Числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых

Государственный учет запасов состоит в том, что на 01.01 каждого года все горнодобывающие предприятия (независимо от форм собственности) и все геологоразведочные организации, занимающиеся разведкой промышленных месторождений, составляют отчетные балансы запасов по единой форме, утвержденной Центральным статистическим управлением (ЦСУ) – по форме 5-ГР, и направляют их в территориальные геологические фонды (ТГФ). ТГФ (каждый по своей территории) составляют сводные балансы запасов (по краю, области, автономной республике) и отсылают их в Москву во Всероссийские геологические фонды (ВГФ), который на основании территориальных отчетных балансов составляют сводный по стране государственный баланс запасов.

Порядок и сроки представления отчетных балансов утверждает ЦСУ.

Горнодобывающие предприятия и геолого-разведочные экспедиции обязаны представить свои отчетные балансы запасов в вышестоящие органы (комбинаты, объединения) не позднее 15.01 (по угольным месторождениям – к 20.01).

Комбинаты и объединения, проверив и уточнив балансы запасов предприятий, составляют на их основании сводные по комбинату (объединению) балансы запасов и отправляют их в территориальные геологические фонды не позднее 5 февраля (по углю – до 20 февраля).

В свою очередь ТГФ отсылают сводные балансы запасов по краям, областям и т.д. во ВГФ не позднее 1 июня.

Контроль за правильностью учета состояния и движения запасов на разведуемых месторождениях осуществляют отраслевые министерства, на действующих и строящихся объектах – отраслевые министерства совместно с Горнотехническим надзором.

Контроль за своевременным представлением отчетных балансов запасов лежит на ТКЗ. Методическое руководство осуществляет ГКЗ.

Основная цель государственного учета запасов – получение достоверных и систематизированных данных:

1 – о движении запасов за истекший год по всем эксплуатируемым, подготавливаемым к освоению, разведываемым и находящимся в резерве месторождениям;

2 – о степени обеспечения горнодобывающих предприятий разведанными запасами.

Это дает возможность:

1 – осуществлять научно обоснованное планирование годовой добычи различных полезных ископаемых, разведочных и поисковых работ в целом по стране;

2 – рационально и комплексно использовать МПИ;

3 – экономически оптимально размещать горнодобывающие предприятия;

4 – составлять схемы развития отраслей различных видов полезных ископаемых.

Сводный по стране баланс запасов составляется отдельно для каждого из 76 важнейших видов полезных ископаемых.

Учет состояния и движения запасов почти всех полезных ископаемых ведется по форме 5-ГР, угля и горючих сланцев – 5-ГР (рис. 1.34) (уголь), нефти, горючих газов и гелия, соответственно, по форме 6-ГР, 7-ГР и 8-ГР.

Сводный баланс запасов является основой государственного кадастра МПИ. Он содержит все наиболее важные и необходимые сведения о месторождениях, в том числе: их точное местонахождение, тип полезного ископаемого, его формационную принадлежность (для угольных месторождений – марки углей с выделением отдельной строкой коксующихся разностей), степень разведанности и промышленного освоения, годовую проектную и фактическую производственную мощность созданного на базе месторождения горнодобывающего предприятия. Для строящихся объектов отмечается начало строительства, для разведуемых месторождений – начало разведки. Для пластовых и горизонтально залегающих полезных ископаемых, предназначенных для открытой отработки, указывается мощность вскрыши и мощность залежи полезного ископаемого (например, для россыпей приводится мощность торфов и мощность «песков»).

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Форма № 5-гр
Утверждена приказом ЦСУ СССР от 29.04.83. № 244

ОТЧЕТНЫЙ БАЛАНС ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ за 20__ г.

_____________________________________________

наименование полезного ископаемого

Рис. 1.34. Отчетный баланс запасов. Форма 5-ГР

В сводном балансе запасы группируются по месторождениям, горнодобывающим предприятиям различных форм собственности, комбинатам, объединениям, акционерным обществам, краям, областям, автономным республикам, крупным экономическим районам и определяются в целом по стране. При этом месторождения располагаются в следующей последовательности: эксплуатируемые, подготавливаемые к освоению, резервные разведуемые, не намечаемые к освоению.

