Что называют полезными ископаемыми 4 класс
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные:
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
Регулятивные:
- Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.
Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?
Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.
Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Что еще относится к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:
Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Ответы учащихся.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
4. Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Практическая работа.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану на стр. 149
1. Название.
2. Основные свойства.
3. Использование.
4. Где добывают в нашем крае.
5. Что может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Предметы |
1. Гранит | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятники |
2. Известняк | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | Кирпич |
4. Каменный уголь | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | Лекарства |
5. Нефть | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин | Мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | Ножницы |
Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.
Название | Свойства | Применение |
Глина | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи, посуда |
Песок | Сыпучие крупинки серого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.
Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
5. Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:
1. Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2. О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.
3. Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
4. Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
8. О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
6. Рефлексия
Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?
Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159
2) выполните задание в тетради на стр. 52
КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Урок познания мира в 4 классе.
(использование технологии критического мышления)
Учитель начальных классов: Зима Светлана Ивановна.
Май 2015 год.
Тема: Полезные ископаемые (обобщение).
Цель: обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании;
Развивать речь, познавательную активность учащихся, умение анализировать, делать выводы, творческие способности: фантазию, воображение;
Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.
Оборудование: карта РК, сигнальные карточки, кластеры, таблицы, ножницы, клей, цветная бумага, ватман, оценочные листы.
Ход урока.
1.Психологический настрой (создание коллаборативной среды, деление на группы).
2.Стадия вызова.
А) Мозговой штурм:
– криптограмма (зашифрована тема урока «Полезные ископаемые): групповая работа).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
И
М
С
Н
З
Л
Ы
Е
О
П
К
А
1 группа:
10
9
6
8
5
4
7
8
2 группа:
1
3
11
9
10
12
8
2
7
8
-Ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
-Мы изучили раздел «Полезные ископаемые». Давайте определим задачи нашего урока.
– блиц – опрос:
* что такое полезные ископаемые?
* назовите полезные ископаемые.
* найдите их месторождения на карте.
* на какие 2 группы делятся полезные ископаемые?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?
3. Стадия осмысления.
А) кластер (групповая работа):
1я группа: составление кластера «РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»;
2я группа: составление кластера «НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».
-защита работ.
Б) «Обучение сообща»: чтение текста, составление таблиц.
1я группа:
РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
2я группа:
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
– обмен информацией.
В) игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО» (сигнальные карточки: зеленые-ВЕРНО, красные-НЕВЕРНО).
-песок, глина, мрамор – полезные ископаемые (верно);
-полезные ископаемые добывают в лесу (неверно);
-места разработки ПИ называют местожительством (неверно);
-железная руда – это газ (неверно);
-самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области (верно);
-место добычи угля называется забоем (верно);
-нефть – это маслянистая жидкость, но плохо горит и оставляет много пепла (неверно);
-Карагандинский угольный бассейн открыл Аппак Байжанов (верно).
Г) Беседа (использование «тонких» и «толстых» вопросов):
-Какие полезные ископаемые человек использует в хозяйстве?
-Как полезные ископаемые используются человеком?
-Почему люди используют полезные ископаемые?
-Как вы думаете, а нужно ли экономить полезные ископаемые? Зачем нужно экономить?
-А все ли богатства земли надо экономить? Почему? Приведите примеры.
Д) слово учителя: Мы построили большие города, получили новые материалы, которых нет в природе, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы. Роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При это местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
Д) дискуссия.
-А как отвечает нам природа?
4. Рефлексия.
При выполнении творческой работы каждая группа будет «строить» объекты. Прежде, чем, приступить к «строительству», подумайте, какие полезные ископаемые вы используете и в каком количестве.
* творческая работа (аппликация):
-1я группа: «строительство» школы;
-2я группа: «строительство» больницы.
Защита работ.
-Какие полезные ископаемые вы использовали при «строительстве» своих объектов?
-ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?
*синквейн.
5. Итог урока (самооценивание: индивидуально каждому).
На уроке
Я на уроке
итог
интересно
работал
Понял все
скучно
помогал
Узнал больше, чем знал
неинтересно
отдыхал
Не понял
Оценочный лист (для групп).
1.криптограмма
2.блиц-опрос
3.кластер «Гроздь винограда»
4. чтение текста, обмен информацией
5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
6.творческая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
групповая работа).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
И
М
С
Н
З
Л
Ы
Е
О
П
К
А
1 группа:
10
9
6
8
5
4
7
8
2 группа:
1
3
11
9
10
12
8
2
7
8
кластер (групповая работа):
Рудные полезные ископаемые
Нерудные полезные ископаемые
1я группа:
РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
2я группа:
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 9ДЛЯ КАЖДОГО ИНДИВИДУАЛЬНО)
На уроке
Я на уроке
итог
интересно
работал
Понял все
скучно
помогал
Узнал больше, чем знал
неинтересно
отдыхал
Не понял
Оценочный лист (для групп).
