Что можно сделать полезного для города
Городская среда предназначена для удобства людей. И в этом направлении работают кучи умнейших изобретателей, которые постоянно что-то придумывают новое – от мелочей до масштабных проектов, лишь облегчить нашу с вами жизнь, сделать ее интереснее, комфортнее и удобнее. Все для людей. Может и мы скоро доберемся до подобного?
Место для ребенка, чтобы у вас была возможность сходить в туалет
Источник:
Удобное меню, чтобы вы видели, как выглядит пицца
Источник:
Мелочь, но такая нужная – прорезь для сумок
Источник:
Это “стоянки” для велосипедистов – встал на подножку, отдохнул
Источник:
И еще для велосипедистов
Источник:
В маленьком городе Павловск Воронежской области установили на площади станцию технического ремонта велосипедов с питьевым фонтаном и зоной отдыха.
Источник:
Источник:
Отверстия в перилах для слабовидящих людей – чтобы было понятно на каком вы этаже
Источник:
В галерее Флоренции есть объемные копии работ, чтобы слабовидящие люди тоже могли насладиться искусством
Источник:
Сингапур – фонтанчики-увлажнители воздуха
Источник:
Подушка для тех, кто лежит в очках
Источник:
Скамейка с откидной крышей
Источник:
Детские площадки
Источник:
Источник:
Источник:
Свет для всех
Источник:
Городская зарядка на солнечных батареях для мобильных и прочей техники
Источник:
Источник:
Источник:
И к вопросу о мусоре – важнейшая мелочь
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
По предварительным подсчетам ООН к 2030 году в городах будет проживать 80% населения Земли. Люди стремятся к комфортной жизни.
Но действительно ли жизнь в городе можно назвать комфортной? Разумеется, в мире есть города, которые сделаны для людей, но их единицы. Остальные же города скорее угнетают, чем делают нас счастливыми.
Фото: unsplash.com/@shrouda
Есть несколько вещей, которые действительно должны быть улучшены, если мы говорим об удобстве и счастье жителей городов.
1. Больше зеленых насаждений
С проблемой глобального потепления, многие страны еще в прошлом веке озадачились тем, чтобы сократить вырубку лесов и сажать больше деревьев в городской среде.
Деревья охлаждают планету, и дают тень жителям городов. Если вы живете в жарком городе, как например Краснодар, где летом воздух прогревается до 35-40℃, то понимаете всю ценность деревьев. В тени переносить такую жару намного легче.
Узнайте больше:
Деревья очищают воздух. А в наше время город нуждается в чистом воздухе как никогда. С ростом численности населения и владельцев автомобилей экологическая ситуация только ухудшается. Мы дышим выхлопными газами. Поэтому город нуждается в большом количестве деревьев.
Один из самых зелёных городов на планете — Сингапур. Фото: unsplash.com/@sergiosala
Кроме того, деревья дают нам эстетическое наслаждение и влияют на психическое здоровье. Природа успокаивает, снижает стресс и повышает настроение.
2. Транспортная развязка
Это актуальная проблема для больших городов. Тем не менее небольшие города тоже страдают от пробок. Опять же возьмем в пример Краснодар, который в 2016 году занял первое место по количеству автомобилей на душу населения. Старые узкие дороги просто нет возможности расширить, а те что можно давно расширили, но ситуацию это не спасло.
Постоянные пробки, даже днём — типичная ситуация для городов, в которых нет хорошей транспортной развязки. Никто не будет чувствовать себя счастливым, если часть своей жизни (как минимум 3 часа в день) человек вынужден тратить на пробки — в своем авто или в городском транспорте.
Данную проблему можно решить, если часть автомобилистов пересядет в общественный транспорт. И это уже происходит в некоторых городах мира. Но чтобы автомобилист пересел в общественный транспорт он должен быть…
3. Комфортный общественный транспорт
Что такое удобный общественный транспорт? Чистый, в хорошем состоянии, теплый зимой и прохладный в летнюю жару.
Более того, он должен четко следовать своему расписанию и иметь максимально удобный маршрут, чтобы пассажиры могли быстро добираться из пункта А в пункт Б.
Например, общественный транспорт в Краснодаре — это старые прогнившие троллейбусы с советских времён, и старенькие ПАЗы в качестве маршруток. Разумеется никаких кондиционеров в них нет.
Это фото действующего городского троллейбуса.
Это фото действующего городского троллейбуса.
Кто захочет пересесть с комфортного автомобиля с кондиционером в эти жаркие жестяные коробки?
Можно было бы пересесть на велосипед, но для этого нужны…
4. Велосипедные дорожки
Если есть хоть один город в России, где с велосипедными дорожками все замечательно, где велосипедисты не пытаются объехать толпы пешеходов по тротуару и не пробиваются через автомобильный поток, рискуя своей жизнью — напишите, пожалуйста в комментариях.
