Что полезно для здоровья детей реклама
Ребенок и реклама: вред или польза…
“… -Деточка – ты же лопнешь!
– А ты – налей и отойди!..”
Каждому родителю известны эти “прилипчивые” слоганы, которые ребенок запоминает быстрее, чем любое стихотворение.
Случалось ли вам наблюдать, как ваш малыш, будто заворожённый, смотрит по телевизору заманчивые и яркие рекламные ролики, один за другим? Тогда эта статья – для вас.
Вокруг рекламы и её воздействия на детей ведётся много споров – и у нас, и за рубежом. Давайте сразу определимся: реклама – не мировое зло. НО. У её производителей интересы свои, а у нас – свои. Им важно продать свой товар. Нам – вырастить своего ребёнка здоровым и умным.
Как малыш может смотреть все эти ролики по 100 раз подряд?! – искренне недоумеваете вы. Действительно, взрослый человек рекламную паузу встречает недовольным ворчанием. Малышу же интересно в сотый раз увидеть медвежонка Барни…
Всё дело в том, что маленькие дети воспринимают информацию совсем не так, как взрослые. Им ещё не хватает умения произвольно, по своему желанию переключать внимание с одного объекта на другой. А непроизвольное внимание обращается к чему? Правильно – ко всему яркому, громкому и быстро движущемуся. Таков практически любой рекламный ролик. Он завораживает ребёнка красками, громкой музыкой, быстрой сменой образов – куда там Красной шапочке с ее пирожками.
У любого из нас информация «на входе» преодолевает барьер критического восприятия. У одних он выше, у других ниже – но главное, что он ЕСТЬ. Сознательно или подсознательно, мы определяем, насколько можно верить полученным сведениям. Этот процесс называется верификацией. У маленьких детей же он отсутствует напрочь. Они, как губка, впитывают любую информацию – так устроена их психика. Границы между сказкой и реальностью ещё нет. Если реклама утверждает, что от йогурта такой-то марки начнёшь летать, они будут ждать полётов – и никаких гвоздей! И очень огорчатся, когда окажется, что люди вообще не летают.
Ребёнок воспринимает рекламу не рассудочно, а эмоционально. Если взрослый может защититься от неё, рационально объяснить себе, почему этот товар ему не нужен, то у малыша такой защиты нет.
Ещё одно серьёзное различие: взрослые, как правило, познают мир в основном визуально и на слух. На них сильнее действует реклама, предлагающая что-то «увидеть» или «услышать». У детей же одинаково хорошо работают все каналы восприятия – и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Детские впечатления действительно самые яркие – потому что они КОМПЛЕКСНЫЕ. Это не просто визуальный образ, а целостное сочетание красок, форм, запахов, звуков, тактильных ощущений. Если ребёнок видит что-то пушистое и мягкое, он немедленно представляет, каково это на ощупь. Если ему говорят, что у конфеты «экстремальный вкус» – ему тут же захочется попробовать, что же это за вкус-то такой.
Очень эффективно реклама эксплуатирует страсть детей к коллекционированию. Помните, как в детстве мы собирали фантики от жвачек? Сегодняшний ребёнок задаётся целью – собрать всех динозавриков из «Растишки». Или все крышки от «Coca-cola». И понеслась. Важным становится не употребление самого продукта, а собирательство. Если какого-то элемента не хватает, он готов требовать от родителей новых и новых покупок.
Надо сказать, что эти привычки, как правило, формируют сами взрослые. Для среднестатистической российской семьи типична картина, когда родители настолько заняты или просто ленятся заниматься ребенком, что «перепоручают» его воспитание телевизору. Можно поделать какие-то домашние дела, ребенок сидит на месте, не нужно за ним приглядывать – удобно. Да только вот последствия этого сидения потом обязательно аукнутся.
Маркетинг «детский», ориентированный на детей – очень прибыльное дело. Дети не только являются гарантированными потребителями игрушек, настольных и компьютерных игр, они могут влиять на решения родителей при выборе товара. И главное – они вырастут, и есть возможность посеять семена будущих потребительских предпочтений ещё в раннем возрасте, чем маркетологи и пользуются.
Как реклама может реально повредить нам и нашим детям?
