Что делать если у ребенка полезные советы

Что делать если у ребенка полезные советы thumbnail

Нервные тики – это непроизвольные и бессознательные повторяющиеся движения мышц, которые могут затронуть часть корпуса. Эти автоматические движения возникают независимо от желания человека и не предназначены для выполнения каких-либо функций и задач.

Основная функция нервного тика – это снизить внутреннее психическое напряжение, тревожность, страх или скуку. Детские психологи считают, что это, своего рода, энергетический импульс. Например, если ребенок был взволнован каким-то событием, в котором он не смог выразить свои эмоции, появление нервного тика закономерно и не говорит о психических отклонениях. Когда он устал, находится под влиянием стресса, тревоги, вероятнее всего, у него появятся нервные тики.

Типы нервных тиков у детей

Наиболее распространенными нервными тиками являются те, которые затрагивают следующие органы и части тела:

– рот и горло (кашель, желание прочистить горло, скрип зубами, щелканье языком, желание грызть ногти, кусать внутреннюю часть щеки, жевать одежду и т.д.);

– глаза (постоянное мигание, дрожь век);

– нос (нюхать воздух и предметы);

– голова (держать голову повернутой в одну сторону, напрягать челюсти);

– плечи (поднимать и опускать плечо, как будто на нем что-то находится, что необходимо сбросить);

– руки (царапать себя, вертеть большими пальцами, постукивать себя, дергать себя за ресницы или волосы, теребить одеяло и т.п.);

– ноги (ноги быстро перемещаются небольшими резкими движениями, когда ребенок сидит; ноги напряжены).

Большая часть таких проявлений связаны с психологическими проблемами. Если есть основания полагать, что они могут быть вызваны другими заболеваниями, такими, например, как синдром Туретта (заболевание центральной нервной системы в детском возрасте, также характеризующееся множественными моторными тиками), необходимо провести общее обследование в детской поликлинике.

Что делать при нервных тиках у детей?

Начните с создания дневника, в котором вы будете внимательно записывать все моменты и ситуации, когда появляются тики, их интенсивность и частоту. Так путем можно определить ситуации повышенного риска (когда тики появятся почти наверняка), ситуации среднего риска (когда тики появляются время от времени) и ситуации низкого риска (когда тики встречаются редко).

Как только вы обнаружите, что чаще всего вызывает тики у ребенка, посмотрите, как вы можете повлиять на стрессовую ситуацию, вызвавшую тик. Например, вероятно, вам иногда надо быть более гибкими и уменьшить ваши требования, предъявляемые к ребенку. Родитель, который сам является перфекционистом (человеком, стремящимся к совершенству) и требует того же от своего ребенка, может этим вызвать у него стресс, хотя желает ему только добра.

Важно пытаться уделять как можно больше внимания ребенку во время приступов нервных тиков. Это можно делать любым подходящим способом. Постоянный нервный тик отрицательно влияет на детей, поскольку он их сильно беспокоит, создает большую напряженность. Ни в коем случае нельзя стыдить при этом ребенка, особенно в общественных местах, нельзя сравнивать его с другими детьми, не страдающими таким недугом. Это не только неэффективно, но может усугубить ситуацию. Это не повысит, а понизит самооценку ребенка. Можно ему просто сказать: «А ты заметил, что теребишь свои волосы или одеяло, когда смотришь телевизор?» В большинстве случаев он ответит отрицательно, но сам факт, что вы обратили на это его внимание, постепенно приведет к тому, что он осознает, что делает что-то не то.

Когда мышцы ребенка напряжены, необходимо заставить его совершить некоторые движения для расслабления и релаксации. Например, помогает глубокое дыхание. Можно просто прикоснуться к нему, успокаивая. Другой способ – это попросить его сделать движение в другую сторону, если, например, его головка все время повернута в одну сторону. Это иногда помогает.

Иногда подергивания глаз свидетельствуют о близорукости. Необходимо проверить ребенка у детского офтальмолога, чтобы выяснить, так ли это.

