Что полезно для глаз игра для детей

Что полезно для глаз игра для детей thumbnail

Программное содержание.

Дать детям знание о функциях органов зрения
человека и их внешнем строении; о различных
особенностях глаз животных (коршуна, филина,
зайца, крота), их механизмов приспособления к
окружающему миру (различной среде обитания).
Показать детям, что полезно, а что вредно для
глаз. Воспитывать у детей бережное отношение к
своему зрению и заботливое отношения к людям.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций животных и их среды
обитания. Разучивание комплекса упражнений для
глаз.

Оборудование и материалы.

Ширма (городские ворота), замок, 4 ключа в
конвертах, зеркала, дидактическая игра “Что
полезно, а что вредно для глаз”, две корзины,
шишки, повязки для глаз, аудиозапись “Пение птиц,
шум ручья”.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня с вами посетим
город “Умные помощники”, но в этом городе тоже
нужно соблюдать правила юного эколога. Давайте
их вспомним.

  • Ходить только по тропинкам.
  • Не топтать растения и муравейник.
  • Не трогать руками животных.
  • Не кричать, не шуметь.
  • Смотреть, наблюдать только глазами.

Молодцы! А теперь, чтобы попасть в этот город,
нужно открыть замок на воротах.

Дидактическая игра “Подбери ключ к замку”

Дети берут по одному конверту, достают
половинки ключей, находят свою пару по цвету и
составляют ключи. Затем прикладывают ключи к
замочной скважине, находят нужный ключ,
открывают дверь и заходят в ворота.

img1.jpg (21866 bytes)

Никого не видно? Нет. Здесь никого нет, только
лежит какой-то конверт. О! Какая-то записка.
Интересно, что здесь написано?

Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то
вы узнаете, какие помощники живут в этом городе.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не
видят. (Глаза)

Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам … (Глаза.)

Правильно, это глаза. В народе говорят: “Глаза
– окно в мир”. Как вы думаете, почему так говорят
люди? (Ответы детей).

Благодаря глазам, мы можем видеть все
окружающее вокруг нас. А еще люди говорят: “Глаза
– зеркало души”. Как вы это понимаете? (Ответы
детей).

По глазам можно определить, какой человек,
добрый или злой, или безразличный ко всему. Можно
определить и настроение человека. А как наши
глаза могут передавать наше настроение, мы
сейчас покажем.

Психогимнастика.

Если нас что-то удивляет
А если на душе грустно стало
А когда на душе у нас радость
(Раскрываем широко глаза и делаем удивленный
вид).
(Опускаем глаза вниз).
(Глаза поднимаем вверх и улыбаемся).

Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас
глаза! У всех ли они одинаковые? (Ответы детей).

Чем они отличаются? (Ответы детей).

Правильно вы сказали. По цвету глаза у всех
разные. Давайте посмотрим на Сашины глаза, какого
цвета они. А у Данила какого цвета глаза?
Посмотрите, какого цвета у меня глаза? (Ответы
детей).

Цветное колечко, которое у всех разное по цвету,
называется радужной оболочкой.

img2.jpg (13429 bytes)

В центре радужной оболочки вы видите
черное пятно, это зрачок. Когда много света –
зрачок сужается, а когда мало – расширяется,
через это маленькое окошечко мы смотрим на мир.

Представьте, подул ветер, летит пыль. Что же
защищает глаза от пыли? (Ответы детей).
Правильно вы сказали, наши красивые ресницы и
веки защищают глаза от пыли.

А иногда бывают такие моменты, что от обиды или
от боли из глаз текут слезы. Вы их пробовали на
вкус? (Ответы детей). Но самое главное они
помогают глазам. Например, они смывают соринку из
глаз.

Что у нас над глазами? (Ответы детей).
Потрогайте, это брови.

Посмотрите друг на друга, брови густые,
красивые. Для чего нужны нам брови? (Ответы
детей).
Брови задерживают капельки пота,
стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.
Оказывается брови, ресницы и веки нужны человеку
не только для красоты. Они оберегают глаза от
пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и
зрение, этой защиты недостаточно. Надо нам самим
заботиться о своем зрении и беречь глаза.

Дидактическая игра “Что полезно, а что вредно
для глаз”

Воспитатель предлагает детям взять по одной
карточке, внимательно рассмотреть, подумать и
решить, что для глаз полезно, а что вредно.

Если на карточке изображено, что полезно для
глаз – положите карточку к веселой рожице. Если
вы на карточке видите, что это вредно для глаз –
положите карточку к грустной рожице.

img3.jpg (16754 bytes)

Дети расставляют карточки.

Что вредно для глаз? (Ответы детей). А что
полезно? (Ответы детей).

Правильно вы разложили карточки, и я думаю, что
вы теперь будете самостоятельно заботиться о
своем зрении.

Ребята, как вы думаете, у какой птицы
живого уголка самое острое зрение? (Ответы
детей).
Правильно, у коршуна. Он парит на
большой высоте и из-за облаков высматривает
добычу. Острое зрение еще у орла и ястреба.
Что полезно для глаз игра для детей
А какая птица из живого уголка, лучше
всех видит ночью? (Ответы детей). Да, филин
ночью легко может отыскать в темноте мышь.
Что полезно для глаз игра для детей
Вот догадайтесь, почему зайца называют
“косым”? Может он плохо видит? (Ответы детей).
Убегая от врагов, заяц видит не только то, что
впереди, но и сбоку.
Что полезно для глаз игра для детей
Кто из животных совсем не видит? (Ответы
детей).
Совершенно верно, это крот. Он живет под
землей, там темно и кроту видеть не обязательно.
Что полезно для глаз игра для детей

Но бывают в жизни случаи, что человек теряет
зрение и слепому человеку жить очень тяжело. Всем
окружающим людям надо обязательно заботиться и
помогать им. Например, помочь перейти дорогу или
помочь сесть в автобус и т.д. Чтобы почувствовать,
как трудно бывает без зрения, мы с вами сейчас
поиграем.

Игра “Собери шишки”

Всем детям завязывают глаза, дают корзины в
руки и за одну минуту предлагают собрать шишки,
разбросанные на полу. После игры дети делятся
своими ощущениями и делают вывод, что без зрения
жить очень тяжело и надо обязательно беречь свое
зрение.

Издается звук “индейца”. Звучит аудиозапись
“Пение птиц, шум ручья”

Воспитатель. Кто так может издавать звук?

Дети. Индейцы.

Воспитатель. Давайте его пригласим к нам
таким же сигналом. Сделаем вдох через нос, а на
выдохе будем произносить звук “а-а-а” прикрывая
ладонью рот.

Появляется “индеец”.

Индеец. Нау-хау! Хау-нау! Я приветствую вас,
бледнолицые братья и сестры! В племени меня зовут
Соколиный глаз. Знаете почему? (Ответы детей).

У меня отличное зрение, я самый лучший охотник в
своем племени. Вы хотите, чтобы у вас было хорошее
зрение? (Ответы детей). Тогда все за мной к
священной горе!

Гимнастика для глаз

Сначала мы разотрем руки до появления тепла.

Индеец. Закроем глаза ладонями рук и
послушаем шум воды, пение птиц и шум ветра.

А
сейчас откроем глаза, и посмотрим на вершину
священной горы, а затем на землю наших предков.

Посмотрите по сторонам, налево, направо. Нет ли
врагов.

Смотрите, смотрите вдаль, вон там парит высоко в
небе брат мой коршун – острый глаз. А теперь
посмотрите на горный ручей, который стекает со
священной горы.

Ладонями рук прикрыть  глаза.

Поднять глаза
вверх, затем опустить вниз.

Движения глаз вправо – влево.
Посмотреть вдаль.

Посмотреть вблизи на ручей.

А сейчас мы с вами закроем глаза и подышим
свежим, горным воздухом, он очень полезен для
нашего организма.

Упражнение на дыхание

1 – 3 – вдох через нос; 4 – 6 – задержать дыхание;
7 – 8 –выдох через нос.

