Что полезно и что вредно для здоровья 4 класс
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 26» с углублённым изучением отдельных предметов
1. Образовательная: сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма.
проектор, экран, компьютер, рисунки 2 корзины , чёрный ящик, пословицы, бочонок, песочные часы, памятки, маркеры, альбомные листы
– Положа руку на сердце, произнесем заветные слова, чтобы быть уверенными в своих знаниях и умениях:
«Мы все знаем, мы все умеем, и у нас всё получится».
Дети произносят заветные слова, настраиваются на дальнейшую работу
Повторение изученного «Ситуация успеха»
Вспомнить изученный материал
форма работы: индивидуальная
метод: беседа
– О нём говорят так: бывает слабым и железным, сибирским и прекрасным, плохим и отличным.
Мы не задумываемся, когда оно есть и когда его теряем.
ЗДОРОВЬЕ.
– Какие ассоциации у вас возникают к слову « здоровый человек»
Слайд 1 ( здоровье)
Ответы детей
(Слайды с картинками ЗОЖ.)
Слайды 2-
Изучению нового материала.
Выявить индивидуальное ценностное отношение к объекту познания. Обмен личными впечатлениями, мнением.
форма работы: фронтальный опрос
метод: беседа
Составим портрет здорового человека:
закаливание
отказ от вредных привычек
движение и спорт
гигиена и чистота
режим дня
положительные эмоции
редко болеет
рациональное питание
-Что такое рациональное питание?
– Правильное питание – важное условие ЗОЖ. От того, что мы едим, зависит ваше здоровье, настроение и самочувствие.
_ Многие из вас слышали поговорку:
« Мы есть то, что едим».
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
– Значит правильное, разумное.
Слайд 12
Слайд 13
Изучение нового материала.
Игра
« СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
1 конкурс
РАЗМИНКА
Углубить знания детей в работе с понятием рациональное питание.
Повторить продукты питания, которые и вкусные и полезные
форма работы: фронтальная
метод: беседа
Работа в группах
( командах)
Работа в группах
( командах)
– Какие вещества необходимы ,чтобы быть здоровым?
-Белки
-Жиры
-Углеводы
-Витамины и минеральные вещества
– Правильное питание-первый шаг к успеху.
– Продолжим разговор о правильном питании в игре « Счастливый случай».
– Мы узнаем, какие продукты полезные и какие вредные. Всегда ли вкусные продукты являются полезными?
– За каждый правильный ответ вы будете получать ЖЕТОНЫ( фрукты).
Вопросы 1 команде:
1.Какой овощ очень полезен для зрения и является витамином роста.
2.Какое другое название имеет помидор?
3.Этот «овощ от семи недуг».
4.Сушёные ягоды винограда.
5.Эти бордовые корнеплоды снимают давление, очищают кишечник, снимают давление. Регулируют обменные процессы.
Вопросы 2 команде.
1.Кулинары называют её царица полей. Римляне называют интересным словом « капут» в переводе голова. Богата витамином С.
2.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша, семечки деликатес. Диетическое блюдо от болезней всех как чудо.
3.Этот овощ называют вторым хлебом.
4.Фрукт, получивший название « королевский плод», богат витамином С.Укрепляет иммунитет, содержит кальций и фосфор.
5.Это овощ на 95 процентов состоит из воды.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Узнают правила игры.
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
– Морковь.
– Томат.
– Лук.
– Изюм.
– Свёкла.
Слайд 22
– Капуста
– Тыква
– Картофель.
– Груша.
– Огурец.
Обобщение по 1 конкурсу.
2 конкурс
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ ( Дополни пословицы)
3 конкурс
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
( о каком предмете идёт речь)
Форма работы: групповая
Работа в группе
– Овощи ,ягоды и фрукты- самые витаминные продукты.
– Витамин А – улучшает зрение
– Витамин В – заботится о пищеварении
– Витамин С – профилактика болезней
Витамин Д – укрепляет кости
– Может ли цвет продуктов влиять на организм человека?
– Цвет зелёный – от простуды
– Цвет красный – улучшает обмен веществ
– Жёлтый цвет – улучшает настроение.
Витаминов около 30. Они есть в разных продуктах, но больше всего в овощах и фруктах.
Про здоровье люди думали и в древности, народная мудрость вот что говорит о питании .
У вас записаны первые половины пословиц, нужно продолжить вторую половину пословиц.
1 загадка:
Многие считают, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду. ( кока-кола, пепси-кола, фанта, спрайт)
-Кола удаляет ржавчину и грязь, разрушает зубы.