Если есть опасность травмы, когда ребенок грызет ногти или рвет на себе волосы, можно поставить некий физический барьер, который не даст ребенку совершать эти движения. Можно повязать косынку на голову, намазать ногти каким-то продуктом, имеющим неприятный вкус. Это, конечно, полумеры, но временно они помогают.

Если у ребенка присутствуют несколько форм нервных тиков, лечение может быть долгим. Необходимо проявить максимум терпения.

Есть ли кто-то в вашей семье, у кого была та же проблема? Тогда такой член семьи, которому в свое время удалось справиться с проблемой, лучше всех сможет помочь ребенку, рассказав ему свою историю, то, как он смог справиться со своими тиками.

Помогите ребенку выразить свои чувства, особенно, если вы обнаружили, что какая-то ситуация его сильно встревожила или травмировала. Часто словесное выражение своих чувств поможет избежать появления нервных тиков.

И не драматизируйте ситуацию – нервные тики, как правило, исчезают со временем.

Источник

Что делать если у ребенка полезные советы

Когда ваш ребенок просыпается больным, все рушится. Ваши родительские приоритеты тут же начинают конфликтовать с вашими рабочими приоритетами. Конечно, вам бы хотелось просто остаться дома и обнимать своего малыша до тех пор, пока он не выздоровеет, но у вас есть обязательства, дедлайны, надо понимать, дадут ли вам больничный, и не повлияет ли он на ваше положение на работе.

У меня за плечами шесть лет опыта в роли работающей мамы и трое детей в детском саду – это очень много больничных. К сожалению, у меня нет волшебных способов сделать больничные менее напряженными, но за это время я накопила определенное количество опыта и полезных советов, которыми я готова поделиться.

Советы из этой статьи подойдут не всем. Я работаю в офисе, и мне повезло, что у меня есть немного свободы относительно того, когда и как я решаю свои рабочие задачи. Примерно так же работает мой муж. Если вы работаете в других условиях, если вы единственный родитель или если ваш супруг работает из дома, то, скорее всего, ваш опыт больничных будет другим.

Итак, что же делать, если ваш ребенок заболел?

Что делать если у ребенка полезные советы

Спланируйте заранее

Примите тот факт, что ваш ребенок заболеет – особенно, если он ходит в детский сад. Вопрос не в том, заболеет ли он, а в том, когда он заболеет.

В среднем дети переносят восемь-десять простуд в год. Это не считая конъюнктивита, сыпи, ушных инфекций, необъяснимого жара и кучи других недугов, которые могут напасть на ребенка. У меня трое детей, и если все дети отходили в школу целую неделю – она считается удачной.

Если вы и ваш супруг работаете, очень важно спланировать больничный заранее. Иначе вы просто растеряетесь, когда ваш ребенок проснется с высоченной температурой в пять утра.

Во-первых, знайте свои права. Предоставляются ли в вашей компании больничные, на каких условиях, и сохраняется ли ваше рабочее место в экстренных случаях? Разберитесь в этом заранее. Во-вторых, разберитесь в правилах. Можно ли работать по полдня в случае болезни ребенка или переносить рабочие часы на другой день? Можно ли работать из дома, и на каких условиях?

Наконец, выясните, каковы правила вашего детского учреждения. Можно ли ходить туда с соплями? При какой температуре детей отправляют домой? В каком случае нужна справка, чтобы вернуться в сад или школу?

Что делать если у ребенка полезные советы

Что делать если у ребенка полезные советы

Что делать если у ребенка полезные советы

Запаситесь временем

Пережить болезнь ребенка намного проще, когда вам не надо беспокоиться о том, как она повлияет на вас в финансовом плане. Это может быть не актуально для тех, кто может потратить свой больничный на уход за больным ребенком.

Если это не ваш случай, то сэкономьте несколько дней отпуска, чтобы потом вы могли потратить их в случае болезни ребенка. Да, это не очень здорово, но иногда лучше пожертвовать несколькими днями отпуска, чем лишиться зарплаты за месяц.