«Эффект пилы»
Название звучит загадочно, но любой родитель с этим сталкивался. Ну-ка, вспомните: «Ма-ама, ну купиии. Пожалуйстааа». Упорное выпрашивание у родителей чего угодно – от куклы Барби до компьютера – менеджеры по рекламе и называют «эффектом пилы». При этом ребёнок «пилит» не только мозг родителей, но и семейный бюджет. С другой стороны, не купишь малышу вожделенную игрушку – возникает чувство вины, вроде бы как чем-то обделил своё солнышко. Неприятная ситуация. Радует только одно: чем старше становится ребёнок, тем спокойнее он переносит отказ в желаемом. Особенно если папа или мама объяснят, почему покупку лучше отложить на потом. Уже в возрасте 8 лет около 60% детей не особенно расстраиваются по этому поводу.
Рекламная зависимость.
На некоторых детей реклама действует так сильно, что желание получить некий продукт становится навязчивым, превращается в психологическую зависимость. В борьбе за “волшебный вкус” нового йогурта они постоянно терроризируют родителей, а если не получают желаемого, могут пойти на мелкое воровство. «Рекламная зависимость» чаще поражает детей из неблагополучных семей, которые недополучают родительского внимания или даже элементарных жизненных благ. Но бывают и исключения.
Этот вредный гамбургер..
Не тормози – сникерсни! – призывает реклама. Большая часть роликов рекламирует разнообразные сладости, газировку и фаст-фуд, предлагает срочно «сделать паузу» и перекусить. Мало того, что все эти продукты не самые полезные для здоровья, так ещё и предлагается есть их чуть ли не каждую свободную минуту. А это прямая дорога к ожирению. В США дети ежегодно тратят на фаст-фуд около 30 млрд. долларов. В результате за последние 25 лет число детей с избыточным весом в США возросло почти в два раза.
«У тебя не Apple, значит – ты лох!»
По словам одного из американских специалистов в области рекламных технологий, «Лучшая реклама – это та, которая заставляет человека, не использующего рекламируемое, чувствовать себя неудачником». Универсальный приём! Даже не каждый взрослый может отследить и «обезвредить» рекламу, взывающую к его комплексу неполноценности (будь не хуже соседа – купи новую машину/съезди на модный курорт). Что уж говорить о детях и подростках, у которых «крутость» зачастую оценивается по дороговизне мобильника. В итоге мы получаем бесконечные жалобы «я-хуже-всех-раз-у-меня-нет-куклы Барби», а в худшем случае – и комплекс неполноценности. Хорошо, если ребёнок это перерастёт. А многие уносят этот комплекс вместе с потребительским образом мышления и во взрослую жизнь.
Как с этим бороться: три полезных совета:
1. Поменьше телевизора. Общеизвестно, что чрезмерное общение с «пучеглазым ящиком» (3 часа в день и больше) снижает IQ ребёнка. Телевизионная реклама – самая эффективная по воздействию на подсознание и самая «привязчивая». Ограничьте просмотр телепередач, выбирайте познавательные программы, телеканалы для детей. Найдите другие варианты семейного вечера: бассейн, настольный теннис, лото, чтение, «домашний театр», совместные походы в гости. В конце концов, любимые мультики можно вместе посмотреть с диска, на компьютере или DVD.
2. Побольше времени проводите с ребёнком, займите его другими увлечениями. Как свидетельствуют психологи, «рекламную зависимость» чаще демонстрируют дети, которым не хватает родительского внимания. Если ребёнок увлечён интересным делом, если он в чём-то успешен, чувствует поддержку и любовь родителей – он не станет комплексовать по поводу того, что у одноклассника мобильник «круче». И не зациклится на магических словах «собери их всех».
3. Воспитывайте у детей критическое отношение к рекламе. Расскажите малышу, для чего она существует. Купите разрекламированную жвачку и предложите проверить, действительно ли она отбеливает зубы до зеркального блеска. Пускай малыш убедится, что ничего сказочного в вожделенном йогурте нет, сравнит его с другими, нерекламируемыми. Ребёнку постарше можно предложить поиграть в «рекламного агента», представить, что его цель – убедить вас купить какой-то товар. Тогда ему понятнее станут манипуляционные приёмы «взаправдашних» рекламщиков.
Реклама – друг человека?
