Что полезно читать ребенку в 2 года

21 век ознаменовали эпохой технологий, но при этом моральные ценности людей особых изменений не претерпели. Книги, как и раньше, прививают хорошие качества личности, учат правильному поведению. Возраст 2-3 года хорош тем, что ребенок уже в состоянии воспринимать книжки не просто в качестве игрушки, он начинает постепенно осознавать смысл описанных историй, понимать сюжет, выражать свое мнение по поводу услышанного и увиденного.

Стоит отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому отношение к книгам может существенно отличаться. Одним малышам нравится слушать истории часами напролет, другим не хватает усидчивости или желания. Но, независимо от этого, родители детей 2-3 лет должны постепенно вселять в их сердца любовь к чтению, взращивать их интерес к литературе. О том, с помощью каких книг стоит начинать развивать ребенка и как это правильно сделать, расскажет представленный материал.

Лучшие книги для детей от 2 лет: как правильно выбрать

Родители, как и дети, имеют свои особенности и предпочтения, в том числе и касательно книг. Подбирая первую литературу, следует опираться на поведение своего малыша. Что ему больше нравится – стишки, сказки или истории? Есть ли у него избранные персонажи? Сколько времени он может концентрироваться на чтении? Также стоит учесть и то, что дети 2-3 лет хорошо воспринимают новую информацию.

Если определенная книжка «не зашла» ребенку на данном этапе, вероятно, он просто до нее не дорос. Вернитесь к ней через полгода-год, возможно он оценит ее позже.

Хорошие книги для детей в возрасте 2 года отличаются:

  • Качественными, четкими и красивыми иллюстрациями. Наглядные картинки – один из важнейших критериев при выборе лучшей книги, поскольку малыш проникается услышанным, в четкой связи с визуальной составляющей. Рисунки помогают ребенку уловить порядок событий, о которых говорится в рассказе, или же визуализировать то, что объясняется в стихе. Почему качественным иллюстрациям следует уделить большое внимание:
    • Четкие и контрастные изображения помогают малышу фокусировать свой взгляд на увиденном. К 2 годам умение концентрироваться только начинает формироваться, поэтому рисунок не должен быть слишком объемным. Рекомендовано, чтобы все образы были прорисованы максимально четко, а картинки не представляли собой сплошное разноцветное пятно. Изображения могут быть яркими, но в меру (диапазон радуги).
    • Картинки знакомят детей 2-3 лет с людьми и предметами. В одушевленных героях (дети, животные, растения) ребенок видит себя, поэтому иллюстрации должны быть максимально правдоподобными. В идеале, если пропорции тел главных персонажей будут похожи на пропорции тела малыша.
    • Изображения помогают развить художественный вкус у ребенка 2-3 лет. По сути, чтение книжек знакомит малыша с искусством. От того, что увидят дети в книгах, во многом зависит их эстетическое развитие.
    • Правдоподобные картинки учат малышей основам пересказа. Если ребенок видит и узнает знакомые образы и предметы, то со временем сможет сам рассказать о происходящих в произведении событиях.
    • С помощью иллюстрированных книжек можно развить интерес к чтению даже у того ребенка, который изначально к этому занятию отнесся без должного восторга.
  • Лаконичным и содержательным текстом. Дети 2-3 лет еще не способны сидеть смирно и слушать в течение длительного времени. Не нужно стремиться как можно раньше познакомить ребенка с «Гарри Поттером» или сказками о приключениях муми-троллей. Небольшие рассказы и стишки – оптимальный вариант для малышей этого возраста.
  • Классика. Книги для детей в 2 года не должны быть слишком вычурными и современными. Ориентируйтесь на собственные воспоминания, подумайте, какие произведения были интересны вам. Не нужно ограничиваться только русской классикой. Сегодня в свободном доступе замечательные сказки и стихи зарубежных авторов.

Руководствуясь этими несложными критериями, вы с легкостью подберете книжки, которые будут интересны и вам, и вашему малышу.