1.криптограмма
2.блиц-опрос
3.кластер «Гроздь винограда»
4. чтение текста, обмен информацией
5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
6.творческая работа
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом.
- Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, слайды «Полезных ископаемых», фильм «Озеро Баскунчак».
Ход занятия.
- Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы на уроке поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли, но прежде чем приступить к новой теме проверим домашнее задание.
- Проверка домашнего задания.
Это мы сделаем при помощи тестов, которые лежат у вас на столе.
Тест «Поверхность и водоемы нашего края»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют…
а) холм;
б) гора;
в) плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют…
а) холмы;
б) плоскогорья;
в) терриконы.
4. Хранилища воды называют…
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.
5. К естественным водоемам относятся…
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.
7. Водоемы-это…
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.
– Заполните схему реки: Заполните таблицу:
Водоёмы | |
Естественные | Искусственные |
- Работа над новой темой.
– Ребята, давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми? (Природные богатства, которые добывают люди).
-Откуда добывает человек природные ископаемые? (Из недр земли).
-Как же образовались полезные ископаемые в недрах земли?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.
- Работа в группах.
-Каждый из вас возьмёт карточку. На ней написано название полезного ископаемого. Используя учебник вы должны подготовить рассказ по плану карточки-помогайки. На столе вы должны отыскать ваше полезное ископаемое и найти у доски условное обозначение и рассказать всё по плану.
План.
1.Название.
2.Условное обозначение.
3.Свойства.
4.Способы добычи.
5.Значение и применение.
6.Крупные месторождения.
(Гранит, известняк, торф, железная руда, каменный уголь,
Нефть, природный газ) показ слайдов.
Слайд 1.
Уголь.
-А знаете ли вы, что из каменного угля после переработки делают много самых разных лекарств? Аспирин, нашатырный спирт, пирамидон. При переработки угля получают каменноугольный дёготь из которого делают красители для ткани.
Слайд 2
Нефть.
Упаковка конфет-парафиновая бумага-продукт переработки нефти.
Пластмасса.
Газ. Слайд 3.
Железная руда.
Железо получают из руды. Слово руда происходит от древнерусского «рудый», что означает «рыжий», «красный».
Слайд 4.
Торф.
Торф называют- младшим братом каменного угля. Почему? Эти полезные ископаемые произошли от растений. Для образования торфа потребовалось несколько тысяч лет, а для образования каменного угля-несколько миллионов лет.
Слайд 4.
Известняк.
-Почему Москву иногда называют белокаменной?
В Москве каменные здания в 17-18 веках строили из белого известняка. Известняк для постройки домов добывали недалеко от Москвы и на баржах по реке доставляли в город. В Москве и сейчас можно найти некоторые здания построенные из известняка:
Слайд 5,6,7.
колокольня «Иван Великий» в Кремле, Большой театр.
Слайд 8,9.
Мрамор-вид известняка, который можно встретить на станциях метро, во дворцах культуры. Особенно красив полированный мрамор. Он бывает самых разных цветов.
-Какой драгоценный камень является известняком?
-Это жемчуг.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-это ветер сбивает росу
Руки в стороны, плавно помашем-это к нам птицы летят
Как они сядут ,тоже покажем-крылья сложим назад.
Песок и глина.
Доклад о месторождениях песка и глины в городе Электроугли и заводе керамических изделий.
Заполнение таблицы.
Полезные ископаемые | ||
Рудные | Нерудные | |
Строительные | Горючие | |
Железная руда | Гранит, известняк, песок, глина. | Уголь, торф, нефть, природный газ. |
Посмотрите какие полезные ископаемые ещё есть.
(золото,драгоценные камни)
-Я расскажу ещё об одном полезном ископаемом. О каком вы догадаетесь сами.
Раньше люди не умели добывать это полезное ископаемое, поэтому оно было очень дорогим. В некоторых странах были деньги из из этого полезного ископаемого. Любую покупку можно было оплатить кусками этого полезного ископаемого. Его выдавали за какие-либо заслуги как награду. Но не спешите. Долгое время добыча этого полезного ископаемого была очень трудоемкой. Сейчас стали известны крупные месторождения . Стало возможным добывать это полезное ископаемое в большом количестве и сейчас это полезное ископаемое есть в каждом доме и стоит совсем не дорого. Это необходимо каждому человеку.
V. Продолжение новой темы
Показ фильма «Озеро Баскунчак».
– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)
– Это ответ настоящего хозяина. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
VI. Закрепление изученного
– Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
-Почему они полезные?
– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом – гранит, в жидком -нефть, в газообразном – природный газ.
Кроссворд.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постамент,
Красивы станут и заметны.
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
По трубе течет,
Пироги печет.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Итог урока.