Что делать если у ребенка полезные советы

Не прокрастинируйте

Это правило применимо всегда, но особенно оно актуально для работающих родителей в разгар сезона простуд.

Не оставляйте важные дела на последний момент. Особенно, если впереди дедлайн. По закону подлости, ваш ребенок заболеет за день до него.

Назначайте все важные встречи и старайтесь выполнить приоритетные задачи в первой половине дня, особенно, если ваш ребенок уже начал заболевать, или вы знаете, что в саду ходит инфекция. Таким образом, когда вы получите тревожный звонок из садика в середине дня, вам не придется срочно переносить встречи. Может быть, это прозвучит слишком радикально, но я всегда назначаю все свои встречи так рано, как только можно – мне слишком часто звонили из садика в середине дня!

Что делать если у ребенка полезные советы

Что делать если у ребенка полезные советы

Что делать если у ребенка полезные советы

Рассмотрите альтернативы

Я знаю, проще сказать, чем сделать. Но все же рекомендую вам рассмотреть альтернативные варианты присмотра за детьми.

Может быть, у вас на работе есть корпоративный детский сад? Или, может быть, у вас есть соседка, подруга или бабушка, которые готовы немного посидеть с ребенком?

Я хочу пояснить этот пункт, потому что знаю, что такие варианты часто предлагают в качестве легкого решения всех проблем, но далеко не всегда они реалистичны. Детские группы и няни могут дорого стоить, оставить ребенка с незнакомым человеком может быть не так-то просто, а найти соседа или друга, который охотно посидит с больным ребенком, может быть практически невозможно.

Единственный вариант из всех перечисленных, которым я когда-либо пользовалась, — это бабушка и дедушка, живущие неподалеку. Такая возможность появилась у нас совсем недавно и буквально нас спасла. Однако я думаю, что я была бы готова присмотреть за ребенком подруги, окажись она в безвыходной ситуации, так что всегда стоит поспрашивать и поискать альтернативные варианты.

Что делать если у ребенка полезные советы

Источник

Белновости

22.03.2020 09:52

Сергей Туманов

Все мы видим и ощущаем стремительные изменения, которые происходят сейчас в современном мире. Возросла скорость появления новых технических приспособлений, молниеносно можно обмениваться любой информацией.

Даже самый маленький ребенок так ловко справляется со всеми гаджетами, что складывается впечатление, как будто они родились уже с этими навыками. Однако по мере взросления взрослые замечают, что дети поздно начинают говорить, в движениях наблюдается неловкость и замедленная реакция, любую обучающую программу усваивают медленнее.

школа

Эксперт сетевого издания «Белновости», учитель начальных классов (коррекционный педагог), специалист по нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося поведения и развития ребенка, детский и семейный психолог Александра Кондрахина рассказала, что делать, если ребенок пишет с ошибками.

Уже с первого класса у ребятишек возникают трудности с написанием букв, письменных работ без орфографических или арифметических ошибок.

Причина такой проблемы носит комплексный характер. Физиологически наш организм не приспособлен так быстро перестраиваться под изменившиеся условия окружающей действительности.

Этот процесс длительный, разделенный на определенные этапы, каждый из которых необходимо пройти полностью. Чтобы ребенок научился писать, ему необходимо быть физически развитым: с раннего возраста больше двигаться, самому пробовать выполнять разные действия с предметами, развивая тем самым крупную и мелкую моторику.

Что же мы видим сейчас? Современные дети с появлением высоких технологий ограничены в движении. Проводя по гладкому экрану планшета, ребенок поднимает мультяшного героя вверх или, указывая направление, наблюдает за тем, как он спускается вниз по лестнице. Но это делает рисунок. Сам же малыш в этот момент сидит практически неподвижно.