Лучшие развивающие книжки для детей от 2 лет

Дети в возрасте 2-3 лет уже имеют некоторое представление об окружающем мире. Им знакомы названия предметов, виды животных, основные цвета и времена года. Ключевая задача, которую должны выполнить книги, это улучшить кругозор малыша и расширить его словарный запас.

Лучшие развивающие книжки в этом периоде можно классифицировать как:

  • народные сказки;
  • стихотворения;
  • рассказы русских писателей;
  • произведения зарубежных авторов;
  • рассказы о природе, растениях и животных;
  • специальная обучающая литература.

Актуальными в возрасте 2-3 лет остаются и произведения, предназначенные для годовалых малышей.

Народные сказки

Мудрые и логичные сказки обязательно должны стать частью вашей домашней библиотеки. Среди русских народных обратите внимание на:

  • «Репка». Эта история неспроста стала традиционной. Она полезна тем, что ее можно использовать и как готовый сценарий для домашних спектаклей, и как обучающее руководство.
  • «Курочка ряба». Маленькие читатели без ума от образа дедушки, бабушки и их курочки. Простой сюжет легко понимается малышом в 2-3 года. Ребенок искренне будет сопереживать горю от разбитого яичка.
  • «Колобок». Главный герой обязательно понравится малышу. А его злоключения научат ребенка слушаться взрослых и не разговаривать с незнакомыми людьми.
  • «Теремок». Старая сказка с понятным сюжетом: звери переживают из-за появления новых животных увеличивающихся размеров. Это произведение отлично развивает у малыша 2-3 лет образное мышление. Он отчаянно сопереживает героям, представляя события в своей голове.
  • «Заюшкина избушка». Малыши сочувствуют бедному зайке, который по доброте душевной пустил лисицу в дом, а та его взяла и прогнала. Анализируя сюжет, дети учатся пониманию. Инсценировка этой сказки позволит раскрыть творческий потенциал маленького читателя.

Народные сказки неспроста стали таковыми. Их главный посыл – вера в добро. Кроме того, эти произведения позволят ребенку оценить все богатство русской речи.

Стихотворения

Книги со стихами для детей в 2-3 года – еще один обязательный домашний атрибут. Малышам нравится слушать стихотворения любых форм и размеров – от четверостиший до целых сказок. Детям будет интересно творчество следующих поэтов:

  • Агния Барто. Представить свое детство без произведений «Зайку бросила хозяйка» или «Наша Таня громко плачет», невозможно. Сборники стихов этой поэтессы станут отменным пособием для обучения детей заучиванию четверостиший наизусть.
  • Корней Чуковский. Небезызвестные «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Краденое солнце» и «Тараканище» понравятся детям своим интересным сюжетом и простотой изложения.
  • Самуил Маршак. Научить ребенка восхищаться красотой поэтического слова помогут стихи «Усатый полосатый», «Великан», «Ванька-Встанька».

Не стоит оставлять без внимания произведения Усачева, Благининой, Токмаковой, Маяковского и Демьянова.

Рассказы русских писателей

В книгах 2-3-летних детей очень интересуют яркие картинки. Милые сказки и рассказы, дополненные насыщенными иллюстрациями, обязательно вызовут восторг малыша. Примером для большинства родителей уже много лет считаются истории Сутеева с его персональными рисунками. В домашнюю библиотеку рекомендовано добавить:

