Что из поучения князя полезно знать нашим современникам

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.

2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.

3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.

4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.

5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.

7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.

8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

С начала XVI в. в официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство – наследник Византии («Москва – третий Рим»). Владимир Мономах – лицо, через которое московские государи получили от византийских императоров царский венец.

«Поучение» – сочинение Владимира Мономаха, состоящее их трех частей: собственно «Поучение», автобиографические заметки и письмо к князю Олегу Святославичу. В данном произведении Мономах обращался с размышлениями и советами прежде всего к своим детям как к «христианским людям». «Поучение» – это в первую очередь нравственная проповедь.

Формулируя для своих детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не простые «христианские люди», а русские князья. В то время межкняжеские отношения принимали сугубо договорной характер. Соблюдение договоров все больше зависело от доброй воли самих князей: для принуждения кого-либо из них к выполнению договорных условий на практике не оставалось другого средства, кроме нравственной проповеди – взывания к его христианской совести.

В. Мономах осознал, что в новой социально – политической обстановке, сложившейся на Руси к концу XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть.

Не следует проливать кровь того, кто причиняет зло, но тремя добрыми делами можно избавиться от врагов и победить их: покаянием, слезами и милостыней. В. Мономах не говорил о божественном происхождении власти. Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Он должен помогать обездоленным, чтить старых, остерегаться лжи, пьянства и других пороков.

Князь – великий труженик. Обращаясь к своим детям – князьям, Владимир неоднократно призывал их не лениться. Князь также милосердный судья. Честь себе князь приобретает не положением своим, а знанием. Поэтому своим детям он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь.

Творя добро, князь не должен лениться ни на что хорошее, и прежде всего к церкви. Призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

В автобиографических заметках автор прямо заявлял, что себя он не хвалит и не прославляет. Но хвалит и прославляет Бога, который его столько лет оберегал от смертельных опасностей и создал пригодным для всяких человеческих дел.

Мономах советует будущим великим князьям :

. Все дела решать совместно с Советом дружины ;

. Не допускать в стране «беззакония и неправды»;

. Вершить правосудие у него равнозначно понятию действовать «по правде», поэтому «оправдывать» означает — судить по закону;

. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Милли фирка

Слово «повелитель», как уже говорилось, по своему основному значению не отличается от «правителя», но обратимся к однокоренной группе слов и их значениям. Абсолютно очевидно, «повелитель» – это тот, кто повелевает.

«Повелевать» в свою очередь перекликается с выражением «по велению», то есть «по воле», а по своему основному определению обозначает «указывать, приказывать». Таким образом, получается, что «повелитель» заставлять других следовать только своей воле.

Читайте также:  Для чего полезна крапива как трава

Английский мыслитель и философ Томас Гоббс предлагает свой образ идеального государя в труде «Левиафан». Его точка зрения заключается в том, что народу без сомнения необходим повелитель, абсолютный монарх, главной целью которого, предположительно, должно быть обеспечение мира и безопасности его подданных.

Каким должен быть идеальный правитель

Требуются все три составляющих, любых двух мало. Но идеальное население — это население, которое обладает знаниями, навыками и драйвом, чтобы заботиться о своем физическом, финансовом и душевном здоровье.

Опять приведу пример. Допустим, мы строим множество местных больниц и завозим туда врачей. Они лечат крестьян, продолжительность жизни растет, смертность падает. Но при этом крестьяне не имеют понятия о гигиене, все время болеют холерой и дизентирией.

Важно

Другой вариант, мы создаем центры распространения знаний о гигиене. Крестьяне начинают мыть руки и устанавливать во дворах септики, учить этому детей.

Инфо

Результат тот же. Продолжительность жизни растет, смертность падает. Но уже не нужны врачи-бюджетники, чиновники распределители денег, и т.д.

Система работает правильно сама, больше регулирования не требуется. Врачей можно занять апендицитами.