А еще хочу вам открыть свой секрет. Я каждое
утро пью морковный сок или ем морковь, потому что
она очень полезна для зрения. Хотите, я вас сейчас
угощу морковкой. (“Индеец” угощает детей
морковкой. Дети едят морковь).

О! Я слышу, как меня зовут боги! Мне пора! До
свидания!

Дети. До свидания.

Воспитатель. Вкусная морковка? (Ответы
детей).
Сладкую, сочную морковь я думаю, вы
теперь будете кушать каждый день. А также будете
бережно относиться к своему зрению, выполнять
гимнастику для глаз, потому что глаза наши
помощники. Как вы думаете, почему так говорят –
глаза наши помощники? (Ответы детей).
Правильно при помощи глаз мы видим окружающее,
любуемся природой, узнаем друг друга. Посмотрите
на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку
друг другу. Пожелайте всем, чтобы зрение было у
всех хорошее, а настроение всегда бодрое и
веселое.

Спасибо вам ребята, за приятное проведение
времени. Берегите зрение! Потерянный глаз –
ничем не заменишь.

Источник

Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов на тему: ЗОЖ

«Глаза – наши незаменимые помощники» – игра-практикум по ЗОЖ для дошкольников и младших школьников

Цель:
формирование у ребенка ценности здоровья и чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз.
Задачи:
– научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам; показать значимость проблемы;
– дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; – познакомить детей со строением глаза; расширять пассивный словарь школьников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «хрусталик», «склера»; «роговица»;
– обучать ребенка практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей;
– воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

Слайд 1

Ход:

Слайд 2

Глаза – это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск, о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Но в глазах также отражается вся наша жизнь, в глазах можно прочитать счастье, радость, грусть, желание… Так что вполне смело можно утверждать, что глаза – это книга, в которой отображается весь наш мир, наши чувства.

Слайд 3

«Глаза ребенка» автор М. Эпштейн

Они правдивы и настоящи,
Открыты миру и без затей –
Готовы верить, любить людей.
Себе ж на пользу – смотрите чаще.

Глаза ребёнка – мир чистоты
И покоряют своим доверьем,
И вопрошают, насколько ты
Готов умчаться в полёт мечты,
Захлопнув мигом в реальность двери

Смотрите прямо в озёра глаз.
Не отводите в смущенье взгляда.
Здесь Ваша совесть глядит на Вас:
Не предавайте её сейчас.
Глаза ребёнка – судьбы награда.

Слайд 4

Педагог: – Отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят.
Педагог:
– Какое значение для человека имеют глаза? Подними флажок, если я говорю правильно.
– С помощью глаз мы видим все вокруг.
– С помощью глаз мы слушаем.
– С помощью глаз мы разговариваем.
– Глаза делают наше лицо красивым.

Слайд 5

Педагог: – Что из перечисленного мы узнаем с помощью глаз? Поднимите флажок, если я говорю правильно:
– Цвет
– Запах
– Звуки
– Темноту
– Свет
– Форму
– Музыку
– Движение
– Вкус

Слайд 6

«Для чего глаза на свете?»

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
Дима хочет быть пилотом –

Править быстрым самолетом.

Все моря на свете наши

Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Андрей танкистом,

А Сергей парашютистом.
Но для этого, друзья,

Кроме знаний и умений

Нам необходимо зренье!
Педагог:
– Ребята, как вы думаете, почему? (высказывания детей)
Педагог: – С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Предлагаю попробовать определить на ощупь названия предметов с закрытыми глазами.

Игра на развитие сенсорных ощущений «На ощупь»

В мешок из ткани складывается несколько небольших предметов: карандаш, ложка, ножницы, авторучка, катушка ниток, конфета в обвертке, пробка от бутылки, теннисный шарик, ластик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
Педагог: – Легко ли вам было? Что вы ощущали?

Педагог: – А теперь выполним несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть. (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать. (1 мин.)
Дети выполняют упражнения.

Педагог: – Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

Слайд 7
Показывает плакат “Строение глаза”

hello_html_13f3df68.jpg

Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.

Педагог: – Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз? (дети перечисляют)

Слайд 8

Игра с элементами соревнования «Из предложенного набора «продуктов» выбрать полезные для глаз» ( на слайде картинки, нужно выбрать правильные)

Кто соберет большее количество картинок и не ошибется, считается победителем.
Педагог предлагает набор картинок “Продукты» – морковь, картошка, черника, чипсы, лук, петрушка, молоко, помидор, красный перец, хлеб, шиповник и т.д. Дети выбирают полезные для глаз.

(чеснок, морковь, киви, абрикос, черника, красная рыба, броколли)


Педагог:
– Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.

Слайд 9-14

Игра “Хорошо-плохо”

Педагог называет действия, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет. На правильное действие – дети хлопают в ладоши, а если не правильно, закрывают лицо руками.
Педагог: – Я вам буду называть различные ситуации, и если вы считаете, что действие правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты:
Я смотрю телевизор на расстоянии от экрана.
Я тру глаза грязными руками.
Я часто смотрю на яркий свет.
Я читаю при хорошем освещении.
Я вытираю лицо чистым платком.
Я читаю в транспорте.
Я оберегаю глаза от ударов.
Я смотрю телевизор, сидя близко к экрану.
Я промываю по утрам глаза.
Я читаю, лежа в постели.
Я сижу за компьютером целый день.

Слайд 15

Игра «Где стереть?»

На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
Педагог: – Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.

Слайд 16
Педагог:
– На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? (ответы детей)
Педагог: – Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).

Слайд 17
– На этой картинке – «Памятник слепому человеку». (показывает детям картинку)

– А вот на этой картинке памятник «Слепая девочка читает» (выставляется картинка)

Педагог: Как вы думаете, для чего их поставили? (предположения детей)
– Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: – Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Педагог:
– Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

Игра «Жмурки»

Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего.
Педагог: – Эта игра помогла нам понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего. Я думаю, вы всегда придете на помощь слепому человеку.

«Береги свои глаза»

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся , как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

Педагог подводит итог: – Сегодня мы с вами ни один раз убедились, глаза наши – незаменимые помощники. Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь и заботиться о них. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому, берегите и охраняйте глаза.

Источник

Игры-тренировки для глаз сделают твое зрение острым и сильным, как у орла. Или как у индейца! А еще тренировать глаза – это просто весело. Попробуй, не пожалеешь!

Игра “Рисуем восьмерки”
Сядь поудобней. Закрой глаза. Не открывая их, рисуй глазами “восьмерки” – сначала справа налево, а потом в обратном направлении. Нарисуй 8 восьмерок и открой глаза.

Игра “Мизинец в прицеле”
Приставь большой палец к носу, остальные пальцы согни, а мизинец оттопырь вверх. Смотри на кончик мизинца, а саму руку двигай слева направо и наоборот. Большой палец от носа не отрывай и головой не крути! Прицел на кончике мизинца! Повтори 15 или даже 20 раз.

Игра “Метка на стекле”
Наклей на стекло маленький стикер или другую метку (такую, которую можно будет снять без следа). Встань перед ней на расстоянии двух шагов. Внимательно глядя на метку, сосчитай до 10. Потом переведи взгляд на какой-нибудь далекий и неподвижный объект за окном – дерево или крышу. Сосчитай до 10. Снова смотри на метку и считай. Повтори 5 раз.

Игра “Заяц”
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгают, как зайчики)

Игра “Белка”
Белка дятла поджидала, (Перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз)
Вот орехи-1,2,3. (Глазки влево-по центру-вправо)
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки.

Игра “Стрекоза”
Вот какая стрекоза – как горошины глаза. (Пальцами делают очки)
Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глазами)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз)

Игра “Кошка”
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево)
Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Приседают)
Глаза вправо отвела, (Смотрят вправо)
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо)
И закрыла их руками. (Закрывают глаза руками)

Игра “Веселая неделька”
Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву, и обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу)
Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую)
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.
(Смотреть вдаль в окно, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него)
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый)
В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев)
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Игра “Гимнастика”
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз)

Источник