Как-то раз моя подруга мучилась, пытаясь открутить крышечку на банке с грибами. К ней подошла дочка-первоклассница и уверенно посоветовала: мам, а ты переверни и похлопай по донышку. Помогло! Оказывается, девочка увидела эту хозяйственную хитрость в каком-то рекламном ролике.
Как уже говорилось, реклама не есть мировое зло. И, более того, в отдельных случаях она может принести пользу.
Это источник знаний о домашнем хозяйстве, экономике, товарах, брендах, обществе вообще. Ведь малышу, помимо многих других социальных навыков, необходимо учиться «быть покупателем», ориентироваться на рынке и в магазине, разумно распоряжаться своими деньгами. Пока ещё карманными – но это только пока! Рекламный ролик – хороший повод поговорить с ним о семейном бюджете, о целях рекламы, о том, что не всему, что говорится с телеэкрана, можно верить.
Многие рекламные сюжеты создают образ идеальной семьи, в которой царят нежность, любовь и забота. Они могут стать для малышей хорошим примером, сформировать позитивное представление о том, какой семья ДОЛЖНА БЫТЬ. Хотя, конечно, такой пример малыши должны видеть в первую очередь в собственной семье…
Яркие мультяшные персонажи из рекламы детских зубных паст уже не одному родителю помогли приучить ребёнка чистить зубки и умываться. Вместе с ними это делать гораздо веселее!
Не стоит забывать про возможности социальной рекламы. Она даёт детям образцы нравственного, социально приемлемого поведения:
– Не бросайте мусор на улицах.
-Позвоните родителям.
– Откажитесь от курения и наркотиков.
Дети, когда подрастут смогут самостоятельно решать чему верить, а от чего держаться подальше. Покажите ребенку собственный пример – не просиживайте все свободное время перед телевизором. Самый лучший вариант – это активный совместный отдых!
Акимова Мария Анатольевна
педагог-психолог МБДОУ № 146
г. Тула
Ребенок и реклама: вред или польза…
“… -Деточка – ты же лопнешь!
– А ты – налей и отойди!..”
Каждому родителю известны эти “прилипчивые” слоганы, которые ребенок запоминает быстрее, чем любое стихотворение.
Случалось ли вам наблюдать, как ваш малыш, будто заворожённый, смотрит по телевизору заманчивые и яркие рекламные ролики, один за другим?
Тогда эта статья – для вас.
Вокруг рекламы и её воздействия на детей ведётся много споров – и у нас, и за рубежом. Давайте сразу определимся: реклама – не мировое зло. НО. У её производителей интересы свои, а у нас – свои. Им важно продать свой товар. Нам – вырастить своего ребёнка здоровым и умным.
Как малыш может смотреть все эти ролики по 100 раз подряд?! – искренне недоумеваете вы. Действительно, взрослый человек рекламную паузу встречает недовольным ворчанием. Малышу же интересно в сотый раз увидеть медвежонка Барни.
Всё дело в том, что маленькие дети воспринимают информацию совсем не так, как взрослые. Им ещё не хватает умения произвольно, по своему желанию, переключать внимание с одного объекта на другой. А непроизвольное внимание обращается к чему? Правильно – ко всему яркому, громкому и быстро движущемуся. Таков практически любой рекламный ролик. Он завораживает ребёнка красками, громкой музыкой, быстрой сменой образов – куда там Красной шапочке с ее пирожками.
У любого из нас информация «на входе» преодолевает барьер критического восприятия. У одних он выше, у других ниже – но главное, что он ЕСТЬ. Сознательно или подсознательно, мы определяем, насколько можно верить полученным сведениям. Этот процесс называется верификацией. У маленьких детей же он отсутствует напрочь. Они, как губка, впитывают любую информацию – так устроена их психика. Границы между сказкой и реальностью ещё нет. Если реклама утверждает, что от йогурта такой-то марки начнёшь летать, они будут ждать полётов – и никаких гвоздей! И очень огорчатся, когда окажется, что люди вообще не летают.
Ребёнок воспринимает рекламу не рассудочно, а эмоционально. Если взрослый может защититься от неё, рационально объяснить себе, почему этот товар ему не нужен, то у малыша такой защиты нет.
Ещё одно серьёзное различие: взрослые, как правило, познают мир, в основном, визуально и на слух. На них сильнее действует реклама, предлагающая что-то «увидеть» или «услышать». У детей же одинаково хорошо работают все каналы восприятия – и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Детские впечатления действительно самые яркие – потому что они КОМПЛЕКСНЫЕ. Это не просто визуальный образ, а целостное сочетание красок, форм, запахов, звуков, тактильных ощущений. Если ребёнок видит что-то пушистое и мягкое, он немедленно представляет, каково это на ощупь. Если ему
говорят, что у конфеты «экстремальный вкус» – ему тут же захочется попробовать, что же это за вкус-то такой.
Очень эффективно реклама эксплуатирует страсть детей к коллекционированию. Помните, как в детстве мы собирали фантики от жвачек? Сегодняшний ребёнок задаётся целью – собрать всех динозавриков из «Растишки». Или все крышки от «Coca-cola». Важным становится не употребление самого продукта, а собирательство. Если какого-то элемента не хватает, он готов требовать от родителей новых и новых покупок.
Надо сказать, что эти привычки, как правило, формируют сами взрослые. Для среднестатистической российской семьи типична картина, когда родители настолько заняты или просто ленятся заниматься ребенком, что «перепоручают» его воспитание телевизору. Можно поделать какие-то домашние дела, ребенок сидит на месте, не нужно за ним приглядывать – удобно. Да только вот последствия этого сидения потом обязательно аукнутся.
Маркетинг «детский», ориентированный на детей – очень прибыльное дело. Дети не только являются гарантированными потребителями игрушек, настольных и компьютерных игр, они могут влиять на решения родителей при выборе товара. И главное – они вырастут, и есть возможность посеять семена будущих потребительских предпочтений ещё в раннем возрасте, чем маркетологи и пользуются.
Как реклама может реально повредить нам и нашим детям?
«Эффект пилы»
Название звучит загадочно, но любой родитель с этим сталкивался. Ну-ка, вспомните: «Ма-ама, ну купиии. Пожалуйстааа». Упорное выпрашивание у родителей чего угодно – от куклы Барби до компьютера – менеджеры по рекламе и называют «эффектом пилы». При этом ребёнок «пилит» не только мозг родителей, но и семейный бюджет. С другой стороны, не купишь малышу вожделенную игрушку – возникает чувство вины, вроде бы как чем-то обделил своё солнышко. Неприятная ситуация. Радует только одно: чем старше становится ребёнок, тем спокойнее он переносит отказ в желаемом. Особенно если папа или мама объяснят, почему покупку лучше отложить на потом.
Уже в возрасте 8 лет около 60% детей не особенно расстраиваются по этому поводу.
Рекламная зависимость.
На некоторых детей реклама действует так сильно, что желание получить некий продукт становится навязчивым, превращается в психологическую зависимость. В борьбе за “волшебный вкус” нового йогурта они постоянно терроризируют родителей, а если не получают желаемого, могут пойти на мелкое воровство. «Рекламная зависимость» чаще поражает детей из неблагополучных семей, которые недополучают родительского внимания или даже элементарных жизненных благ. Но бывают и исключения.
Этот вредный гамбургер.
Не тормози – сникерсни! – призывает реклама. Большая часть роликов рекламирует разнообразные сладости, газировку и фаст-фуд, предлагает срочно «сделать паузу» и перекусить. Мало того, что все эти продукты не самые полезные для здоровья, так ещё и предлагается есть их чуть ли не каждую свободную минуту. А это прямая дорога к ожирению. В США дети ежегодно тратят на фаст-фуд около 30 млрд. долларов. В результате за последние 25 лет число детей с избыточным весом в США возросло почти в два раза.
«У тебя не Apple, значит – ты лох!»
По словам одного из американских специалистов в области рекламных технологий, «Лучшая реклама – это та, которая заставляет человека, не использующего рекламируемое, чувствовать себя неудачником». Универсальный приём! Даже не каждый взрослый может отследить и «обезвредить» рекламу, взывающую к его комплексу неполноценности (будь не хуже соседа – купи новую машину/съезди на модный курорт). Что уж говорить о детях и подростках, у которых «крутость» зачастую оценивается по дороговизне мобильника. В итоге мы получаем бесконечные жалобы «я-хуже-всех-раз-у-меня-нет-куклы Барби», а в худшем случае – и комплекс неполноценности. Хорошо, если ребёнок это перерастёт. А многие уносят этот комплекс вместе с потребительским образом мышления и во взрослую жизнь.