2 загадка:
Они очень вкусные, потому что посыпаны приправой. Имеют большое количество различных вкусовых добавок: вкус бекона, сыра, зелени, креветки, курица..Повышают аппетит.
Высококалорийный продукт, есть канцерогены, вызывает аллергию, разрушает эмаль зубов.
3 загадка:
Эти продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их состав входит сало. Нутряной жир, свиная шкурка. В том числе, с помощью вкусовых добавок продукт маскируют под мясо. Из этого продукта делают бутерброды.
Есть усилитель вкуса, красители, которые оказывают вред пищеварению. В копченостях много токсичных веществ..В консервах низкое качество мяса, используют большое количество специй и усилителей вкуса.
4 загадка:
Они способствуют выработке желудочного сока, помогают перевариванию пищи. Очищают зубы, но с жевательной поверхности. С её помощью можно развить американскую улыбку. Продукт опасен на голодный желудок.
-Красители, что и в белилах для придания белизны.
-Все эти продукты вкусные?
-А можно их назвать полезными?
– Проведём опыты.( О вреде продуктов)
-Ешьте их меньше!
– Берегите здоровье смолоду!
Недаром в народе говорят: «От сладкой еды жди беды»
Слайд 23
Слайд 24
Слайд25
Слайд 26
Слайд 27
Высказывания детей.
Слайд 28
Слайд29
Слайд.30
Слайд 31
Слайд 32
Слайды33
Слайд 34
Слайд 35
Слайды36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
кока-кола спрайт пепси-кола фанта
Слайд 40
Слайд 41
Сухарики, чипсы
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Колбасы, сосиски, сардельки, копчёности, консервы, паштеты.
Слайд 45
Слайд 46
Жевательная резинка
Жевательные конфеты.
да
Слайд 47
нет
Слайд 48
Слайды
Слайд 49
Слайд50
Разминка
Снять глазное напряжение, утомление детей и активизировать с помощью упражнений работу мозга.
Дети выполняют физические упражнения
4 конкурс
Гонка за лидером
( за минуту постараться ответить на возможно большее количество вопросов)
Подведение итогов игры ( подсчитывание жетонов)
форма работы: групповая.
.
Вопросы
Из какого растения получают манную крупу ( пшеница)
Разноцветные грибы ( сыроежки)
Какая ягода бывает белой, красной, чёрной (смородина)
Из скольки блюд состоит обед (4)
Что такое меню (список блюд)
В руках у Вани зима в стакане (мороженое)
Что добавляют в тесто, чтобы оно поднялось ( дрожжи)
Национальное блюдо Татарстана (чак-чак)
Какая рыба исполняла желания Емели (щука)
Закончи поговорку « Плох обед, … (если хлеба нет)
Из чего делают окрошку (из кваса)
Какой жир получают из рыбы (рыбий)
Чем не испортишь кашу (маслом)
Как называется блюдо из свежих овощей (салат)
Утренний приём каши (завтрак)
Блюдо из жареных яиц (яичница)
Суп из рыбы (уха)
В каком овоще много воды (огурец)
Кто завёз в Россию картофель (Пётр 1)
Важный микроэлемент в морепродуктах (йод)
Из каких овощей делают икру (баклажан, кабачки)
Горький брат лука (чеснок)
Из какого растения получают овсяные хлопья (овёс)
Что называют «лесным мясом» (грибы)
Верхний слой молока (сливки)
Какой овощ превратился в карету (тыква)
Из чего готовят морс (ягоды)
Когда окрошка заменяет суп (летом)
Чем можно заниматься после обеда (спокойными делами)
Назовите кисломолочные продукты ( творог, кефир, сметана, ряженка…)
Какую ягоду называют «царской» (морошка)
Как называется сушёная слива (чернослив)
Закончи пословицу « Не будет обеда – не (будет и хлеба)
Какое блюдо лучше всего кушать на завтрак (каша)
Сколько жидкости нужно выпивать в день (2 литра)
Какой продукт дают пчёлы (мёд)
Какие питательные вещества придают молоку сладкий вкус (углеводы)
Что можно выпить пред сном ( молоко)
Из каких весенних растений можно приготовить салат (крапива, одуванчик)
Из чего готовят сок (фрукты, овощи, ягоды)
Объявление победителя игры.
Слайд 51
Дети отвечают на вопросы
Раздаю памятку с вредными « ешками»
Творческая работа.
Рефлексия.
Установить степень усвоения материала
форма работы: групповая
Составление синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Дети составляют синквейн о питании
Вывешивают на доску.
1 команда – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Вкусные, питательные
Укрепляют,защищают,улучшают
От этого зависит наше здоровье
Здоровая пища
Слайд 53
2 команда ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ
Бесполезные, высококалорийные
Вредят, ухудшают, разрушают
Отрицательно влияют на здоровье
Фастфуд
Слайд 54
Итог урока
Подвести итог урока
– Читают синквейны .
– Притча Насреддина. Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».
Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?
– Великий Л.Н.Толстой сказал:Если бы люди ели тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своей душой и телом»
Желаю всем здоровья!
Читают по синквейны.( вывешивают)
Слайд 55
Слайды 56
Слайд 57
Слайд 58
Внеклассное мероприятие в 4 классе
«Полезные и вредные привычки»
Тема: Полезные и вредные привычки.
Цели занятия:
- Выяснить представления участников о том, что является полезным или вредным для человека.
- Познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях.
- Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Ход занятия:
I. Что полезно, а что вредно для человека:
Ведущий: Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно – это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет многого достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, но есть и то, что идет во вред здоровью и разрушает его. – Знаете ли вы, что полезно для здоровья человека? (Дети предлагают свои варианты полезных привычек. Выслушав ответы, ведущий проводит обобщение ответов детей. На доске постепенно появляется список полезных привычек).
Полезно для человека:
© соблюдать режим дня;
© соблюдать гигиену;
© правильно и регулярно питаться;
© заниматься спортом;
© вовремя и самостоятельно делать уроки;
© бывать на свежем воздухе;
© делать утреннюю зарядку;
© следить за чистотой своей одежды и своего жилища;
© слушаться родителей и близких людей;
© закаляться;
© посещать кружки;
© читать книги;
© уметь вести себя в коллективе.
II. Что такое привычки:
Ведущий: Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются. – Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Показать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка». Описание игры:
Учащиеся встают и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их. В определенный момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.
Ведущий: Вот видите, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это – вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много. Знаете ли вы, что вредно для здоровья человека? (Дети предлагают свои варианты полезных привычек. Выслушав ответы, проводится обобщение ответов детей. На доске постепенно появляется список вредных привычек).
Вредно для человека:
- прогуливать занятия в школе;
- грубить старшим и не уважать их;
- много сидеть у телевизора или за компьютером;
- гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;
- пробовать незнакомые вещества;
- есть чересчур много сладкого;
- грызть ногти;
- курить;
- драться.
III. Полезные и вредные привычки (работа с карточками): Учащиеся разбиваются на 3 подгруппы (по рядам). Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия.
Привычки:
- мальчик чистит зубы;
- мальчик не хочет мыться и умываться;
- группа ребят делает зарядку;
- девочка и ее отец убирают в квартире и чистят свою одежду;
- ученик грызет ногти на уроке;
- ученик опаздывает на урок;
- группа ребят курит;
Последствия:
- здоровая красивая улыбка;
- с грязным подростком никто не хочет общаться;
- на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
- членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;
- врач лечит мальчику пальцы;
- мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
- на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
Задание подгруппам:
К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Форма ответа должна быть следующей:
«Если…, то…». Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми».
Ведущий: Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Эта привычка — употребление алкогольных напитков. Сформировавшись, она обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.
Задание подгруппам:
Каждая подгруппа получает одинаковые раздаточные карточки, на которых изображены шесть этикеток различных напитков. Также выдаются изображения отрицательного персонажа – Вреднючки и положительного персонажа – Солнышко.
- Внимательно рассмотрите рисунок. На этикетку с вредным напитком приклейте Вреднючку, а на этикетку с полезным – Солнышко. (После самостоятельной работы, проводится обсуждение вариантов ответов.)
IV. Вывод занятия:
- Какую тему мы сегодня обсуждали на внеклассном занятии. (Полезные и вредные привычки.)
- Какие привычки можно назвать полезными?
- А каких привычек нужно избегать?
- Теперь мы знаем, что среди множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы будете формировать в себе только полезные привычки.
Классный час в 4 классе.
Тема: «Слагаемые здоровья»
Цель: Пропаганда здорового образа жизни
Задачи: развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека. О способах его сохранения и укрепления.
Из-за грозных серых тучек
Показался светлый лучик.
Это солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Попрощалось с луной,
Помахало вслед рукой.
И, умывшись, засияло,
Радостно всем сразу стало.
– Солнце встречает каждого из нас улыбкой. Дарит всем хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
А что нужно человеку, чтобы у него всегда было хорошее, радостное настроение?