В 18 веке местный совет принял решение, что должна быть черепичная крыша, каменные стены, деревья и цветы, и не выше трех этажей. С тех пор горожане так и строят. Они договорились и выполняют. Они скидываются на ремонт общих территорий. И живут богато и красиво не только внутри своих квартир, но и снаружи.

Это институты демократии, местного самоуправления. Московская многоэтажка — это сотни семей. Небольшой городок по европейским меркам. Он достоин иметь мэра, городской совет, налоги, бюджет и полицию. Тогда в нем будет внутренняя Швейцария. Совокупность таких маленьких швейцарий дает прекрасный район, совокупность прекрасных районов, город, в котором хочется проводить отпуск. Совокупность прекрасных городов — замечательную страну.

Никакой Петр I не сможет создать Швейцарию.

Каким должен быть идеальный правитель цитаты

Нынешние — министр Лавров, министр Шойгу, глава Чечни Кадыров, глава «Роснефти» Сечин и, если хотите, премьер Медведев — тоже очень хороши. Но, согласитесь, это не совсем та свита, которая делает короля.

Петр Великий немыслим без Алексашки Меньшикова, Екатерина Вторая — без екатерининских орлов.

Нужно подобрать персон соразмерного калибра и подержать на виду. Хотя бы до марта.

Каждый запросто может сам продолжить этот список рецептов.

Их суть — перетащить страну из той сумрачной альтернативной реальности, в которой она увязла, в другую, тоже альтернативную, но безмятежную.

Такую, где вождь идеален, окружающий мир тих и благостен, а милый народному сердцу застой, потерянный три года назад, каким-то чудесным образом вернулся.

Post navigation

Внимание

Существует класс людей, они очень склонны к сражению. До сих пор. Как например, буркасы или полиция. Вы слышали такое название, Непал.

Это небольшое государство, независимое государство, оно не находится в пределах Индии. Между Китаем и Индией. Всё население Непала это кшатрии.

Они хорошие борцы. Аналогичного сикхи, джатасы. Они также всегда склонны к борьбе.

Вы удивитесь, но Британская империя добровольно ликвидировалась, потеряв Индию. Британцы, они поняли, что из-за потери Индии у них нет больше возможности поддерживать Восточную империю.

И она ликвидировалась. Почему? В действительности вся британская империя держалась с помощью индийских солдат. Этих сикхов и буркасов. Они поддерживали всю империю.

Завоевав Индию, они распространили британскую империю на средний восток, и на дальний восток, просто благодаря сикхам и буркасам, их солдатам.

Идеальный правитель. эссе о том

Врагов они недолюбливают, но весьма ценят почтительные отзывы иностранцев о нашем начальстве. И эти отзывы просто обязаны звучать.

«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Вот идеальный отзыв, занимающий почетное место в умственном хозяйстве любого сталиниста. То, что Черчилль этого не говорил, никакого значения не имеет. Не в Англии живем. А у нас миллионы людей верят: авторитетнейший западный госдеятель и как бы противник тогдашнего нашего вождя полностью признавал его превосходство.

Сегодня нужно что-нибудь соразмерное. Многообразные иностранцы, вытаскиваемые для похвал у нас на экраны, слишком уж легковесны. Нужен всего один хвалитель, но такой, чтобы замерли все сердца.

Кто? Обаму с негодованием отметаем. Киссинджер слишком стар. Трамп был бы самое то, но по понятным причинам отпал. Значит, надо включить воображение.

LiveInternetLiveInternet

Мономах вошёл в историю не только как выдающийся политик и воин, но и как писатель, Учитель. Главное произведение Мономаха – «Поучение», известно нам благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 годом. «Поучение» – одно из первых дошедших до нас светских произведений, написанное Мономахом в назидание своим детям и потомкам.Мономах работал над «Поучением» до конца жизни. В «Поучении» князь подводит итоги своей государственной деятельности, и, шире, всего земного пути. Рассказывает нам об отношении к вере, власти, поданным, Родине, врагам. Поучение читается на одном дыхании, как завет не только сыновьям, но и «иным, кто прочтёт», завет потомкам.
Цитаты из «Поучения» 1. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

2. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».