  • «Цыпленок и утенок». Эта сказка может стать любимой даже у малышей более младшего возраста. Каждое предложение произведения имеет свой собственный рисунок, вживую показывающий события и действия главных героев. Малыш будет сопереживать персонажам и громко смеяться, ведь сказка отличается юмористическим содержанием.
  • «Три котенка». Забавная история о волшебном преображении котят. Малыш полюбит ее не только из-за веселых картинок, но и за добрый сюжет. К тому же, эта книжка легко научит ваше чадо различать цвета.
  • «Под грибом». Трогательная адаптация народной сказки «Теремок». Ситуация, описываемая на страницах произведения, учит малышей добру и взаимопомощи. Мудрость сказки – «в тесноте, да не в обиде». Также она позволяет развить полезный, хороший навык у ребенка – способность мыслить логично. Этому способствует итоговый вопрос автора: «Почему гриб вырос?».
  • «Мешок яблок». Наверное, это самая популярная работа Сутеева. Для воображения крохи сюжет сказки будет очень закрученным: заботливый Папа-заяц идет в темный лес за яблоками, чтобы прокормить свою большую семью. Но добрая натура мешает ему справиться с заданием – все лакомства он раздает голодным зверятам, встречающимся на пути. Вынужденный вернуться, он встречает волка. Но, в конце концов, добро побеждает: Папа-заяц дома, а он и его семья вознаграждены лакомствами от друзей. Эту сказку можно считать пособием по воспитанию в ребенке щедрости, доброты и отзывчивости.

Также в перечень книг для детей в 2 года следует добавить:

  • «Маша-растеряша» Л. Воронковой;
  • «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова;
  • «Пожар» и «От одного до десяти. Веселый счет» С. Маршака;
  • «Ромашки в январе» М. Пляцковского.

Приобщать детей к книгам нужно постепенно, поэтому обязательно запаситесь терпением, хорошим настроением и свободным временем.

Произведения зарубежных авторов

Книжки зарубежных авторов, которые понравятся ребенку в 2-3 года, также насыщены интересными событиями и красивыми иллюстрациями. Родительского внимания заслуживают:

  • «Флопси, Мопси и Ватный хвост» Б. Поттер. Персонажи, придуманные известной английской писательницей, запомнятся всем детям 2-3 лет. Сказка научит взаимопониманию, отзывчивости и доброте.
  • «Улитка и кит» Д. Дональдсон. В свое время данное произведение стало победителем мирового конкурса в номинации «Лучшая книга с иллюстрациями». Захватывающие истории познакомят 2-3-летнего малыша с необычным подводным миром.
  • «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Сказка понравится не только детям, но и взрослым. Странная история о приключениях обычного взрослого и необычного ребенка научит малыша образно мыслить и смотреть на жизненные ситуации с разных сторон.

Читайте детям книги разных авторов, так вы поможете ему развить воображение и увеличить словарный запас.

Рассказы о животных и природе

Лучшими книгами для детей 2-3 лет могут стать рассказы обо всем, что связано с природой. Малышам в этот период нравится окружающий мир, они искренне восхищаются зверями, деревьями, бабочками и погодой. 2-3-летки с энтузиазмом «работают» на даче, поливают грядки и следят за домашними любимцами. Улучшить и поддержать у детей эти чувства помогут классические книги о природных явлениях. Читайте с ними:

  • «Рассказы» Константина Ушинского;
  • «Мышонок Пик» Виталия Бианки;
  • «Моя первая зоология» Евгения Чарушина;
  • «Рассказы для детей» Льва Толстого.

Этих замечательных книг будет достаточно, чтобы поближе познакомить малыша в 2-3 года с растительным и животным миром.

Специальная обучающая литература

Заниматься по развивающим книжкам нужно начинать как можно раньше. Два-три года – плодотворный возраст для малышей. В этот период они осваивают рисование и лепку, учатся строить башни и складывать пазлы. С помощью развивающих книг можно ускорить этот процесс. В любом магазине игрушек или канцелярских принадлежностей в широком ассортименте представлена обучающая литература:

  • «Грамматейка». Познакомить детей с цифрами и буквами помогут книги такого плана. Интересные иллюстрации и необычные задания превратят процесс обучения в веселую игру.
  • «Тесты». Книги с тестами для детей 2-3 лет считаются чуть ли не лучшими развивающими пособиями. Простые вопросы на сравнение, исключение лишнего и дифференциацию поспособствуют развитию логики, а персонажи, взятые из любимых сказок, приятно скрасят время за подготовкой к детсаду.
  • «Умный ребенок». Хорошо усвоить определенную информацию детям помогут книги с комплексами небольших упражнений. Каждая ситуация рассматривается сразу с многих сторон: например, выучив новую цифру, ребенку предстоит найти все ее изображения на странице, закрасить определенным цветом или отличить от других изображенных.