-Здоровье. Что обозначает слово «Здоровье»? Посмотрите в словаре. (Здоровье-это состояние полного психического и физического благополучия)
– Прочитайте пословицу
«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял» Почему так говорят? (Нездоровый человек не может полноценно жить, учиться, работать,… Ему мешают боль, болезнь …)
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек в полной мере может ощутить радость жизни. Ему легко учиться и работать, заниматься любимыми делами.
– Как вы думаете, всегда ли люди заботились о своём здоровье?
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
«Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?»
В древней Руси говорили: «Здоровье – великая драгоценность», «Здоровье не купишь», «Дал бог здоровье, а счастье найдём»
Сохранить здоровье на долгие годы поможет соблюдение правил здорового образа жизни.
– Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?
(занятия спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание, закаливание)
– это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
– Тема классного часа «Слагаемые здоровья»
– Поднимите руки дети, которые ни разу не болели. Кто болел один раз в год? Кто болеет чаще?
Мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть, а это неправильно. Человеку естественно быть здоровым. Учёные доказали, что человек может жить до 150 -200 лет.
Задание 1 (работа в группах)
Из данных слов и выражений выберите те, которые характеризуют здорового человека.
(ловкий, подтянутый, истощенный, закалённый, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, сутулый, стройный, неуклюжий, имеет лишний вес)
Каким способом можно достичь этих качеств? Поговорим о некоторых правилах, которые являются основой здорового образа жизни.
– Прочитайте пословицу: «Любой жуёт, да не любой живёт»
– Какое первое правило?
Рациональное питание
– Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать, есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов. Многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.
Задание 2
1 группа
– Разделите продукты питания на полезные и условно вредные (творог, копчёная колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы, рыба, кетчуп, яблоки, лимонад, сладости)
2 группа
Распределите продукты по содержанию в них витаминов (АВСД)
Продукты: масло, морковь, семечки, болгарский перец, мясо, шиповник, яйца, рыбий жир, творог, лимон, печень, икра
Проверка:
А – морковь, масло, яйца, печень
В –семечки, масло, мясо, творог
С – шиповник, болгарский перец, лимон
Д – рыбий жир, икра
Итак, рациональное (правильное) питание – это потребление чистых натуральных продуктов
Жизнь – это движение.
В далёкие времена для того, чтобы найти пищу, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы жить, надо много двигаться. И сегодня фраза « Движение – это жизнь» остаётся верной. Почему?
При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и полнее снабжает клетки кислородом, питательными веществами – обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце. Желательно проводить на воздухе не менее двух часов в день.
Игры, зарядка, занятия физкультурой и спортом – всё это составляющие двигательной активности.
Разучивание физминутки.
Игра «Полезно – вредно»
Правила игры: я буду читать предложения, а вы должны сказать полезно или вредно и объяснить почему.
– Читать лёжа
– Смотреть на яркий свет
– промывать глаза по утрам
– близко смотреть телевизор
– оберегать глаза от ударов
– есть морковь и петрушку
– тереть грязными руками глаза
– заниматься физкультурой
Чтобы быть здоровым человеком необходимо отказаться от вредных привычек. Какие вредные привычки вы знаете?
У каждого человека есть свои вредные привычки. Самыми распространёнными привычками, вредящему здоровью человека, являются курение, алкоголизм и наркомания.
Конкурс «Здоровье»
На каждую букву этого слова придумать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
З – здоровье, закалка, зарядка
Д – диета, душ, диетолог
О – отдых
Р – режим, расчёска, ракетка
В – врач, вода, витамины
Е – еда
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л. Толстой
-как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
(Надо быть добрыми, помогать друг другу, совершать добрые поступки, делать друг другу комплименты)
Игра «Комплименты»
По кругу мяч кидают друг другу и делают комплименты.
Положительные эмоции – это следующее слагаемое здоровья.
Наш классный час подходит к концу. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие не прошло даром и вы задумаетесь о своём здоровье.
Игра «Разброс мнений»
Продолжите высказывания:
-По-моему, секрет здоровья заключается в том, …
– Я знаю, что зарядка важна …
– Моё отношение к наркотикам …
– Глядя на человека спортивного вида …
– Малоподвижный образ жизни может привести …
– Мой любимый вид спорта …
– Я думаю, что сигареты …
– Моё отношение к алкоголю …
– я не хочу болеть простудными заболеваниями …
Домашнее задание: составить памятку «Если хочешь быть здоров»