Отдельно подлежат учету балансовые и забалансовые запасы, запасы различной степени разведанности (категорий А, В, С1 и С2), утвержденные ГКЗ и ТКЗ и не утвержденные, но апробированные комиссиями по запасам, создаваемыми в министерствах и управлениях. Отдельно учитываются запасы по основным промышленным типам и сортам (маркам) руд и по способам отработки. Например, запасы россыпных месторождений золота должны подразделять на пригодные для:

1 – сплошной отработки драгами;

2 – гидравлической добычи;

3 – раздельной выемки на открытых или подземных работах.

Количество запасов по рудным месторождениям дается в виде дроби: в числителе – руда, в знаменателе – металл. Для каждого промышленного типа месторождений приводится среднее содержание полезных компонентов и вредных примесей, степень разубоживания.

Для месторождений угля и горючих сланцев указываются содержание золы, влажность, низшая удельная теплота сгорания, выход смолы, содержание серы и т.п.

В отдельных графах отчетного баланса запасов приводится движение запасов в течение прошедшего года, т. е. уменьшение или увеличение в результате добычи, потерь, разведки и переоценки, перевода из одной категории в другую, списания с баланса вследствие повышения кондиций или других причин, снятия с баланса в связи с передачей другому предприятию и т.п.

Отдельной графой указывается обеспеченность (в годах) действующих горнодобывающих предприятий разведанными балансовыми запасами (А, В, С1). Для горнодобывающих предприятий цветной металлургии она вычисляется по формуле:

Т= (49)

где: Т – количество лет;

Q – количество балансовых запасов руды, тыс. т.;

П – потери, %;

Р – разубоживание, %;

М – мощность предприятия, тыс.т.

Для угледобывающих предприятий указывается обеспеченность промышленными запасами как всего угольного разреза или шахты, так и отдельных участков, горизонтов.

К балансу запасов прилагается объяснительная записка, в которой отражаются:

1 – годовая проектная и производственная мощность предприятий;

2 – новые данные о геологическом строении месторождения;

3 – характеристика вновь оконтуренных рудных тел и залежей полезных ископаемых;

4 – качество (состав, сорт, марка) вновь разведанных запасов;

5 – горно-технические условия отработки месторождения;

6 – площадь и глубина подсчета запасов;

7 – суммарные затраты на разведки и себестоимость 1 т. разведанной руды и металла;

8 – обеспеченность (в годах) предприятия разведанными запасами;

9 – промышленные перспективы;

10 – предполагаемый срок освоения (для новых месторождений).

К записке прилагаются утвержденные Госгортехнадзором акты списания запасов (неподтвердившиеся, потерянные).

Отчет баланса запасов подписывается руководителем и главным геологом горно-добывающего предприятия, а на действующих объектах – и руководителем маркшейдерской службы.

Источник

Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минприроды России от 14 июля 2009 года N 207
____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2006, N 17 (ч.I), ст.1778; N 44, ст.4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3260; N 32, ст.3347; 2005, N 52 (ч.III), ст.5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N 25, ст.2723),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 января 2007 года,
регистрационный N 8857

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом МПР России
от 15 декабря 2006 года N 286

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2006, N 17 (ч.I) ст.1778; N 44, ст.4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3260; N 32, ст.3347; 2005, N 52 (ч.III), ст.5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N 25, ст.2723), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст.1110; 2005, N 33, ст.3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст.651; 2006, N 32, ст.3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации “О недрах” целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации “О недрах” государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам – балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.

11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.

12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.

Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.

13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 7, 12.02.2007

Источник

Государственный учет работ по геологическому изучению недр

Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.

Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений

4) создание особо охраняемых геоло­гических территорий

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.

Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятни­ками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохран­ность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологиче­ских и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на со­ответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обрабо­танных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с иденти­фикацией археологических находок).

В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования – обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.

Источник