де Бражелон”
Темы нравственности:
- Д. Фонвизин “Недоросль”
- А. Грибоедов “Горе от ума”
- А. Пушкин “Евгений Онегин”
- М. Лермонтов “Герой нашего времени”
- Н. Гоголь «Мертвые души»
- А. Чехов “Человек в футляре»
- Н. Гоголь «Миргород”
- Л. Толстой “Детство. Отрочество. Юность”
- М. Горький “Детство. В людях. Мои университеты”
- Дж. Сэлинджер “Человек, который смеялся”, “Над пропастью во ржи”
- Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”
- И. Гете “Фауст”
- У. Голдинг “Повелитель мух”
- Б. Акунин “Пиковый валет”, “Весь мир театр”
- О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”
- О. Бальзак “Шагреневая кожа”
- В. Железников “Чучело”
- Ч. Диккенс “Домби и сын”
Фантастика:
- Г. Уэллс “Человек-невидимка”
- Р. Брэдбери “Ветер”, “Звук бегущих ног”, “Пришло время дождей”, “Ревун”, “Космонавт”
- С. Книг “Кладбище домашних животных”, “Девочка, которая любила Тома Гордона”, “Керри”
- А. Беляев “Человек-амфибия”
- Т. Ирвинг “Жених-призрак”
- А. де Сент-Экзюпери “Планета людей”
- Э. По «Золотой жук»
- А. и Б. Стругацкие “Возвращение”, “Понедельник начинается в субботу”, “Трудно быть богом”
- А. Студитский “Разум Вселенной”
- Г. Федосеев “Злой дух Ямбуя”
- Г. Честертон “Страшные шаги”
- А. Казанцев “Внуки Марса”
Философская тематика:
- Ж.-П. Сартр “Тошнота”
- Г. Гессе “Игра в бисер”
- А. Камю “Посторонний”
- Ф. Достоевский “Бедные люди”
- Ж. Лафонтен “Басни”
- К. Кизи “Пролетая над гнездом кукушки”
Литература о природе:
- Е. Андреева “Химия жизни”
- В. Белькович “Загадка океана”
- Е. Гриневич “Очерки о жизни зверей”
- Г. Даррел “Под пологом пьяного леса”
- М. Ивин “Тайники жизни”
- В. Лункевич “Занимательная биология”
- П. Мариковский “Целебный огонь”
Советы от мамы. Список книг в конце поста.
Заинтересовать современного ребенка чтением сложных, полезных и необходимых для развития личности книг, довольно сложно. Дети уже с самого раннего возраста ориентированы на упрощенную подачу информации, красочность и доступность или, в крайнем случае, многосерийность.
Моему сыну, например, было (да и до сих пор) очень удивительно то, что хорошая история может быть короткой. Не будет второй, третьей части, сиквела, кучи вариаций развития сюжета, да и вообще возможности жить параллельно с героями сравнительно долгое время. А есть вот эта короткая история и весь смысл тут в том, что ты домысливаешь историю сам: и что было до, и что будет после. Это оказалось трудно задачей для ребенка, хотя я бы не сказала, что у него есть какие-то проблемы с воображением и фантазией.
Поясню на примере. Когда мы, а потом и он сам, стали много читать, то как-то так складывалось, что я выбирала многокнижные истории: про Незнайку, Муммитроллей, Карлсона, Гарри Поттера, наконец. Мне казалось, что если сын будет знать, что есть продолжение, то это позволит заинтересовать его чтением гораздо сильнее. Я выбирала ему для чтения достаточно большие формы произведений интуитивно, а потом столкнулась нос к носу с проблемой, когда сын отказался читать короткие рассказы. Он просто не понял, почему через три страница история уже закончилась и нигде, НИГДЕ, нет продолжения. И следующая “глава” в книжке это уже совершенно другая история, никак с предыдущей не связанная.
Поэтому мне пришлось придумывать как решать и эту проблему. И я сделала очень простой, но действенный ход: стала разбавлять книжный “сериал” короткими произведениями. Ну, т.е. читает он Гарри Поттера, например, а я после каждого тома подсовываю ему короткую полезную книжку.