3.»Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него».

4..»Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй».

«Ибо как Василий (Василий Великий – византийский богослов, архиепископ Кесарийский, около 330 – 379 гг.) учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что не ставить всеобщий почёт».

Читайте также:  Есть ли что полезное в халве

5. «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни».

6. «Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

7. «И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

8. «…пролейте слёзы о грехах своих…»

9. «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

10. «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

11. «Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

12. «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».

13. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

Источник: Древнерусская литература. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа: Вече, 2003. стр. 112 – 115.

Каким должен быть идеальный правитель

Поучение. Даже судебная деятельность правителя должна быть возможно сдержаннее, в интересах собственной страны и ее правопорядка. «Остерегайся карать, неповинного не убивай; наказывай битьем и заточением». Подданные – это не враги власти и государства, поэтому их надо по возможности вернуть к подчинению; казнить следует открытых мятежников.

Вместе с тем правителей неоднократно наставляют обогащать вельмож, продвигать воинов – ибо вся их власть всецело связана именно с этими слоями общества, на них опирается, ими поддерживается и охраняется от посягательств со стороны не только внешних врагов, но и тех, кто по своей политической роли противостоит власти правителя: жречества, областных правителей, полупокоренных племен вассалов.

Древневосточная монархия стала особым типом ранней госудаственности – первым из известных истории права.

Каким должен быть идеальный правитель цитаты мономаха

Государь является и правителем и повелителем одновременно, эта двуликость – залог успеха в управлении государством. Трудно поспорить с такой формулировкой, хотя после прочтения моментально возникает чувство отрицания, поскольку идеал все же привычнее воспринимать как нечто, лишенное недостатков. Однако нельзя не заметить, что государь Макиавелли проявляет реальную заботу о народе, хотя мыслитель сразу же относит это к обязательному пункту в деятельности государя, поскольку народ нужно приучать любить монарха. Умелый государь в данном случае должен успешно сочетать в себе и правителя, и повелителя, в нужные моменты переключаясь с одного на другого. Государь-правитель соотносится с волей своего народа, и правильно: ведь ему выгодно, чтобы люди были более менее довольны — в такой ситуации отпадает опасность заговора.

Источник

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале “Поучения” Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, “на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите”1. человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но “Поучение” – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор “Поучения” выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно “Поучение” перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В “Поучении” Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Читайте также:  Кому полезно вино из черноплодки в домашних условиях

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: “Я тебе не враг, не мститель… И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской”2.

Д.С. Лихачев отмечал, что “письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды”3.

В целом “Поучение” окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне4, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление “в сердце свое”. Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о “божьей мудрости” ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: “Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле”5.

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: “Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы””6.

Сам же Мономах готов к страшному суду: “На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу…”7.

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в “Слове о полку Игореве”, соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в “Поучение”, по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. “Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..”8.

Высокие представления об этических ценностях автор “Поучения” старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: “билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог”9, или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как “облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля”10.

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом “Поучение” раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно “Поучение”. Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в “Поучении” сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в “Поучении”?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в “Поучении”?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано “Поучение” с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. “Повесть временных лет”
    • “Повесть временных лет”. Краткое содержание
    • Легенда о княгине Ольге
    • Князь Святослав и князь Владимир
    • “Сказание о юноше-кожемяке”. “Сказание о белгородском киселе”
    • Повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Похвалы князьям и книгам
    • Вопросы и задания по “Повести временных лет”
  • “Поучение Владимира Мономаха”
  • “Житие Бориса и Глеба”. Князь Святополк окаянный
  • “Житие Феодосия Печерского”
  • “Киево-Печерский патерик”

Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Источник