Что полезно для души человека православие
Для многих людей мир православной, духовной литературы
загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в
институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными
издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать
свое самообразование? Все ли книги полезно читать
мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом
Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите,
пожалуйста, какие книги относятся к духовной
литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература»
достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную
тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых
подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной
жизни. Главный критерий духовности литературы — ее
соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять
Евангелие, познать Божественный мир, духовно
совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное
— научиться сверять свои поступки с заповедями
Христа.
В современном мире понятия «духовность» и
«духовное развитие» приобрели несколько иной
смысл, чем тот, который вкладывается в него в
христианстве. Православный человек в понятие
«духовность» вкладывает развитие души
человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное,
говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого
сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и
светской этики, предполагая наличие конфессиональной
духовности. А говорить о некой абстрактной духовности,
когда человек просто представляет себе образы, понятия
некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может
даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться
в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть
под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с
миром духовной литературы: с серьезных трудов или с
азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать
каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит
познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что
Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много
глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того
чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания,
понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения
позволяют правильно истолковать Священное Писание,
помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит
Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя
Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны,
церковная жизнь определяется внешними действиями, набором
правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни
выпускается множество хорошей литературы. Обязательно
стоит прочесть «Закон Божий», в котором
рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя
правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней
духовной жизни человека. Потому что можно научиться
соблюдать все правила внешнего христианского благочестия,
но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и
что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со
святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно
прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна
Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы
Дорофея, «Невидимую брань» Никодима
Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной
жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен
пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы
встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на
нехватку времени, которое можно было бы выделить для
серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного
человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет
только один: начать читать и уделять этому пусть самое
короткое, но все же постоянное время в течение дня.
Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать
«Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам
каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном
человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино:
«Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает
сил телевизор смотреть».
— Но с другой стороны,
бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях
духовной жизни, только вот с исполнением все сложно.
Как сделать духовные книги руководством к действию для
себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с
определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что
вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой
добродетели — такой, как любовь по отношению к
ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно.
Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда
не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный
принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого.
Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не
хватает времени». Начни молиться с одной-двух
молитв, читать — с одной-двух страничек в день.
Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не
могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто
священников спрашивают: «Как научиться
смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться
перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими
трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды
навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое
высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их
лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут
навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли
труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему
изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть
своя мера. Начинающему христианину необходимо читать
духовную литературу. И хотя она по определению практически
вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к
любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах
отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью.
Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной
литературе, справедливы как для монаха, так и для
мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная
добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это
рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты
прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять
крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах,
значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль
становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно
той малой меры духовного развития, которую я для себя
определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что
Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте
совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые
стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека.
Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много
можно встретить людей, которые называют себя церковными,
но при этом никогда не читали Евангелие, Священное
Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не
прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше
нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с
житийной исторической литературой, которая дает
возможность на примерах благочестивых подвижников
оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной
церковной литературой, читать периодические издания.
Литературы много, и главное — грамотно расставить
приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с
которым человек может встретиться в храме и вдумчиво
поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому
мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно,
чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе
духовного чтения, о книжных новинках, о духовных
писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор
книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент
книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает
возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с
прихожанами во внебогуслужебное время или во время
исповеди священник должен советовать духовные книги.
— Мы отмечаем сейчас День православной
книги. Силами приходов Покровской епархии будут
проводиться различные мероприятия. А как может каждый
христианин отметить этот праздник?
— Самым непосредственным способом: взять духовную
книгу и начать ее читать.
Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.
В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.
— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?
— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.
Беседовала Марина Шмелева
Православное Заволжье
Иллюстрация из Остромирова евангелия / Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Современный человек уделяет большое внимание правильному питанию. В магазине многие люди проверяют срок годности товара, изучают информацию о его составе. Они понимают: для того чтобы тело было здоровым, нужно выбирать натуральные продукты, а от вредной еды отказываться. Однако мало кто помнит, что в правильной пище нуждается и душа человека.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) неоднократно подчеркивал: все, что люди читают, воздействует на их внутреннее состояние. То же самое можно сказать и о просмотре фильмов. Если автор акцентирует внимание на порочных желаниях героев, то таким образом возбуждает страсти в душе человека. И напротив, если книга или кинокартина повествует о милосердии, смирении, покаянии, жертвенной любви, то такие произведения нравственно возвышают читателей или зрителей.
По этой причине святитель Игнатий советует остерегаться литературы не только очевидно развратной, но и содержащей лжеучения, сомнительные философские идеи, чтобы душа не отравлялась вредной информацией. Насколько мы внимательно читаем ту или иную книгу, настолько глубоко пропитываемся духом ее автора. Настрой самого писателя, его взгляд на мир, духовное состояние накладывают отпечаток на любые творения. Даже исторические факты преподносятся с оттенком авторского взгляда на событие. Потому перед началом чтения стоит подумать о последствиях изучения книги того или иного литератора, просмотра определенного кинофильма и т. д.
Что можно точно назвать полезной литературой? В первую очередь Священное Писание. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, все люди, «впадающие во множество грехов», постоянно нуждаются в этом чтении как в непрестанном утешении. Святой замечал, что «действием благодати Духа вещания Господа преданы письменно», чтобы человек получил оружие против страстей и избавился от вечной смерти.
Важно изучение творений святых отцов. Дальше по рангу идет богословская литература и произведения православных аскетов и духовных писателей, например, книги святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева), письма Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева).
Можно ли назвать полезной художественную литературу? Всю — вряд ли. Среди таких произведений есть книги исключительно развлекательного характера: детективы, женские романы. Они будоражат чувства человека, но не побуждают его осмыслить собственный жизненный опыт, сделать нравственные открытия.
В то же время есть произведения, которые наводят на размышления об устройстве мироздания, призвании человека. Тем, для кого творения святых отцов — слишком «твердая пища» (см. Евр. 5:12), можно обратиться к произведениям русских классиков, например, к книгам Федора Достоевского.
Некоторые художественные произведения, кажущиеся на первый взгляд безвредными, развивают в человеке излишнюю мечтательность, мешают воспринимать окружающую реальность объективно. Например, записан такой случай. Девушка посетила Оптину пустынь. Там ей довелось общаться со старцем Варсонофием. Она была так вдохновлена образом жизни монахов, их смирением, доверительной беседой, что попросила дать ей постоянное послушание. Девушка хотела ежедневно исполнять его и, благодаря этому, помнить об Оптиной и ее насельниках.
— Ах, да ты мечтательница, воспитанная на Гончарове и Тургеневе, — улыбнулся старец. — Наберешь себе послушаний целый воз, да и не свезешь его!
Достижение смирения, видения своей души в истинном свете — кропотливый труд. Для аскетического подвига не хватит стремления подражать поступкам любимых литературных героев — он требует постепенности и постоянства.
Итак, что касается художественной литературы, нужно понимать, что даже в произведениях, ставших классикой, отражен внутренний настрой писателя. Создатели литературных произведений, как и мы, люди страстные. Каждый имел свое понимание мира, свои идеалы, свои цели жизни, и это он передал своим героям. В то же время записанные наставления святых отцов всегда благотворно воздействуют на душу читателя, ведь это слова людей, обретших благодать Святого Духа, и у них целеполаганием жизни было достижение единения с Богом.
Но почему же вместо полезной пищи иногда так хочется съесть вредные для здоровья чипсы, запить их газировкой? Потому что такая пища сделана не для насыщения, а для того чтобы доставить человеку удовольствие, быть приятной на вкус. В создание такого вида продуктов вложено большое количество денег, задействован труд специалистов, которые изобретают новые вкусы и заинтересовывают товаром людей.
Похожая ситуация и с выбором информации. Подчас глубоким произведениям человек предпочитает развлекательные книги, «одноразовые» фильмы и видеоролики, записи в социальных сетях, но не думает о последствиях. Информационный фастфуд вреден для человека, поскольку способствует формированию страстей: праздности, злорадства, зависти, тщеславия, гнева и многих других.
Греховные привычки, выработанные ежедневным чтением неполезной литературы и просмотром малосодержательных видеозаписей, проявляются в повседневной жизни. Человек постепенно начинает копировать манеру общения героев фильмов и развлекательных книг. Например, мужчина любит смотреть боевики. После просмотра очередного фильма он приезжает на парковку, а там, к примеру, возникает спорный вопрос с другими автомобилистами или охраной. Вместо того чтобы поговорить с окружающими, он оскорбляет соседа, выкрикивает обвинения в адрес сотрудников и даже вступает в драку с одним из них. Человек разгорячен, неспособен себя контролировать.
Напротив, чтение духовной литературы умиротворяет, успокаивает. Как признался один холерик, в моменты, когда возникают семейные разногласия, он старается уйти в другую комнату и почитать Священное Писание или наставления святых отцов. Через некоторое время он уже может спокойно разговаривать с близкими людьми.
Важно следить, чтобы наша жизнь постоянно поддерживалась «словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Согласитесь, человек всегда находит время, чтобы утолить голод. Как бы активно он ни работал, а всегда скажет: «Обед по расписанию!» Так же надо находить время на полезное чтение, потому что оно — важный элемент в строительстве спасения наших душ.