Конечно, предварительно мы с ним поговорили на эту тему, и, конечно, сначала чередование приходилось выполнять немножко через шантаж. Но потом сын привык, и параллельно с Поттером, например, он прочитал “Тимур и его команда” А. Гайдара, “Лоскутик и облачко” С. Прокофьевой, “Малахитовая шкатулка” Бажова, “Питер Пэн” Барри, “Старик Хоттабыч” Л. Лагина, “В стране вечных каникул” А. Алексина и др.
Не все книги, как вы видите, поучительные и серьезные, но они все сравнительно короткие, и рассказывают истории, которые сыну изначально не были интересны. Или стиль написантя в них трудноват для восприятия. Моя задача была научить его пониманию того, что история не обязательно должна захватить тебя с первых же фраз, это во-первых. История не обязательно должна быть с продолжением, это во-вторых. Ну, и что история может быть очень интересной, даже если она рассказывает про, казалось бы, изначально не интересные ситуации или не очень современным языком.
Мне повезло, что сын интересуется устройством всего на свете, начиная от человека, заканчивая Вселенной. Поэтому иногда мы разбавляли фэнтези энциклопедиями про космос, про животных и т.п. И тут я хочу написать о своей, я считаю, роскошной находке в области познавательных произведений, книгу Андрея Усачева и Алеши Дмитриева “Как поймать мамонта. первобытная история”.
Встреча с этой книгой совпала у сына с началом изучения предмета история – он пошел в 5-й класс. И, хотя сам предмет ему понравился, мне хотелось укрепить интерес к не всегда увлекательным учебным текстам, и я искала детскую познавательную литературу с уклоном в освещение исторических событий. И я эту литературу нашла)
Книга “Как поймать мамонта” понравилась сыну невероятно. Он цитировал оттуда фразы, читал вслух стихи (что вообще невероятно, потому как к лирике он как-то охладел в последнее время, наверное, после того, как стихи стали ЗАСТАВЛЯТЬ учить)), он придумывал развитие ситуаций и, главное, он сопоставлял знания, полученные на уроках, с легким языком произведения Усачева и Дмитриева, и это позволяло ему без усилий запоминать изучаемые в школе подробности и описания.
Книга понравилась сыну настолько, что он очень огорчился, когда она закончилась. И был готов без отвлечения на более легкий жанр (на полке ждал очередной том Колфера из серии “Страна Сказок”) читать еще что-то подобное. И тут я сделала, я считаю, гениальный кульбит, и предложила ему прочитать “Остров неопытных физиков” Кирилла Домбровского.
Мало того, что это произведение было впервые выпущено аж в 1966 году, а значить стилистика тяжеловата для современных маленьких читателей, так оно ещё и содержит огромное количество описаний различных физических явлений и опытов. Признаюсь с прискорбием, я сама бы эту книгу не потянула. А сын прочитал. И, мало того, она его увлекла, он читал без напоминаний, и только иногда уточнял у меня про какие-то особо непонятные фразы и явления. Возможно, надо было бы подождать до начала изучения физики в школе. Но при желании, можно будет потом и перечитать)
Так что опыт вовлечения 11-летнего мальчишки чтением не только увлекательной с его точки зрения литературой у меня есть. И, я считаю, это вполне себе полезный опыт. Единственное, хотела еще чуть подробнее написать про “легкий” жанр, проблемы с которым у меня тоже были, т.к. знаний о современных авторах, практически, не было. Прекрасной находкой в этой области считаю серию “В Стране Сказок” Криса Колфера.
