Что полезно для ребенка с дцп

Что полезно для ребенка с дцп thumbnail

Что полезно для ребенка с дцп

В цикле из трех статей я расскажу почему детям с повреждением головного мозга требуется особое питание, а именно в чем суть безглютеновой диеты. Родителям важно знать, как должны питаться дети с ДЦП. Какие продукты необходимо исключить из рациона и почему. Как самостоятельно составить полноценную диету для Вашего ребенка, на что нужно обратить особое внимание. Как подготовить отчет по диете в Институты Гленна Домана (IAHP).

Хотя для краткости диету Домана называют просто «безглютеновой», она еще является бесказеиновой и частично  бессахарной и бессолевой. О каждом пункте мы поговори подробно.

Попутно я развенчаю некоторые мифы, получившие широкое распространение на многих форумах, расскажу о свойствах продуктов, объясню некоторые не очевидные моменты диетического питания, которые наиболее часто вызывают вопросы.

Следует понимать, что данная статья не является рекомендацией для перевода ребенка на какую либо диету. Целесообразность и безопасность любого диетического питания должен определить врач. В первую очередь эта статья предназначена для родителей, чьи дети уже находятся на программе питания Институтов Гленна Домана.

Если Вы не посещали Институты и Вашему ребенку диета не назначена, но он испытывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и Вы хотите перевести своего ребенка на эту диету, то обязательно проконсультируйтесь с врачом, который наблюдает ребенка, покажите ему пример диеты на одну неделю.

Почему требуется диетическое питание.

Для эффективной реабилитации ребенка с ДЦП требуется комплексный подход. Огромную роль в этом комплексе играет диетическое питание. При не правильном питании, даже абсолютно здоровый человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения, боли. Возникают проблемы с дефекацией (опорожнением кишечника), портится настроение, человек становится вялым, раздражительным. Возникает хроническая усталость, апатия, падает иммунитет.

Любой приём пищи, это удар по организму и он запускает сотни различных процессов. Начинается выработка ферментов, энзимов, гормонов, расщепление белков, жиров, углеводов, синтез аминокислот. Все эти процессы контролирует головной мозг, поэтому не удивительно, что у людей, имеющих повреждение головного мозга, возникают проблемы с работой системы пищеварения.

Что дает безглютеновая диета для детей с дцп.

У ребенка нормализуется сон, а стул становится регулярным, правильной консистенции. Улучшается настроение и аппетит, проходят симптомы аллергических реакций, например, сыпь, красные щеки и т.п. Ребенок начинает набирать вес. Изменяется и поведение малыша. Он начинает больше интересоваться окружающим миром, меньше капризничает. Проходят простудные заболевания. Конечно это происходит не сразу, но через шесть недель (эту цифру я слышал от специалистов IAHP) улучшения становятся заметными. Согласитесь, ради этого стоит перейти на диетическое питание.

В чем заключается диета?

Сначала поговорим о тех продуктах, которые допустимы, и о тех которые не допустимы для питания детей с ДЦП. Пользу или вред этих продуктов, а так же причины, по которым некоторые продукты и группы продуктов не употребляются при диетическом питании я рассмотрю во второй статье. Данные рекомендации получены в Институтах Гленна Домана.

Исключаем:  глютен
 молоко соль сахар

 ГлютенИтак начнем. Нам предстоит исключить продукты, содержащие глютен, именно поэтому диета и называется безглютеновой.  Это пшеница, ячмень, овес, рожь, и все продукты, которые их содержат. Это не только хлеб, макароны, торты, кексы, но и котлеты, в которые добавляется хлеб, блюда в панировке из пшеничных сухарей и прочее.

Иногда содержание глютена в продуктах не так очевидно, поэтому будьте внимательны. Муку или манную крупу содержат некоторые колбасы, паштеты, соусы, подливки, загустители. Что бы избежать невольных прегрешений в диете, внимательно читайте состав продуктов на этикетке.

МолокоВторое, от чего придется отказаться Вашему ребенку, это от продуктов, содержащих казеин, то есть молоко и молочные продукты. Сыр, творог, сливки, сметана, кефир, йогурт сливочное масло. Нет необходимости составлять полный список таких продуктов, да и вряд ли это возможно. Выясняйте состав продуктов!

Наконец, Ваш ребенок не должен получать соль и сахар. Эти вещества в достаточном количестве содержат продукты, на основе которых и построена диета. Соль, а точнее соли натрия, магния, калия, кальция, железа и другие, содержит минеральная вода, фрукты, овощи, зелень и другие продукты.

Сахара так же в достаточном количестве содержатся в зелени, овощах и фруктах. Тот же репчатый лук по содержанию сахара, каким бы невероятным это не казалось, не уступает таким продуктам, как свекла, дыня, арбуз.

Более того, некоторые фрукты содержат очень много сахара и не рекомендованы для этой диеты. Необходимо исключить ананас, банан, виноград. Причины, по которым те или иные продукты исключаются из диеты, я рассмотрю во второй статье.

Трудноусваиваемые продукты так же лучше всего исключить из меню ребенка, например грибы. Некоторые исключения Вам придется сделать самостоятельно, исходя из особенностей организма именно Вашего ребенка, учитывая индивидуальную непереносимость и аллергические проявления.

Пожалуйста, исключите все консервированные продукты, все готовые питательные смеси, готовые завтраки, различные чипсы и хлопья. Не покупайте рубленное мясо (фарш) и полуфабрикаты из него, такие как котлеты, тефтели, фрикадельки. Готовый мясной фарш промышленного приготовления частенько изобилует большим количеством жира и соединительной ткани, которая трудна для усваивания.

Плюс ко всему значения жиров-белков-углеводов для постной говядины Вы можете взять из соответствующих таблиц, пусть и усредненные значения, но с разумными отклонениями. Из чего приготовлен фарш никому не известно.

Теперь поговорим о том, чем же кормить ребенка.

Необходимо исходить из того, что растущему организму требуется много энергии, это углеводы и жиры, а также белок для строительства мышечной ткани. Не забываем о витаминах и микроэлементах, клетчатке.

В ежедневный рацион могут входить продукты из следующих категорий: овощи, фрукты, мясо, зелень, орехи, рыба и морепродукты, яйца, фасоль, растительные масла, корнеплоды, ягоды, крупы, пряности, минеральная вода. Как видите, список довольно обширный.

По возможности покупайте свежие ягоды фрукты и овощи, мясо желательно приобретать в охлажденном виде. Овощи, фрукты, ягоды и мясо можно покупать и в замороженном виде, но убедитесь, что в пакете свежезамороженный продукт, а не полуфабрикат “только разогреть”.

Крупы и фасоль предварительно замачивайте, затем варите до готовности. При варке и готовке на пару используйте покупную или фильтрованную воду. Такую же воду используйте и для того, что бы поить ребенка.

Мясо опускайте в кипящую воду. При этом белок, содержащийся в мясе, свернется и закупорит поры. Все питательные вещества останутся в мясе. Бульон после варки мяса не используйте, выливайте его без сожаления, ничего полезного в нем нет. Для приготовления пюре и блендирования пользуйтесь только овощным бульоном.

Можно пропустить мясо через мясорубку, сформировать из фарша не очень крупные котлетки, из расчета две на порцию, и на разделочной доске поместить их в морозилку. После того, как они замерзнут, сложить их в пакетик.

Такая заготовка сэкономит Вам много времени. Вам не придется взвешивать мясо, поскольку вес котлет Вам известен. Для приготовления ребенку обеда, просто положите в пароварку овощи и пару котлеток, не размораживая. Через несколько минут помещаете всё в блендер, добавляете 10-15 грамм оливкового масла и обед ребенку будет готов.

Рыба готовится очень быстро, поэтому её можно припускать, то есть варить в небольшом количестве воды прямо на сковородке под крышкой, естественно без масла. Совсем не обязательно, что бы вода покрывала всю рыбу. Рыба приготовится под крышкой за счет пара. Лучше всего покупать филе, но все равно будьте внимательны, не пропустите мелкие кости.

Покупая рыбу, не важно какую, просите продавца выбирать самые маленькие тушки. Взрослые особи накапливают тяжелые металлы, которые совершенно не нужны ни вам, ни вашему ребенку. Соответственно, молодняк еще не успел накопить ртуть и прочие металлы, и пользы от такой рыбки будет больше.

Овощи можно использовать как свежие, так и замороженные. Не избегайте замороженных овощей, во многих случаях они намного качественнее, чем свежие. Этот парадокс объясняется очень легко. Овощи замораживают через 3-8 часов после сборки, а свежие несколько дней идут до базы, затем до магазина и несколько дней лежат в магазине. Кроме того, овощи замораживают когда их много, то есть в период их естественного созревания, а не выращенные в теплице, значит и химии в замороженных овощах будет меньше. Будет хорошо, если приготовленные овощи были слегка хрустящими. Старайтесь их не переваривать, сохраняйте витамины.

Если мясо и овощи Вы приготовили на пару, то у Вас не будет бульона, что бы довести пюре до нужной консистенции. В этом случае можно добавить при блендировании несколько столовых ложек воды. У вас же не вываренные продукты, поэтому вкус совершенно не пострадает. Если на пару Вы готовили кабачки или тыкву, то вода может и не понадобиться. Пожалуйста не блендируйте картофель. Просто разомните его толкушкой, мялкой, ли просто дном бутылки. После блендера картофельное пюре становится липким и тягучим, как клейстер. Это происходит из-за того, что блендер разбивает частицы крахмала.

Во второй статье я подробно расскажу почему запрещены молоко, пшеница, бананы, сахар, соль и некоторые другие продукты.

Родителям необходимо знать не только что запрещено, но и отчетливо понимать почему это так. Только в этом случае, составленная вами безглютеновая диета, будет действительно максимально полезная.

Источник

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Значение помощи взрослого 

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. “Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача – пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо – можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача – найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить – способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра –  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник