Что полезно что вредно для организма 2 класс
Классный час во 2 г классе
по ЗОЖ.
Тема: «Полезные и вредные продукты»
Цели:
1) Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.
2) Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для
организма.
3) Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести
здоровый образ жизни; чувство коллективизма, умение общаться и работать в
группах, негативное отношение к вредным продуктам.
4) Способствовать развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни,
формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей
человеческой жизни, о питании и его значимости;
5) Развивать мышление, речь, память, стремление вести здоровый образ жизни.
Формирование УУД:
Личностные:
– формирование интереса (мотивации) к учению;
– способность к самооценке;
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– составлять план последовательности действий;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы, как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
Коммуникативные:
– формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
– учитывая разные мнения и интересы, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности
– слушать собеседника, уметь задавать, контролировать действия партнера;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением продуктов питания, кроссворд, воздушный шар, лупа,
упаковки от сухариков, жевательной резинки, клей.
Оргмомент:
Здравствуйте!
Ребята, я с вами поздоровалась, а это значит, мы с вами пожелала друг другу
частичку здоровья. Слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда мы
здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Русская народная поговорка говорит:
«Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Необходимо приложить много усилий,
чтобы сохранить своё здоровье. Давайте вспомним, а что значит: быть здоровым?
Выберите слова – характеристики здорового человека и подчеркните (работа в парах).
Здоровый человек – это ……. человек.
крепкий; сильный; бледный; неуклюжий; весёлый; ловкий; сутулый; румяный
Молодцы!
Сообщение темы классного часа:
Сегодня мы продолжим разговор о здоровье. Только тему урока вы должны будете
назвать самостоятельно. Посмотрите на картинку.
– Что изображено на картинке.
– Давайте вспомним, как они называются (арбуз, помидор, молоко, сыр, яйцо,
виноград, морковь, конфеты.
Назовите одним словом (продукты питания).
– О чём пойдёт речь на нашем занятии?
– Молодцы!
Беседа:
– В жизни каждого человека большую роль играет пища.
Сегодня мы поговорим с вами о здоровом питании.
Костя прочитает стих-е
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
– Ребята, скажите, для чего мы едим, зачем нам принимать пищу…
– Правильно, молодцы!
Принимать пищу необходимо, но очень важно не переедать. Кто переедает, тот
жизнь себе сокращает.
– Кто из вас когда не будь объедался?
– Вы правы. Переедание очень вредно вашему организму. Посмотрите, что происходит
с нашим желудком, когда мы буквально набиваем его пищей.
(Учитель демонстрирует воздушный резиновый шарик, заполненный водой, проходит
мимо каждого ученика и даёт возможность ощутить его тяжесть.)
– Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный едой, начинает «страдать»,
потому что он не может справиться с таким большим количеством пищи. Предложите
способ, при котором человек съест то же самое количество пищи, но при этом не
заставит «страдать» свой желудок.
– Чтобы быть здоровыми, сколько раз в день нам надо питаться? Давайте посчитаем (
I завтрак, II завтрак, обед, полдник, I ужин).
Итак, нельзя переедать, так как это очень вредно, желудок и кишечник не успевают
все переваривать.
– Правильно! Для того, чтобы организм был здоровым определённую пищу надо
принимать в определённые часы
ФИЗМИНУТКА
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Овощи-фрукты”. Если я
называю фрукт – то хлопаете, если овощ – топаете.
– Соблюдать режим дня для того, чтобы приносить здоровью пользу – мало. Надо
ещё есть разнообразную пищу.
– Что значит «разнообразие»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для
поддержания хорошего здоровья.
Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не
уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло).
Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( рыба, мясо,
яйца, орехи).
А третьи – фрукты и овощи помогают организму расти и развиваться (ягоды,
зелень, капуста, морковь, бананы). Чтобы узнать, что содержится во фруктах и
овощах, решим кроссворд. Работа в парах.( 1 группа -1 часть кроссворда, 2 группа – 2
часть кроссворда), после решения совмещаем части кроссворда и читаем слово,
которое получилось по вертикали).
1. С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри!
(Киви)
2. Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку – точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин –
Вкусный сладкий …
(Мандарин)
3. Шар один, а ягод много,
На рубин они похожи,
В гнёздах-камерах сидят,
Сладостью своей манят! (Гранат)
4. Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала … . (Груша)
5. Яркий, кислый, налитой,
Весь в обложке золотой. (Лимон)
6. Желтый, круглый, ты откуда?
Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? (Апельсин)
7. Диковинка заморская
С зеленым хохолком.
Не растет у нас
Полезный… (Ананас)
8. Как назвать это все одним словом?
(Фрукты)
Учитель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины)
– Что такое витамины? (Ответы детей).
– Правильно, ребята, витамины – это вещества, которые содержатся в овощах,
фруктах, ягодах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет.
А вы знаете, ребята, какие имена носят витамины? Сегодня мы познакомимся с 3
витаминами. (Приложение)
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам
нужен витамин А!
Учитель: А где его можно найти?
Витамин А есть в капусте, голубике, моркови.
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите
огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В!
Учитель: А найти этот витамин можно в следующих продуктах…
А этот витамин есть в репке, свёкле, яблоках, редиске.
Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать
при болезни, вам нужен витамин С!
Учитель: А где же мы встретим этот витамин? (В черной смородине, лимоне и луке).
Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь
крепкие зубы, и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться,
быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.
– Ребята, овощи, фрукты и ягоды можно считать полезными?
– Правильно, полезные продукты те, которые приносят пользу организму. Полезные
продукты – залог здоровья.
Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Но есть
продукты, которые наносят вред нашему организму. Какие же продукты являются
вредными? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое расследование.
В состав вредных продуктов входят ароматизаторы, красители, консерванты, на
этикетках они обозначаются буквой «Е» с разными цифрами. Большинство из них
представляют опасность для здоровья.
У вас на столах лежат упаковки от сухариков и жевательной резинки, на которых
пишут состав продукта, на листочке представлена таблица значений некоторых
пищевых добавок.
Рассмотрите через лупу упаковку, изучите какие пищевые добавки входят в состав
сухариков, сверьте с таблицей вредных пищевых добавок(1 группа), жевательной
резинки( 2 группа).
Что обнаружили? Какой вывод можно сделать?
Итак, вредные продукты – чипсы, сухарики, попкорн, лапша быстрого приготовления,
картофельное пюре.
Какой вывод можно сделать?
Работа в группах.
задание 1 группы: из предложенных картинок выбрать полезные продукты и
приклеить на лист.
задание 2 группы: выбрать вредные продукты.
Презентация своей работы, соединение частей плаката “Продукты питания”
– Молодцы! Помните правило:
«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
1. Подведение итогов. Рефлексия.
– Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни –
правильном питании.
Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик
если вы считаете, что – мне было интересно, все понятно
– мне понятно, но нужно повторить
– не понял материал урока?
Прикрепите смайлик под рисунками продуктов, которые вы выбираете.
-Ребята
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Здоровый человек – это
… человек.
крепкий; сильный;
бледный; неуклюжий;
весёлый; ловкий;
сутулый; румяный
Конспект внеурочного занятия «Азбука здоровья»
Тема: «Здоровое питание»
Дидактическая цель: раскрыть принципы правильного питания, создать условия для формирования навыков здорового питания.
Планируемые результаты:
Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор, раздаточный материал.
Разработка подойдет для обучающихся 1-3 классов. Можно использовать как в кружковой работе, так и для классных часов по теме здоровья и здорового питания.
Сценарий занятия:
I. Подготовительный
1. Организационно-подготовительный (Слайд 1)
а) Приветствие
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём уже, друзья!
б) Открытие темы и целей занятия
– Ребята, посмотрите на слайд презентации, нам прислали письмо. Давайте прочитаем его, и вы попробуете догадаться от кого оно.
Письмо:
“Здравствуйте, ребята! Я самый больной в мире человек, очень упитанный и в меру воспитанный! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: тело ломит, в глазах звёздочки, живот болит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Я люблю летать над крышами домов и играть с Малышом, а доктор мне не разрешает. Что мне делать? Помогите!»
-Кто же прислал это письмо? Как вы думаете, почему у Карлсона болит живот? Скорее всего, он неправильно питался, вспомните, что он любит, есть больше всего и в большом количестве? А правильно ли это, можно ли есть столько много сладкого?
-Ребята, как вы думаете, какая тема будет у сегодняшнего занятия? Наша сегодняшняя тема «Здоровое питание».
-Предположите, что вы узнаете на занятии?
2. Диагностический
а) актуализация знаний
– Ребята, а вы любите болеть? Почему болеть – плохо?
– Значит, здоровым быть лучше. А зачем нам нужно здоровье?
– От чего зависит наше здоровье? (режим дня, питание, спорт, экология)
– Кто знает, зачем человеку необходимо питание? (из пищи человек получает энергию и полезные вещества для своего организма)II. Конструирующий
1. Основной
а) рассказ учителя, работа с презентацией
Да, вы правы, каждому человеку для нормальной работы организма необходимы полезные вещества, которые мы получаем из пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей. А сколько раз в день необходимо питаться? Хорошее питание должно включать в себя не менее 4 приемов пищи в день.
Завтрак:
То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак лучше всего есть кашу.
Второй завтрак (в школе):
Хороший завтрак – это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.
Обед:
Обед- второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища, второе блюдо и десерт.
Полдник: кефир (молоко), чай, печенье или хлебцы из цельных злаков, свежие фрукты.
Пора ужинать:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую не жирную пищу, которая быстро переваривается в желудке: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
– Ребята, какие правила здорового питания знаете вы?
Питание должно быть разнообразным – с разными продуктами в организм поступают разные питательные вещества.
Пища должна тщательно пережевываться. Измельченная пища легче переваривается.
Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища задерживается в желудке, подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
Режим питания – это соблюдение определенных интервалов между приёмами пищи имеет немаловажное значение,б) отгадывание загадок
– Ребята, какие продукты и блюда любите есть вы? Назовите свою любимую еду?
А сейчас мы с вами отгадаем загадки о продуктах питания: Белый снег
В чести у всех.
В рот попадает –
В миг пропадает.Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.Можно сварить,
А можно разбить,
Если не прикасаться
цыпленком может оказатьсяМама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак…Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Желто-белые кусочки.Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, зреет…
Ну,скажите, что это…в) дискуссия
– Ребята, вы любите чипсы? Я попрошу зачитать состав чипсов.
Состав чипсов: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).
– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией. (раздаю карточки)
1. Чипсы содержат большое количество жира. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно.
2. В чипсах много крахмала. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипс, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки.
2. Систематизированный
а) выполнение задания в группах «Собери полезный совет».
-А сейчас вы выполните задания в группах. У вас на столах лежат разрезанные на части и перемешанные карточки с правилами правильного питания. Каждой группе необходимо составить два правила.
Правила:
Нерегулярный приём пищи приводит к нарушению пищеварения. Наиболее рационально 5-разовое питание, в одно и то же время, тогда человек не переедает.
Питание должно быть не только умеренным и регулярным, но и разнообразным, т.е. содержать продукты и растительного и животного происхождения.
Ешьте больше свежих овощей и фруктов. Они содержат необходимые организму витамины, минеральные соли, органические кислоты, клетчатку и другие полезные вещества. Улучшают пищеварение, нормализуют обмен веществ и кислотно-щелочное равновесие организма.
Соблюдайте питьевой режим. Пейте не меньше 2-2,5л воды в сутки. Более полезна некипяченая вода, очищенная с помощью фильтра.
Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.
Не рекомендуется читать или смотреть телевизор: когда внимание сосредоточено на чем-то другом, а не на процессе приема пищи, то ее количество увеличивается. Ведь чувство насыщения появляется только спустя 20-30 минут после еды.
б) игра «У Карлсона»
-И так, я вижу, вы умеете отгадывать загадки и хорошо знаете продукты питания. А знаете ли вы, какие продукты считают полезными для здоровья, а какие вредными? Сейчас мы с вами поиграем в игру. Давайте навестим Карлсона в больнице. Для этого нам нужно выбрать продукты, которые мы ему принесем. Они должны быть только полезными, чтобы помочь Карлсону скорее поправиться. Я раздам вам картинки с продуктами, вредными и полезными. Тот, кто считает, что его продукт полезен и его можно кушать, больному, прикрепит картинку на доску слева. А те, кому попадется изображение вредного продукта, поместят на правую сторону доски.
– Как вы думаете, ребята, Карлсон быстрее поправится, если будет питаться правильно? Конечно, ведь правильное питание-залог нашего здоровья. Чего вы посоветуете Карлсону не делать, что бы он больше не болел? Правильно, благодаря вашей помощи, Карлсон совсем здоров и может снова играть с малышом!
III. Итоговый
1. Аналитический
– Как вы думаете, сегодня мы помогли Карлсону быстрее выздороветь? Какие правила здорового питания вы узнали?
2. Рефлексивный
Игра ассоциации
Ребята, с каким фруктом у вас ассоциируется наше занятие? Почему именно с этим?