Многие родители вместо того, чтобы создать условия, в которых малышу пришлось бы приложить некие усилия, сдвинуться с места и «добыть» себе игрушку, дают ее в руки. Ребенок слышит какие-то звуки, фразы с экрана телевизора или все с того же гаджета, но не имеет представления, что физически необходимо сделать, чтобы самому произнести слово.

Рецепт в этом случае самый простой – хотите, чтобы ребенок заговорил, говорите с ним постоянно, глядя ему в лицо с самого рождения; хотите, чтобы ребенок научился писать, – развивайте его физически, учите его писать.

Скорость выполнения любого действия, в том числе и скорость письма, зависит от двух факторов. Первый – это генетическая предрасположенность. Наш темперамент или скорость восприятия, изучения окружающего мира, быстрота реакции зависит от типа нервной системы. Ребенок появляется на свет со своей скоростью. Наша задача распознать, какая именно скорость у нашего ребенка, принять это и ни в коем случае «не переделывать» или «подстраивать» его под себя или под внешние условия.

Второй фактор медленного письма связан с навыком. Любое новое действие нашим организмом в целом и головным мозгом в частности воспринимается как сложная задача. И на освоение навыка у каждого из нас уходит определенное количество времени: у кого-то больше, у кого-то меньше.

Регулярность и частота повторений новых действий увеличивает скорость усвоения навыка. А дальше, как только организм запомнил последовательность или алгоритм действия, «включается» и скорость выполнения этого действия.

Современных детей очень рано начинают интеллектуально «накачивать» всевозможными знаниями, применяя высокие технологии. Объем информации, который необходимо усвоить ребенку за один только год обучения в школе, в 2.5 раза больше, чем это было 20–30 лет назад. Изучая за неделю 2-3 новых темы, у детей просто нет физически времени наработать новый опыт.

К процессу обучения ребенка навыкам письма следует отнестись очень серьезно. Необходимо понимать, что оно неразрывно связано с чтением. И отправляя на всевозможные курсы скорочтения или быстрого письма перед поступлением в школу ребенка, в надежде, что это поможет «хорошо» учиться, мы получаем обратный эффект.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок пишет с ошибками, то следует выяснить, какого рода ошибки допускает ваш ребенок:

  • Если в письменных работах вы видите ошибки, такие как пропуски, замены, «зеркальное» написание букв (цифр) или слитное написание предлогов со словом, неверный порядок действий в выражении или неправильно выбранное действие в решении задачи, то они связаны с нарушением работы определенных участков головного мозга, которые отвечают за развитие слухового восприятия, в частности, за развитие так называемого фонематического слуха (это не тот слух, когда мы кого-то слышим во время разговора, а тот, который помогает верно воспринимать звуки окружающего мира), зрительного восприятия (восприятия пространства). В этом случае можно говорить о нейропсихологической проблеме.
  • Если же вы видите орфографические или арифметические ошибки (например, неверно написана безударная гласная в корне, падежное окончание имени существительного, словарное слово, ответ при вычислениях получил неверный), то они могут быть связаны с тем, что ребенок не понял правило, пропустил тему по болезни или было мало времени уделено на отработку конкретной темы. А это может говорить о педагогической проблеме.

Таким образом мы с вами видим, что прежде чем решать какую-либо проблему, следует выяснить истинную причину медленного письма и характер ошибок. Для этого следует в первую очередь обратиться к нейропсихологу.

Педагогические проблемы можно решить самостоятельно.

· Объясните ребенку правило, чтобы он понял его суть.
· Попросите ребенка объяснить это же правило своими словами. Так вы поймете, уловил ли он суть.
· Покажите применение этого правила на 2-3 примерах.
· Проверьте, правильно ли ребенок понял, как применять это правило на практике, предложив ему 5-7 примеров.
Во время выполнения письменного домашнего задания по русскому языку просите ребенка выполнить следующее:
· Прочитай полностью предложение, словосочетание или слово, которое следует переписать в тетрадь.
· Прочитай каждое слово так, как оно написано в учебнике (например, бОрОда, а не как мы произносим [бАрАда].
· Произнеси еще раз слово, как ты его должен записать.
· Диктуя себе вслух, запиши это слово.