Во-первых, автор – молодой парень, сериальный актер, следовательно язык в книгах очень легкий и современный, но без пошлости и примитивизма. А, во-вторых, в книгах герои попадают во всем известные сказки , и новый взгляд на всем знакомые с младенчества ситуации и персонажей очень увлекает и воодушевляет на чтение)
В общем, основываясь на собственном опыте, хочу предложить мамам 10-12-летних мальчишек свой список-шпаргалку разножанровой литературы (это уже вторая часть, о том, что было ранее, можно почитать на моем канале):
1. Д. Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”
2. А. Гайдар “Тимур и его команда”
3. Д. Роулинг “Гарри Поттер и тайная комната”
4. А. Алексин “В стране вечных каникул”
5. Д. Роулинг “Гарри Поттер и узник Азкабана”
6. Л. Петрановская “Что делать, если…” (2 части)
7. Д. Роулинг “Гарри Поттер и кубок огня” (на этом с поттерианой мы решили притормозить, потому как Гарри обогнал сына в возрасте))
8. А. Жвалевский, Е. Пастернак “Время всегда хорошее”
9. К. Колфер “Страна сказок”, книга 1
10. К. Булычев “День рождения Алисы”
11. К. Колфер “Страна сказок”, книга 2
12. А. Усачев, и А. Дмитриев “Как поймать мамонта. первобытная история”
13. К. Колфер “Страна сказок”, книга 3
14. К. Домбровский “Остров неопытных физиков”
15. А. Усачев, и А. Дмитриев “Ох, уж этот древний, древний, древний мир” (2 книги)
16. В. Воскобойников “Все будет в порядке”
17. К. Колфер “Страна сказок”, книга 4
18. Н. Евдокимова “Космический объект карманного объёма” – сборник рассказов. Читает сейчас. Трудновато. Но читает. И пытается понять)
Надеюсь, пост был полезен)
Экология познания. Дети: Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно.
Я учусь в 6 классе. У нас в классе 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно.
Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.
Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они появились только сейчас.
Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.
Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.
Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания
Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)
Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса, в ней написано легко и просто о сложных темах)
Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха.
Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)
Маркус — стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации.
Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
Более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни.
Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
Повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри — ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить.
Теренс Блэкер «Спорим это мальчик»
Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации.
Жаклин Уилсон — все книги (лёгкое чтение для девочек)
Её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.
Карен Арутюнянц «Я плюс все»
Книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
Оля — девочка из будущего попадает в прошлое, Витя — мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.
Валерий Воскобойников «Всё будет в порядке»
Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них.
Станислав Востоков «Ветер делают деревья»
Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…
Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки истерического смеха).
Плюс советую родителям почитать несколько замечательных книг, которые им обязательно понравятся (будете ребёнку брать в детской библиотеке, эти возьмите для себя):
Альберт Лиханов – всё, если кто не читал
Его книги о вечных темах – добре и зле, смелости и трусости, надеждах, мечтах, поступках, которые кому-то приносят боль, кому-то счастье, о трудном выборе своего жизненного пути)
Кристине Нестлингер «Лети, майский жук»
Весна 1945 года, немецкая семья в Вене, семья, которая ненавидит войну, Гитлера, пытается выжить, когда нацисты бежали и пришли русские…
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Очень эмоциональная книга о молодой учительнице, которая пытается найти в каждом ученике своего сложного класса всё хорошее, научить детей и взрослых добру, дружбе и терпимости.
Дэвид Амонд «Скеллиг»
Скеллиг — харизматичный, уставший ангел. Майкл — подросток, который переезжает с родителями и новорождённой сестрёнкой в новый дом. Мина — его новая, необычная подруга. Их истории сплетаются и они спасают друг друга.
Пеннак «Как роман»
В ней как раз вся правда о том, почему подростки не читают.
P.S. Я знаю, что нужно советовать читать классические, проверенные временем книги, но эти советы никому не помогут. Чтобы получить удовольствие от «Дубровского» надо любить читать, а чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компу или телевизору. Потом, когда человек проникнется чтением, он заинтересуется и более глубокой литературой. А заинтересовать в 10-12 лет очень трудно, вот я и выбрала те книги, которые могут помочь в этом.
опубликовано econet.ru
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
дети
книги
чтение
ЭФИРЫ c ЛУЧШИМИ психологами, врачами, остеопатами
в закрытом клубе course.econet.ru