Стоит также запастись книгами-раскрасками для детей в возрасте 2 года. Малыши получают огромное эстетическое удовольствие от рисования, поэтому, совместив чтение и творчество, вы получите только положительный результат.

Книга – всего один элемент воспитания

Помните, что лучшими книгами не заменить родительскую любовь и заботу. Поэтому обучая ребенка чему-то новому, не тратьте время на раздоры, а дорожите каждой минутой вместе. Подумайте, какие воспоминания сохранятся у вас об этой уникальной поре – времени знакомства детей с книгами.

Также в этот период стоит уделить внимание развитию:

  • эмоционального отклика малыша;
  • навыка сотрудничества;
  • уверенности в собственных силах;
  • инициативности и независимости;
  • отзывчивости и навыку общения.

По разным причинам взрослым может не хватать времени на долгие и продуктивные занятия с ребенком за книгами, однако и из такой ситуации есть выход. Игры и курсы от BrainApps в режиме онлайн помогут и родителям, и малышам. Сотни тренажеров поспособствуют развитию мышления, внимания и памяти. Что самое главное, заниматься можно как вдвоем, так и по очереди. Чтение лучших развивающих книг и совместное времяпровождение за интересными играми от сервиса отлично дополнят друг друга и позволят развить все самые необходимые навыки.

Источник

Неблагодарное это дело – списки составлять. А тем более замахиваться на определение “обязательные”. Но что-то нахлынуло на меня вдохновение поделиться своими мыслями на этот счет.

Просьба знающих сообщников тоже не проходить мимо, а дать дельный совет по пополнению списка.

Многие из моих знакомых даже не знают о существовании книг-картинок, а уж про виммельбухи и заговаривать с ними не стоит без примера в руках. А придя в магазин бедные мамочки/папочки теряются и попадают в манящий дурман “Проф-пресса” ярких картонок и глазастых недозверей. И не покупают ХОРОШИЕ книги только потому, что НЕ ЗНАЮТ об их существовании.

Список для тех, кто уже успел утонуть в бесчисленном количестве постов в сообществах, книжных интернет магазинов, офлайн магазинах и хочет найти хоть какую-то основу для своих поисков.

Упомяну все, что считаю самым-самым важным и МИНИМАЛЬНЫМ. Если книги попали в этот список, а дети их читают и в 0-1 или 4-10 лет – ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Все нижесказанное есть плод моих личных рассуждений.

1) Русские народные сказки

-Репка

-Колобок

-Курочка ряба

-Теремок

-Петушок- золотой гребешок

-Рукавичка

– Петушок и бобовое зернышко

– Заюшкина избушка

– Волк и козлята

– Про лисичку со скалочкой

– Маша и медведь

– Три медедя

– Гуси-лебеди

– Смоляной бычок

– Лиса и журавль

2) Русские народные потешки

3) С.Маршак

– цикл “Детки в клетке”

– сказка о глупом мышонке

– сказка об умном мышонке

– Усатый-полосатый

4) А. Барто

– цикл “Игрушки”

– Девочка-ревушка

– Медвежонок-невежа

5) В. Сутеев

– Цыпленок и утенок

– Под грибом

– Яблоко

– Кто сказал “Мяу”

– Палочка-выручалочка

– Это что за птица?

– Мешок яблок

– Дядя Миша

6) М. Моцуорек “Про бегемота, который боялся прививок”

7) Ш. Перро “Красная шапочка”

8) С.Михалков

– Три поросенка

– цикл стихов “Мой щенок”

9) К. Чуковский

– Муха-Цокотуха

– Айболит

– Мойдодыр

– Тараканище Путаница

10) С.Прокофьева

– Самый большой друг

– Маша и Ойка

11) В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”

12) Э.Мошковская “Жадина”

13) Хотя бы одну на ваш вкус книгу Джулии Дональдсон

– Улитка и кит

– Хочу к маме

– Тимати Скотт

…….