Для того чтобы увеличить скорость письма, необходимо регулярно тренировать этот навык.

Если вы самостоятельно не можете решить педагогические проблемы, то вам могут помочь логопед или репетитор.

Фото: © Белновости и личного архива эксперта

Последние новости

Главные новости

Источник

12 советов родителям, которые хотят воспитать успешного ребенка

Небольшое предисловие. Недавно Марина выпустила книжку «Как стать другом ребенку, оставаясь его родителем». Первый тираж разошелся быстро. Написана книжка аккуратно, без привычных для «воспитательной» литературы назиданий. Это с одной стороны. С другой, в ней есть некие «домашние задания», которые помогают родителям «проиграть» ситуации, оценить свои действия со стороны.

И второе. Если вы – мама или папа, которые считают, что успешность ребенка – это пятерки по всем предметам, это красный диплом вуза в рамочке на стене – тогда дальше этот текст не читайте. Для нас успешный ребенок, и вообще успешный человек – это счастливый человек, тот, который занимается любимым делом, у кого хорошая, надежная семья, кто чувствует себя свободно и уверенно. И не важно какие отметки он получал в школе. Если для ощущения счастья ему нужны пятерки – отлично. Но это не достижения из-под палки, через унижения и напор взрослых.

1. Родители должны стать ребенку другом.

– Для того, чтобы все сложилось в жизни и у родителей, и у детей, очень важно сохранить доверительные отношения, – рассказывает в эфире Радио «КП» Марина. – Они важнее дисциплины, важнее учебы…

– Но родители – это родители. Они должны воспитывать, направлять, – парирует Александр.

– Это, конечно, не тот друг, с которым вы вместе убежали с уроков или лягушку подложили кому-то в портфель. Это тот, кто не предаст вас, не побежит сдавать. Кто прикроет, когда вас начнут ругать. Это тот, кто выйдет из кабинета директора и не будет при всех орать, а скажет – слушай, ты неправильно поступил, давай-ка мы постараемся ситуацию исправить.

Я всегда говорю родителям – если вас вызывают в школу, никогда не идите на разговор с учителем вместе с ребенком. Потому что либо вы начинаете унижать ребенка в присутствии учителя, либо – учителя в присутствии ребенка. Плохо и то, и другое. Чаще в таком разговоре мы стоим и поддакиваем, когда ребенка ругают. Таким образом, мы лишаем ребенка опоры в нашем лице.

И еще – если родители приходит из школы после встречи с учителем или директором, ребенок не должен втягивать голову в плечи, ожидая головомойки. Когда я прихожу из школы мои дети говорят – ура! Потому что если возникла конфликтная ситуация, с которой учитель с ребенком сами не смогли разобраться, пришла мама и поставила все на свои места.

Пример. Одна замечательная мама рассказала мне историю такую. Они живут Подмосковье, а учатся в Москве. Ехать далеко. Выезжают очень рано, не высыпается ребенок. По пути покупают кофе. Мальчик на первый урок всегда заходит с кофе. Учителю это не нравилось. Возник конфликт. Обсудили ситуацию. Мальчик пришел на урок с двумя чашками кофе – вторую поставил на стол учителю. Точка.

2. Не создавайте ребенку искусственных трудностей

Некоторые родители считают, что ребенка нужно готовить к взрослой жизни и нагружают так, что и взрослый не выдержал бы – спортивная секция, репетиторы, занятия музыкой или в художественной школе, или на курсах робототехники…

– Я часто сталкиваюсь с мнением – давайте создавать детям искусственные трудности, – говорит Марина. – На мой взгляд, трудностей и так достаточно, и детям и так приходится их все время преодолевать. Дети живут сегодня в очень агрессивном мире.

– Можно подумать, в предыдущих поколениях был другой мир… – напоминает Александр.

– Да, вы знаете, действительно, мир был не таким злым. Вот еще пример. Года два назад мои ребятишки в соседнем доме вылезли на козырек над подъездом. Проходящая мимо тетенька закрыла окно изнутри и сказала – если пока я спущусь, вы еще будете стоять на этом козырьке, вызову полицию. Пока она спускалась со второго до первого этажа, они прыгали с этого козырька. В моем детстве тетенька могла нас за уши вытащить, накричать, нажаловаться нашим родителям, но спровоцировать опасную ситуации – нет. Слава богу обошлось, но ведь прыгая с козырька можно было и ноги сломать…

– Вы в прошлом учитель. Я знаю родителей, которые считают – учиться должно быть трудно, чтобы было как в жизни…

– Учеба должна быть интересной. Но и трудной. Наоборот, интересно – когда трудно, но ты смог трудности преодолеть. Мне кажется, что преодоление и есть самое интересное в образовании.

Другое дело, когда мы говорим о воспитании. Родители, которые сами выросли в совершенно другой технической среде, и не предполагают, что есть многие вещи, которым детей надо учить. Мама возмущается, что ее ребенок в 11 лет не умеет завязывать шнурки: я же завязывала! А у него прежде вся обувь была липучках.

Или мы с ребятами недавно ездили в поход на Алтай. В последний день я спрашиваю: расскажите, с чем вы уезжаете отсюда? Один мальчик говорит – я впервые налил себе борщ из кастрюли. Мальчик учится в музыкальной школе, играет на трех инструментах…

Родители должны стать ребенку другом, а не источником дополнительных трудностей

Фото: Мария ЛЕНЦ

3. Сформулируйте, почему вы решили завести ребенка

– Я часто задаю мамам, которые приходят на консультации, вопрос: зачем вы рожали ребенка? – Ну, как, это же очевидно. – Хорошо, сформулируйте. Оказывается: потому что все уже родили, а я еще нет. Потому что надо было удержать мужчину, чтобы сохранить семью. Потому что поздно было делать аборт… И люди понимают: что-то здесь не так.

В итоге мы приходим к ответу: я хотела реализоваться, как мать. Замечательно! Кто вам сказал, что вы можете реализоваться, как мать, только с отличником? Где написано, что, если отличник, то вы хорошая мать, а если троечник – то вы ехидна?

Мы ребенка взяли в долг. Нам дали счастье в долг, попользоваться какое-то время. И мы его должны, как порядочные люди, вернуть тому, у кого взяли. Подарить миру Вот счастье.

Ребенок – не твоя частная собственность, это человек, за которого ты несешь ответственность. Ты должен его научить, и ты должен выстроить отношения с ним…

Часто родители превращаются в коллекторов – я вот на тебя жизнь положил, я все деньги на тебя тратил, я тебе и английский, и драмкружок и кружок по фото, а ты, свинья неблагодарная такая выросла… Естественно, возникает вопрос – а я просил?

Понимание зачем вы завели ребенка поможет вам вырастить у вашего сына или дочери «крылья» за спиной.

4. Проводите больше времени со своим ребенком

– Как-то психолог опрашивал ребят и интересовался, как у них складываются отношения с мамами, – продолжает Марина. – У Лены мама работает топ-менеджером в Сбербанке, а у Леры мама продает помидоры на рынке. Понятно, в семье разный достаток. Но у Лены отношения с мамой не складываются, А Лера говорит: я хочу, чтобы моя мама все время работала продавцом. Потому что в восемь вечера она приходит домой. А у Лены мама приходит в десять вечера. У нее голова болит. И у нее не каждые пять минут по работе звонит телефон. И дочери она говорит: подожди, отстань, у меня завтра проверка.

Успешность – это когда ты можешь обеспечить себя всем, что тебе необходимо и чувствовать в этом себя уютно.

Приобщайте детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – считает Джулия Литкотт-Хаймс из Стэнфордского университета.

Можно ли считать, что успешный человек – это тот, который может о себе позаботится? Наверняка.

5. Верьте в ребенка

В исследовательском Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе проанализировали данные 6600 детей, рождённых в 2001 году. И сделали вывод: ожидания родителей относительно будущего сына или дочери оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

Только важно не давить – мол, у нас все поколения в семье врачи, значит и ты станешь врачом, а верить в то, что ваш ребенок выберет правильный путь. И показывать, что вы знаете, что он на этом пути достигнет многого.

В психологии есть эффект Пигмалиона: если вы ждете от человека высоких достижений, он постарается оправдать надежды.

Однако, если ребенок не смог соответствовать вашим достижениям – не разочаровывайтесь в нем, и тем более не показывайте этого. Он найдет другой путь. Главное, чтобы он не сломался, столкнувшись с первыми трудностями. И не впал в депрессию, потому что «не оправдал».

6. Создавайте хорошие отношения в семье

Это и понятно: дети, растущие в семьях, где постоянные скандалы и разборки, слишком много энергии тратят на то, чтобы успокоить противоборствующие стороны. Уважительное отношение – вот основа успеха. И, подчеркивают исследователи, не так важно в разводе родители или нет. Если они смогли и создав новые семьи остаться в дружеских отношениях, они остаются опорой своим детям.

– Крепкие отношения друг с другом, выстроенные в иерархии, когда родители и друзья ребенку, и наставники дают опору. А когда человеку есть на что опереться, он понимает – у него есть тыл, – подчеркивает Солотова.

7. Не гонитесь за показухой

Увы, часто для родителей успех ребенка – это способ самоутвердиться, показать себя выдающимся родителем в глазах соседей, знакомых, близких. Вот студентка выпрашивает отличную оценку, хотя уже устроилась на неплохую работу. – Зачем пятерка? – Мама хочет, чтобы я получила красный диплом.

– Такой подход к воспитанию, который – «ах, боже мой, что же станет говорить княгиня Мария Алексеевна» – ни разу не гарантия успешности. Кто-то из золотых медалистов пробился, а кто-то наоборот…, – напоминает Солотова. – Я не призываю бросить учебу и вообще перестать обращать на нее внимание. Но лучше организовать ее в пределах возможностей ребенка.

8. Обучайте математике и искусствам

– Изучение математики в ранней возрасте влияет не только на будущие достижения в точных науках, но и развивает чтение, логику, понимание текстов, – считает Грег Данкан из университета Калифорнии. – Это показывают исследование 35 тысяч дошкольников из США, Канады и Великобритании.

– Михаил Васильевич Ломоносов еще говорил: «Математику уже затем учить надо, что она мозги в порядок приводит».

Не менее важно развивать творческие навыки, возможность быть внутренне свободным. Эмоциональное образование – еще один ресурс развития, считает директор знаменитого Губернаторского Светленского лицея, что под Томском, Александр Сайбединов. В его школе учатся обычные поселковые ребята, а результаты у них высокие, потому что к любому уроку подходят творчески.

9. Показывайте правильный пример

Американский психолог Дайана Баумринд сформулировала четыре стилей воспитания, которые основываются на двух тактиках – чуткости и требовательности.

1. Авторитарный: высокая требовательность, низкая чуткость. Таких родителей дети скорее не любят, а боятся. Они вырастают тревожными, одинокими и несчастливыми. Хотя хорошо учатся в школе (бояться расстроить плохой оценкой).

2. Потворствующий: низкая требовательность, высокая чуткость. Такие родители по-настоящему любят детей, но не понимают, как их воспитывать. У таких пап и мам дети склонны «садиться взрослым» на голову и «ломаются», если сталкиваются со сложностями в жизни.

3. Пренебрегающий: низкая требовательность, низкая чуткость. Выросшие в такой семье не доверяют людям, плохо с ними коммуницируют. А потребность в любви выражают жестоким поведением.

4. Авторитетный: высокая требовательность и высокая чуткость. Вот такой стиль помогает детям стать успешными. Родителей уважают, любят, но при этом в семье есть правила, которые помогают и во взрослой жизни выстроить нужные отношения и дома, и на работе.

Лучший метод воспитания – показывать на своем примере, как правильно себя вести и как относится в людям. В том числе и маленьким.

Хорошие отношения в семье – залог успешного воспитания

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

10. Не ругайте за неудачи

Современная школа не дает права на ошибку. Но ведь именно на ошибках, на понимании, как их избежать, и учится человек.

– Мы не создаем своим детям позитивный образ взрослого мира, взрослой жизни, – размышляет Марина. – Первый вопрос, который я задаю родителям на консультации, – что вы рассказываете дома о своей работе? Если вы приходите домой и говорите – ой, какой ужас, завтра на работу, ой, скорее бы отпуск, ой, начальник дурак… И мы транслируем – учись, ребеночек, хорошо, станешь таким же замученным и несчастным, как я.

У детей до определенного возраста буквальное восприятие того, что они слышат. Пример. Как-то учительница начальных классов заходит в учительскую и говорит – ну, что, филологи, скажите мне как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» и «у рыбов нет зубов»? Мы говорим – очевидно, что у рыб нет зубов. Она говорит – ну и дуры, у рыб есть зубы, сказали дети.

Проблемы в жизни есть, ошибки мы все совершаем. Но мы умеем проблемы преодолевать, а из ошибок делать выводы. Поэтому почему бы не сказать: сын, в этом месяце сложности материальные, надо заплатить ипотеку, давай покупку твоего телефона отложим. У мамы болит голова, давай сделаем так, чтобы было тихо, пойдем и приготовим ужин…

11. Учите самоконтролю и ответственности.

Нужно научить детей контролировать свои желания. И тогда она вырастут более здоровыми и уверенными в себе.

– Есть такое хорошее правило – вместо, вместе, сам. То есть, сначала мы делаем вместо ребенка, потом делаем вместе с ребенком, потом – сам. Как понять, когда он готов к самостоятельным поступкам? А он сам скажет об этом! – говорит Солотова. – Также, как, если ребенок задает вопрос, он уже готов к ответу. Если мы этого ответа ему не дадим, значит, он этот ответ найдет где-то в другом месте. Моей дочке было 11 лет, когда она решила заняться конным спортом. А ипподром находится по диагонали ровно из одного конца города в другой, с пересадкой. И я сначала категорически сказала «нет». И тут до меня доходит, а почему нет? Потому что у меня нет возможности ее возить? Мы проехали весь маршрут: вот на этой остановке сойти, вот сюда пересесть. Как ты себя поведешь, если проедешь остановку, если у тебя сел телефон. Конечно, я переживала каждый раз, когда она уезжала. Но я сегодня очень рада, что ребенок действительно самостоятелен настолько, что, если ей надо, она доберется куда угодно.

Нужно трансформировать фразу «я за тебя боюсь» в убеждение «я за тебя спокоен, потому что научил тебя всему самому необходимому».

12. Больше уделяйте времени детям.

В университете штата Делавер (США) несколько лет назад закончили продолжительное исследование успешности детей. За группой ребят ученые следили от трехлетнего возраста до 32 лет. Выяснилось: те, кто рожден в небогатых семьях, становились более успешными, если и по окончании школы поддерживали с родителями теплые, дружеские, доверительные отношения. Так, как было заведено еще в младенческом возрасте.

Такие люди знали, что они окружены заботой и могут рассчитывать на поддержку.

– В прошлом году я провела анкетирование подростков и их родителей. И в нем было вопрос: вопрос – чего не хватает тебе в жизни и чего не хватает твоему ребенку? – рассказывает Марина. – Так было все – от компьютера до телефона, но многие написали: времени, проведенного с родителями. А вот все родители были убеждены, что детям не хватает айфонов, собак и прочего. И никто не написал – заботы мамы и папы.

Источник