Но я уверена, что в России (да и во многих других странах), велосипедисты вынуждены как-то приспосабливаться.
Если власти города хотят облегчить транспортную ситуацию в городе, и мотивировать людей пересаживаться на велосипеды, они должны создать комфортные условия для велосипедистов.
Например, отделить велосипедные дорожки отдельно от автомобилей и пешеходов. Создать сеть велодорожек, чтобы велосипедист, который движется по ней, был уверен, что свернув на другую улицу, он продолжит по ней движение, а не попадет на дорогу с автомобильным движением.
На видео выше велосипедная дорожка в Гронингене, Нидерланды. Это рай для велосипедистов.
5. Комфортные места для отдыха, остановки и прочие строения
Иногда, кажется, что городские архитекторы и проектировщики зон отдыха не понимают, чем они на самом деле занимаются. Поэтому в городе можно увидеть скамейки, на которых неудобно сидеть. Либо скамейки, установленные в местах, где совсем не хочется сидеть.
Скамейка в парке Краснодара.
На фото выше скамья, установленная в городском парке, в месте, где хочется присесть и расслабиться. Но спинка у нее вообще не предназначена для того, чтобы на нее откидываться. Она очень неудобная.
Также в городах можно видеть остановки, которые не только лишены архитектурного стиля города, но и практически не защищают людей от солнца или осадков.
Источник
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: “А нам вообще позволено это делать?”
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу “сделай сам” –далеко не нова. Сам термин “тактический урбанизм” стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?
Источник
Благоустройство общественных пространств – это не только увеличение привлекательности мест досуга, но и рост экономического потенциала городов
Об авторе: Анастасия Долгорукова, студентка международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
В феврале 2020 года Всемирный банк представил исследование «The Hidden Wealth of Cities» (Скрытое богатство городов). Доклад предлагает городам раскрывать экономический потенциал за счет инвестиций в общественные пространства. Городские власти часто не уделяют достаточного внимания развитию качественных публичных пространств из-за непродуманного градостроительного планирования, бюджетных ограничений или других первоочередных приоритетов. В результате, эти объекты становятся городским пассивом, который истощает городской бюджет на свое поддержание.
Примеры 20 городов со всего мира, приведенные в публикации, иллюстрируют, как успешные общественные пространства помогают городам укрепить социальную сплоченность; способствуют здоровью и благополучию горожан; поддерживают местную экономику; стимулируют джентрификацию и рост предпринимательства; и привлекают дополнительные инвестиции в городские кварталы.
В 2019 году центр городской экономики КБ Стрелка опубликовал исследование, в котором была проведена оценка валового городского продукта (ВГП) крупнейших российских городов. Вывод этой работы — инвестиционные вложения в повышение качества городской среды связаны с увеличением объема ВГП.
Развитие общественных пространств является одной из успешных политик для экономического благополучия городов.
Благоустройство должно быть экономически целесообразно, так как происходит за счет привлечения инфраструктурных инвестиций. При дефиците денежных средств городские администрации вынуждены полагаться на местный бизнес, частные инициативы и партнерство с муниципальными органами.
Для повышения качества городской среды необходимо искать решения, способные улучшить общественные пространства в условиях ограниченных бюджетов.
Тактический урбанизм
Термин «тактический урбанизм» (Tactical Urbanism) подразумевает временные, маломасштабные и малозатратные мероприятия, направленные на улучшение городской среды. Данный подход позволяет без крупных вложений преобразить городскую среду и проверить, как будет работать пространство в новом формате. В случае успеха это позволит сразу получить экономический и общественный эффект и даст повод задуматься о более капитальных решениях.
Преимущество тактического урбанизма — вовлеченность граждан в жизнь города. Подобная инициатива побуждает государственные органы власти и градостроителей налаживать контакт с неравнодушными жителями для совместного решения городских проблем.
Супер-кварталы в Барселоне
В Барселоне уже долгое время реализуется известный проект «Superblocks». Цель проекта — закрыть часть улиц для автомобильного движения, предоставив их пешеходам. Идея основана на принципе «супер-кварталов» — кварталы объединяются в блоки 3×3 и внутри блока все улицы делаются пешеходными.
Фото: Urban Mobility Plan of Barcelona 2013-2018
Это проект рассчитан на 503 супер-блока. Для проверки эффективности такого решения власти города воспользовались тактическим урбанизмом и изменили пространство с помощью разметки, уличной мебели, деревьев в кадках и прочих передвигаемых объектов.
Это позволяет попробовать разные решения, перед тем как выбрать наиболее эффективное, и не нести издержки при реализации неудачных вариантов.