14) Какую-нибудь книгу про детский садик (почти всем предстоит пойти в это дошкольное учреждение и лучше заранее подготовить малыша к распорядку в нем)

– К.Овсепян “Я иду в детский сад”

– Лиа Лейбер “Веселые пряталки в детском саду”

………………………..

15) Какую-нибудь книгу с понятными для ребенка жизненными ситуациями, чтоб можно было на примерах обсуждать правила поведения.

– Оксана Стази “Жил-был Сережа”

– Дарья Колдина “Истории про меня”

– Маркус Остервальдер “Приключения маленького Бобо”

16) Украинская народная сказка “Колосок”

17) Л.Воронкова “Маша-растеряша”

18) Г.Лебедева “Как Маша поссорилась с подушкой”

19) Е. Благинина “Посидим в тишине”

Мало? Конечно. Это МИНИМАЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Я много раз по рукам себя стукнула, чтоб не внести еще пару десятков книг произведений.

Кроме того должны быть хотя бы по одной книжке :

1) на тему “Цвета“, “Геометрические формы

2) Книги с изображением основных животных и насекомых разных стран.

3) на тему “Сравнение по величине, количеству..” (много-мало, высокий низкий, большой-маленький….)

4) книга с буквами и одной большой картинкой на эту букву

5) Виммельбух ( для тех, кто считает это слово ругательным вот тут в сообществе есть много тем про них)

6) Искалки для развития внимания( когда на сноске сбоку показан предмет, который надо найти на общей картинке).

7) Книги с окошками. (стихи, энциклопедии для малышей) Эти книги просто необходимы для поддержания интереса детей к книгам.

8) хотя бы одна книга-панорама

9) книги с подвижными элементами

10) Озвученная книга с кнопочками. Тут их конечно выбор велик и ужасен. По-моему одной-трех дома предостаточно. В зависимости от предпочтений ребенка это могут быть книги со звуками животных и птиц, песенками , буквами (если там произносят ЗВУК , а не название буквы), цифрами, энциклопедическими справками для малышей . Книги со сказками я бы не покупала.

11) Книги-картинки

12) Книги для развития речи. Это книги с очень простым сюжетом, побуждающие детей повторять простые звуки-слова за взрослыми. Конечно есть дети, которые уже в 1,5 года вполне понятно изъясняются, но бывает и в 2 ребенок не может внятно говорить хотя бы простые слова. Не говоря уже об предложениях из нескольких слов. Эти книги выглядят вот так:

– Марина Дружинина “Звуки”

– Генденштейн, Гербова, Громова.

У них много книг выпущено издательством Карапуз. Есть отдельные книжечки , а есть сборники в которых собрано много-много всего. Приведу для примера: Великая книга о Зайке

– Батяева “Альбом по развитию речи”. Дочка с удовольствием по нему занималась с 1,3. Задания идут от простого к сложному.

– Новиковская Ольга “Альбом по развитию речи для самых маленьких”. Похожа по содержанию на предыдущую.

– Серия изд-ва Карапуз «Начинаем говорить. Первые фразы»

Как-то так у меня получилось. Не считаю, что стоит покупать любую понравившуюся книгу. Надо оценивать библиотеку с точки зрения полезности для ребенка. Важно количество освещенных в книгах тем, а не количество книгожителей в книжном шкафу. Если есть интерес у ребенка к какой-то теме, автору, иллюстратору – можно покупать хоть 10 книг с различным содержанием. А если ребенок не интересуется темой космоса (например) , то ваши огромные, красивейшие атласы так и будут пылиться на полках. Важно предоставить ребенку выбор различных по тематике, форме подачи, иллюстрациям и авторам. После 3-х уже будет видно в каком направлении ваш малыш хочет продолжать свой читательский путь. И самое главное не расстаиваться, если вы в сообществе прчитали дневник чтения 1,5 годовалого малыша, который запоем слушает длинные тексты без картинок, а вы в 3 еще от картонок не отлипаете. Главное, чтобы у ребенка был интерес к книгам.

Источник