Как с этим бороться: три полезных совета:
1. Поменьше телевизора. Общеизвестно, что чрезмерное общение с «пучеглазым ящиком» (3 часа в день и больше) снижает IQ ребёнка. Телевизионная реклама – самая эффективная по воздействию на подсознание и самая «привязчивая». Ограничьте просмотр телепередач, выбирайте познавательные программы, телеканалы для детей. Найдите другие варианты семейного вечера: бассейн, настольный теннис, лото, чтение, «домашний театр», совместные походы в гости. В конце концов, любимые мультики можно вместе посмотреть с диска, на компьютере или DVD.
2. Побольше времени проводите с ребёнком, займите его другими увлечениями. Как свидетельствуют психологи, «рекламную зависимость» чаще демонстрируют дети, которым не хватает родительского внимания. Если ребёнок увлечён интересным делом, если он в чём-то успешен, чувствует поддержку и любовь родителей – он не станет комплексовать по поводу того, что у одноклассника мобильник «круче». И не зациклится на магических словах «собери их всех».
3. Воспитывайте у детей критическое отношение к рекламе. Расскажите малышу, для чего она существует. Купите разрекламированную жвачку и предложите проверить, действительно ли она отбеливает зубы до зеркального блеска. Пускай малыш убедится, что ничего сказочного в вожделенном йогурте нет, сравнит его с другими, нерекламируемыми. Ребёнку постарше можно предложить поиграть в «рекламного агента», представить, что его цель – убедить вас купить какой-то товар. Тогда ему понятнее станут манипуляционные приёмы «взаправдашних» рекламщиков.
Реклама – друг человека?
Как-то раз моя подруга мучалась, пытаясь открутить крышечку на банке с грибами. К ней подошла дочка-первоклассница и уверенно посоветовала: мам, а ты переверни и похлопай по донышку. Помогло! Оказывается, девочка увидела эту хозяйственную хитрость в каком-то рекламном ролике.
Как уже говорилось, реклама не есть мировое зло. И, более того, в отдельных случаях она может принести пользу.
Это источник знаний о домашнем хозяйстве, экономике, товарах, брендах, обществе вообще. Ведь малышу, помимо многих других социальных навыков, необходимо учиться «быть покупателем», ориентироваться на рынке и в магазине, разумно распоряжаться своими деньгами. Пока ещё карманными – но это только пока! Рекламный ролик – хороший повод поговорить с ним о семейном бюджете, о целях рекламы, о том, что не всему, что говорится с телеэкрана, можно верить.
Многие рекламные сюжеты создают образ идеальной семьи, в которой царят нежность, любовь и забота. Они могут стать для малышей хорошим примером, сформировать позитивное представление о том, какой семья ДОЛЖНА БЫТЬ. Хотя, конечно, такой пример малыши должны видеть в первую очередь в собственной семье.
Яркие мультяшные персонажи из рекламы детских зубных паст уже не одному родителю помогли приучить ребёнка чистить зубки и умываться. Вместе с ними это делать гораздо веселее!
Не стоит забывать про возможности социальной рекламы. Она даёт детям образцы нравственного, социально приемлемого поведения:
– Не бросайте мусор на улицах.
– Позвоните родителям.
– Откажитесь от курения и наркотиков.
Рассмотрев данный вопрос, в результате можно сделать вывод, что реклама в целом оказывают огромное влияние на детей, на их образ жизни, манеры, поведения, привычки и вкусы. Не стоит забывать, что реклама — это всего лишь попытка навязать чье-то мнение. Главное — объяснить ребенку, что к рекламе нужно относиться избирательно и что отсутствие какой-либо вещи, пусть даже очень хорошей, не вредит самолюбию, а жизнь от этого совсем не становится хуже.
Родители для своих детей – лучший пример для подражания. Не стесняйтесь и не ленитесь вместе со своими детьми порой поиграть в снежки, покататься на санках или коньках, устроить совместный поход на рыбалку. Только Вы способны сделать жизнь ребенка максимально разнообразной и интересной, наполняя ее новыми впечатлениями и занятиями. Только Вы можете показать ребенку, насколько интересен и разнообразен мир «вне» телевизора, сколько есть еще замечательных занятий, игр.