Общественное пространство на месте пустыря в Челябинске
Команда Льва Владова, известного как Челябинский урбанист, благоустроила общественное пространство, используя простые и дешевые материалы. С помощью паллет и небезразличных к городской среде людей они превратили пустырь в место рекреации и проведения досуга. Сам проект обошелся челябинским урбанистам в 25 тыс. руб.
Также командой Льва был реализован проект по созданию тротуара вместо парковки на площади перед зданием университета С помощью декоративных камней и клумб удалось организовать комфортный тротуар, практически не сократив количество парковочных мест, так как пространство на площади раньше использовалось неэффективно.
Фото: «Челябинский урбанист»
Сквер-перлога в Твери
Архитектор Никита Маликов договорился с городской администрацией, нашел спонсоров и организовал общественное пространство в историческом центре Твери на набережной Волги. Ему удалось создать сквер-перголу, где отдыхают люди и любой желающий может бесплатно провести свое мероприятие. Общая стоимость проекта составила 1 млн руб.
Качество общественного пространства измеряется не в количестве уложенной плитки или кубометрах залитого бетона. Можно создать пространство из доступных материалов с минимальным вмешательством в природу.
Набережная в Белгороде
Таким путем пошли в Белгороде при реконструкции набережной реки Везёлка. Вместо благоустройства из гранита и бетона, там решили сделать трехкилометровую прогулочную зону площадью 7,5 га за 164 млн руб.
Бюджет кажется внушительным, но для сравнения в Тюмени строительство 916 м гранитной набережной и зоны отдыха площадью 9,8 га стоит 535 млн руб.
Так выглядит набережная Везёлки после реконструкции:
А так выглядит набережная в Тюмени:
Фото: Varlamov.ru
Если городской бюджет не готов тратить деньги на благоустройство, то можно обратить внимание на общественные движения. Часто, чтобы сделать город лучше, достаточно не мешать людям.
Том Сойер Фест
Возможно, и в вашем городе проходит фестиваль «Том Сойер». Это волонтерское некоммерческое сообщество, действующее с 2015 года. Основное направление для них — спасение исторических зданий. Работы ведутся за счет пожертвований и усилий волонтеров, которые помогают в восстановлении исторического облика зданий.
Если в вашем городе есть исторические объекты, которые со временем ветшают и могут быть потеряны навсегда, а на их спасение нет средств — стоит обратиться к фонду «Внимание». Если вы готовы взять на себя работы по спасению исторической вывески, восстановлению исторического облика дверной группы, реставрации мозаичного панно или даже восстановлению целого здания — вы можете привлечь средства через краудфандинг с помощью фонда.
На момент написания статьи фонд успешно собрал средства на 26 проектов и успешно завершил 19 из них. Оставшиеся семь находятся в работе, открыт сбор средств еще на восемь объектов.
Фото: фонд «Внимание»
Грустная история «Активации»
«Активация» — группа архитекторов, которая была сформирована в 2011 году в Вологде. В течение года «Активация» смогла реализовать пять общественных пространств для отдыха вологжан. Всю архитектурную работу проводили участники проекта, на строительство объектов было затрачено 2,5 млн руб.
За один год проект смог организовать общественное пространство на набережной, открыть несколько сцен рядом с университетом и драматическим театром для проведения мероприятий и разместить скамейки на центральных улицах города.
К сожалению, все построенные объекты были снесены в 2018 году. Срок службы деревянных сооружений без ухода составляет пять лет. Город не стал следовать рекомендациям по уходу за пространствами, и они обветшали.
Какие еще способы благоустройства есть в условиях ограниченных ресурсов
Fabrication Laboratories или Фаблаб — это небольшие мастерские, оборудованные ручными инструментами, приборами и ЧПУ станками. Они создаются для того, чтобы у каждого человека была возможность прийти в лабораторию и смастерить что-нибудь своими руками. При этом не обязательно придумывать проект с нуля, многие хорошие решения уже выложены в открытый доступ как Open Source проекты. Достаточно найти тот проект, который подходит под нужную цель, и изготовить его. Фаблабы расположены по всему миру, в том числе и в России.
Один из примеров — объединение фаблаб-мейкеров для изготовления бесплатных защитных щитков против COVID-19 для медицинских работников:
Развитие в условиях ограниченных ресурсов возможно. Фаблабы могут стать местом формирования новых специалистов и общественных движений, у которых будут не только желание, но и умение реализовывать проекты в городах. Часто самостоятельное изготовление объектов может быть дешевле, чем покупка. Но большинство подобных проектов требует вовлечения мотивированных и заинтересованных людей. Городским властям необходимо поддерживать инициативы таких движений, чтобы даже с небольшим бюджетом достичь значимых результатов.
Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник